Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Парадигма тренинга как развития субъектности






В основе всех трех предыдущих парадигм тренинга лежит представление о наличии двух миров, есть объективный мир, существующий сам по себе, неза­висимо от данного конкретного человека, и есть психологиче­ский мир этого человека (представления, переживания, отноше­ния и т. д.),. И в том, что люди живут в общем для всех объективном мире, сторонники этих парадигм не сомнева­ются.

Но существует ли один на всех объективный мир? Как ни парадоксально, но с точки зрения субъект­ного подхода, это вообще не имеет значения.

Из самого названия парадигмы следует, что в ней человек рассматривается как " субъект". В своем исконном смысле быть субъектом (от лат. subjectum подлежащее) означает быть " под-лежащим" т.е. быть " лежащим-в-основе".

В субъектной парадигме человек " лежит-в-основе" не только мира субъ­ективных образов, душевных переживаний и т. п., но и реально­го, " внешнего" мира, в котором разворачивается его жизнь.'

Субъектность — это свойство, которое выражается в способно­сти человека " полагать себя в основу" своего мира и самого себя.

Дело в том, что один и тот же объект по-разному открывается разным людям в зависимости от их собственных свойств. (Санаторий, каша, лесоруб, бабулечка). Таким обра­зом, можно сказать, что в основе мира, в котором живет человек, лежит совокупность всех его свойств. Именно от них, в первую очередь, зависит, какие возможности предоставит ему имеющееся внешнее окружение. (Кризис – опасности и возможности). Но поскольку все люди обла­дают разными свойствами, мы приходим к важнейшему выводу:

каждый человек живет в своем уникальном мире, который о пределяется его собственными свойствами!

Принципиально важно, что человек стремится стать субъек­том не потому, что этого требует окружающий мир, а потому, что такова его человеческая сущность, — не будучи субъектом своего мира, он не может быть подлинно Человеком.

Субъектный подход к человеку и его поведению принципи­ально меняет понимание сущности обучения.

Основной зада­чей тренинга становится не формирование определенной сис­темы представлений, отношений и умений (как в трех других парадигмах) и создание " завершенного продукта". В субъект­ной парадигме ценен сам процесс: не столь важно, каковы имеющиеся сейчас успехи данного человека на пути построе­ния своего мира, главное — какова динамика этого процесса. (Притча о путнике и мудреце).

Реализация субъектной парадигмы и практической деятель­ности требует кардинального изменения позиции тренера. Тре­неры, работающие в трех предыдущих парадигмах, явно или неявно исходят из того, что они " знают, как клиенту лучше". Но поскольку каждый человек живет в своем собственном мире, то нет и не может быть " правильных" и " непра­вильных " способов в нем жить. Поэтому для тренера, работаю­щего в парадигме субъектности, невозможна не только позиция всемогущего носителя " абсолютного знания", но даже и пози­ция мудрого пастыря, пасущего " неразумных овец".

Отношения Тренер-Клиент S – S, взаимоотношения клиента с тренером являются единым целостным процессом взаимного влияния, т.е. настоящим взаимо действием.

Соответственно, в парадигме субъектности свою задачу тре­нер видит не в том, чтобы наставлять клиента на " путь истин­ный" а в том, чтобы клиент смог открыть собственный путь, стал субъектом, " лежащим-в-основс" собст­венной жизни. Но субъектность как сущностное качество чело­века " пробуждается" только в присутствии другой, " обращаю­щейся" к ней субъектности! Поэтому главное, что необходимо сделать тренеру, — выстроить с клиентом качественно иной, субъект-субъектный способ взаимодействия.

В содержательном плане отношения тренера с клиентами в парадигме субъектности носят характер подлинного взаимодей­ствия. Поэтому в процессе взаимодействия с клиентами тренер может не только вносить коррективы в технический аспект своей дея­тельности в группе, не только менять стратегию работы, но даже изменять себя, свою личность, что немыслимо для тренеров в трех предыдущих парадигмах, но в этом-то и заключаются на­стоящие субъект-субъектные отношения.

Парадигма тренинга как развития субъектности в нашей стране мало известна, и в реальной тренерской практике ее ос­новные положения существуют пока, в основном, в виде краси­вых деклараций. И дело даже не столько в отсутствии в тренер­ском сообществе соответствующих традиций использования этой парадигмы, сколько в ее относительной сложности и не­обычности. Она требует высокой профессиональной квали­фикации тренера как психолога, его большой работы над самим собой, пересмотра сложившихся стереотипов, изменения пози­ции (иногда кардинального) в отношениях с участниками груп­пы и т. д.

Кроме того, ориентация на процесс, а не на " завер­шенный продукт" делает менее очевидными здесь и сейчас ре­зультаты тренинга для заказчиков, а иногда и для самих клиен­тов, что в рыночной ситуации явно не способствует спросу на подобную " услугу".

Тем не менее, се достоинства гораздо более значимы.

Во-первых, в парадигме субъектности происходит работа с самыми фундаментальными, сущностными характеристиками клиента: глубина происходящих изменений, как правило, недостижима в рамках парадигмы наставничества (не говоря уже о репетитор­стве и дрессуре). И если проблемы, с которыми сталкивается клиент, лежат именно на этом уровне, пожалуй, альтернативы данной парадигме пока нет.

Во-вторых, клиент приобретает " не рыбу, а удочку": не спо­собность выполнять какую-то конкретную деятельность, а ка­чественно иной способ существования в мире, который уже бу­дет реализовываться им во всех осуществляемых видах дея­тельности.

В-третьих, динамика достигнутых на тренинге результатов носит характер не регрессии (забывание знаний, распадение паттернов поведения и т. д.), а наоборот — прогрессии.

Тренинг в парадигме субъектности как многолетнее растение: приносит плоды не сразу, зато живет долго и все время набирает силы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал