![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные парадигмы тренинга
Что происходит на любом тренинге? В общем виде — взаимодействие тренера и клиента. Значит, характеристика парадигмы должна содержать три переменные: 1) тренер, 2) клиент и 3) взаимодействие между ними. Кем является в межличностном взаимодействии с участниками группы тренер? Конечно же, субъектом. Если он представляет собой объект (в соответствии с данным выше определением), то он профессионально несостоятелен. А кем является в межличностном взаимодействии с тренером клиент? Вот тут, как говорится, возможны варианты. С одной стороны, он может быть объектом (О), на который направлена активность тренера-субъекта, а с другой — полноправным субъектом (S) взаимодействия с тренером. Но поскольку существуют промежуточные субъект-объектные позиции, то может быть взаимодействие с тренером, в котором клиент является больше объектом, чем субъектом (Os), и наоборот, больше субъектом, чем объектом (So) — " пациент скорее мертв, чем жив" и " пациент скорее жив, чем мертв". Таким образом, клиент может находиться в четырех основных позициях: О — Os— So — S. Наконец, характер взаимодействия. Как видно каждой из четырех позиции клиента соответствует качественно отличающееся по своим базовым характеристикам взаимодействие с тренером. В первом случае это одностороннее воздействие тренера на клиента, во втором — такое же одностороннее воздействие, но при этом ответные реакции клиента рассматриваются как обратная связь и учитываются в дальнейшей работе тренера, в третьем — оно представляет собой уже взаимное воздействие, но тренер еще откровенно доминирует (поскольку клиент не теряет до конца объектных характеристик), в четвертом — взаимоотношения клиента с тренером являются единым целостным процессом взаимного влияния, т.е. настоящим взаимо действием. Таким образом, существуют четыре принципиально отличающиеся по своим базовым характеристикам модели взаимодействия тренера с клиентом. Следовательно, можно выделить четыре парадигмы тренинга. Но перед тем, как перейти к описанию конкретных парадигм, необходимо сделать ряд важных замечаний. Во-первых, нет никакой четкой связи между парадигмой, в которой проводится конкретный тренинг, и применяемыми тренером техниками: любые конкретные техники могут быть использованы в рамках любой парадигмы. Во-вторых, парадигма — это не индивидуальный стиль. В рамках одной парадигмы могут работать тренеры с совершенно разными, даже в чем-то противоположными индивидуальными стилями. В-третьих, парадигмы не связаны напрямую с какими-то определенными школами и теоретическими направлениями. Парадигма — это метамодель тренинга, отражающая позиции тренера и клиента, а также характер взаимодействия между ними, которая может быть реализована на основе разного понимания психики и поведения, с помощью разных стратегий и технологий.
|