Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Искусство осознанно пить






Дордже Драдул любил пить сакэ. Эта склонность его ничуть не смущала, он не старался ее скрыть и не проявлял по этому поводу никакого стыда или сомнений. Так же относились к его привычке и ученики. Правда, старшие из них, беспокоясь о здоровье учителя, пытались умерить его аппетиты. В ответ он обычно говорил: «Вы ничего не понимаете. Не мешайте мне работать». Вообще, он дал нам ясно понять, что его обстоятельства — необычные, и пресекал любые попытки учеников подражать его манере пить.

Однажды у нас гостил тибетский учитель, один из виднейших наставников школы Кагью, и в разговоре с ним речь зашла о том, что Дордже Драдул много пьет. «Он необыкновенный бодхисаттва», — проговорил учитель. И добавил, что великие учителя часто используют нетрадиционные методы, чтобы показать путь преодоления привязанности к собственному «я» и выхода за пределы обыденного ума. Марпа, крестьянин и переводчик, принесший Буддизм из Индии в Тибет и тем самым положивший начало школе Кагью, был одним из многих учителей в тибетской традиции, которые использовали спиртное подобным образом. В японской традиции Дзэн тоже есть рассказы о великих учителях, вроде мастера фехтования Ямаоки Тэссу, которые потребляли спиртное в больших количествах, своим юмором и необузданными выходками шокируя недалеких людей и будоража спящих в коконе учеников.

Старшим ученикам Дордже Драдул давал уроки — как надлежит правильно пить. Это всегда происходило в рамках ритуала (садханы) практики тибетского Буддизма. Он просил нас отхлебнуть саке и внимательно следить за теми изменениями в теле и восприятиями, которые будут происходить. Иногда по такому случаю бывало выпито изрядное количество спиртного, но никто не «напивался» в общепринятом смысле этого слова. Напротив, в такие часы в зале для медитации ощущалась атмосфера обостренной осознанности. Цель была в том, чтобы научиться сохранять осознанность на любой стадии опьянения и таким образом оседлать энергию и еще больше пробудить коня-ветра. В статье, озаглавленной «Алкоголь — лекарство или яд?», Дордже Драдул писал:

То, станет ли алкоголь лекарством или ядом, зависит от осознанности того, кто пьет. Пить осознанно, то есть сохраняя осознанность по отношению к состоянию ума, — значит преображать воздействие алкоголя. При этом осознанность предполагает собранность всего организма как разумного защищенного механизма. Алкоголь действует разрушительно, когда человек поддается опьянению: расхлябанность позволяет ядам проникнуть в тело... Творческая сила алкоголя вступает в действие, когда возникает ощущение танца с его последствиями — когда человек воспринимает последствия выпивки с чувством юмора. Для пьющего осознанно, или йогина, польза алкоголя состоит в том, что спиртное низводит его до уровня обыденной реальности, так что он не растворяется в созерцании недвойственности... Но, разумеется, обычный пьяница, который попробует состязаться с таким запредельным стилем питья или подражать ему, превратит выпитое в яд.

Я никому не советую пытаться выполнять практику осознанного питья на свой страх и риск или даже под руководством учителя, утверждающего, что такой способ работы с алкоголем ему знаком. Это слишком опасно. Приходя к учителю, не заставляйте свой скептический ум замолкать. Может быть, учитель требует от вас слепого повиновения или слепой веры в учения, которые вы не понимаете или считаете для себя вредными? В таком случае лучше держаться от него подальше, какой бы мощной харизмой он, на первый взгляд, ни обладал Или же, наоборот, учитель дает вам путь и практику, благодаря которым вы учитесь идти за ним осознанно, а не просто подражать? Учитель может по-настоящему направлять вас, только если между вами существует взаимное уважение и если вы способны искренне полюбить его. Стремление следовать по стопам учителя и уважение к нему — вот две составляющие верности, но на любом этапе пути необходимо держать глаза широко раскрытыми. Подлинный учитель, как это делал Дордже Дра-дул, показывает вам, как найти собственную глубокую здравость ума и целостность — он не ворует ее у вас.

Дордже Драдул пришел на Запад, чтобы исполнить свою цель — установить здесь подлинную дхарму Будды. И он осуществил ее сполна, что можно увидеть на примере тысяч учеников, которые благодаря его учениям полюбили дхарму — как до его смерти, так и после. Вдобавок он основал новый путь немонашеского духовного обучения, предназначенный для современных людей. Это обучение по программе Шамбалы, которое привлекло на духовный путь многие тысячи людей, отвергших все официальные религии. Дордже Драдула ничуть не заботило, что для выполнения всех этих задач придется работать на пределе возможностей, и он постоянно подгонял себя и своих учеников, что о спокойной жизни мечтать не приходилось.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал