Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ЗАНЯТИЕ 14. Неоднородные системы уравнений. Общее решение систем уравнений с использованием теоремы Кронекера-Капелли.
☺ ☻ ☺ Практическое использование теоремы Кронекера–Капелли при решении произвольной системы уравнений. Общая схема решения: A 1 *: Вычисляем ранги: Замечание: в случае, когда система не имеет решений, учащийся доволен: задание уже выполнено; для специалиста возникшая ситуация сигналит о том, что наблюдение за процессом было некорректным при создании конкретного уравнения-модели и его нельзя учитывать! A 2 *: В системе уравнений оставляем только те Замечание: помня, что каждое уравнение системы имеет для специалиста особый смысл, стремятся так реализовать алгоритм выделения базового минора, чтобы наиболее интересные для специалиста уравнения попали в базовый минор! A 3 *: В левой части каждого из оставшихся для дальнейшего решения уравнений оставляем те Замечание: процесс объявления некоторых неизвестных свободными для специалиста не является случайным: это варьируемые параметры процесса, при помощи которых можно выделять наиболее желательные реализации процесса! A 4 *: Находим решения преобразованной системы уравнений, применяя формулы Крамера: определитель преобразованной системы не равен нулю! A 5 *: Полученное решение системы называют общим: вычисленные по формулам Крамера неизвестные выражаются через свободные неизвестные. Присваивая свободным неизвестным произвольные значения, получаем частные решения. Замечание: отметим ещё раз, что свободных неизвестных ••• ≡ ••• Пример 14 – 1: Исследовать систему уравнений: Решение: 1). Составим матрицы: 2). Найдем ранги матриц 3). Окаймляющие миноры будем обозначать:
Замечание: параметры: m 1, h 1, g 1 изменяются при переходе к минорам
4). Так как все миноры 3-го порядка оказались равными нулю, то 5). Учитывая расположение не равного нулю минора, 3-е уравнение отбрасываем и свободными неизвестными объявляем
далее применяем правило Крамера:
6). Общее решение системы: Ответ: общее решение: Пример 14 – 2: Исследовать систему уравнений: Решение: 1). Составим матрицы: 2). Найдем ранги матриц
3). Окаймляющие миноры будем обозначать:
= (–2)·(–1)–(–4)·(–2)+(–6)·(–1)=0; Замечание: параметры: m 1, h 1, g 1 изменяются при переходе к минорам
4). Так как все миноры 3-го порядка оказались равными нулю, то 5). Учитывая расположение не равного нулю минора, 3-е уравнение отбрасываем и свободными неизвестными объявляем
далее применяем правило Крамера:
6). Общее решение системы Ответ: общее решение системы Пример 14 – 3: Исследовать систему: Решение: 1). Составим матрицы: 2). Найдем ранги матриц
3). Окаймляющие миноры будем обозначать: Замечание: догадываемся, что после вычисления
=4·(–2)–8·(–1)+13·(0)=0. Замечание: параметры: m 1, h 1, g 1 изменяются при переходе к минору
4). Интуиция сработала! Так как
или: Замечание: параметры: m 1, h 1, g 1 изменяются при переходе к минорам
5). Следует:
далее применяем правило Крамера, учитывая, что определитель системы равен
6). Общее решение системы: Ответ: общее решение: Пример 14 – 4: Исследовать систему уравнений: Решение: 1). Составим матрицы: 2). Найдем ранги матриц 3). Окаймляющие миноры будем обозначать:
=3·(–33)–2·(–55)+1·(–11) =0; Замечание: параметры: m 1, h 1, g 1 изменяются при переходе к минорам
4). Следует: ранг матрицы 5). Учитывая расположение не равного нулю минора, 3-е уравнение отбрасываем и свободными неизвестными объявляем далее применяем правило Крамера:
