Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 21. Ст. 1. И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет.
Ст. 1. И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. Когда душа проходит описанные выше состояния, то всё земное, человеческое, плотское, чувственное разрушается в ней. Давид и другие пророки многократно утверждали, что земля и горы исчезают пред лицом Божьим (Пс. 96: 5). Это есть действие присутствия Божьего. По нему познаётся и пришествие Его. Это есть знак Его величия и силы. Как снежные горы тают на солнце, так и всякая душа пред величием Божьим не находит в себе никакой жизни. Давид, испытавший такое состояние, воскликнул: Век мой — ничто пред Тобою! (Пс. 38: 6). Как только, О, Боже, являешься Ты Сам, то всё, что может иметь какое-то бытие или жизнь в душе, исчезает, и остается чистое пространство, где Ты можешь вновь творить. Итак, Божье величие творит новое небо и новую землю. Вот итог: все сделалось новым, в том числе и душа. Но да не помыслит кто, что этого легко достигнуть. Однако настанет время при скончании мира, когда сие будет возможно многим. Прежде чем войти в новое состояние, душа должна полностью умереть для себя и долгое время пребывать в таком состоянии. Бог не оставляет душу ни на минуту, пока её собственная воля еще жива. Уничтожение её весьма отлично от смерти таинственной, что я собираюсь с помощью Божьей истолковать. В Иисусе Христе плотская природа умерла, когда Слово соединилось с ней. Она была лишена всякого подкрепления кроме подкрепления Слова. Пред величием Божьим душа должна тотчас освободиться от всякой собственности. Это состояние отличается от смерти тем, что последняя совершается либо от обилия благодати, либо от её отсутствия. Но каким бы образом смерть ни наступила — действием ли Божьим, страданиями ли — она не посылается Самим Богом. Правда, она уступает место величеству Божьему, в результате чего душа, умерев для самолюбия, для собственности, для всякой страсти, приводится в состояние невинности. Тогда Бог, не находя в ней ничего, противящегося Себе, приходит в эту душу. Она еще не уничтожена, хотя и мертва. Бог в своём величестве уничтожает в ней все, что осталось от её собственности. Таким образом Он производит новую тварь. Я не утверждаю, что имеет место физическое уничтожение плоти: это невозможно. Уничтожается способность плоти сопротивляться Божественной воле. Итак, Бог в Своём величии истребляет всякую способность души, сделавшейся через смерть мягкой, как воск. Он растопляет и разрушает её, после чего наделяет Божественной способностью. Чтобы лучше это понять, надо представить кусок камня или металла. Если его растопить до состояния воска, он утратит твердость и станет мягким и податливым, способным принимать на себя любой отпечаток. Такое же действие производит смерть, в которой душа теряет способность сопротивляться. Нужно знать, что собственность имеет несколько свойств, которые необходимо уничтожить. Прежде всего, это твердость и злоба. Последняя простирается так далеко, что силой, посылаемой ей из бездны, она ополчается на Самого Бога, заставляя Его оставить душу. Это и есть смертный грех. Таково первое свойство сопротивления собственности. Оно разрушается истинным обращением. Тогда душа уже не возмущается. Бог даёт таким душам некоторое просвещение, чтобы приготовить и к жизни сей. Что касается других душ, то Бог не довольствуется только просвещением оных и отправляет их в горнило, где они плавятся и теряют свои первоначальные свойства. Они становятся мягкими и гибкими, как воск и позволяют Богу делать из себя все, что угодно Ему. Блаженны сего достигшие! Все страдания, столь сильные и глубокие, служат только для того, чтобы привести душу в такое состояние. Тогда Бог творит в ней великие дела — возвышает её, уничижает, изменяет, испытывает. Но она уже не сопротивляется и покорна Ему во всем. Она уже утратила сопротивление и приобрела мягкость и гибкость. Дай Бог, чтобы все души пришли в такое состояние! Н, увы! Не многие его достигают. Они долго находятся в огне, но не могут смягчиться и всегда чему-то сопротивляются. Поэтому они и страдают всю жизнь. Сам Бог приводит душу в состояние покорности, проводя её через огонь искушений и скорбей. В таком состоянии она не имеет уже никакой воли, что является результатом Божьего действия. Используя разные средства, — ангелов, демонов, людей, бедность, страдания, — Он лишает душу способности сопротивляться. Первые удары бывают весьма болезненными, но по мере ослабления сопротивления ослабевают и они, постепенно сходя на нет. Душа почти их не чувствует, ибо Бог дает ей некоторое облегчение, но потом Он вновь поражает её, чтобы окончательно смирить. И наконец, не находя в ней уже ни малейшего сопротивления ни в чем и никогда, Он запечатлевается в этой душе, очищенной от собственности, возмущения и сопротивления, и входит в неё. Что же творит Бог в Своем могуществе? Он растапливает в одно мгновение сей мягкий воск, но не огнём, а Своим присутствием, и вливает его в Себя. Таким образом, воск теряет не только свою форму, но и свои качества. Вот действие могущества Божьего. О, действие чудное! Здесь-то и совершается непостижимое божественное соединение Жениха и Невесты (Иоанн.17: 21-23; 1 Кор. 6: 17; Св. Макарий, беседы 10, 12, 18). Это соединение приводит их в первоначальное единство, и уже нет между ними различия. Здесь Невеста существует только в Женихе, наслаждаясь абсолютным блаженством. Душа соединяется с Богом и уже не может с Ним разлучиться. Эти два состояния удивительным образом раскрыты в Апокалипсисе. Первое иллюстрируется картиной неба, сворачивающегося в свиток. Это образ души, теряющей свои качества и принимающей качества Бога. Второе состояние выражено словами: от лица Бога бежало неба и земля. Душа, соединившись с Богом, освободившись от всякой собственности, испытывает блаженство. Но Бог, желая употребить её для блага других и для пользы Церкви, творит в ней новое небо и новую землю. Все её силы и способности возвращаются к ней с непостижимым преимуществом. Она сделалась новой тварью во Христе Иисусе. Отныне она — в Нем, а Он — в ней. Ничего не осталось от ветхой твари. Большинство душ почитают себя растворившимися в Боге; на самом же деле они углубляются в самих себя. Они имеют некоторое помазание благодати, но что касается блаженства, то они еще очень далеки от него. Что касается души, погрузившейся в недра Божьи и слившейся с Ним, то Бог, разделяя с ней все Свои Божественные права, не довольствуется приобщением её к Своему единству и приобщает её ко многим Своим состояниям — ко всему великому, что Он творит. Но поскольку Отец творит всё через Слово Своё, то Он даёт это Слово и душе. Иисус Христос, пришедший на землю и сделавшийся человеком, приходит в эту душу, чтобы вселить в неё, а через неё и в другие души, Свою природу. И это Его право. Но для этого душа должна возвратиться в своё первозданное состояние. Без этого её действия не являются действиями Искупителя, то есть, хотя благодать Его и действует в душе, Он не есть её непосредственный источник. Итак, душе дается Слово как источник всех её действий. Она всегда находится в единстве с Богом, и Святая Троица не перестает усовершенствовать её. В этом состоит тайна сотворения и искупления человека. Для понимания сей истины скажем, что человеку при сотворении была дана способность возвращаться в своё первозданное состояние. Но, несмотря на это, его природа весьма отличается от природы божественной, и потому, хотя он и погружается в Бога, она остается сотворенной и человеческой. Слово облеклось плотью для того, чтобы существо сотворенное, отличное от несотворенного, могло участвовать в блаженстве и соединиться с Богом. Но поскольку это возможно только Богочеловеку Иисусу Христу, то Он приходит и вселяется во всех людей. Таким образом, когда душа возвращается в своё первозданное состояние, тогда Слово, обладая ею, становится единственным мотивом всех её действий. Все, что есть в этой душе от Адама, совершенно разрушается Им, а все, что от Бога, остается и исправляется. Но у Адама есть грехи непослушание, то есть последствия греха. Все это уничтожается. Вот что значит новое небо и новая земля, которые придут на смену старым. И моря уже не будет. Это значит, что не будет бурь и волнений. Если в своем толковании я допустила хоть малейшую неточность — то ли по неумению хорошо изъясняться, толи по недостаточному знанию предмета — то от всего сердца предаю сие на суд Церкви, за веру которой я отдала бы тысячу жизней. Ст. 2. И я Иоанн увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. В контексте вышесказанного данный стих не трудно понять, по крайней мере, в смысле мистическом. Св. Иоанн весьма ясно говорит здесь об обновлении Церкви. Дух Церкви, который есть Дух Слова, разольется по всей земле. Тогда-то Иерусалим сойдет с неба. Для понимания этого нужно вспомнить о трех возрастах Церкви, соответствующих трём её состояниям. Первое состояние — Церковь воинствующая, и сие название весьма точно определяет назначение её на земле. Второе — Церковь страждущая. Оно весьма свойственно душам, находящимся в чистилище. Третье — Церковь торжествующая. Сие относится к святым на небесах. Но я повторяю, что эти три состояния соответствуют трем возрастам земной Церкви. Первый возраст был возрастом брани и мучений христиан, послуживший её утверждению. Второй возраст был возрастом борьбы с ересями, которые есть и ныне. Страдания, причиняемые ими, носят внутренний характер, и все исповедники, страдая от них, освятились. Но настанет время торжества Церкви. Иерусалим, сходящий с небес, — это есть образ Церкви небесной. Она придет как невеста, украшенная для своего мужа, ибо брак её совершен, и она будет на земле услаждением Мужа своего. Но это уже последний возраст Церкви, которому предшествовали брань и страдания. В плане души это надо понимать так, что все её внутренние или внешние действия, направленные на благо Церкви и ближнего, сходят с небес. Это и есть состояние славы и торжества, позволяющее ей творить на земле то, что творится на небе. В ней уже нет ничего своего — всё Божье, и это дает ей силы для столь чудных деяний. Она приходит украшенной. Бог дает ей блистательность и красоту, достойные Его величия и благодати. Невеста просила, чтобы в ней не оказалось чего-либо недостойного. Душа может иметь много внешних слабостей, препятствующих внутренней благодати. Ст. 3. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их... Нет сомнения, что душа, достигшая столь совершенного преобразования через превратности и скорби, становится скинией Божьей, в которой Он пребывает с неизреченным блаженством. Он почивает в ней, как в Самом Себе, сделав её как бы скинией завета. Сие также есть образ Церкви, обновленной и распространенной по всему миру. Тогда Бог с радостью будет пребывать среди людей. Он поистине будет их Богом, а они — Его народом. Он и сегодня в святом таинстве жертвоприношения представляет Себя Тем, Кем Он был всегда. Но здесь Св. Иоанн имеет в виду Его пребывание в душах, которые Он соберет воедино и сделает Своей Невестой. Тогда, избавившиеся от собственности, они вольются в Бога и станут с Ним одним целым подобно тому, как реки, влившиеся в море, сами становятся морем. Ст. 4. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло. Нет уже скорбей и болезней у души, сего достигшей. Нет печали, слез и огорчений, ибо нет уже смерти. Есть только мир, радость и блаженство. Какое прекрасное состояние! Когда предшествующее ему состояние смерти проходит, тогда душа освобождается от всякой болезни, хотя Иисус Христос может страдать в ней, чтобы потом прославиться. Это и есть третье состояние — состояние торжества и славы. Что касается Церкви вообще, то в ней не будет болезней, ибо и греха уже не будет. Это время торжества и Церкви, и Иисуса Христа. Ранее страждущий Жених предстанет в ней во всей Своей славе. Ст. 5. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны. О, Боже! Ты творишь все новое и в душах, и в Церкви — Невесте Своей! Как прекрасны это новое состояние, эта новая жизнь! Все увидят их в Церкви Божьей. Нет ни одной души, преданной Богу, которая не испытала бы подобной новизны. Ст. 6. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой... Итак, душа уже достигла совершенства, так как Иисус Христос есть начало и конец. С Него начинаются и Им заканчиваются все состояния. Внимательный читатель не может этого не заметить. Всё начинается с любви К нему. Кто Ему предается, того Он ведет Своим путем, доступным только Ему. Путь этот заканчивается пустыней. В пути душа не замечает, что Иисус Христос ведет её. Он скрывается, чтобы ввести её в единство с Собой. Но когда достигается это единство, тогда Он открывается ей как Истина Божья. Тогда душа постигает величие Божье и ничтожество творения, и все её прошлое кажется ей заблуждением и ложью, обманом и ослеплением. Когда душа входит в абсолютное единство с Богом, тогда Иисус Христос дается ей как Жизнь. Реализовав в ней все Свои состояния и освятившись, Он прославляется в ней, вводит её в Свои славу и блаженство. В результате душа, распятая вместе с Ним, вместе с Ним и прославляется. Иисус Христос сказал Апостолам Своим: Я в Отце, и Отец во Мне (Иоанн. 14: 10). Пребудьте во Мне, и Я в вас (Иоанн. 15: 4). В другой раз Он сказал: И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. И все Мое твое, и Твое Мое (Иоанн. 17: 5, 10). Вот состояние Иисуса Христа, прославленного в душах. Но прежде им предстоит вступить в Истину. Нужно, чтобы Отец освятил их. Иисус Христос говорит: И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящена истиною (Иоанн. 17: 19). Он освятил Себя для них, чтобы быть их святостью. Далее, говоря о единстве, Он продолжает: Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Иоанн. 17: 21). Вот начало единства. Далее души входят в единство между собою и между собою и Богом. Что дальше говорит Иисус? И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как мы едино (Иоа. 17: 22). Итак, все души соединены в Боге Отце через Иисуса Христа. Читаем дальше: Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино. Отче! Которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною. Да видят славу Мою, которую ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира (там же, ст. 23, 24). Это есть возвращение души к своему началу. Бог всё сотворил через Иисуса Христа, в том числе и человека, а Иисус Христос, движимый Любовью, возвращает творение Творцу. Именно так надо понимать слова: Я есть Альфа и Омега, начало и конец. Он утверждает, что жаждущему даст пить от источника воды живой. Люди, которые думают, что за эту воду надо платить, ошибаются. Иисус Христос дает её даром. Нужно идти к Нему и горячо просить, и Он даст. Он Сам есть вода живая. Благость Божья непостижима. Бог, показав, что путь души в вечность начинается и заканчивается в Нем, что Он есть начало и конец всех состояний, показывает и преимущество этих состояний. Поскольку многие убеждены, что их достичь трудно, Иисус Христос предлагает воду живую всем жаждущим. Стоит только прийти к Нему и попросить. Как Он Сам сказал: Кто жаждет, Иди ко Мне и пей (Иоанн. 7: 37). А чтобы люди не думали, что для получения этой воды живой нужна особая заслуга, Он дает её даром. Итак, не будем ли мы достойны крайнего осуждения, если не пойдем к Нему за этой водой? Боже мой! Как велико ослепление людей! Они умирают от жажды, находясь рядом с Источником! Они думают, что не получат воду сию, в то время как Хозяин приглашает и призывает их, предлагает даром её! Но они не идут, изнывая и умирая от жажды. О, человеческие глупость и безумие! Ст. 7. Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном... Победу, о которой здесь идет речь, мы не можем одержать самостоятельно по причине своей слабости. Хотя наш Господь и употребляет часто слово победители, мы не видим, чтобы люди, так названные, где-нибудь сражались. Бог Слово Сам сражается за них и одерживает победы. Что же является залогом этих побед? То, что они позволили Ему победить в них ужасных чудовищ — собственность, своекорыстие и т.п. — и разрушить Вавилон. Те, в ком Он одержал эти победы, поистине чада Его. Они, по словам Св. Павла, — свободные и усыновленные чада Божьи. Он — их Бог, ибо они полностью принадлежат Ему. Ст. 8. Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов — участь в озере, горящем огнем и серою; это — смерть вторая. Иисус Христос приравнивает боязливых и неверных к величайшим преступникам, которые, пока находятся в преступлениях, лишены благодати. Даже самый великий грешник может обратиться и стать величайшим святым. Но души, предавшиеся перечисленным порокам, если не оставят оные, никогда не войдут в Царство Божье. Господь ставит в один ряд с грешниками и боязливых, но не потому, что робость есть грех, а потому, что такие люди никогда ничего не делают из-за чувства страха. Они не предаются Богу и никогда ничего не делают для Него. Грешник же, в отличие от них, может в любой момент свою готовность ко греху обернуть готовностью к добродетелям и к исполнению воли Божьей. Неверные