Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема № 6. Организация работы с художественной литературой в школе 5 вида.
Коррекционная направленность уроков литературы. План 1.Требования к уроку. Подготовка учителя к уроку. 2. Основные этапы урока Различные классификации урока. 3.Наглядность и технические средства обучения на уроках литературы. 4.Организация работы с художественной литературой в школе 5 вида. Уроки литературы в школе 5 вида (анализ программных требований). Урок литературы в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Урок как форма учебной деятельности по литературе. Дидактические принципы обучения - основа современного урока. Взаимосвязь элементов эмоционального и логического на уроке литературы. Виды уроков по литературе и различные подходы к их классификации. Особенности типов уроков по литературе в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи, в зависимости от особенностей изучаемого материала, и уровня литературной и речевой подготовленности детей, от этапа изучения художественного произведения (вводный урок, урок чтения и усвоения прочитанного, урок анализа, заключительный урок). Взаимосвязь структурных элементов урока литературы. Соотношение индивидуальных и коллективных форм учебной литературы. Последовательность и системность развития навыков самостоятельной работы, обучение составлению планов, пересказов, словесному рисованию, отзывам и пр. Место урока литературы в системе организации речевой деятельности учащихся. Современные требования к уроку литературы. Реализация образовательно-воспитательных, коррекционно-развивающих задач в процессе изучения художественного произведения. Календарно-тематическое и поурочное планирование. Виды поурочного планирования. Методика составления поурочных планов и конспектов. Формы учета и контроля знаний, умений и навыков учащихся с тяжелыми нарушениями речи. Соотношение работы учителя и ученика на уроке. Пути активизации деятельности ученика на уроке. Специфика подготовки учителя к уроку литературы в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Урок литературы в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Урок как форма учебной деятельности по литературе. Дидактические принципы обучения - основа современного урока. Взаимосвязь элементов эмоционального и логического на уроке литературы. Виды уроков по литературе и различные подходы к их классификации. Особенности типов уроков по литературе в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи, в зависимости от особенностей изучаемого материала, и уровня литературной и речевой подготовленности детей, от этапа изучения художественного произведения (вводный урок, урок чтения и усвоения прочитанного, урок анализа, заключительный урок). Взаимосвязь структурных элементов урока литературы. Соотношение индивидуальных и коллективных форм учебной литературы. Последовательность и системность развития навыков самостоятельной работы, обучение составлению планов, пересказов, словесному рисованию, отзывам и пр. Место урока литературы в системе организации речевой деятельности учащихся. Современные требования к уроку литературы. Реализация образовательно-воспитательных, коррекционно-развивающих задач в процессе изучения художественного произведения. Календарно-тематическое и поурочное планирование. Виды поурочного планирования. Методика составления поурочных планов и конспектов. Формы учета и контроля знаний, умений и навыков учащихся с тяжелыми нарушениями речи. Соотношение работы учителя и ученика на уроке. Пути активизации деятельности ученика на уроке. Специфика подготовки учителя к уроку литературы в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Наглядность и ТСО на уроке литературы. Взаимосвязь наглядности и слова в процессе обучения литературе. Виды наглядности. Словесно-графическая наглядность в процессе анализа художественного произведения (работа с иллюстрациями, использование репродукций и т.д.). Особенности методики использования зрительной, слуховой, статической, динамической наглядности для активизации словаря учащихся. Значение средств наглядности и ТСО для развития ассоциативно-образного мышления учащихся с ОНР. Межпредметные связи на уроке литературы. Основные приемы реализации межпредметных связей на уроке литературы (связь с уроками русского языка, истории, смежных искусств). Значение межпредметных связей в обучении литературе учащихся с тяжелыми нарушениями речи. Особенности проведения словарно-фразеологической работы на уроке литературы. Словарно-фразеологическая работа как способ освоения содержания произведения и как средство развития речи учащихся с ОНР. Задачи и содержание словарной работы на уроке литературы. Отбор и презентация языкового материала (анализ соотнесения лексического значения слова с его синтаксическим употреблением, анализ лексической сочетаемости, активизация в речевых моделях опорных слов, словосочетаний, конструкций, закрепление в речевых образцах, осмысление эстетической функции слова в процессе чтения и анализа художественного произведения). Этапы накопления и расширения словаря: семантизация, использование в репродуктивной речи, употребление в продуктивной речи. Лексическая нагрузка на уроке литературы и психолого-педагогические особенности процесса восприятия и усвоения лексики анализируемых произведений. Предварительная работа по усвоению основного значения слова. Приемы презентации новой лексики. Материал изучаемых художественных произведений как основной источник обогащения словарного запаса учащихся с ОНР. Приемы закрепления словаря. Взаимосвязь выбора приемов семантизации художественного текста, лингвистических особенностей отобранного языкового материала и уровня языковой и речевой подготовленности учащихся с ОНР. Значение словарно-фразеологической работы при изучении художественных произведений на разных этапах обучения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ _____ЛИТЕРАТУРА_____ (предмет) Класс: 5 Кол-во часов в неделю: 4. Всего часов в год: 136. Учебник: Литература: 5 класс, учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 4-х частях (авт-сост В.Я. Коровина и др.) М: Просвещение. № Основные разделы программы Кол-во часов Примерное содержание 1 Устное народное творчество. 8 Малые жанры фольклора (колыбельные, считалки, скороговорки, загадки). Понятие о сказке. Виды сказок. Русские народные сказки. «Царевна-лягушка». Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Герои сказки в оценке народа. Бытовые сказки: «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» 2 Древнерусская литература. 3 Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет». Фольклорные мотивы 9 в летописи. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». 3 Русская литература 18 века. 1 Жанр басни. М. В. Ломоносов «Случились вместе два астронома в пиру…» 4 Русская литература 19 века: И.А. Крылов. Басни. 4 «Ворона и лисица», «Свинья под дубом». Юмор и сатира в басне. Осмеяние человеческих пороков. Мораль. «Волк на псарне». Отражение в басне исторических событий Отечественной войны 1812 года. Крылатые выражения, заимствованные из басен И.А. Крылова. 5 Русская литература 19 века: В.А. Жуковский «Спящая царевна», «Кубок» 4 В. А. Жуковский: страницы творческой биографии. «Спящая царевна». Черты народной и авторской сказки. Особенности сюжета, языка литературной сказки. «Кубок». Благородство и жестокость героев. Особенности жанра баллады. 6 Русская литература 19 века: А.С. Пушкин «Няне», «У Лукоморья», «Сказка о мертвой царевне...» 6 Детские и лицейские годы. Стихотворение «Няне». «У Лукоморья...». «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Противостояние добрых и злых сил в сказке. Сюжет и композиция, языковые особенности сказки. Своеобразие сказки. «Бродячие» сюжеты сказок. Народные и авторские сказки: сходство и различия. 7 Русская литература 19 века: А Погорельский «Черная курица или подземные жители» 4 Реальное и фантастическое в сказке. Характеристика героев сказки. Изменения в характере героя. Сюжетное своеобразие. 8 Русская литература 19 века: В.М. Гаршин «Attalea princes» 2 Сюжетное своеобразие сказки. Обреченность борьбы одиночек. 9 Русская литература 19 века: М.Ю. Лермонтов «Бородино» 4 Историческая основа стихотворения. Особенности восприятия героического сражения молодым солдатом и современным читателем. Тропы поэтической речи, образные выражения, рифма, ритм. 10 Русская литература 19 века: Н.В. Гоголь «Заколдованное место» 3 Понятие «быль». Поэтизация народной жизни в были. Сочетание комического и трагического, светлого и мрачного, реального и фантастического в были. 12 Русская литература 19 века: Н.А. Некрасов «На Волге», «Мороз, Красный нос», «Крестьянские дети» 3 «На Волге». Картины природы и судьба народа. Образы бурлаков. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины. Средства художественной выразительности. 13 Русская литература 19 века: И.С. Тургенев «Муму» 10 История создания рассказа «Муму». Портретная характеристика Герасима. Уточнение образа героя с помощью описания помещения. Герасим и барыня. Искалеченные судьбы Герасима и Татьяны. Финал рассказа. И. С. Тургенев – мастер художественной детали. Сюжет и композиция рассказа. Реализм и трагизм описанных событий. 14 Русская литература 19 века: Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» 8 Основные мотивы творчества. История создания рассказа «Кавказский пленник», отражение реальных исторических событий в произведении. Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика героев. Жилин и Дина. Душевная близость людей враждующих сторон. Смысл названия рассказа. Утверждение гуманистических идеалов в рассказе. Сюжет и композиция рассказа. 15 Русская литература 19 века: А.П. Чехов. Юмористические рассказы. 2 16 Поэзия 19 века 2 Стихотворения поэтов 19 века о родной природе. 19 Литература 20 века: И.А. Бунин «Косцы» 2 «Происхождение моих рассказов». «Косцы». Человек и природа в рассказе. 20 Литература 20 века: В.Г. Короленко «В дурном обществе» 8 Автор и рассказчик. Образ серого равнодушного города. Две семьи. Жизнь среди серых камней. 10 Нравственные проблемы, вставшие перед героем: Васина дорога к правде и добру. Портретная и психологическая характеристика героев повести. 21 Литература 20 века: П.П. Бажов Уральские сказы. 4 «Медной горы хозяйка». Сила характера Данилы- мастера. Отражение в сказе народных представлений о положительном герое. Образ Хозяйки Медной горы. Сказ и сказка. Другие сказы – по выбору учителя. 22 Литература 20 века: А.