Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пробуждение коня-ветра накапливает подлинное присутствие






Практика пробуждения коня-ветра действует по нарастающей и постепенно приводит к пробуждению подлинного присутствия. Это перевод тибетского слова вангтанг, которое буквально означает «поле силы». Когда вы следуете путем воина Шамбалы, то в вас по мере созревания искренней уверенности растет подлинное присутствие, и вы обретаете способность снова и снова открываться энергии коня-ветра. Подлинное присутствие развивается в ходе простого причинно-следственного процесса благодаря освобождению от маниакальной привязанности к своему «я», от одержимости собственной персоной и от стремления к власти и богатству. Все, что вам следует сделать, — это пробудить коня-ветра и дать себе свободу. Такое освобождение должно включать в себя и свободу от озабоченности по поводу своего продвижения по пути воина. Тогда признаки подлинного присутствия проявятся так же автоматически, как действие и противодействие.

Подлинное присутствие легче показать на примере, чем описать словами. И тем не менее это качество не является ни непостижимым, ни особо редким. Все мы, наверное, встречали людей, в некоторой степени обладающих подлинным присутствием, — по крайней мере, его внешним проявлением. Их отличительные черты — открытая улыбка и неподдельная жизнерадостность и в то же время серьезность, граничащая с печалью. Есть в них и острота: они преодолели в себе всякую претенциозность и научились жить смиренно и непосредственно. Теперь одно их присутствие вынуждает окружающих тоже отказаться от претензий.

Часто таким людям, чтобы следовать по пути, который они избрали для работы в этом мире, бывает нужна колоссальная дисциплина. И все же они сохраняют скромность и юмор и искрятся редкой жизнерадостностью и задором. Это могут быть высокообразованные люди, занимающие видные посты и сосредоточившие в своих руках огромную власть, или обычные, никому не известные люди с очень скромным уровнем образования. В числе моих знакомых, обладавших подлинным присутствием, — хотя в то время я это качество так не называл, была Эми, женщина приходившая в наш дом убирать, когда я был подростком. Еще был старый, глуховатый учитель, преподававший физику в старших классах. Во время Второй мировой войны мистер Годфри был пилотом бомбардировщика, но с ватагой подростков он справиться не мог — не умел заставить бояться себя. Поэтому для большинства моих одноклассников старик был сущим посмешищем. И все же в довольно жестокой атмосфере мужской школы он излучал доброту, прихотливый юмор и мудрость. Оба они — и Эми, и мистер Годфри — освободились от привязанности к собственному «я» и, похоже, относились к окружающим с искренней любовью, что в те годы было в моем мире большой редкостью. Я любил их обоих. Их бесхитростные слова и доброта, их искренность и подлинное присутствие оказали сильное влияние на мою жизнь. Нэнси Уэйк Форвард, молодая журналистка из Австралии, перед Второй мировой войной работала в Европе. Она обожала развлечения и купалась в светской атмосфере Парижа. Во время поездки в Вену Нэнси стала свидетельницей того, как ухудшилось отношение к евреям, и решила присоединиться к движению французского Сопротивления. «Вернувшись в Париж, — вспоминает она, — я постоянно думала о воцарившемся в Германии хаосе. Но что могла сделать неопытная девчонка вроде меня, на что она могла рассчитывать, когда столько блестящих, прекрасно осведомленных людей не сумели повлиять на обстановку в мире?» Ее участие в Сопротивлении началось с малого — она нелегально провозила документы и помогала сбитым пилотам союзников. Потом Нэнси прошла обучение в Лондоне и стала тайным агентом и диверсанткой. Нацисты прозвали девушку Белой Мышью (так озаглавлена и ее автобиография), потому что выследить ее было очень трудно. Нэнси Форвард стала одной из самых известных участниц войны и была отмечена многими боевыми наградами.