также ничего не сделают для Бога, поскольку, чтобы веровать без видимой причины и надеяться без всякой надежды, нужна твердость. Ст. 9. И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. Ст. 10. И вознес меня в духе на великую и высокую гору и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога... Невеста Агнца есть Церковь прославленная. Она нисходит с неба от Бога, ибо когда Агнец хочет совершить брак с душою, то Он приходит сначала оживить её и дать ей Свою жизнь. Сия душа уже избавилась от собственности, сделалась новой тварью во Христе Иисусе, способной к духовному супружеству. Хотя Церковь была Невестой Иисуса Христа с самого своего рождения, брак еще не был совершен. Он не совершится до тех пор, пока Церковь не придет в состояние торжества. Тогда сия Невеста сойдет с неба, то есть, земная Церковь унаследует преимущества Церкви небесной. Единая и неделимая Церковь, которую не одолеют врата ада, испытает обновление Духа, и, следовательно, сравнение её с небесным Иерусалимом вполне оправдано. Она всегда была святой, но Бог не был бы Богом, если бы Он не мог обновить и умножить её благодать. Он это сделает в момент брачного лобзания. Она станет столь плодовитою, что на земле не останется ни одного человека, который бы не принадлежал к Его чадам и не получил бы Духа Божьего. Божественная Мария всегда была пречиста и непорочна, исполнена благодати и соединена с Богом теснейшим образом. Но в момент воплощения всё это в ней обновилось, гак что брак Её со Святым Духом совершился блистательным образом. Ни одна тварь никогда не будет иметь подобной благодати. Так и Церковь всегда была чиста и непорочна, но когда Иисус Христос придет второй раз как Царь, Он совершит брак с Церковью Своей, обновит её и обильно исполнит благодатью. Он пошлет ей пастырей, соответствующих достоинству благодатных даров. Ст. II. Он имеет славу Божию; светило Его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному. Это сияние означает обновление духа. Хотя Церковь и до сего времени стояла твердо в своих истинах, но они были окружены мраком. Тут уже истины сии явятся в таком свете, что все люди без исключения познают их. Все сокрытое откроется. Истина придет на землю во всем своем свете. Сия Истина и есть новый Иерусалим, Невеста, сходящая с неба. Она уже никогда не будет объята тьмой. Она еще запечатлена многими печатями, но настанет момент, когда последняя печать снимется. Истина сия кристалловидная, то есть безупречной чистоты и красоты. Она сияет, как драгоценнейший камень, который есть чистая любовь. Она подобна утренней звезде, разгоняющей мрак и дающей способность различать предметы, которые ночь скрывала от взора. Ст. 12. Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов, на воротах написаны имена двенадцати колен Израилевых: Ст. 13. С востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот; Ст. 14. Стена города имеет двенадцать основании, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца. Было бы неправильно думать, что народ Иудейский, настолько любимый Богом, видевший столько чудес, из которого вышло столько Патриархов и Пророков, в том числе и Сам Иисус Христос, отринут Богом навсегда. Бог явил на сем народе Свою страшную правду. Но скоро Он проявит к нему милосердие, и иудеи опять станут святыми Божьими. Божий план удивителен! Его постигнуть трудно, ибо он не укладывается в рамки человеческих представлений. Бог часто производит суд над душами, которые, подобно народу иудейскому, похоже, избраны от колыбели, которым Он, похоже, даровал благодать древних Патриархов. Но они отвергнуты, и за что? За то, что возгордились и стали приписывать себе то, что принадлежит Богу. Бог по Своей правде отвергает такие души, а приемлет души грешные, рожденные в грехе. И сих-то заблудших Он часто избирает и делает из них престолы Своего милосердия. Однако благость Божья столь велика, что хотя Он и допускает их падения и заблуждения, но не дает им совсем погибнуть. Впрочем, были и такие, которые погибли по непостижимому действию правды Божественной. Сей чудный город есть Церковь, которая после своего обновления будет иметь врата для принятия двенадцати колен Израилевых, а также всех народов земли. О, Церковь святая! Не удивляйся моим словам об обновлении! Оно вовсе не осуждает прежнего твоего состояния. Ты всегда свята и непорочна, как и Мария, и было бы клеветою обвинить тебя в потере святости. Я отдала бы тысячу жизней в твою пользу и готова оспаривать у всех твоих чад ревность и желание защищать тебя, даже если бы это стоило мне потери всего. Но я говорю о другом, ибо не вижу в Церкви никакого падения, хотя страшное расслабление её членов очевидно. Я говорю об обновлении, об умножении и распространении благодати. Бог соблаговолит посетить вновь виноградник Свой и даст ему произрастить плод, какого еще никогда не было. О, Церковь пресвятая! Ты достигнешь еще большей святости. Ты будешь великой, как земля, и любая птица сможет укрыться под ветвями твоими. Но вернемся к предмету нашего разговора. Церковь имеет большую и высокую стену. Это Сам Иисус Христос. Он ограждает и охраняет Церковь. Размеры этой стены огромны. Двенадцать ворот символизируют возможность войти в Церковь. Все они отворены. Это значит, что нет ни одной страны, ни одного народа, который бы не мог войти в неё. Особенно это касается иудеев, рассеянных по всему миру. Они соберутся и чудным образом присоединятся к Церкви. Ворота охраняют двенадцать Ангелов. Это говорит о том, что Бог постоянно печется о Своей Церкви и ограждает её от нападений. Ангелы сии суть пастыри, находящие овец, отбившихся от стада и долгое время блуждавших по пустыне. Эти овцы — заблудшие иудеи. Они узнают своего настоящего Пастыря и доверятся Ему. Обращение их будет столь же быстрым, сколь продолжительным было скитание. Стена эта, хотя и состоит из множества камней, представляет собой монолит. Выражение Апостола Петра: живые камни (1 Пет. 2: 5) указывает не столько на единение физическое, то есть на исполнение обрядов, сколько на единение духовное, которого требует Бог. Христиане соединены верой, но имеют разные чувствования и привязанности. Кроме того, среди них много номинальных христиан, не исполненных истинного духа — духа поклонения и жертвенности. Поэтому они не имеют полного единодушия. Что же сотворит Иисус Христос при обновлении Церкви? Он соединит внутреннее с внешним и приведет дух и сердце в удивительное согласие. И тогда тело Церкви придет в удивительное единство духа. О, Церковь! Когда твои чада сообразуются с тобой как по внешним, так и по внутренним признакам? О, как много великого заключает в себе христианская вера! Но это великое остается неведомым. Христианская вера призывает христиан к единству сердец и духа. А это возможно только в Иисусе Христе. Достижение этого единства ознаменуется браком Агнца, который состоится во второе пришествие Иисуса Христа и будет продолжаться вечно. Имена Апостолов написаны на двенадцати основаниях этой стены. Сие сооружение — духовное. Оно имеет двенадцать плодов Святого Духа. Дух Апостолов — дух мира и единстеа — Иисус Христос хочет во всей полноте сообщить Церкви. Душа, став невестою Агнца, делается как бы крепкой стеной. Это значит, что в ней уже нет разделения. Она имеет двенадцать ворот, символизирующих свободу, равную угнетению, которое она претерпела ранее. До этого времени красота сей души, по-видимому, состояла в её замкнутости, но теперь Бог использует её врата для общения с другими душами. Он хочет, чтобы она служила им в их нуждах и состояниях. Есть четыре состояния души. Первое — очищение, включающее в себя начало, продолжение и завершение. Это трое ворот с востока. Потом душа вступает в состояние просвещения и любви. Это трое ворот с севера. Состояние веры имеет свои врата — трое ворот с юга. Трое ворот с запада символизируют совершение души в Боге. Это состояние также имеет своё начало, развитие и конец. Достигнув его, душа делается способной принять Жениха. Основания сей стены есть двенадцать плодов Святого Духа, которыми исполнена душа. Любовь имеет двенадцать опор, которые и есть плоды Духа. Ст. 15. Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены его. Ст. 16. Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны. Город символизирует внутреннюю жизнь души, а стены — внешнюю. Четвероугольник означает их уравновешенность, а также то, что душа, соединившись со своим Богом, становится причастной к Его длине, широте и высоте. Длина каждой его стороны — двенадцать тысяч стадий, что означает безграничность пространства, в которое попадает душа. Но при этом она сохраняет качества ограниченного творения. Капля дождя, попадая в океан, сливается с огромной массой, но в отдельном состоянии она — всего лишь маленькая частица воды. Боже мой! Какое великое таинство! Через него Ты показываешь Свою власть над творением. Сей четвероугольник означает также уравновешенность Церкви в самой себе, её постоянство. О, храм! О, Церковь, чудная, но крайне униженная развращением чад своих! Пастыри твои, хотя и не отпали от веры, однако утратили должные чистоту и святость. Придет время, когда священники твои достигнут такой святости, но теперь, о, Боже, как они развращены! Своекорыстие, самолюбие, суетность, собственная воля — вот их черты. Но Агнец сотворит Себе Священников и Пастырей. Он соделает Себе Святых. Ст. 17. И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела. Стена, таким образом измеренная, означает вселенский характер Церкви. Сообщая всем народам и племенам дух отчуждения собственности и желание повиноваться Святому Духу, она сообщит им и свою веру. В плане души эти слова означают её широту, свободу и величие. Ст. 18. Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу. Этот стих раскрывает внешнюю и внутреннюю жизнь Церкви. Её обряды и традиции, то есть внешняя сторона, прекрасны, тверды, постоянны и чисты, как стена из ясписа. Но все это ничто по сравнению с добротой, чистотой, твердостью и простотой её духа. Св. Писание удивительным образом раскрывает все её качества. Дух Церкви чист и светел. Это и есть Дух Святой. Он наполняет Церковь, а она с готовностью предается Его водительству. Но, о, Церковь! Почему же чада твои противятся Ему? Однако придет обновление, и дух матери-Церкви наполнит всех её чад. Сей град из чистого золота знаменует высочайшую любовь Церкви и чистоту её. Душа, достигшая такого состояния, прекрасна и постоянна, ибо Бог утверждает её и украшает всеми добродетелями и крепостью, которой она, по-видимому, была лишена. После перенесенных скорбей, Он дает ей удивительное постоянство. Но её внешние качества ничто по сравнению с внутренней красотой. Её чистую любовь можно сравнить с чистым золотом, ибо она лишена всякой собственной корысти. Она подобна стеклу, отражающему Божественный свет. Ст. 19. Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое — яспис, второе — сапфир, третье — халкидон, четвертое — смарагд, Ст. 20. Пятое — сардоникс, шестое — сардолик, седьмое — хризолиф, восьмое — вирилл, девятое — топаз, десятое — хрисопрас, одиннадцатое — гиацинт, двенадцатое — аметист. Ст. 21. А двенадцать ворот — двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города — чистое золото, как прозрачное стекло. Двенадцать ворот — главнейшие заповеди веры, определяющие образ жизни души, равно как и Церкви. Драгоценные камни — упражнения во внешних добродетелях, подкрепляемые плодами Святого Духа. Это доказывает, что внешние добродетели исходят от духа человека. Добродетели, которые подразумеваются здесь, — это добродетели общественные, направленные на пользу ближнему. Это кротость, простота, смирение, терпение, любовь, снисходительность. Это дар поучения, наставления, исправления, укрепления, помощи и привлечения к Богу. Сей прекрасный город есть Истина. О, Истина, сходящая с небес! Твои печати вскрыты Агнцем, чтобы люди могли познать тебя. Двенадцать Ангелов не позволяют духу лжи приблизиться к тебе. Ты откроешься всем народам земли — двенадцати коленам, и они поклонятся Богу и прославят Его. Сей город четырехуголен. С какой стороны на него ни посмотришь, он всегда имеет правильную форму. Внешне Истина крепка и непоколебима. Она чиста, ясна и пряма. Её дух, то есть внутреннее содержание, сравнивается с золотом, так как она неразрывно соединена с чистой любовью. Она прозрачна, как стекло, что указывает на её свет и простоту. Она есть чистой и ясный свет. Как прекрасна Истина! Она подкрепляется всевозможными добродетелями, служащими ей основанием. Все они вытекают из неё. Быть смиренным и уничиженным — значит быть в Истине. Душа не обретет добродетелей, пока не достигнет Её. О, великая Истина! Ты изгнана ныне почти со всей земли, но скоро тебя познают и возлюбят все народы. Бог заставляет души претерпевать многие скорби, чтобы ввести их в Истину. Ст. 22. Храма же я не видел в нем; ибо Господь Бог Вседержитель — храм Его, и Агнец. Есть храмы, в которых Агнец почиет, однако, можно сказать, что Он Сам — и храм, и жертвенник, и жертва. Что касается отдельной души, то, о, Боже, сколь истинны эти слова! Душа, достигшая такого состояния, прежде имела храм в себе, где она уединялась, молилась, поклонялась Богу. Он служил ей убежищем, где она скрывалась от врагов своих. Но, соединившись с Богом, она уже не имеет его, что её весьма удивляет. Её начинают преследовать враги, и она не знает, куда ей идти и что делать. Она уже не находит места, где можно укрыться и помолиться. И это продолжается до тех пор, пока ей не открывается тайна, что её храм — Господь Бог Вседержитель. В Нем она находит прибежище. Её молитва, её желание, её жертва — все чудным образом заключено в Боге. Иисус Христос есть Архиерей и Верховный Жрец. Храм её — Сам Бог, и сие лучше испытать, нежели описать. Ст. 23. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец. Церковь не имеет нужды ни в каком искусственном свете. Свет её — Бог, а Иисус Христос — её светильник. Душа в таком состоянии не имеет уже иных источников света, ибо считает их бесполезными. Бог — её солнце, благодать — её светильник. При таком свете она различает все, что угодно Богу. Впрочем, это требует пояснения. Любое просвещение, которое имеет душа, находясь в самой себе, можно назвать светом различительным, позволяющим не только различать предметы, но и определять источник освещения. Например, лампада освежает не только предметы, но и саму себя. И как среди звезд есть более яркие, так и искусственные источники отличаются друг от друга по силе освещения. Искусственными источниками я называю любое просвещение, посылаемое Богом душе, прежде чем она соединится с Ним. Но, соединившись, она видит только Божественный свет. Ст. 24. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ст. 25. Ворота его не будут запираться днем, а ночи там не будет. Ст. 26. И принесут в него славу и честь народов; Ст. 27. И не войдет в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни. Народы будут ходить во свете Истины. Поскольку человеческие воля и дух будут соединены с волей и Духом Бога, то всякий ложный свет, уводящий души с пути истинного, погаснет. Свет Божественный будет просвещать их. Души, введенные в Божественный свет, могут помогать другим. Все цари земные предпочтут славу Божью собственной славе и чести. Ворота Истины уже не будут запираться. Заблуждения и ложь закрывали для христиан двери Церкви, но теперь они войдут в неё, принеся с собой славу и честь народов. В Церковь сию святую не войдет ничто нечистое. В неё войдут только те, которые написаны в книге жизни. Для сего-то Бог и истребит всех врагов Своих. Он исторгнет всякое злое семя, посеянное врагом. Душа, соединенная с Богом, абсолютно чиста, ибо ничто нечистое не войдет в Него. Здесь упоминается о двух категориях нечистоты. Одну Бог называет мерзостью, а другую — ложью. Эти два порока более всего противны Богу, ибо Он абсолютно свят и праведен. Глава 22 Ст. 1. И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Река сия есть благодать Божья, которую Он постоянно изливает в душу. Она кристально чиста в своем источнике и не может быть загрязнена иначе, как грехом. Сия река есть бездна, в которую погружаются души. Благодать сия чиста и светла. Она исходит от престола Бога и Агнца, ибо даруется Самим Богом, а заслуживается Иисусом Христом. Ст. 2. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов. Дерево жизни — это чистая и совершенная любовь к ближнему. Она обитает в Церкви и в душе, достигшей такого состояния. Она всегда чиста и пламенна. Дерево сие двенадцать раз приносит плоды, которые есть плоды Духа Святого. А листья его — средства, через которые эти плоды сообщаются душам, дары благодати, исцеляющие народы от зла, то есть, от грехов и немощей. О, Церковь! Это дерево дано тебе, но народы не хотят вкушать от него, а потому и не исцеляются. Но, придя к тебе, они насытятся и исцелятся. Сии плоды имеет душа, освободившаяся от собственности, в которой обитает совершенная любовь. Этим душам Бог дает некоторый дар и помазание врачевать грешников и сообщать им благодать духовной жизни. Ст. 3. И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему.
|