6). Запишем общее решение системы Ответ: общее решение системы ☻ Вопросы для самопроверки: 1. Как практически применяется теорема Кронекера-Капелли при решении системы линейных уравнений? 2. Можно ли провести полное исследование системы уравнений без использования теоремы Кронекера-Капелли? 3. Может ли ранг расширенной матрицы 4. Могут ли ранги матриц А и Задачи для самоподготовки: Пример C14 – 1: Исследовать совместность и найти общее решение системы линейных уравнений в зависимости от значения параметра Ответ: система имеет бесчисленное множество решений, если Пример C14 – 2: Исследовать систему уравнений: Ответ: система несовместна → решений нет. Пример C14 – 3: Исследовать совместность системы уравнений: Ответ: x 1 = < * * * * * > ЗАНЯТИЕ 15. Однородные системы уравнений. Общее решение системы уравнений, Фундаментальная система решений. Связь решения неоднородной системы уравнений и соответствующей ей однородной системы. ☺ ☻ ☺ Как и в общем случае исследования системы неоднородных линейных уравнений, использование теоремы Кронекера–Капелли в частном случае исследования системы линейных однородных уравнений также плодотворно. Общая схема решения: A 1 *: Вычисляем ранг: A 2 *: В системе уравнений оставляем только те A 3 *: В левой части каждого из оставшихся для дальнейшего решения уравнений оставляем те A 4 *: Находим решения преобразованной системы уравнений, применяя формулы Крамера: определитель преобразованной системы не равен нулю! A 5 *: Полученное решение системы называют общим: вычисленные по формулам Крамера неизвестные выражаются через свободные неизвестные. Присваивая свободным неизвестным произвольные значения, получаем частные решения. Замечание: отметим, что свободных неизвестных ••• ≡ ••• Пример 15 – 1: Исследовать систему уравнений: Решение: 1). Составим матрицу: 3). Окаймляющие миноры будем обозначать:
=4·(5)–8·(4)+12·(1) =0; Замечание: параметры: m 1, h 1, g 1 изменяются при переходе к минорам
4). Так как все миноры 3-го порядка оказались равными нулю, то 5). Учитывая расположение не равного нулю минора, 3-е уравнение отбрасываем и свободными неизвестными объявляем
далее применяем правило Крамера:
6). Общее решение системы: Ответ: общее решение: Пример 15 – 2: Исследовать систему уравнений: Решение: 1). Применим пошаговый процесс метода Гаусса:
Выполнены операции: (1): [R4]–[R1]; [R1]–[R2]; [R2]–[R3]; [R3]–[R4]. (2): [R2]–[R1]; [R3]–[R1]; [R4]–[R1]. (3): [R3]–[R1]; [R2] делим на (–2); [R1]–[R2]; [R1]–[R4]. (4): раскрываем полученный результат. 2). Видим: 3). Из уравнения-строки [R4] запишем: Ответ: общее решение: (7 Пример 15 – 3: Найти общее решение системы уравнений: Решение: 1). Применим пошаговый процесс метода Гаусса:
Выполнены операции: (1): [R4]–[R1]; [R2]–[R1]·2; [R3]–[R1]·3. (2): [R3]–[R2]·2; [R4]–[R2]. (3): [R1]–[R2]. (4): раскрываем полученный результат. 2). Видим:
3) Применяем правило Крамера:
4). Общее решение системы: x 4 = 5). Построим ФСР (фундаментальную систему решений), избегая дробей:
Векторы-решения Ответ: общее решение: x 4 = ФСР: Пример 15 – 4: Найти общее решение системы уравнений: Решение: 1). Применим пошаговый процесс метода Гаусса:
Выполнены операции: (1): [R3]–[R1]; [R5]–[R1]. (2): [R3]+[R2]; [R4]–[R2]. (3): [R4]+[R3]; [R5]–[R3]. (4): раскрываем полученный результат. 2). Видим: 3). Из уравнения [R3] следует: 5). Построим ФСР (фундаментальную систему решений), избегая дробей:
Векторы-решения Ответ: общее решение ФСР:
|