Плоскость и прямая в пространстве.
3.1. Даны координаты точки и уравнение плоскости: . Найти координаты точки , симметричной точке относительно плоскости .
Общие сведения и расчётные формулы: по представленному заданию.
В соответствии с определением симметрии точек пространства относительно плоскости нам необходимо провести через точку прямую , перпендикулярную этой плоскости и найти точку пересечения этой прямой с плоскостью. После этого из точки вдоль прямой отложить отрезок = и определить координаты точки .
Итак, пусть имеем: точку = и плоскость : . Это определяет вектор = нормали плоскости. Так как этот вектор параллелен прямой , то его можно принять в качестве направляющего вектора прямой = в каноническом уравнении прямой: = = = . Одновременно запишем уравнение прямой в виде параметрических уравнений: . Точка пересечения прямой и плоскости может быть найдена из уравнения: → . Имея значение , находим координаты точки : . После этого нахождение координат точки не представляет труда: , или , откуда получаем: = .
Пример (и образец оформления):
Общая часть. Пусть заданы: точка =(1, 0, 1) и плоскость : . Найти координаты точки , симметричной точке относительно плоскости .
Решение:
1) Выделим вектор нормали заданной плоскости: =(4, 6, 4)=2(2, 3, 2). Примем: =(2, 3, 2).
2). Решим уравнение: → = .
3). Вычислим координаты точки : = .
4). Вычислим координаты точки = =2 –(1, 0, 1)=(3, 3, 3).
Ответ: =(3, 3, 3).
Замечание: при оформлении задания использование рисунка (в карандаше, с использованием чертёжных инструментов) обязательно!
Варианты индивидуальных заданий:
Вар.
| Задание:
| Вар.
| Задание:
| 1.
|
| .
| 16.
|
| .
| 2.
|
| .
| 17.
|
| .
| 3.
|
| .
| 18.
|
| .
| 4.
|
| .
| 19.
|
| .
| 5.
|
| .
| 20.
|
| .
| 6.
|
| .
| 21.
|
| .
| 7.
|
| .
| 22.
|
| .
| 8.
|
| .
| 23.
|
| .
| 9.
|
| .
| 24.
|
|
| 10.
|
| .
| 25.
|
| .
| 11.
|
| .
| 26.
|
|
| 12.
|
| .
| 27.
|
| .
| 13.
|
| .
| 28.
|
| .
| 14.
|
| .
| 29.
|
| .
| 15.
|
| .
| 30.
|
| .
| 3.2. Даны координаты точки и уравнение прямой : = = . Найти координаты точки , симметричной точке относительно прямой: .
Общие сведения и расчётные формулы: по представленному заданию.
В соответствии с определением симметрии точек пространства относительно прямой нам необходимо провести через точку плоскость , перпендикулярную этой прямой и найти точку пересечения прямой с плоскостью. После этого из точки вдоль прямой отложить отрезок = и определить координаты точки .
Итак, пусть имеем: точку = и прямую . Это определяет направляющий вектор прямой . Его можно принять в качестве вектора нормали плоскости : . Точка и вектор определяют плоскость . Представим уравнение прямой в параметрической форме: . Точка пересечения прямой и плоскости может быть найдена из уравнения: → . Имея значение , находим координаты точки : . После этого нахождение координат точки не представляет труда: , или , откуда получаем: = .
Пример (и образец оформления):
Общая часть. Пусть заданы: точка =(0, -3, 2) и прямая : = = . Найти координаты точки , симметричной точке относительно прямой: .
Решение:
1) Определим направляющий вектор прямой : =(1, -1, 1). Тогда = =(1, -1, 1).
2) Запишем уравнение плоскости : , или .
3). Представим уравнение прямой в параметрической форме: .
4). Решим уравнение: → = .
3). Вычислим координаты точки : = .
4). Вычислим координаты точки = =2 –(0, -3, 2)=(1, 1, 1).
Ответ: =(1, 1, 1).
Замечание: при оформлении задания использование рисунка (в карандаше, с использованием чертёжных инструментов) обязательно!
Варианты индивидуальных заданий:
Вар.
| Задание:
| Вар.
| Задание:
| 1.
|
| = = .
| 16.
|
| = = .
| 2.
|
| = = .
| 17.
|
| = = .
| 3.
|
| = = .
| 18.
|
| = = .
| 4.
|
| = = .
| 19.
|
| = = .
| 5.
|
| = = .
| 20.
|
| = = .
| 6.
|
| = .
| 21.
|
| = = .
| 7.
|
| = = .
| 22.
|
| = = .
| 8.
|
| = = .
| 23.
|
| = = .
| 9.
|
| = = .
| 24.
|
| = = .
| 10.
|
| = =
| 25.
|
| = = .
| 11.
|
| = = .
| 26.
|
| = = .
| 12.
|
| = = .
| 27.
|
| = = .
| 13.
|
| = = .
| 28.
|
| = =
| 14.
|
| = = .
| 29.
|
| = = .
| 15.
|
| = = .
| 30.
|
| = = .
| 3.3. Даны уравнения двух прямых. Установить, скрещиваются, пересекаются или параллельны эти прямые. Если прямые пересекаются или параллельны, написать уравнение содержащей их плоскости. Если прямые скрещиваются, написать уравнение плоскости, содержащей первую прямую и параллельную второй прямой.
Общие сведения и расчётные формулы: по представленному заданию.
Пусть имеем уравнения двух прямых:
: = = ,
: = = .
Из уравнений прямых следуют координаты точек: = , = , и векторов: = , = .
Кратко представим названные условия задачи:
1*: Если прямые и параллельны, то || , то есть = .
2*: Прямые и пересекаются, если смешанное произведение: =0.
3*: Прямые и скрещивающиеся, если смешанное произведение: 0.
Рассмотрим продолжение решения задачи в каждом из возможных случаев.
Случай 1*. Если прямые параллельны, то они лежат в одной плоскости. Примем: = и вычислим векторное произведение: = x = . Записываем уравнение плоскости : .
Случай 2*. Если прямые пересекаются, то они лежат в одной плоскости. Примем: = и вычислим векторное произведение: = x = . Записываем уравнение плоскости : .
Случай 3*. Если прямые скрещивающиеся, то примем: = и вычислим векторное произведение: = x = . Записываем уравнение для : .
Замечание: в каждом из возможных случаев приходим к построению одной и той же плоскости: трудоёмкость вычислений и оформления во всех вариантах одинаковы.
Пример (и образец оформления):
Общая часть. Пусть заданы прямые : = = и : = = . Необходимо исследовать их взаимное положение и построить оговоренную плоскость.
Решение:
1) Из уравнений прямых следует: =(1, 2, 3), =(0, 18, 0), =(2, 3, 1), =(3, 1, 2).
2) Построим вектор: = – =(0, 18, 0)– (1, 2, 3)=(-1, 16, -3).
3). Так как векторы и не параллельны, то и прямые и не параллельны.
4). Вычислим смешанное произведение векторов: = , применяя любой из способов вычисления определителя 3-го порядка. В рассматриваемом примере получаем: = =0 → прямые и пересекаются.
3). Примем для использования в уравнении плоскости : = =(1, 2, 3) и вычислим векторное произведение векторов и : = x = = = =(5, -1, -7).
4). Запишем уравнение требуемой плоскости : для рассматриваемого примера: 
Ответ: прямые и пересекаются; уравнение плоскости: .
Замечание: при оформлении задания использование рисунка (в карандаше, с использованием чертёжных инструментов) обязательно!
Варианты индивидуальных заданий:
Вар.
| Задание:
| 1.
| = = .
| = = .
| 2.
| = = .
| = = .
| 3.
| = = .
| = = .
| 4.
| = = .
| = = .
| 5.
| = = .
| = = .
| 6.
| = = .
| = .
| 7.
| = = .
| = = .
| 8.
| = = .
| = = .
| 9.
| = = .
| = = .
| 10.
| = = .
| = = .
| 11.
| = = .
| = = .
| 12.
| = = .
| = = .
| 13.
| = = .
| = = .
| 14.
| = = .
| = = .
| 15.
| = = .
| = = .
| 16.
| = = .
| = = .
| 17.
| = = .
| = = .
| 18.
| = = .
| = = .
| 19.
| = = .
| = = .
| 20.
| = = .
| = = .
| 21.
| = = .
| = = .
| 22.
| = = .
| = = .
| 23.
| = = .
| = = .
| 24.
| = = .
| = = .
| 25.
| = = .
| = = .
| 26.
| = = .
| = = .
| 27.
| = = .
| = = .
| 28.
| = = .
| = = .
| 29.
| = = .
| = = .
| 30.
| = = .
| = = .
|
|