П. Платонов «Никита» 2 Единство героя рассказа с природой. Восприятие окружающего мира ребёнком. 23 Литература 20 века: С.Я. Маршак пьеса «12 месяцев» 6 Понятие о пьесе. С. Я. Маршак. Пьеса-сказка «12 месяцев». Положительные и отрицательные герои сказки. Сравнительная характеристика героев. Победа добра над злом. Сюжет сказки, ее своеобразие. 24 Литература 20 века: В.П. Астафьев «Васюткино озеро» 4 Понятие «автобиографический рассказ». Поведение героя в лесу, изменение его характера. Роль пейзажа в произведении. 25 Литература 20 века: К.Г. Паустовский «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». 4 «Тёплый хлеб». Сказка о труде и взаимовыручке. Сказочные и реальные мотивы в сказке. Народная мудрость. «Заячьи лапы». Природа и человек. 26 Поэзия 20 века 2 Стихотворения о родной природе. И. А. Бунин, С. А. Есенин, С. А. Клычков. «Родина неяркая моя» в стихотворениях Н. М. Рубцова, Дон-Аминадо, Д. Б. Кедрина, А. А. Прокофьева. 27 Литература 20 века: юмористические произведения. 3 Саша Чёрный «Кавказский пленник». «Игорь- Робинзон». 28 Поэты и писатели 20 века о Великой Отечественной войне. 3 А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста». К. М. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…». Дети и война. 29 Зарубежная литература: Д. Дефо «Робинзон Крузо» (главы из романа) 6 Д. Дефо «Робинзон Крузо, его жизнь и необычайные приключения». Как Робинзон Крузо попал на остров. Характер героя, его умение выстоять в любых жизненных обстоятельствах. Робинзон и Пятница. Стремление героя к поставленной цели. 30 Зарубежная литература: Г.Х. Андерсен «Снежная королева» 8 Сказка «Снежная королева». Кривое зеркало. Два портрета Снежной королевы. Душевная чёрствость колдуньи, помощь принца и принцессы. Маленькая разбойница, финка, лапландка. Мужественное сердце Герды. Нравственные проблемы в сказке. Вечные ценности в жизни человека. Художественное произведение и кинематография. 31 Зарубежная литература: Ж. Санд «О чем говорят цветы». 2 Сюжет и своеобразие рассказа. 32 Зарубежная литература: Р. Л. Стивенсон «Вересковый мед» 3 Народная и литературная баллада. Подвиг героя во имя сохранения тайны предков, их традиций. Романтические и мистические баллады (по выбору учителя) 33 Зарубежная литература: М. Твен «Приключения Тома Сойера» 6 Характер Тома. Неприятие героем фальши взрослой жизни. Жизнь и заботы главного героя и его друзей. Радость игры. Том, Гек, Бэкки, Сид. Сюжетные линии повести. Эпизод в сюжете эпического произведения. Приемы юмористического повествования. Герои литературного произведения и кинематография. 34 Зарубежная литература: Д. Лондон «Сказание о Кише» 4 Д. Лондон. Удивительная жизнь писателя. «Сказание о Кише» - рассказ о взрослении человека в суровых условиях. 35 Зарубежная поэзия. 2 по выбору учителя11 36 Диалог искусств: литература, музыка, живопись, кинематография. 1 по выбору учителя
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ _____ЛИТЕРАТУРА_____ (предмет) Класс: 6 Кол-во часов в неделю: 4. Всего часов в год: 136. Учебник: Литература: 6 класс, учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 4-х частях (авт-сост В.П. Полухина, В.Я. Коровина и др.) М: Просвещение. № Основные разделы программы Кол-во часов Примерное содержание 1 Устное народное творчество. 4 Русские традиции праздников. Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни. Пословицы и поговорки, потешки, шутки. 2 Древнерусская литература. 3 Жанр летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о Белгородском киселе». 3 Русская литература 18 века. Басни И.А. Крылова, И.И. Дмитриева. 3 Басня И.И. Дмитриева: «Муха». Басни И.А. Крылова: «Осел и Соловей», «Листы и корни», «Ларчик». 4 Русская литература 19 века: А.С. Пушкин. Лирика. 4 Лицейская лирика. «И.И. Пущину». «Узник». «Зимнее утро». Тропы поэтической речи. Двусложные размеры стиха. 5 Русская литература 19 века: А.С. Пушкин «Дубровский». 18 Исторические и бытовые подробности в романе. «Заочная» экскурсия в русскую усадьбу 19 века. Ссора помещиков. Характеристика героев романа: Троекуров и Дубровский-старший. Характеристика молодого Дубровского. Дубровский – благородный разбойник. Маша Троекурова. Поступки героев и их мотивы. Обобщение представлений о жанре романа. Сюжет и композиция романа. Герои романа «Дубровский» в кино, музыке и живописи. 6 Русская литература 19 века: М.Ю. Лермонтов. Лирика. 4 Стихотворение «Парус». Анализ художественных средств. «На севере диком…», «Утёс», «Листок», «Три пальмы». Лирический герой в поэтическом произведении. Тропы поэтической речи. Трехсложные размеры стиха. 7 Русская литература 19 века: Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» 12 Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» «Ночь перед Рождеством». Характеристика героев. Способы изображения положительных и отрицательных героев. Приёмы юмористического повествования. Своеобразие бытовых описаний. Отражение народных представлений о добре и зле. 8 Русская литература 19 века: И.С. Тургенев «Бежин луг» 2 И.С. – Тургенев – мастер литературного пейзажа. Рассказ и очерк, сопоставление героев как прием создания характеристики. 9 Русская литература 19 века: Н.А. Некрасов «Железная дорога» 4 Исторические факты, являющиеся основой произведения. Роль пейзажа в стихотворении. Сочетание реальных и фантастических картин в стихотворении. 10 Русская литература 19 века: Н.С. Лесков «Левша» 8 Сказ как жанр литературы. Царь и его окружение. Роль атамана Платова в судьбе Левши. Судьба мастера - судьба народа. Автор и сказитель в произведении. Особенности языка произведения. 12 Понятие о национальном характере. «Богата талантами русская земля». 11 Русская литература 19 века: А.П. Чехов. Юмористические рассказы 2 12 Литература 20 века: А.С. Грин «Алые паруса» 8 А. Грин. Страницы биографии. «Алые паруса» (главы из феерии). Образ Лонгрена. Жизнь в Каперне. Ассоль. Ассоль и Грэй. Реальное и фантастическое в произведении. «Надо только верить в чудеса!» Герои произведения в кинематографии. 13 Литература 20 века: А.П. Платонов «Неизвестный цветок» 2 14 Литература 20 века: М.М. Пришвин «Кладовая солнца» 6 Понятие «сказка-быль». Характеристика героев: Настя и Митраша. Роль пейзажа в произведении. Реальное и сказочное в произведении. Сюжет и композиция. 15 Литература 20 века: В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой» 3 Герой рассказа и левонтьевские ребятишки. Нравственные ценности в жизни человека. 16 Литература 20 века: В.Г. Распутин «Уроки французского» 8 Отражение в рассказе трудностей послевоенного времени. Герои рассказа: портрет, характеристика, поступки. Душевная щедрость учительницы. Смысл названия рассказа. «Уроки французского» - уроки жизни. 17 Литература 20 века: В.М. Шукшин «Срезал» 2 «Странные люди» - герои Шукшина. 18 Литература 20 века: Ф.А. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла» 3 Личности, которые можно назвать яркими. Сюжет рассказа. Приемы юмористического повествования. 19 Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века. 3 А.Блок, С. Есенин, А. Ахматова, Н. Рубцов. 20 Литература народов России (обзор) 2 21 Произведения поэтов и писателей 20 века о Великой Отечественной войне. 3 К.Симонов, Д.Самойлов. Песни о Великой Отечественной войне (по выбору учителя) 22 Мифы Древней Греции: Подвиги Геракла. Легенда об Арионе. 8 Литература и искусство Древней Греции. Мифы Древней Греции. Боги и герои. Героические мифы. Мифы о Геракле. Скотный двор царя Авгия. Яблоки Гесперид. Двенадцать подвигов Геракла. Легенда об Арионе. Древнегреческая мифология и звёздное небо. Образные выражения, заимствованные из древнегреческой мифологии. Сюжеты и образы древнегреческой мифологии в творчестве поэтов, писателей, художников. 23 Зарубежная литература: Гомер. «Илиада», «Одиссея» (фрагменты) 4 Гомер и его поэмы «Илиада» и «Одиссея». Значение поэм Гомера. 24 Зарубежная литература: М. де Сервантес «Дон Кихот» (обзор) 3 Своеобразие произведения. Благородство и безумие героя, смешное и трагическое в романе. Донкихотство как общечеловеческое явление. Дон Кихот – «рыцарь печального образа или образ печального рыцаря?» Герои Сервантеса и современность. 25 Зарубежная литература: И.Ф. Шиллер «Перчатка» 2 И.Ф. Шиллер «Перчатка» (пер. М. Ю. Лермонтова) И.Ф. Шиллер «Перчатка» (пер. В.А. Жуковского) 26 Зарубежная литература: П. Мериме «Маттео Фальконе» 3 Жанр новеллы. Сюжет новеллы, характеристика героев. Способ создания героического характера в новелле. 27 М. Твен «Приключения Гекльберри Финна» 4 Сюжетные линии повести. Эпизод в сюжете эпического произведения. Характеристика героев. Приёмы юмористического повествования. 28 Зарубежная литература: А. де Сент- Экзюпери «Маленький принц» 5 Герои сказки, их характеристика. Реальное и фантастическое в сказке. Психологизм сказки. Нравственные уроки жизни. 13 (отрывки) 29 Стихотворения зарубежных поэтов 19-20 века 2 по выбору учителя 30 Диалог искусств: литература, живопись, музыка, кинематография.
1 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ _____ЛИТЕРАТУРА_____ (предмет) Класс: 7 Кол-во часов в неделю: 3. Всего часов в год: 102. Учебник: Литература: 7 класс, учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 4-х частях (авт-сост В.Я. Коровина)М: Просвещение. № Основные разделы программы Кол-во часов Примерное содержание 1 Устное народное творчество. 8 Былины. Исторические и художественные основы былин. «Вольга и Микула Селянинович». «Садко». Русские пословицы и поговорки. 2 Древнерусская литература. 6 «Поучения Владимира Мономаха», «Из похвалы Ярославу и книгам». Жанр поучений в русской литературе. Образ выдающегося общественного деятеля. «Повесть Петре и Февронии Муромских». Фольклор и литература: преемственность и различия. 3 Русская литература 18 века. 2 М. В. Ломоносов и реформа литературного языка. Поэтическое творчество М. В. Ломоносова. Г.Р. Державин (обзор творчества) 4 Русская литература 19 века: В.А. Жуковский «Лесной царь» 1 5 Русская литература 19 века: А.С. Пушкин «Медный всадник», «Станционный смотритель», «Песнь о вещем Олеге», «Борис Годунов» 14 «Медный всадник» Замысел и история создания произведения. Реальное и фантастическое в поэме. Сюжет и композиция поэмы. Власть, стихия, человек. Анализ мотивов поэмы. «Повести И.П.Белкина» «Станционный смотритель». Портрет, пейзаж и интерьер в художественном произведении. Характеристика героев. «Маленький человек» в изображении А.С.Пушкина. Реалистические традиции в произведении. «Песнь о вещем Олеге». Отражение русской старины в произведении. Особенности формы и содержания «Песни», тема судьбы в произведении. «Борис Годунов». Историческая основа произведения (обзор). 6 Русская литература 19 века: М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича...». Лирика. 7 «Песня про царя Ивана Васильевича…». Сцена пира у Ивана Грозного. Отражение русского уклада жизни, традиций, обычаев в произведении. Кулачный бой на Москве-реке. Характеристика героев. Степан Калашников – носитель лучших качеств русского национального характера. Роль пейзажа в произведении. Тропы поэтической речи. Фольклорные традиции в «Песни...». Лирика М.Ю. Лермонтова. 7 Русская литература 19 века: Н.В. 10 Историческая основа повести 14 Гоголь «Тарас Бульба» «Тарас Бульба». Отражение в произведении исторической обстановки и быта. Образ Запорожской Сечи. Тарас Бульба и его сыновья (характеристика героев). Раскрытие характеров героев. Речь Тараса Бульбы о товариществе. Предательство Андрия. Смерть Остапа. Смерть Тараса Бульбы. Тема верности и предательства, Родины и любви в произведении. Актуальность нравственной проблематики произведения в наши дни. 8 Литература 19 века: И.С. Тургенев «Бежин луг», Стихотворения в прозе. 2 Роль пейзажа в художественном произведении. Своеобразие формы и содержания стихотворений в прозе. 9 Литература 19 века: Н.А. Некрасов «Русские женщины» 6 «Русские женщины». Историческая основа произведения. Судьба страны – судьбы героев. Характеристика героев. Сюжет и композиция произведения. Вечные ценности в жизни человека. Тема и идея поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины». Художественные образы и кинематография. 10 Литература 19 века: М.Е. Салтыков- Щедрин «Как один мужик двух генералов прокормил» 2 М. Е. Салтыков-Щедрин. Писатель и публицист. Сказки. «Как один мужик двух генералов прокормил». Исторические реалии в произведении. Юмор и сатира в произведении. 11 Литература 19 века: Л.Н. Толстой «Детство» (главы) 4 «Maman», «Каким человеком был мой отец». «Классы», «Наталья Савишна». Яркие воспоминания детства. 12 Литература 19 века: А.П. Чехов. Рассказы. 2 Юмор и сатира в произведении. 13 Литература 20 века: И.А. Бунин «Цифры» 2 14 Литература 20 века: М. Горький «Детство», «Данко». 12 Автобиографическое начало в повести. Жизнь в доме Кашириных. Характеристика героев. Поступки героев и их мотивы. История Цыганка. Светлые и темные стороны жизни Алеши Пешкова в доме деда Каширина. «Данко». Подвиг во имя людей. 15 Литература 20 века: В.В. Маяковский 2 В творческой мастерской. «Необычайное приключение...». «Хорошее отношение к лошадям» 16 Литература 20 века: А.П. Платонов «Юшка», «Неизвестный цветок» 2 Нравственные проблемы в произведении. 17 Литература 20 века: А.Т. Твардовский. Поэзия 1 18 Литература 20 века: А.Ф. Абрамов «О чем плачут лошади». Е.И. Носов «Кукла», «Живое пламя». Ю.П. Казаков «Тихое утро» 6 Герои и сюжет рассказа. Нравственные проблемы в произведении. 19 Литература 20 века: Д.С. Лихачев Публицистика. 1 20 Поэзия 20 века. 2 В. Брюсов, Ф. Сологуб, И. Бунин, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов. 21 Поэзия: час мужества. 2 Стихи поэтов 20 века о войне (по выбору учителя) 22 Зарубежная литература. 8 Роберт Бёрнс. Основные мотивы творчества. Своеобразие поэзии. Джордж Гордон Байрон. «Властитель дум» целого поколения. Восточная литература. Японские трёхстишья. Своеобразие жанра. Дж. Олдридж «Отец и сын». О. Генри «Дары волхвов». Л. Пиранделло «Черепаха»15
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ _____ЛИТЕРАТУРА_____ (предмет) Класс: 8 Кол-во часов в неделю: 3. Всего часов в год: 102. Учебник: Литература: 8 класс, учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-х частях (автор-составитель В.Я. Коровина и др.) М: Просвещение. № Основные разделы программы Кол-во часов Примерное содержание 1 Устное народное творчество. 2 Устное народное творчество – золотое наследие старины. Русские народные песни. Частушки. Предания. 2 Древнерусская литература. 4 Житийный жанр в древнерусской литературе. «Повесть о житии и храбрости Александра Невского». «Повесть о Шемякином суде». 3 Русская литература 18 века. 4 Н.М. Карамзин «Наталья – боярская дочь». 4 Русская литература 19 века: И.А. Крылов. Басни 1 5 Русская литература 19 века: К.Ф. Рылеев «Смерть Ермака» 1 6 Русская литература 19 века: А.С. Пушкин «Капитанская дочка» 15 «Капитанская дочка». Историческая основа повести. «История Пугачёва». Воспитание дворянских детей. Формирование взглядов и характера Петра Гринева. Встреча с вожатым. Обманчивая тишина Белогорской крепости. Гринёв и Швабрин. Проблема чести и достоинства. Падение Белогорской крепости. Зеркальные сцены в повести: два военных совета. Образ Петра Гринёва. Образ Маши Мироновой. Образ Пугачёва. Финал повести. Вечные ценности в жизни человека. Сюжет и композиция произведения. Герои повести в кинематографии. 7 Русская литература 19 века: М.Ю. Лермонтов Лирика. «Мцыри» 8 Лирика (обзор). История создания поэмы «Мцыри». «Смятение чувств» героя. Сцена битвы с барсом. Роль пейзажа в произведении. Тропы поэтической речи. Сюжет и композиция поэмы. Традиции романтической поэмы и их осмысление в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». 8 Русская литература 19 века: Н.В. Гоголь «Ревизор» 13 История создания комедии «Ревизор». Знакомство с действующими лицами. Завязка комедии. Уездный город в изображении писателя. Хлестаков и городничий: интерпретации художественных образов комедии. Смех как единственное «честное, благородное лицо комедии». Своеобразие интриги, конфликта и жанра. Разоблачение нравственных и социальных пороков. Приемы сатирического изображения персонажей. Анализ финальной сцены комедии. Общечеловеческое содержание созданных Гоголем образов. Хлестаков и «хлестаковщина». Понятие о «миражной интриге». «Хлестаков – кто же он на самом деле?» Театральные 16 интерпретации пьесы (обзор). 9 Литература 19 века: И.С. Тургенев «Ася» 6 Повесть «Ася». Образ Аси и её брата. Понятие «тургеневская» девушка. Драма рассказчика, обречённого на одиночество. Мотив нравственного превосходства «тургеневской» девушки в силе характера. Сюжет и композиция произведения. Автор и рассказчик в произведении. 10 Литература 19 века: М.Е. Салтыков- Щедрин «История одного города» (отрывок) 2 Художественно-политическая сатира. Образы градоначальников. Средства создания комического. 11 Литература 19 века: Н.Лесков «Старый гений» 2 Нравственные проблемы рассказа. Сатира на чиновничество. 12 Литература 19 века: Л.Н. Толстой «После бала» 3 Историческая эпоха, отраженная в рассказе. Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа. Мысль автора о моральной ответственности человека за всё, что происходит вокруг. Понятие «переломный момент в жизни человека». Нравственная проблематика рассказа. 13 Литература 19 века: поэзия родной природы. 2 по выбору учителя 14 Литература 19 века: А.П. Чехов «О любви» 2 История об упущенном счастье. Психологизм рассказа. 15 Литература 20 века: И.А. Бунин «Кавказ» 2 Мастерство Бунина-прозаика. Психологизм рассказа. 16 Литература 20 века: А.И. Куприн «Куст сирени» 2 Представление о любви и счастье в семье. Психологическая характеристика героев. 17 Литература 20 века: М. Горький «Челкаш» 3 Романтические традиции и их осмысление литературе 20 века. Художественный образ. Художественная деталь. Нравственные проблемы в рассказе. 18 Литература 20 века: поэзия (обзор) 2 по выбору учителя 19 Литература 20 века: М.А. Осоргин, И.С. Шилов, Тэффи, М. Зощенко 4 20 Литература 20 века: А.Т. Твардовский «Василий Теркин» 4 Страницы биографии поэта. «Василий Теркин». Замысел и история создания произведения. Трагическое, комическое и героическое в поэме. Автор и герой в поэме. Восприятие поэмы современниками. «Теркин – кто же он такой?» 21 Литература 20 века: А.П. Платонов «Возвращение» 2 Картины войны и мирной жизни в рассказе. Нравственность и гуманизм произведения. 22 Литература 20 века: В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет» 2 Отражение реалий военного времени в рассказе. Простота и глубина сюжета, душевная красота героев. 23 Литература 20 века: поэты о Великой Отечественной войне. 2 по выбору учителя 24 Зарубежная литература: В Шекспир «Ромео и Джульетта» 10 Эпоха Возрождения: новый взгляд на человека. Шекспир – драматург эпохи Возрождения. «Ромео и Джульетта»: новый взгляд на человека и его воплощение в трагедии. «Вечные образы» и проблемы трагедии. Основной конфликт и его различные интерпретации. Характеристика литературного героя. Сюжет и композиция трагедии. Театральные интерпретации трагедии, литературные образы и искусство. 25 Зарубежная литература: Д. Свифт «Путешествие Гулливера» (главы из романа) 2 26 Зарубежная литература: В. Скотт 217 «Айвенго» (главы из романа)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ _____ЛИТЕРАТУРА_____ (предмет) Класс: 9 Кол-во часов в неделю: 3 Всего часов в год: 102 Учебник: Литература: 9 класс, учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-х частях (авт-сост В.Я. Коровина и др.)М: Просвещение. № Основные разделы программы Кол-во часов Примерное содержание 1 Роды и виды литературы. 1 2 Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве» 6 Самобытность, богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве»: история открытия памятника, проблемы авторства. Экспозиция «Слова…». Кульминация «Слова…»: «золотое слово Святослава». Роль пейзажа в повествовании. Фольклорные мотивы в древнем памятнике. Средства создания образа человека в древнерусской литературе. 3 Русская литература 18 века. Классицизм. М.В. Ломоносов. Г.Р. Державин. 3 М.В. Ломоносов. Страницы биографии. Прославление России, мира, науки и просвещения в творчестве М. В. Ломоносова. Оды. Г.Р. Державин – поэт и государственный деятель. Высокое и низкое в языке и стиле произведений русского классицизма. 4 Русская литература 18 века: А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» 3 А.Н. Радищев – страницы биографии. «Путешествие из Петербурга в Москву». Реалистическое изображение жизни крепостной России. Своеобразие жанра и формы произведения. 5 Русская литература 18 века: Сентиментализм. Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» 5 Н. М. Карамзин – писатель и государственный деятель. «Бедная Лиза». Черты сентиментализма в произведении. Характеристика героев произведения. Роль пейзажа в развитии повествования. 6 Литература 19 века. Романтизм. В.А. Жуковский «Светлана» 2 Основные черты русского романтизма. В.А. Жуковский – страницы биографии. «Светлана» - художественное своеобразие произведения. 