Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задачу решим, применяя все рассмотренные способы.
Способ– 1. Используем равенство отклонений = каждой точки биссектрисы от сторон тупого угла, которому она принадлежит. Решение: 1). Запишем векторы: , . Вычислим: ∙ =3·12+(-4)·5> 0. Это значит, что векторы и располагаются в области тупого угла. 2). Общая запись уравнения биссектрисы имеет вид: = , а в нашем случае: = , откуда получаем уравнение искомой биссектрисы: . Ответ: . Способ– 2. В этом случае применим схему решения задачи: а) находим точку пересечения прямых и ; б) находим направление биссектрис ; в) проводим прямую через заданную точку в заданном направлении. Решение: 1). Координаты находим из системы уравнений: → = . 2). Так как и , то и . Тогда: = – =– (3, 11). Вектор можно принять в качестве нормали искомой биссектрисы. Удобнее принять коллинеарный ему вектор: . 3). Общее уравнение биссектрисы запишем в виде: . В нашем примере: 3 +11 =0, или . Ответ: . Способ– 3. Воспользуемся уравнением пучка прямых: , или в виде: и направляющим вектором =(11, –3).. Решение: 1). Вычислим угловой коэффициент прямой пучка: . 2). Вычислим угловой коэффициент направляющего вектора: – . 3). Воспользуемся равенством: =– , откуда получаем: . 4). Подставляем значение в уравнение: . Окончательно записываем уравнение искомой биссектрисы: . Ответ: . Выводы: 1). В рассматриваемой задаче Способ– 1 демонстрирует великолепные возможности использования нормальных уравнений прямой! 2). Применение Способа– 3 демонстрирует эффективность использования конструкции пучок. 3). Применение Способа– 2 также полезно, так как требует минимум специальных знаний. Это может сработать при выполнении контрольной работы! Замечание: при оформлении задания использование рисунка (в карандаше, с использованием чертёжных инструментов) обязательно! Варианты индивидуальных заданий:
2.2. Даны координаты вершин и треугольника и точка пересечения его высот. Найти координаты вершины треугольника. Общие сведения и расчётные формулы: по представленному заданию. Пусть прямая : x + y + = 0 определяет сторону треугольника, а прямая : x + y + = 0 сторону . Тогда вектор можем принять в качестве нормали прямой , а вектор в качестве нормали прямой . Остаётся воспользоваться уравнением прямой, для которой задан вектор нормали и точка, принадлежащая прямой! Как только будут построены уравнения прямых, нетрудно найти их точку пересечения . Пример (и образец оформления): Общая часть. Пусть вершины и треугольника : =(-10, 2), =(6, 4) и точка пересечения его высот: =(5, 2). Найти координаты вершины . Решение: 1) Вычислим: = – =(5, 2)–(6, 4)=(-1, -2)= ; = – =(5, 2)–(-10, 2)=(15, 0)= . 2). Заменим полученные векторы нормалей коллинеарныvми им, но более простые в записи: =(1.2), =(1, 0). 3). Воспользуемся общим уравнение прямой для случая, когда задан вектор нормали прямой и точка, принадлежащая прямой: . Тогда получим: : → ; : → . 4). Вычислим координаты точки : откуда , . Ответ: = . Замечание: при оформлении задания использование рисунка (в карандаше, с использованием чертёжных инструментов) обязательно! Варианты индивидуальных заданий:
2.3. Даны координаты вершин треугольника . Составить уравнения: стороны , высоты, биссектрисы и медианы, проведённых из вершины A. Общие сведения и расчётные формулы: по представленному заданию. Для решения задачи необходимо вспомнить формулы, определяющие уравнение прямой, для случаев: 1*. Заданы две точки, принадлежащие прямой. Тогда уравнение прямой, проходящей через две заданные точки записывают в форме : , где = . 2*. Заданы: точка A, принадлежащая прямой, и направление прямой. Для построения уравнения прямой, содержащей высоту, опущенную на , учтём: . Это значит: . Так как после построения уравнения будет известно, то уравнение прямой может быть записано в виде: , где = . 3*. Тремя точками задан угол с вершиной в точке . Прямая проходит через точку и делит угол: пополам. Эту задачу можно решить двумя вариантами: а). Используем равенство углов: = . Обозначив угловой коэффициент прямой через , запишем: = , причём угловые коэффициенты сторон заданного угла вычисляют по формулам: , . Для искомой прямой уравнение принимает вид: : . б). Определим направление стороны угла единичным вектором: , стороны – единичным вектором: . Тогда направляющий вектор прямой, совпадающей с биссектрисой может быть записан в виде: . После этого остаётся воспользоваться каноническим уравнением прямой: = . 4*. Заданы: точка , принадлежащая прямой, и концы отрезка точками и . Прямая совпадает с медианой, проведённой из точки к середине отрезка – точке . Далее задача совпадает с задачей 1*: записываем уравнение прямой, проходящей через две заданные точки записывают в форме : , где = . Пример (и образец оформления): Общая часть. Пусть задан треугольник его вершинами: , , . Составить уравнения: стороны , высоты, медианы и биссектрисы, проведённые из вершины A. Решение задачи 1*. 1). Уравнение прямой , содержащей точки и : , где = . 2). Вычислим = = =4. 3). Запишем уравнение прямой : , или в виде: . Ответ: . Решение задачи 2*. 1). Уравнение прямой , содержащей высоту , опущенную на : , где = . 2). Учитывая результат задачи 1*, вычислим = = . 3). Запишем уравнение прямой : , или в виде: . Ответ: . Решение задачи 3*. 1). Уравнение биссектрисы определим двумя способами. Способ -1. Общая запись уравнения: : y – = (x – ), где вычисляем из выражения: = , причём , . 1). Вычислим , . Тогда =0. 2). Уравнение принимает вид: . Ответ: . Способ -2. Общая запись канонического уравнения : = , где = , причём , = = ; = = = . 1). Вычислим: = =(4, -3) –(1, 1)=(3, -4); =5 → = (3, –4); = =(7, 9) –(1, 1)=(6, 8); =10 → = (3, 4). 2). Тогда: = (3, –4)+ (3, 4)= (3, 0) → принимаем: =(1, 0). 3). Получили уравнение в виде: = , или: . Ответ: . Решение задачи 4*. 1). Уравнение прямой , содержащей медиану , проведённую из точки к середине отрезка – точке , имеет вид: , где = . 2). Вычислим координаты точки M из условия: = , или M = = = . 3). Тогда: = = и уравнение принимает вид: , или: . Ответ: . Замечание: при оформлении задания использование рисунка (в карандаше, с использованием чертёжных инструментов) обязательно! Варианты индивидуальных заданий:
|