![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Т-группыСтр 1 из 7Следующая ⇒
Методы СПТ
История предмета (Кьел Рудестам «Групповая психотерапия»)
Основные понятия: Тренинг: ( Словарь Петровского, Ярошевского, 1990 г.) – область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. Петровская Л. А. (1982 г.) -- это средство психического воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения. Ключевые слова: Группа – Общность, выделенная на основе к-л. признаков Общение – процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельностью. Технология – (искусство, ремесло) – совокупность средств и способов достижения результатов, совокупность знаний о способах и средствах проведения процессов. Первые примеры групповой работы в 19 веке (опыты Месмера.). Групповое воздействие (внушение) на психически больных людей приводили к + результатам. Пратт – работа с туберкулёзными больными, 2-я Мировая война – помощь ветеранам Работы Курта Левина в середине 20-го века (работа с группой управленцев). Его основная идея: что человек (я) становится человеком только в человеческом сообществе. Именно общение с другими людьми по К. Левину формирует человека. (Я и Другие). Как личность человек формируется в социальной ситуации развития. Последовательность стадий развития человека: Индивид (как представитель рода) – личность – индивидуальность. Метод психологической помощи людям, реализуемый через малую группу (психотерапевтическую или психокоррекциоиную), оказался чрезвычайно эффективен и потому приобрел статус одного из самых популярных. При огромном разнообразии школ и направлений, можно говорить о наличии ключевой и ведущей идеи, объединяющей почти все имеющиеся в практической психологии подходы: стремление помочь развитию личности путем снятия ограничений, комплексов, освобождения ее потенциала; Это идея изменения, трансформации человеческого Я в изменяющемся мире. (И. Вачков) Иными словами, речь идет о фактическом воздействии на различные составляющие самосознания, которое осуществляется во всех типах медицинской психотерапии и во всех видах групповой и психокоррекционной работы, даже в тех, где подобная задача является второстепенной или совсем не ставится и не осознается. Т-группы 1946 г. – зарождение групп. Работы. Ученики К. Левина в Бетеле (США). Липпит создал научную лабораторию тнренинга и проводил семинары. Тренинг предлагал широкий спектр методов обучения, направленных на развитие коммуникативных навыков и изучение процессов в малых группах. В некоторых группах внимание уделялось сензитивности и процессам всестороннего развития личности. В Т-группах обучали управленцев, политиков. К. Левин предложил основные ценности: Демократичность, Взаимопомощь, Осознанность, Возможность выбора при встрече с проблемами. Цели: овладеть коммуникативными и управленческими навыками, научиться разрешать конфликты. Основные понятия Т-групп: 1. Обучающая лаборатория, т. е. испытание новых способов поведения. 2. Учись учиться. Неопределённость, дух исследования, необходимость открытости и искренности, самопрезентация, подсказки тренера. 3. Экспериментирование. Окно Джохари. Для сокрытия информации от себя и других надо очень много энергии. Основные процедуры: 1. Описание поведения. 2. Передача чувств. 3. Активное слушание. 4. Конфронтация. Что способствует продуктивной конфронтации? · Тренер проявляет позитивное отношение к участникам и готовность к ещё более близким отношениям. · Просьба и предложения, а не требования (горизонтальные отношения). · Т. описывает поведение, а не приписывает мотивы. Роль Т. многообразна: мамочка-наседка, Образцовый отец, Святой пророк, Мефистофель-искуситель. Критика: Не вполне ясно, как группа приходит к изменению поведения.
|