![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Парадигма тренинга как репетиторства
Образ мира тренера, работающего в парадигме репетиторства, существенно отличается от характерного для парадигмы дрессуры. В его основе лежит представление о том, что мир — это система, в которой отдельные элементы соединены прямыми и обратными связями. Любое воздействие порождает ответное действие. Мир объективен, но представлен разным людям в разных субъективных образах, в соответствии с которыми они и живут. Эти образы могут быть более или менее адекватными реальности, но никогда до конца ей не соответствуют. Поэтому для всех людей мир не может быть однозначным. Человек по своей природе — это единство биологического и социального, т.е. " социальное животное", поэтому его основная задача — занять свою " нишу" в социально обусловленном мире. Имеющееся у человека сознание дает ему возможность самостоятельного выбора наиболее эффективного в конкретной ситуации способа поведения на основе усвоенных им знаний, которые создало общество. Поведение человека есть внешняя реализация сложившихся у него представлении о мире, " схем реальности", " когнитивных карт" и т. д. Научение происходит не только методом " проб и ошибок", но и в результате целенаправленной передачи информации от одного человека к другому, за счет формирования более адекватных представлений о мире. Отношения Тренер-Клиент S -- Os, одностороннее воздействие, но при этом ответные реакции клиента рассматриваются как обратная связь и учитываются в дальнейшей работе тренера. О сновная задача обучения — дать человеку необходимую информацию и объяснить, как ею пользоваться. Истоки. Наибольшее влияние на возникновение и развитие парадигмы репетиторства в тренингах оказали когнитивная психология, показавшая огромную роль знаний, когнитивной сферы в поведении человека. В настоящее время парадигмой репетиторства пользуются многие тренеры, принадлежащие к разным школам и направлениям психологии. В содержательном плане отношения тренера с клиентами на таком тренинге носят характер хотя и не симметричного, но все-таки взаимодействия. Тренер-репетитор рассматривает такие действия клиентов как сигнал обратной связи, который он учитывает в дальнейшем. Это самая привычная и понятная из всех парадигма: как для клиентов, так и для заказчиков. С их точки зрения, тренинг как репетиторство очень похож на традиционную систему школьного и вузовского образования. " Знакомость" ситуации снижает неопределенность при принятии решения о посещении тренинга и связанный с ней дискомфорт. В отличие от результатов дрессуры, приобретенные паттерны поведения после тренинга, в обычной жизни клиентов, не исчезают при отсутствии специально организованной системы подкреплений, поскольку базируются на знаниях, что гораздо надежнее (процесс забывания протекает гораздо медленнее, чем распад паттерна, сформированного за счет подкреплений).
|