Вот одно из ее приключений. Чтобы доставить на место радиопередатчик, Форвард пришлось пробираться сквозь немецкие позиции на украденном велосипеде, без пропуска и документов. За трое суток она проехала триста миль, а когда вернулась, с велосипеда ее пришлось снимать. «Понимаете, — рассказывает она, — мне удалось миновать расположение немцев, потому что у меня был невинный вид и учтивые манеры. Они хватали всех подряд. А я прошла — с болтающейся на руле велосипеда веревочной сеткой, из которой выглядывала пара пучков морковки: ни дать ни взять маленькая хозяйка». На вопрос, было ли ей когда-нибудь страшно, Нэнси отвечала: «Никогда — зачем бояться ситуации? Это потом можно сказать: «Фу, еле пронесло». Но реакция должна быть хорошей. А если будете бояться, никогда ничего не добьетесь».

Через все военные тяготы Нэнси Форвард пронесла чувство юмора. Недавно она сказала репортеру: «Расскажу вам нечто совершенно удивительное. Мои поклонники из Нового Южного Уэльса хотят назвать скаковую лошадь Белой Мышью. Узнав об этом, я так и зарделась от смущения. Мне сказали, что кобылка очень норовистая, а я ответила: «Вся в меня». Вам не кажется, что это просто здорово! Со мной приключается много забавного, так что на скучную жизнь пожаловаться не могу».

Подлинное присутствие, свойственное опытному воину, приносит благо многим людям. Его основа — глубокая свобода от внутренней привязанности к личной выгоде. Это именно то силовое поле, которое мы замечаем в тонкой ауре по-настоящему мудрых лидеров. Мужчины и женщины, обладающие подлинным присутствием, отличаются простотой и чувством юмора и не обременены постоянными раздумьями. Порой их присутствие может быть столь мощным, что граничит с величием, иной же раз они могут себя вести непредсказуемо или гневно, а то и казаться глупыми или капризными, как дети.

Майя Эйнджелоу, автор книги «Я знаю, почему поет птица в клетке», производит на окружающих поразительное впечатление человека, обладающего огромным подлинным присутствием. Когда она начинает говорить, ее сила с первой же минуты буквально электризует аудиторию, которая порой насчитывает тысячи людей. Тем не менее ей каким-то образом удается установить с каждым из присутствующих контакт, который ощущается как нечто личное. Эйнджелоу рассказывает, что семилетней девочкой подверглась сексуальному насилию и после этого пять лет совсем не разговаривала. «Я была огромным ухом», — вспоминает она. Позже она стала певицей и танцовщицей, драматургом, поэтессой и писательницей.

Во время своих выступлений Эйнджелоу умеет сохранять полную раскованность, зачастую неожиданно для публики начиная петь, танцевать или читать стихи. Огромные залы пульсируют энергией, которая от нее исходит. Она говорит: «Люди всегда узнают правду, как бы вы ее ни преподносили», и сама служит живой иллюстрацией к собственным словам. Ее яркое, глубокое, безыскусное присутствие трогает людей до слез. Однако оно есть нечто большее, чем обычная харизма или просто известность. Ясно, что эта женщина много работала над собой — по ее собственному определению, «старалась быть христианкой». Людям, которые говорят, что они христиане, она всегда задает вопрос: «Как, уже?»

Когда Эйнджелоу спросили, как ей удалось, начав с нищенской жизни в арканзасском захолустье, стать тем, кем она стала, она ответила просто: «Мне помогла благодарность». Ее уверенность столь же сильна, как и ее скромность, и она называет уверенность одним из важнейших достоинств: «Если есть уверенность, можно достичь всего, а без нее ничего не выйдет».

Слава имеет с подлинным присутствием мало общего, а то и вовсе ничего, хотя некоторые люди, которые им обладают, становятся понастоящему знаменитыми — наперекор себе. Христианский созерцатель и писатель Томас Мертон и физик Альберт Эйнштейн — вот два человека, которые, обладая подлинным присутствием, прославились, несмотря на полное отсутствие интереса к славе и богатству. Далай Лама, как и Томас Мертон с Альбертом Эйнштейном, несмотря на всю свою известность, сохранил глубокое смирение и чувство единства с простыми людьми. Он проявляет огромное подлинное присутствие и преодолел рамки религиозных и культурных традиций, наследником которых является, чтобы прямо проникать в сердца и нужды людей. Далай Лама, глава тибетского правительства в изгнании и лауреат Нобелевской премии мира, проявляет необычайную отвагу и сострадание с тех пор, как в 1959 году он вывел из Тибета несколько тысяч людей, чтобы спасти их от преследований коммунистов. С тех самых пор он видит, как прекрасная земля Тибета подвергается поруганию, превращаясь в свалку промышленных и ядерных отходов. Он видит, как оскверняют святыни, как бросают в тюрьмы и мучают высокочтимых буддийских учителей. Далай Лама ни разу не выразил ненависти или даже неприязни к повинным во всех этих ужасах китайцам и в то же время ни разу не пал духом и не отказался от работы, направленной на возвращение Тибета его народу. Однако Далай Лама далек от того, чтобы сосредотачиваться исключительно на бедах своего народа. Он путешествует по всему миру, выражая озабоченность по поводу людских страданий в каждой стране, куда его приглашают, объединяя религиозных лидеров, политиков и ученых в духе экуменизма. Он всегда проявляет милосердие и призывает людей разных убеждений преодолевать чрезмерную уверенность в превосходстве своих взглядов и традиций над другими и гармонично сотрудничать.

Несколько лет назад я в качестве гостя провел неделю у Далай Ламы в его резиденции в Дхарамсале. Я был там вместе с группой из шести ученых, которых Его Святейшество пригласил обсудить проблемы биологии и психологии. Далай Лама излучал неизменное дружелюбие, и в комнате установилась атмосфера общей сердечности. Но наряду с дружелюбием, Его Святейшество продемонстрировал выдающуюся остроту ума. Часто он опережал излагавшего проблему ученого, задавая вопрос, на который тому оставалось только ответить: «Ваше Святейшество, как раз этот эксперимент ученые и поставили следом». Выходя из комнаты, я чувствовал, что меня возвышают и переполняют царящие в ней интуиция и доброта.

В своей книге «Меч без меча» Джон Стивенс рисует жизнь Ямаоки Тэссу — одного из величайших японских учителей фехтования современной эпохи. Этот наставник, живший с 1836 по 1888 год, принадлежал к традиции дзэн. Мастер владения мечом и знаменитый учитель фехтования, Тэссу, как и Дордже Драдул, был к тому же замечательным поэтом и художником. За последние восемь лет своей жизни он создал более миллиона произведений живописи и каллиграфии. По поводу его работ Стивенс говорит: «Многие выглядят так, будто набросаны в пылу неистового дзэнского вдохновения, но ни в одной нет и следа застылости или искусственности. Его прекрасно выстроенные картины — радость для созерцателя, а кто лучше него делал дзэнские юмористические зарисовки? Каллиграфия Тэссу, который был мастером [стиля] се, высочайшего из всех направлений искусства, — это поистине полет дракона».

«Полет дракона» — намек на одну из картин Тэссу, на которой изображен дракон, молнией взмывающий к вершине горы Фудзи, в то время как улитка медленно ползет по горному склону, но все равно в конце концов тоже достигнет вершины. Тэссу сопроводил картину такой каллиграфической надписью:

 

Если эта улитка

Отправится

К вершине Фудзи,

То наверняка

Попадет туда.

 

Вот еще несколько стихотворений, сложенных Тэссу:

Ясно — совершенен, Облачно — совершенен. Истинный облик Горы Фудзи Не меняется никогда.

Если руки Не станут

Продолжением ума,

Даже десять тысяч приемов

Окажутся бесполезны.

