Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция№ 2. Методологические основы специальной методики преподавания литературы.
План 1. Специальная методика преподавания литературы как наука. 2.Теоретические основы специальной методики. 3. Становление методики преподавания литературы как науки в ХIХв. Методика литературного образования - это не только итог анализа чужого опыта, но и результат осмысления целого ряда теоретических проблем преподавания литературы в специальной (коррекционной) школе. Методика преподавания литературы (специальная) рассматривает целый ряд вопросов, среди которых можно выделить: - цели и содержание литературного образования; -особенности восприятия художественной литературы дошкольником и школьником с нарушением речи; -методику анализа литературного произведения на уроках литературы; -организацию чтения, и формирование читательского интереса у детей с отклонениями в развитии, -проведение уроков литературы, взаимосвязь методов и приемов обучения. Соединением теории и практики характеризуются первый капитальный методический труд, известная книга Ф.И.Буслаева «О преподавании отечественного языка», лучшие методические работы В.Я. Стоюнина, В.П. Острогорского, А.Д. Алферова, М.А. Рыбниковой, В.В. Голубкова и других русских педагогов-словесников. Курс методики преподавания литературы призван помочь развитию творческих начал личности словесника специальной (коррекционной) школы V вида, сформировать у будущих учителей представление о литературном развитии школьников с нарушением речи, об исторической смене методов и приемов преподавания литературы, о наиболее характерных видах профессиональной деятельности учителя. Особое значение имеет при этом формирование сложного типа взаимоотношений между учителем и учеником, подготовка студента к самостоятельному творческому поиску формирования устной и письменной речи учащихся с речевой патологией, индивидуализации и дифференциации обучения литературе. Специальная методика преподавания литературы как одна из педагогических наук. Теоретические основы специальной методики (методологические, психологические, литературоведческие, лингвистические, коррекционно-педагогические). Связь специальной методики преподавания литературы с базисными науками: литературоведением, лингвистикой, педагогикой, психологией, логопедией, этикой, эстетикой, методикой преподавания русского языка и литературы в общеобразовательной школе. Основные методы исследования учебно-воспитательного процесса на уроках литературы в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи (изучение научной литературы, обобщение передового педагогического опыта, наблюдение за учебным процессом, метод опроса, эксперимент как способ проверки эффективности методико- педагогических исследований; использование количественных и качественных критериев). Взаимосвязь теоретических основ специальной методики преподавания литературы и школьной практики. Из истории специальной методики преподавания литературы. Становление методики преподавания литературы как науки в ХIХв. Развитие методической мысли в трудах Ф.И. Буслаева, В.И. Водовозова, В.Я. Стоюнина, В.П. Острогорского и др. выдающихся методистов, значение их трудов для развития специальной методики преподавания литературы. Использование для работы с детьми с ОНР программ и учебников. Формирование и развитие специальной методики преподавания литературы в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи как частной методики самостоятельного учебного предмета в 50-е гг. ХХ века. Значение основных положений научно-методических трудов М.А. Рыбниковой и В.В. Голубкова для разработки важных направлений специальной методики преподавания литературы. Определение теоретико-методических основ преподавания литературы в школе ведущими методистами 60-90-х гг. (Т.Г. Браже, Н.И. Кудряшов, Н.О. Корст, Н.В. Колокольцев, Г.И. Беленький, З.Я. Рез, Т.Ф. Курдюмова и др.). Поиск новых форм и методов обучения учителями-практиками в курсе литературы в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Современный этап развития методической науки преподавания литературы в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Специальная методика преподавания литературы как наука. Теоретические основы специальной методики. Специальная методика преподавания литературы как одна из педагогических наук. Теоретические основы специальной методики (методологические, психологические, литературоведческие, лингвистические, коррекционно-педагогические). Курс методики преподавания литературы предусматривает самообразование студентов в процессе овладения специальностью. Будущему учителю важно не только осознать специфику преподавания литературы в современной специальной (коррекционной) школе V вида, но и приобрести определенную перспективу, представление о возможных путях собственной творческой работы в школах того или иного профиля, о принципах создания авторских программ и учебных пособий. Ближайшие перспективы развития методики преподавания литературы: гуманизация учебно-воспитательного процесса, дифференциация обучения, интеграция предметов и конкретных методик, приближение уровня преподавания к уровню развития современной науки и культуры, создание новых технологий уроков, вариативных программ, интенсификация методов преподавания литературы, поиск новых форм обучения. Совершенствование преподавания литературы в специальной (коррекционной) школе V вида предполагает усиление нравственного, эстетического и эмоционального воздействия литературного произведения на читателя-школьника; -определение системных связей школьного курса литературы на разных этапах литературного образования; -воспитание самосознания и самостоятельности; - коррекцию речевого нарушения; -развитие читательского восприятия и интереса к чтению и изучению литературы; -развитие воображения и чувства прекрасного; -формирование творческого подхода к литературе. Список литературы: 1. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-н-Д,, 2000. 2. Власова Т.А.. Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., 1967. 3. Граудина Л.К. Русская риторика. Хрестоматия М., 1996. 4. Липкина А.И., Оморокова М.И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения в начальных классах. М., 1967. 5. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции детей. – М., 1978. 6. Негневицкая Е.Т., Шахнарович А.М. Язык и дети. – М., 1981.
|