Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Практическая типология средств массовой информации
Базовым является разделение всех массмедиа по техническому носителю-транслятору на печатные, электронные и интернет-СМИ (иногда выделяется такая категория, как информационные агентства, однако в последнее время все больше агентств переносит свою новостную ленту в Интернет, обновляя ее в режиме реального времени — то есть становясь в ряд интернет-медиа). Каждый из этих носителей обладает достоинствами и недостатками с точки зрения создания медийного образа организации. Обозначим основные из них в табл. 1.
Таблица – Преимущества и недостатки основных массмедиа
Тип медиа по техническому носителю
| Особенности современного функционирования
| Достоинства и возможности
| Недостатки
| Печатные СМИ
| Газеты и журналы, не говоря уже о специализированных каталогах и справочниках, все более становятся чтением «для немногих» (исключение — «желтая пресса», подходящая далеко не для всех организаций). По мнению экспертов, в перспективе выживут только издания, работающие в четко очерченном аудиторном сегменте (например, имеющие четкую узкую тематическую направленность)
| Возможность работы в определенных потребительских сегментах. Больший по времени эффект воздействия материалов (в статье можно вернуться и перечитать ее, вырезать на память, поместить в досье и т. п.)
| Гораздо менее массовый, чем у телевидения, характер аудитории. Падающая популярность среди молодежи. Ограниченность возможностей воздействия (для понимания текста требуется определенный интеллектуальный уровень, напечатанные «картинки» все равно уступают по привлекательности «оживленным» телекартинкам)
| Телевидение
| Эфирное, спутниковое и кабельное телевидение сегодня сосуществуют достаточно мирно. Эксперты пророчат подъем местных телекомпаний в противовес вещающим из Москвы (аналогичный процесс имел место в 80—90-х гг. в США)
| Широкий охват территории и аудитории. Не имеющая пока аналогов популярность у потребителей. Большая, нежели у печатных СМИ, сила воздействия на аудиторию за счет комплексности этого воздействия (визуальная, аудиальная, вербальная информация одновременно)
| Самая высокая среди СМИ стоимость изготовления и размещения в эфире материалов. Невозможность сегментировать аудиторию, из-за чего телевидение мало подходит для продвижения товаров и услуг в узких потребительских сегментах
| Радио
| В некоторых регионах, где сохранилась система «проводной» радиотрансляции, принято разделять радио на РМ-радио (для молодежной адуитории)и «проводное» или «кухонное» (для людей старшего поколения и домохозяек)
| Невысокая стоимость размещения материалов в эфире. Оперативность выхода материалов в эфир. Возможность плотно «насытить» эфир определенной информацией
| Сегодня радио, как правило, звучит фоном, специально его не слушают. Отсюда и низкая фиксируемость аудитории на журналистских и рекламных материалах. Радио имеет четко определенные пики прослушивания — утренние (7.00—10.00) и вечерние 18.00—23.00). В остальное время эффективность материалов, выходящих в эфир, гораздо ниже
| Интернет-СМИ
| Информационные (в том числе обновляемые в режиме реального времени), новостные ленты ведущих информационных агентств, тематические, развлекательные сайты, форумы, чаты, блоги
| Оперативность публикации материалов. Широчайший территориальный охват. Возможность использования аудиаль-ных и визуальных эффектов. Интерактивность, очень привлекательная для молодежной аудитории. Возможность отслеживания эффективности опубликованных материалов (по отзывам на форумах, по счетчику посещений и т. п.)
| Ограниченность аудитории (молодые люди, люди с достатком не ниже среднего). Огромное количество информационных и рекламных материалов, одновременно воздействующих на аудиторию.
