Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Что такое просветлённое общество?
Просветлённое общество — это ни в коем случае не утопия. Это не страна грёз, где все уже достигли совершенства. Просветлённое общество — это такое общество, где люди хотят заниматься практикой, хотят освободиться от страха и относиться друг к другу с искренностью и добротой. Соединение с энергией драл ничего не значит, если люди оставляют это открытие при себе. Необходимо принести эту энергию на землю и помогать другим. Можно пробудить коня-ветра в добром, старом и надёжном мире повседневной жизни, в мире, полном друзей и общественных проблем. Цель учений Шамбалы — не только предложить средство, вооружившись которым мы сможем совместными усилиями построить общество воинов. На пути воинского искусства всем нам необходимо общество товарищей и спутников. Нам необходимо подлинное человеческое общество. Просветлённые общества — но отнюдь не утопии — и раньше неоднократно встречались в мире в разные исторические периоды, в разных цивилизациях и малых племенных группах. У меня нет ни намерения, ни места, чтобы подробно разбирать в этой книге, как просветлённое общество должно быть организовано с политической и социальной точек зрения. Для такого общества не существует какой-то устойчивой формы — оно развивается в соответствии с потребностями пространства и времени. Тем не менее приведу несколько примеров, которые могут дать вам представление о том, как может выглядеть просветлённое общество. Можно обнаружить его признаки в Царстве Шамбалы, в Китае эпохи ранняя Мин, в Японии времен Сетоку Тайси, в некоторые периоды истории Тибета, Таиланда, Камбоджи, Индии, Бутана и Бали (разумеется, до расцвета туризма), в цивилизациях Ибо и Йоруба в Западной Африке, в разные периоды существования Древней Греции и Рима, в Британии времён короля Артура, в Европе в эпоху раннего средневековья, во многих туземных племенах — например, в Мексике, у навахо и уичоли, а также у коренного населения во всех уголках планеты: у бушменов Калахари и бразильских шаванте. Многие мои друзья, побывав в гималайском королевстве Бутан, по возвращении отмечали, что оно во многом напоминает общество Шамбалы. Сам я в Бутане не был, и мой рассказ основан на прекрасном фотоочерке Гая ван Стридонка, Франсуазы Поммарет-Имаэда и Йошиора Имаэды «Бутан: Королевство в Восточных Гималаях». Бутан — это смесь разных народностей, живущих в долинах, которые изолированы друг от друга и отрезаны от внешнего мира высокими и неприступными грядами гор. Тем не менее, миллион человек с гордостью носит название «бутан-цы», и эта гордость основана на взаимном уважении к культурным ценностям каждого народа, составляющего бутанскую нацию. Изображая бутанцев, путешественник, побывавший в стране в 1774 году, писал: «Простота манер, лёгкость общения с чужаками и глубокая религиозность спасают бутанцев от многих пороков, которым подвержены более утонченные нации. Им чужды лживость и неблагодарность. Воровство, как и другие разновидности нечестного поведения, порождаемые жадностью до денег, встречаются редко». Судя по всему, это остается справедливым и по сию пору, хотя перед Бутаном стремительно встают трудности, вызванные контактом с другими культурами, которым уже свойственны такие «пороки более утонченных наций». Бутанцы поражают безыскусностью поведения, здравым смыслом, редкой заботой о ближнем и спокойной гордостью тем, кто они есть. Бутанское общество организовано в сложную иерархию, где правит строгий этикет, и по отношению к вышестоящим бутанцы ведут себя, соблюдая все нормы учтивости. С другой стороны, они принимают то место, которое занимает в обществе каждый из его членов, и никто не проявляет сословной спеси. Бутанцы излучают доброе настроение, они непосредственны в выражении своих чувств и открыты любой шутке. Они наслаждаются большинством жизненных ситуаций и превращают любое событие в повод для танцев, песен, стрельбы из лука и метания в цель. Для девяноста процентов населения повседневная жизнь — это полевые работы и уход за скотом. Сельскохозяйственный инвентарь очень примитивен, и в большинстве деревень до сих пор нет ни электричества, ни водопровода. Несмотря на тяжелый каждодневный труд, неиссякаемое добродушие бутанцев всегда налицо: работы в поле и постройку домов оживляют песни, дела перемежаются насмешливым хохотом и лукавыми шутками. Живут бутанцы в основном большими семьями, в которые входят представители нескольких поколений и разных ветвей. Мужчины и женщины работают наравне, причем женщины тоже вносят свой вклад в семейный котел. Мужчины не считают для себя зазорным присматривать за детьми и проявлять свою любовь к ним. Во всех решениях глас семьи играет важную роль. Как правило, бутанцы очень набожны, и пейзажи страны отмечены знаками буддийской веры: храмами, монастырями, ступами и молитвенными флажками. Каждое важное событие знаменуют религиозные обряды, и даже в самых бедных домах есть хотя бы один алтарь, на котором стоят изображения, цветы и подношения дралам. Последние несколько десятилетий вековые традиции гармонично сочетаются с неуклонным, хотя и умеренным экономическим развитием и социальным прогрессом, и это наложило заметный отпечаток на всю жизнь страны. Бутанское общество испытало глубокие перемены и претерпело культурные потрясения, которые могли бы породить нестабильность или подорвать осознанное отношение бутанцев к своему наследию. Однако Бутана это коснулось на удивление мало, а все потому, что правительство позаботилось о том, чтобы идти навстречу чаяниям людей и не оскорблять извечные ценности. Бутан — не идеальное общество, и в последние годы, наряду с быстрой модернизацией, происходят перемены в отношениях между людьми. Бутанская монархия — динамичная власть, определяющая введение экономических новшеств и ход социального прогресса. Она отличается мягкостью и полным отсутствием диктаторских замашек — любой бутанец может остановить королевский экипаж и вручить королю прошение, когда тот проезжает по сельской дороге. Но кое-кто ропщет по поводу традиционализма, а есть люди, которые вообще хотели бы покончить с монархией. Существуют законы, предписывающие мужчинам и женщинам носить на людях традиционное платье, и никому не разрешается смотреть телевизор. У вас может быть телевизионный аппарат, но включив его, вы увидите лишь помехи, а если окажется, что вы пользуетесь спутниковой антенной, вас оштрафуют. Правительство с королем во главе очень заботится об охране окружающей среды, но не все люди разделяют эту заботу. Некоторые рабочие, иммигранты из Непала, живут в гораздо худших условиях, чем любой гражданин Бутана. Национальные меньшинства, выходцы из Непала, не желают, чтобы их заставляли соблюдать традиционные бутанские обычаи и громко требуют перемен. Все это признаки тех трудностей, с которыми сталкивается традиционное бу-танское общество, пытающееся сохранить национальные обычаи и мягкость и в то же время уступающее напору современности, находясь в окружении стран, которые уже поддались соблазнам общества потребления. На самом деле каждому из обществ, которые мы привели в качестве примеров просветленного общества, свойственен не только собственный оттенок и стиль, определяемый культурой и верованиями своего времени, но и свои пороки и эгоцентрические силы. Но каждое из них признавало или признает присущие человеку изначальное добро и стремится взращивать это добро и поощрять у своих членов такие качества, как порядочность, достоинство, изысканность и отвагу. Теперь дралы снова готовы помочь нам создать просветленное человеческое общество. Но чтобы сделать это, мы не можем вернуться обратно, в доиндустриальную эпоху, а если бы даже и могли, в этом не было бы никакого смысла. Мы не можем забыть то, чему научились, забыть научные открытия и технику. Просветленное общество должно быть осуществимым и в наших условиях. Можно идти только вперед, навстречу Великому Солнцу Востока, не позволяя себе соскользнуть во мрак закатного солнца. Дордже Драдул познакомил учеников Шамбалы с дралами именно затем, чтобы они снова помогли нам создать доброе общество — просветленное общество — в условиях современного мира и современного понимания. Он постоянно поощрял своих учеников обращать внимание на состояние мира и отмечать острую потребность в создании общества, основанного на изначальном добре, где люди умели бы взращивать изначальное добро, заботиться друг о друге и относиться друг к другу искренне.
|