Чтобы отразить меч противника, Не нужно принимать особую стойку Сохраняй неподвижность ума -Вот место, Где куется победа.

Самовлюбленные мысли Отражаются Четко, как в зеркале. Позволь другим увидеть их —

И ты выставишь себя глупцом.

 

«Больше ни капли сакэ», — Заявил мой врач.

Но взгляните, как прохудились мои рукава [т.е. мое тело изношено и готово к уходу], Налейте мне еще немножко, Наполняйте мою чашу снова и снова.

В свое время Тэссу, как и Дордже Драдул, шокировал консервативное общество своей любовью к сакэ, рисовой водке. Ходило несметное множество историй о его подвигах, связанных с чрезмерным потреблением сакэ. Однажды, когда Тэссу выпивал с приятелями, они подбили его сесть на коня, настолько дикого, что никто не мог к нему даже приблизиться, а уж скакать на нем и подавно. Как пишет Стивенс, «Тэссу отправился прямо в стойло коня, схватил животное за хвост и стал тянуть. «Спасайся, безумец!» — закричали его спутники, прячась кто куда. К всеобщему изумлению, конь, которого никто не мог укротить, разом присмирев, последовал за Тэссу из стойла и покорно остановился посреди конюшни».

Тэссу прослужил при императорском дворе десять лет. Зная его неподкупность, император относился к нему с глубоким доверием. Один из министров как-то сказал про этого воина: «Ему не нужны ни почет, ни богатство, ни положение, ни даже сама жизнь — ну как иметь дело с таким человеком!»

Тэссу стал основателем школы фехтовального искусства Муто Рю (система без меча). По словам Стивенса,

Тэссу утверждал, что фехтование без меча — это абсолютно чистый дух. К концу жизни движения Тэссу стали удивительно мягкими, и он мог одержать победу над противником, даже не прикоснувшись к нему. Тела учеников покрывали болячки в тех местах, на которые Тэссу просто направил свой меч.

За неделю до смерти Тэссу созвал всех учеников на последнее занятие. «Я умираю, — сказал он им. — Силы мои на исходе, я едва держусь на ногах. У меня не осталось даже мыслей о соперничестве. Сейчас я покажу вам, что главное в фехтовании Муто Рю — это дух. Если сегодня кто-то из вас проявит хотя бы малейшую осторожность, Муто Рю умрет вместе со мной».

Восемь или девять учеников Тэссу, не делая скидки на смертельную болезнь мастера, выходили вперед и яростно бросались на него. Вот первый из учеников ринулся в атаку, но когда он был готов с размаху опустить занесенный меч, какая-то невероятная сила закрутила его и швырнула на пол. И это при том, что Тэссу до него даже не дотронулся. Остальных учеников постигла та же участь. «Вот что значит меч без меча», — провозгласил Тэссу.

Тэссу был известной и популярной личностью. В его доме не иссякал поток гостей. «В число посетителей входили и те, кто хотел просто занять денег или передать прошение императору, — пишет Стивенс. — Но большинство являлось за наставлениями или советом, а многие просто пользовались случаем впитать часть той колоссальной энергии, которую излучало само присутствие Тэссу... Несмотря на постоянное столпотворение гостей, двери дома Тэссу были всегда открыты и всех принимали учтиво».

Однако его нисколько не заботила собственная популярность. «Как только Дзэн пытается обратить новых людей в свою веру или соперничать с другими школами, — говорил он, — его истинный дух теряется. Я никогда не делал ничего ради популяризации Дзэн... Если хотя бы один человек будет продолжать правильную передачу, я останусь доволен».

Перед нами встает образ Тэссу как человека непоколебимой решимости, непреклонной отваги, самобытного юмора и огромной доброты. В его жизни можно найти параллели с жизнью Дордже Драдула. Как и Дордже Драдул, то был мастер-воин, исполненный подлинного присутствия.