Вследствие этого — необходимость четкого позиционирования материалов, исходящих от организации (процесс, требующий недюжинных креативных и материальных ресурсов)
| Выстраивание отношений со средствами массовой информации должно начинаться с понимания того, с каким партнером имеет дело организация. Всякая пресс-служба должна тщательно анализировать все те изменения, которые происходят в медиасообществе. Однако такой анализ начинается с самого общего представления о системе массмедиа. Предлагается практическая типология современных массмедиа с точки зрения работников сферы СМИ (разумеется, чем полнее и глубже анализ медиапространства, тем сложнее и его «чертеж». Здесь же он представлен в самых общих чертах) (табл. 2).
Кроме «объективных», важно учитывать и «субъективные» характеристики СМИ. Это, в частности, их популярность в той аудитории, которая интересна и важна организации. Так, если нужна информация от администрации региона, больше подходит самая тиражная газета, а если от поставщика оптовых партий продуктов питания — бизнес-издание, распространяющееся именно в нужной аудитории, но со значительно меньшим тиражом. Кроме того, у СМИ нередко имеется «история» взаимоотношений с данной организацией. Иногда довольно негативная. Поэтому к любой информации, исходящей от организации, в данном СМИ относятся настороженно. Если речь идет о бизнес-организации, не исключен и конфликт интересов на уровне владельцев бизнеса. Не стоит забывать, что большая часть масс-медиа России находится в частных руках.
Вид СМИ
| Характеристика
|
| 1. По массовости |
| Массовые медиа
| Рассчитаны на массовую (т. е. в достаточно малой степени определенную) аудиторию, распространяются широко, нередко на уровне межрегиональном или международном
| Корпоративные медиа
| «Внутренние» издания (газеты, журналы, радиопрограммы, сайты для сотрудников), «клиентские» (для клиентов реальных и потенциальных) организации-издателя. Не являются в полном смысле средствами МАССОВОЙ информации
|
| 2. По аудиторной направленности
| Общеинформационные
| Как правило, к таким относятся большинство газет и телеканалов федерального уровня
| Тематические (качественные и массовые)
| Через специализацию на какой-либо теме «отсекается» часть аудитории. Тематичность — здесь и возрастная ориентация —выделяются издания (прежде всего журналы) для молодежи. Бывают также качественными — направленными на публику, привыкшую анализировать информацию, и массовыми (крайняя степень — так называемая «желтая пресса»), направленными на тех, для кого важнее не анализ, а развлечение |
| Деловые (как разновидность тематических)
| Особенно актуальны для бизнес-организаций. При меньшем тираже, 1 чем у общеинформационных, популярны в узкой аудитории, но мо- I гут быть важны для организации
|
| 3. По ареалу распространения
| Федеральные
| Распространяются на территории всей страны |
| Региональные представительства федеральных
| Материалы, подготовленные местными журналистами, распространяются на регион в составе федеральных СМИ (например, в эфире РМ-радиостанции выходят местные новости)
| Местные
| Распространяются только в данном регионе (или в нескольких сопредельных регионах)
|
| 4. По форме собственности
| Частные, входящие в крупные информационные холдинги
| К таким относится, например, Газпром-медиа. О принадлежности СМИ важно знать потому, что позиция издания может определяться общей позицией холдинга
| Частные, не входящие в информационные холдинги
| Даже не входя в информационные холдинги, СМИ могут принадлежать владельцу других бизнес-организаций, что накладывает отпечаток на их позицию
| Государственные
| Речь идет о тех СМИ, в число учредителей которых входят органы власти, в том числе законодательные (нередкая ситуация в регионах). Кроме того, государственным является федеральный канал «Россия» (ВГТРК «Россия»)
|
Деятельность средств массовой коммуникации «на виду» у широкой общественности, кажется, что именно этими агентами массово-коммуникационного действия актуальная коммуникационная сфера и исчерпывается. На самом деле СМИ «вписаны» в большую и сложную схему массово-коммуникационных процессов.
Напомним, как выглядит классическая схема коммуникационного акта (известная также как «схема Романа Якобсона», названа в честь отечественного исследователя-лингвиста):
|