7 Литература 19 века: А.С. Грибоедов «Горе от ума» 7 А. С. Грибоедов – писатель и государственный деятель. «Горе от ума». Особенности драматических произведений. Загадка комедии. Утро в доме Фамусова. Образы комедии. Фамусов – Чацкий – Софья. Софья – Чацкий – Молчалин. Прозрение героев. Смысл названия произведения. Кто же Чацкий: победитель или побеждённый? Молодое поколение в комедии. Загадка Софьи. Чацкий и Молчалин.18 8 Литература 19 века: А.С. Пушкин. Лирика. «Моцарт и Сальери», «Барышня-крестьянка». «Пиковая дама». 14 Лицейская лирика. Тема «содружества святого» в творчестве А. С. Пушкина. «19 октября» (1825г.). Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина. Анализ стихотворений «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…». Поэт и власть. Анализ стихотворения «Анчар». Тема любви в лирике А. С. Пушкина. «На холмах Грузии…», «Я Вас любил…», «Мадонна». Тема творчества в лирике А. С. Пушкина. «Памятник». «Моцарт и Сальери» (обзор). «Повести Белкина». «Барышня- крестьянка». «Пиковая дама» 9 Литература 19 века: М.Ю. Лермонтов. Лирика 3 Лирика. Тема поэта и толпы в лирике М. Ю. Лермонтова: «Кинжал», «Смерть поэта», «Пророк», «Поэт». Судьба М. Ю. Лермонтова и судьба его поколения. «Дума» (1838). Тема Родины и природы: «Когда волнуется желтеющая нива…», «Родина», «Прощай, немытая Россия…», «Как часто пёстрою толпою окружён…». 10 Литература 19 века: Н.В. Гоголь «Петербургские повести» («Невский проспект», «Шинель») 10 «Петербургские повести»: «Невский проспект». Невский проспект как отражение жизни Петербурга. История художника Пискарева. История поручика Пирогова. Два характера – две судьбы. «Шинель». Характеристика героя. Тема «маленького человека» в повести. Изменение характера Башмачникова. Роль «значительного» лица. Реальное и фантастическое в повести. Сюжет и композиция повести. 11 Литература 19 века: А.П. Чехов. Рассказы. «Анна на шее». «Дама с собачкой» * 8 12 Литература 20 века: поэзия Серебряного века (обзор) 3 А. Блок, С.Есенин, А.Ахматова, М.Цветаева, О.Мандельштам, И. Бунин и др. 13 Литература 20 века: И.А. Бунин «Темные аллеи» 4 Цикл рассказов «Темные аллеи» - «Песнь Песней Бунина». Рассказ «Темные аллеи». Сюжет рассказа, его психологизм. Рассказы цикла «Темные аллеи» (по выбору учителя). 14 Литература 20 века: А. Шолохов «Судьба человека» 9 «Судьба человека» Значение эпизода знакомства. Жизнеописание героя: мирные годы. Понятие «рассказ в рассказе». Кульминация рассказа: побег из плена или встреча с мальчиком? Характеристика литературного героя: образ Андрея Соколова. Понятие «русский характер». Судьба человека и судьба человечества. Сюжет и композиция рассказа. Значение нарушения хронологической последовательности. Литературное произведение и кинематография. 15 Поэты и писатели 20 века о Великой Отечественной войне. 3 16 Литература 20 века: А Солженицын «Матренин двор» ** 3 А.Солженицын – жизнь и творчество. «Матренин двор». Сюжет рассказа. Реализм повествования. 17 Зарубежная литература: античная поэзия (обзор) 1 18 Зарубежная литература: Данте Алигьери «Божественная комедия» (фрагменты) 2 Литература эпохи Возрождения. «Божественная комедия» - «путь от мрака и скорби к свету и радости». Аллегория и метафора. 19 Зарубежная литература: французский классицизм Ж-Б Мольер «Мещанин во дворянстве» 5 Эпоха Просвещения и литература. Классицизм и Просвещение. Герои комедии. Композиция как способ выражения авторской позиции, черты классицизма в комедии. Мастерство комедийной интриги. Злободневное и общечеловеческое в комедии. 20 Зарубежная литература: В. Шекспир «Гамлет» (избранные сцены) 3 В. Шекспир. Эпоха трагического гуманизма. «Гамлет». Театральные трактовки образов. 21 Зарубежная литература: И.В. Гёте «Фауст» (избранные сцены) 3 И.В. Гете. Страницы биографии. «Фауст». Нравственная проблематика произведения. Реальное и фантастическое. 19 22 Зарубежная поэзия 18-19 века (обзор) 1 по выбору учителя 23 Литература и история. 1 24 Литература и искусство. 1 25 Литературные места России. 1 * - в данном разделе программы, учитывая особенности контингента учащихся и возможные трудности в понимании причинно-следственных отношений и психологического содержания произведений, учитель сам определяет тематику и проблематику уроков. ** - см. Приложение к письму Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 4 сентября 2008 г. № 03 – 1905 Методические рекомендации по расширению изучения творческого наследия А.И. Солженицына в общеобразовательных учреждениях.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ _____ЛИТЕРАТУРА_____ (предмет) Класс: 10 Кол-во часов в неделю: 3. Всего часов в год: 102. Основные разделы программы Кол-во часов Примерное содержание 1 Русская литература 19 века: от романтизма к реализму. 1 2 А. С. Пушкин «Евгений Онегин» 26 Роман «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни». История создания романа. Роман в стихах. Онегинская строфа. Значение эпиграфа. Исторические и культурно-бытовые подробности в романе. Индивидуальное и типическое в характере Е. Онегина. Образ В. Ленского. Образы Татьяны и Ольги Лариных. Письмо Татьяны к Онегину. Сцена объяснения в саду. Картина счастливой любви Владимира и Ольги. Сон Татьяны, его трактовка. Характеристика провинциального дворянства. Именины Татьяны. Дуэль, её причины и последствия. «В Москву!». Характеристика московского общества. Бал. Путешествие Евгения Онегина. «Ужель та самая Татьяна?». Письмо Онегина к Татьяне. Объяснение Онегина и Татьяны. Финал романа. Зеркальная композиция. Лирические отступления в романе. Описание природы в романе: художественное своеобразие и назначение. Россия в романе. Автор как лирический центр романа. Характеристика литературного героя. 3 М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». («Бэла») 7 Жизненный и творческий путь поэта. «Герой нашего времени»: история создания романа, критические отзывы. Первое знакомство с Печориным: портрет, психологическая характеристика. Образы горцев в повести: Казбич, Азамат. Значение пейзажа в повести. Трагическая судьба Бэлы. Сюжет и композиция повести 4 М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».(«Максим Максимыч») 2 Роль штабс-капитана в раскрытии характера Печорина. Образ штабс-капитана Максим Максимыча. 5 М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» («Княжна Мери»). 12 Печорин и «водяное общество». Грушницкий и Вернер. Женские образы повести: Вера и Мери. Поступки героев и их мотивы. Психологический 20 портрет Печорина. Дуэль, её причины и последствия. Действительно ли Печорин герой своего времени? Сюжет и композиция повести. Онегин и Печорин – сравнительная характеристика. 6 М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (Тамань», «Фаталист») 6 «Тамань».«Мирный круг честных контрабандистов» Значение главы «Тамань» в раскрытии характера Печорина. «Фаталист» Печорин и Вулич. Значение главы «Фаталист» в раскрытии характера Печорина. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Своеобразие композиции романа. 7 Н. В. Гоголь «Мёртвые души». 9 Биография писателя. Основные этапы творчества Н. В. Гоголя. «Мёртвые души». История создания произведения, смысл названия. Путешествие героя как приём воссоздания панорамы России. Галерея помещиков. Повесть о капитане Копейкине. Образ Чичикова. Мотив дороги в поэме. Сюжет и композиция поэмы. Жанровое и художественное своеобразие поэмы. Образ автора. 8 И. С. Тургенев «Первая любовь». 6 Жизнь и творчество писателя. Характер главного героя. Образ Зинаиды. Душевный перелом в жизни героя. Сюжет и композиция повести, смысл названия произведения. Нравственная проблематика произведения и ее актуальность в современном обществе. 9 Ф. М. Достоевский «Белые ночи». 7 Жизнь и творчество писателя. Жанр сентиментального романа. Образ «Мечтателя». История Настеньки. Роль городского пейзажа в романе. Сюжет и композиция. Смысл названия произведения, нравственно-философская проблематика. 10 Драматургия 19 века (обзор) Литературная критика 19 века (обзор) 2 11 Литература начала 20 века. 2 Основные этапы развития литературы 20 века. Литературные направления начала 20 века. Традиции и новаторство. 12 Поэзия «Серебряного века». 4 Поэтическое осмысление действительности в лирике начала 20 века. Особенности мироощущения и творческой манеры поэтов различных течений. Поэзия и революция. Судьбы творческих людей в период исторического и культурного перелома в стране. 13 М. Булгаков «Собачье сердце». 10 Отражение реальной исторической обстановки в произведениях первой трети 20 века (обзор). М. Булгаков «Собачье сердце». Своеобразие языка повествования. Автор и рассказчик. Характеристики героев, «речевой портрет». «Эволюция человека». Юмор и сатира в произведении. Нравственные проблемы произведения. Сюжет и композиция, смысл названия. Кинематографическая трактовка сюжета и образов повести. 14 Литература 20 века (проза и поэзия).* Литература и история. Литература и искусство. 8 Поиск нового героя в литературе начала 20 века. Многообразие поэтических дарований. Литература и история. Диалог литератур 19 и 20 века. Литература и искусство. * - в данном разделе программы расширяются и уточняются представления учащихся о литературных процессах, происходящих в первой трети 20 века; стихотворные и прозаические произведения – по выбору учителя. Список литературы 1. Белянин В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста. – М., 1988. 2. Белянин В.П. Модели мира в литературе. – М., 1999. 3.Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-н-Д,, 2000 4. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. М.: Знание, 1987. 5. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. М., 1987. 6. Венгер Л.А. Программа «Развитие». М., 1995. 7. Венгер Л.А. Программа «Одаренный ребенок». М., 1995. 8. Выготский Л.С. Собр. Соч.: В 6 т. М., 1984. 9. Воропаева И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников. М., 1993. 10. Власова Т.А.. Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., 1967. 11. Глинка А.Г. Развиваю мышление и речь. СПб, 2000. 12. Граудина Л.К. Русская риторика. Хрестоматия М., 1996. 13. Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи. Ярославль, 1998. 14. Лопатина А., Скребцова М. Ступени мудрости. М., 2003 (др.) 15..Маскаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста. М., 1987. 16.Мариничева О.В., Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Ярославль, 1997. 17. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи. М., 1986.
|