Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Векторы. Операции с векторами.
ПОПРОБУЙ РЕШАТЬ!!!
Сборник содержит систематизированный набор задач по основным разделам предмета «Линейная алгебра», преподаваемого на первом курсе факультета ЭТМО. Учитывается специфика факультета, направленность профессионального обучения будущих инженеров-технологов.
Хотя основная цель Сборника – предоставить студентам стандартный набор задач для самостоятельной доработки материала Предмета, по каждой теме представлена общая схема решения задачи и приведен частный пример применения общей схемы. Считаем важным также отработку принципов оформления материала по решённым задачам (домашние задания, контрольные работы и т.п.): инженер-технолог должен вырабатывать профессиональное восприятие оформления документа по любой разработанной им задаче-технологии.
СОДЕРЖАНИЕ:
Стр.
Часть 1. Аналитическая геометрия (АГ):
§ 1. Векторы. Операции с векторами.............................................. 2
§ 2. Прямая на плоскости....................................................... 6
§ 3. Плоскость и прямая в пространстве........................................... 7
Часть 2. Линейная алгебра (ЛА):
§ 4. Определители: вычисление.................................................. 6
§ 5. Матрицы: операции с матрицами............................................. 6
§ 6. Системы линейных уравнений............................................... 7
§ 7. Линейные пространства..................................................... 7
§ 8. Линейные преобразования (операторы)........................................ 7
§ 9. Квадратичные формы....................................................... 7
§ 10. Евклидовы пространства................................................... 7
Терпенье и труд все перетрут!!!
Векторы. Операции с векторами.
1.1. Дана система векторов: , , , . Найти какой-нибудь базис этой системы векторов и все векторы системы, не входящие в этот базис, выразить через векторы базиса.
Общие сведения. Базисом называют:
1*. На прямой: любой ненулевой вектор . Всякий вектор , лежащий на этой прямой, может быть представлен в виде: = · , число – координата относительно этого базиса.
2*. На плоскости: любая пара неколлинеарных векторов , . Всякий вектор , лежащий в этой плоскости, может быть представлен в виде: = · + · , числа – координаты относительно этого базиса.
3*. В пространстве: любые три вектора , , , если они не компланарны. Всякий вектор пространства может быть представлен в виде линейной комбинации векторов базиса: = · + · + · , где , , – координаты вектора относительно этого базиса.
Так как пространство можно рассматривать как общий случай 3-мерного пространства, а плоскость и прямую как частные случаи, то решать задачу будем для 3-мерных векторов.
Общая схема решения задачи:
1). Проверяем признак наличия базиса в заданной совокупности векторов.
2). Если базис выделен, записываем линейную комбинацию: = · + · + · .
3). Решая систему уравнений, вычисляем неизвестные: , , .
4). Оформляем ответ.
Примеры (и образец оформления):
Пример- 1*: Заданы векторы: =(1), =(3), =(2). Найти какой-нибудь базис этой системы векторов и выразить через него остальные векторы заданной системы векторов.
Решение:
1). Проверяем признак наличия базиса в заданной совокупности векторов. Так как из записи векторов следует, что все они принадлежат некоторой прямой, то признаком существования базиса является присутствие в совокупности векторов , , ненулевого вектора.
2). В качестве базиса примем вектор . Тогда можем записать: = · , = · .
3). Решаем уравнения: (3)= ·(1); (2)= ·(1), то есть уравнения: 3 = ·1; 2 = ·1, из чего следует: =3; =2.
Ответ: один из базисов: ; тогда: =3 , =2 .
Пример- 2*: Заданы векторы: =(1, 2), =(3, 1), =(2, 3). Найти какой-нибудь базис этой системы векторов и выразить через него остальные векторы заданной системы векторов.
Решение:
1). Проверяем признак наличия базиса в заданной совокупности векторов. Так как из записи векторов следует, что все они принадлежат некоторой плоскости, то признаком существования базиса является наличие в совокупности векторов , , хотя бы двух неколлинеарных векторов. В нашем случае среди заданных векторов нет коллинеарных. Это значит: любая пара векторов из заданной совокупности векторов может быть принята в качестве базиса.
2). В качестве базиса примем векторы и . Тогда можем записать: = · + · , то есть: ·(1, 2)+ · (3, 1)=(2, 3). Используя свойства линейных операций с векторами, представим последнее равенство в виде: ( ·1+ ·3; ·2+ ·1)= (2, 3), или в виде системы уравнений:

3). Решение системы уравнений: . Тогда можем записать: = .
Ответ: один из базисов: , ; тогда: = .
Пример- 3*: Заданы векторы: =(3, 1, 2), =(1, 3, 1), =(-1, 2, 4), =(-2, 4, 7). Найти какой-нибудь базис этой системы векторов и выразить через него остальные векторы заданной системы векторов.
Решение:
1). Проверяем признак наличия базиса в заданной совокупности векторов. Так как из записи векторов следует, что все они принадлежат некоторому пространству, то признаком существования базиса является наличие в совокупности векторов , , , хотя бы трёх некомпланарных векторов. Так как векторы , неколлинеарные, то будем проверять тройки векторов , , и , , , используя понятие смешанного произведения:
= = = 35 0, = = = -40 0.
2). В качестве базиса может быть принята любая из троек векторов из заданной системы векторов. Примем в качестве базиса тройку векторы , , . Тогда можем записать: = · + · + · , то есть: ·(3, 1, 2)+ ·(1, 3, 1)+ ·(-1, 2, 4)=(-2, 4, 7). Используя свойства линейных операций с векторами, представим последнее равенство в виде: ( ·3+ ·1– ·1; ·1+ ·3+ ·2; ·2+ ·1+ ·4)=(-2, 4, 7), или в виде системы уравнений:

3). Решение системы: . Тогда можем записать: = · + · + · .
Ответ: один из базисов: , , ; тогда: = · + · + · .
Замечание: при оформлении задания использование рисунка (в карандаше, с использованием чертёжных инструментов) обязательно!
Варианты индивидуальных заданий:
Вар.
| Задание:
| Вар.
| Задание:
| 1.
| =(3, 1, 2), =(1, 3, 1), =(-1, 2, 4), =(-2, 4, 7).
| 16.
| =(2, 3, 1), =(2, 2, 3), =(4, 1, 2), =(8, 0, 5).
| 2.
| =(1, 3, 0), =(2, -1, 1), =(1, -1, 2), =(6, 12, -1).
| 17.
| =(4, 2, 3), =(3, 2, -1), =(4, 1, 2), =(3, 1, 8).
| 3.
| =(2, 1, -1), =(4, 3, 2), =(1, -1, 1), =(1, -4, 4).
| 18.
| =(1, 2, -1), =(3, 0, 2), =(-1, 1, 1), =(8, 1, 12).
| 4.
| =(4, 1, 1), =(2, -1, -3), =(-1, 2, 1), =(-9, 5, 5).
| 19.
| =(1, 4, 1), =(-3, 2, 0), =(1, -1, 2), =(-9, -8, -3).
| 5.
| =(-2, 3, 1), =(1, 3, -1), =(2, 4, 1), =(-5, -5, 5).
| 20.
| =(2, 1, -2), =(3, -1, 1), =(4, 1, 0), =(-5, 9, -13).
| 6.
| =(5, 1, 1), =(2, -1, 3), =(1, 2, -1), =(13,, 7).
| 21.
| =(0, 5, 1), =(3, 2, -1), =(-1, 1, 0), =(-15, 5, 6).
| 7.
| =(3, 2, 1), =(-2, 2, 1), =(3, 1, -1), =(6, 12, -1).
| 22.
| =(2, 2, -1), =(0, -2, 1), =(1, 3, 1), =(8, 9, 4).
| 8.
| =(3, 1, 2), =(2, 1, 1), =(2, -1, 4), =(3, -3, 4).
| 23.
| =(2, 2, 1), =(1, -2, 0), =(-3, 2, 5), =(3, -4, 0).
| 9.
| =(4, 2, 1), =(-1, 2, 1), =(-1, 1, 2), =(3, 3, -1).
| 24.
| =(2, 1, 3), =(3, 5, 3), =(4, 2, 1), =(3, 1, 3).
| 10.
| =(-1, 2, 1), =(2, 1, 3), =(1, 1, -1), =(-1, 7, 4).
| 25.
| =(2, 3, 1), =(1, -1, 2), =(2, -1, 0), =(-1, 7, 0).
| 11.
| =(1, 1, 4), =(0, -3, 2), =(2, 1, -1), =(6, 5, -14).
| 26.
| =(1, -1, 2), =(3, 2, 0), =(-1, 1, 1), =(11, -1, 4).
| 12.
| =(1, -2, 0), =(1, 1, 3), =(1, 1, 4), =(6, -1, 7).
| 27.
| =(-1, 1, 2), =(0, 3, 2), =(1, -1, 1), =(1, 3, -1).
| 13.
| =(1, 0, 5), =(-1, 3, 2), =(1, -1, 1), =(5, 15, 0).
| 28.
| =(2, 1, 3), =(-1, 0, 4), =(3, 2, 4), =(4, 1, 3).
| 14.
| =(1, 3, 2), =(0, -1, 2), =(3, 3, 4), =(2, -1, 11).
| 29.
| =(-3, 2, 4), =(-2, 0, 1), =(2, 3, 1), =(3, -2, 0).
| 15.
| =(1, -1, 2), =(-1, 0, 1), =(2, 5, -3), =(11, 5, -3).
| 30.
| =(5, 1, 3), =(0, 1, 2), =(-1, 1, 1), =(1, 1, 1).
|
1.2. Заданы точки A, B, C, D в правой системе координат. Вычислить указанные в заданиях величины с точностью 0.001.
а) проекцию вектора на вектор ;
б) площадь треугольника ABC;
в) объём тетраэдра .
Общие сведения: по всем представленным заданиям:
1). Для удобства применения необходимых выражений обозначим: A = , B = , C = , D = . Тогда можем записать выражения для векторов, используемые во всех названных задачах: = B–A = = ;
= D–A = = .
= C–A = = .
2). Теперь приступим к решению задач, применяя формулы из общей теории.
а)*. Заданы векторы и . Требуется найти проекцию вектора на направление, определяемое вектором . Из выражения для скалярного произведения заданных векторов: проекция вектора на направление может быть вычислена по формуле: = . Рисунки иллюстрируют формулы:
Для векторов, заданных в координатной форме, запишем необходимые для вычисления выражения:
= ; 
б)*. Заданы векторы и . Требуется найти площадь треугольника, образованного векторами и . Известно, что площадь параллелограмма, заданного векторами и , определяется выражением: , где – модуль векторного произведения векторов и . Для решаемой задачи это значит, что площадь треугольника, построенного на векторах и , можно вычислять по формуле:
, где = = = ∙ – ∙ j + ∙ k,
где – единичные векторы, определяющие направления осей правой прямоугольной системы координат .
в)*. При вычислении объёма тетраэдра важно вспомнить, что , где – объём параллелепипеда. В задании требуется вычислить объём , определяемого тремя векторами , , . Но этими же векторами определяется параллелепипед, объём которого вычисляется при помощи смешанного (векторно-скалярного) произведения этих векторов. Для иллюстрации используемых при решении задачи формул удобно привести все векторы к общей точке: так как векторы свободные, то от этого они не изменяются. На рисунке показаны все участвующие в формулах элементы.
Имеем: ( x )∙ = ∙ = ∙ = ∙ , где | |=H, причём =H, если тройка векторов – правая и =–H, если – левая. Из этой формулы следует: ( x )∙ = V – объём параллелепипеда, но со знаком.
Так как в задании требуется вычислить только объём, то независимо от того, какая тройка используется в вариантах задания, все используют формулу: |( x )∙ |=| V |.
Итак, имеем векторы , , . Вычисляем:
( x )∙ = – + = = .
Записываем окончательную формулу: = |( x )∙ |.
Примеры (и образец оформления):
Общая часть. Пусть имеем точки A = =(1, 2, 0), B = =(1, 1, 2), C = =(2, 3, 1), D = =(0, 1, -1). Построим векторы: = B–A = = = (0, -1, 2);
= D–A = = =(-1, -1, -1).
= C–A = = =(1, 1, 1);
2). Теперь приступим к решению задач, применяя необходимые формулы.
Пример- а)*: Используем полученные векторы: =(0, -1, 2), =(-1, -1, -1). Требуется найти проекцию вектора на направление, определяемое вектором .
Решение:
1). Воспользуемся формулой: = .
2). Вычислим: = = =–1.
3). Вычислим: = = .
4). Вычислим: = = =– =–0.577350269... При заданной точности вычислений примем: =–0.577.
Ответ: =–0.577.
Пример- б)*: Используем полученные векторы: =(0, -1, 2), =(1, 1, 1). Требуется найти площадь треугольника, образованного векторами и .
Решение:
1). Общая формула: , где = = = ∙ – ∙ + ∙ .
2). Вычислим: = = ∙ – ∙ + ∙ = –3 +2 – .
3). Вычислим: = = .
4). Вычислим: = =1.87082869... При заданной точности вычислений примем: =1.871.
Ответ: =1.871.
Пример- в)*: Заданы векторы: =(0, -1, 2), =(-1, -1, -1), =(1, 1, 1). В задании требуется вычислить объём тетраэдра , определяемого тремя векторами , , .
Решение:
1). Общая формула: = .
2). Вычислим: = = =0 – векторы , , компланарны.
3). Вычислим: |( x )∙ |=0.
4). Вычислим: =0. При заданной точности вычислений примем: =0.000.
Ответ: =0.000.
Замечание: при оформлении задания использование рисунка (в карандаше, с использованием чертёжных инструментов) обязательно!
Варианты индивидуальных заданий:
Вар.
| Задание:
| Вар.
| Задание:
| 1.
| A =(1, 3, 6), B =(2, 2, 1), C =(-1, 0, 1), D =(-4, 6, 3).
| 16.
| A =(1, 5, -7), B =(-3, 6, 3), C =(-2, 7, 3), D =(-4, 8, -12).
| 2.
| A =(-4, 2, 6), B =(2, -3, 0), C =(-10, 5, 8), D =(-5, 2, 4).
| 17.
| A =(-3, 4, -7), B =(1, 5, -4), C =(-5, -2, 0), D =(2, 5, 4).
| 3.
| A =(7, 4, 2), B =(7, -1, -2), C =(3, 3, 1), D =(-4, 2, 1).
| 18.
| A =(-1, 2, -3), B =(4, -1, 0), C =(2, 1, -2), D =(3, 4, 5).
| 4.
| A =(2, 1, 4), B =(-1, 5, -2), C =(-7, 3, 2), D =(-6, -3, 6).
| 19.
| A =(4, -1, 3), B =(-2, 1, 0), C =(0, -5, 1), D =(3, 2, -6).
| 5.
| A =(-1, -5, 2), B =(-6, 0, 3), C =(3, 6, -3), D =(-10, 6, 7).
| 20.
| A =(1, -1, 1) B =(-2, 0, 3), C =(2, 1, -1), D =(2, -2, 4).
| 6.
| A =(0, -1, -1), B =(-2, 3, 5), C =(1, 5, -9), D =(-1, -6, 3).
| 21.
| A =(1, 2, 0), B =(1, -1, 2), C =(0, 1, -1), D =(-3, 0, 1).
| 7.
| A =(5, 2, 0), B =(2, 5, 0), C =(1, 2, 4), D =(-1, 1, 1).
| 22.
| A =(1, 0, 2), B =(1, 2, -1), C =(2, -2, 1), D =(2, 1, 0).
| 8.
| A =(2, -1, -2), B =(1, 2, 1), C =(5, 0, -6), D =(-10, 9, -7).
| 23.
| A =(1, 2, -3), B =(1, 0, 1), C =(-2, -1, 6), D =(0, -5, -4).
| 9.
| A =(-2, 0, -4), B =(-1, 7, 1), C =(4, -8, -4), D =(1, -4, 6).
| 24.
| A =(3, 10, -1), B =(-2, 3, -5), C =(-6, 0, -3), D =(1, -1, 2).
| 10.
| A =(4, 4, 5), B =(-5, -3, 2), C =(-2, -6, -3), D =(-2, 2, -1).
| 25.
| A =(-1, 2, 4), B =(-1, -2, -4), C =(3, 0, -1), D =(7, -3, 1).
| 11.
| A =(1, 2, 0), B =(3, 0, -3), C =(5, 2, 6), D =(8, 4, -9).
| 26.
| A =(0, -3, 1), B =(-4, 1, 2), C =(2, -1, 5), D =(3, 1, -4).
| 12.
| A =(2, -1, 2), B =(1, 2, -1), C =(3, 2, 1), D =(-4, 2, 5).
| 27.
| A =(-1, 0, 3), B =(4, 2, 1), C =(-3, -1, 0), D =(4, 1, 5).
| 13.
| A =(1, 1, 2), B =(-1, 1, 3), C =(2, -2, 4), D =(-1, 0, -2).
| 28.
| A =(2, 4, -2), B =(0, 1, -3), C =(1, 4, 7), D =(-3, 0, 5).
| 14.
| A =(2, 3, 1), B =(4, 1, -2), C =(6, 3, 7), D =(7, 5, -3).
| 29.
| A =(-1, 0, 2), B =(3, 7, 1), C =(1, 2, 5), D =(-4, 0, 1).
| 15.
| A =(1, 1, -1), B =(2, 3, 1), C =(3, 2, 1), D =(5, 9, -8).
| 30.
| A =(2, 3, 4), B =(-5, 1, 0), C =(2, 7, 1), D =(-3, 0, 5).
|
|