![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Парадигма тренинга как развития субъектности
В основе всех трех предыдущих парадигм тренинга лежит представление о наличии двух миров, есть объективный мир, существующий сам по себе, независимо от данного конкретного человека, и есть психологический мир этого человека (представления, переживания, отношения и т. д.),. И в том, что люди живут в общем для всех объективном мире, сторонники этих парадигм не сомневаются. Но существует ли один на всех объективный мир? Как ни парадоксально, но с точки зрения субъектного подхода, это вообще не имеет значения. Из самого названия парадигмы следует, что в ней человек рассматривается как " субъект". В своем исконном смысле быть субъектом (от лат. subjectum подлежащее) означает быть " под-лежащим" т.е. быть " лежащим-в-основе". В субъектной парадигме человек " лежит-в-основе" не только мира субъективных образов, душевных переживаний и т. п., но и реального, " внешнего" мира, в котором разворачивается его жизнь.' Субъектность — это свойство, которое выражается в способности человека " полагать себя в основу" своего мира и самого себя. Дело в том, что один и тот же объект по-разному открывается разным людям в зависимости от их собственных свойств. (Санаторий, каша, лесоруб, бабулечка). Таким образом, можно сказать, что в основе мира, в котором живет человек, лежит совокупность всех его свойств. Именно от них, в первую очередь, зависит, какие возможности предоставит ему имеющееся внешнее окружение. (Кризис – опасности и возможности). Но поскольку все люди обладают разными свойствами, мы приходим к важнейшему выводу: каждый человек живет в своем уникальном мире, который о пределяется его собственными свойствами! Принципиально важно, что человек стремится стать субъектом не потому, что этого требует окружающий мир, а потому, что такова его человеческая сущность, — не будучи субъектом своего мира, он не может быть подлинно Человеком. Субъектный подход к человеку и его поведению принципиально меняет понимание сущности обучения. Основной задачей тренинга становится не формирование определенной системы представлений, отношений и умений (как в трех других парадигмах) и создание " завершенного продукта". В субъектной парадигме ценен сам процесс: не столь важно, каковы имеющиеся сейчас успехи данного человека на пути построения своего мира, главное — какова динамика этого процесса. (Притча о путнике и мудреце). Реализация субъектной парадигмы и практической деятельности требует кардинального изменения позиции тренера. Тренеры, работающие в трех предыдущих парадигмах, явно или неявно исходят из того, что они " знают, как клиенту лучше". Но поскольку каждый человек живет в своем собственном мире, то нет и не может быть " правильных" и " неправильных " способов в нем жить. Поэтому для тренера, работающего в парадигме субъектности, невозможна не только позиция всемогущего носителя " абсолютного знания", но даже и позиция мудрого пастыря, пасущего " неразумных овец". Отношения Тренер-Клиент S – S, взаимоотношения клиента с тренером являются единым целостным процессом взаимного влияния, т.е. настоящим взаимо действием. Соответственно, в парадигме субъектности свою задачу тренер видит не в том, чтобы наставлять клиента на " путь истинный" а в том, чтобы клиент смог открыть собственный путь, стал субъектом, " лежащим-в-основс" собственной жизни. Но субъектность как сущностное качество человека " пробуждается" только в присутствии другой, " обращающейся" к ней субъектности! Поэтому главное, что необходимо сделать тренеру, — выстроить с клиентом качественно иной, субъект-субъектный способ взаимодействия. В содержательном плане отношения тренера с клиентами в парадигме субъектности носят характер подлинного взаимодействия. Поэтому в процессе взаимодействия с клиентами тренер может не только вносить коррективы в технический аспект своей деятельности в группе, не только менять стратегию работы, но даже изменять себя, свою личность, что немыслимо для тренеров в трех предыдущих парадигмах, но в этом-то и заключаются настоящие субъект-субъектные отношения. Парадигма тренинга как развития субъектности в нашей стране мало известна, и в реальной тренерской практике ее основные положения существуют пока, в основном, в виде красивых деклараций. И дело даже не столько в отсутствии в тренерском сообществе соответствующих традиций использования этой парадигмы, сколько в ее относительной сложности и необычности. Она требует высокой профессиональной квалификации тренера как психолога, его большой работы над самим собой, пересмотра сложившихся стереотипов, изменения позиции (иногда кардинального) в отношениях с участниками группы и т. д. Кроме того, ориентация на процесс, а не на " завершенный продукт" делает менее очевидными здесь и сейчас результаты тренинга для заказчиков, а иногда и для самих клиентов, что в рыночной ситуации явно не способствует спросу на подобную " услугу". Тем не менее, се достоинства гораздо более значимы. Во-первых, в парадигме субъектности происходит работа с самыми фундаментальными, сущностными характеристиками клиента: глубина происходящих изменений, как правило, недостижима в рамках парадигмы наставничества (не говоря уже о репетиторстве и дрессуре). И если проблемы, с которыми сталкивается клиент, лежат именно на этом уровне, пожалуй, альтернативы данной парадигме пока нет. Во-вторых, клиент приобретает " не рыбу, а удочку": не способность выполнять какую-то конкретную деятельность, а качественно иной способ существования в мире, который уже будет реализовываться им во всех осуществляемых видах деятельности. В-третьих, динамика достигнутых на тренинге результатов носит характер не регрессии (забывание знаний, распадение паттернов поведения и т. д.), а наоборот — прогрессии. Тренинг в парадигме субъектности как многолетнее растение: приносит плоды не сразу, зато живет долго и все время набирает силы.
|