Воины, обладающие подлинным присутствием, часто не отвечают общепринятым представлениям о святости. Для них настолько несвойственна внутренняя обусловленность традиционными нормами, что современники могут считать их слишком откровенными, а то и просто еретиками. Им не нужно окружать себя тайной или уединяться от людей, не нужно скрывать свою подлинную человечность под маской избранности или святости. Но какими бы они ни казались со стороны — чуждыми условностей или любезными, — все они отказались от стремления к личным благам и потому без притворства или каких-либо усилий постоянно излучают свет милосердия.

Когда Кхенпо Гангшар, один из главных учителей Дордже Драдула, в молодости жил в Тибете, его считали «святым безумцем». Реджинальд Рэй, автор книги «Буддийские святые в Индии», пишет о Гангшаре так:

Еще в бытность свою молодым монахом Кхенпо прославился своей ученостью и ревностным, поистине безупречным исполнением винаи [монашеских правил]. Но однажды он тяжело заболел, не проявлял никаких признаков жизни, и все решили, что он умер. Его труп перенесли в тесную комнатушку. Прошло некоторое время, и неожиданно Кхенпо ожил. Он вскочил и распахнул ставни крошечной кельи, куда его поместили. С того дня он стал совершенно другим человеком — начал жить с женщиной, отказался от обетов и вел себя очень странно. Говорят, что едва взглянув на человека, он мог узнать его сокровенные мысли. Для многих, кто его встречал, эти способности Кхенпо были совершенно очевидны, и эти люди становились его последователями и учениками. Других же его странное поведение тревожило и смущало, в присутствии Кхенпо они чувствовали себя неловко, а потому критиковали и осуждали его.

Примеры существования таких воинов ни в коем случае не ограничиваются только восточными традициями. В историях, повествующих о многих раннехристианских святых, в том числе и о Святом Франциске Ассизском, часто рассказывается об их поведении, разрывавшем рамки обыденных представлений.

Одним из таких блаженных был Святой Симеон из Эмисы, живший в шестом веке и причисленный к лику святых. Как-то трактирщик нанял его продавать бобы, а он вместо этого взял да и раздал их людям бесплатно. Он швырял орехи в тех, кто молился в церкви, разгуливал нагишом, бросал камни в прохожих и знался с гулящими женщинами. Он обладал лукавым юмором и, помимо всего прочего, творил чудеса. Похоронили его как безумца, а вскоре, когда гроб открыли, чтобы устроить приличные похороны, трупа не обнаружили.

Говоря о воине-мастере, Дордже Драдул отмечает:

Что самое важное, в каждом его действии, в каждом поступке всегда есть магия — всегда. Что бы ни делал мастер-воин Шамбалы, он направляет умы своих учеников к провидческому уму Великого Солнца Востока... Он постоянно побуждает учеников сделать шаг в бескрайний и яркий мир реальности, в котором обитает сам. Вызов, который он бросает ученикам, заключается не в том, что он постоянно ставит им препоны или к чему-то подстрекает. Скорее, его подлинное присутствие — это постоянный вызов, заставляющий сохранять искренность и быть самим собой.

В этой главе я привел в качестве примера людей, которые достигли определенного мастерства на пути воина и проявляют подлинное присутствие, оказывающее сильное влияние на окружающий их мир. Тем не менее я не хочу, чтобы у вас осталось впечатление, будто подлинное присутствие — это удел немногих, редких личностей или будто подлинное присутствие есть некое отдаленное, труднодостижимое состояние бытия. Подлинное присутствие накапливается само собой, если вы отважны и добры, если вы видите свои навязчивые идеи о мире и о себе и освобождаетесь от них и от агрессии, возникающей из-за того, что вы защищаете эти идеи, если вы искренне заботитесь об окружающих, если вы сохраняете чувство юмора. Когда вы идете по пути воина, оно накапливается в вашем организме медленно и постепенно, но неуклонно.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал