Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Jan Koprowski ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Summa Wszystkoś my już przeż yli i wszystko przed nami. Dzień dzisiejszy jest inny, niż ten któ ry miną ł. Rzeczywistoś ć się staje conocnymi snami, a sny przez rzeczywistoś ć ż ywym nurtem pł yną.
Mó wisz: ż ycie skoń czone. Lecz nie ma w tymprawdy, bo prawda się objawia w każ dej ś wiata stronie. Dziś chciał bym ż ycie nasze poró wnać do gwiazdy, któ ra o ś wicie gaś nie, a wieczorem pł onie.
Wię c spró bujmy raz jeszcze rozpoczą ć od nowa. Nie jesteś my już mł odzi, ale i nie starzy. Przed nami ś wiat jak wielka zielona dą browa, a na niej aż się roi od dziwó w guś larzy.
Контрольная работа по теме «Фонетика»
1. Перечислите особенности польского языка как языка западнославянского. Напишите по-польски следующие слова, учитывая эти особенности: один, куплю, вел, звезда, сажа, люблю, свеча, межа, мыло, олень, земля, сало, плел, осень. 2. Каков характер соотношения твердых и мягких согласных в польском и русском языках? (в каком случае употребляется понятие " переходная мягкостъ" по отношении к польскому языку?). Учитывая закономерные звуковые соответствия в польском и русском языках а) подберите однокоренные слова в русском языке: krzywy, miedź, chodzić, cień, dzień, burza, tworzyć, sieć, dziewię ć, cierpieć, brzeg, wić, wieprz. б) напишите по-польски слова: тепло, орех, день, гость, грех, дикий, пить, шерсть, зеленый, репа, темный. 3. Перепишите текст, вставив пропущенные буквы u или ó. Объясните, в каких случаях в польском языке пишутся буквы u или ó. Какой звук обозначают эти буквы? Переведите данные предложения: Krak_w to miasto. То stara kr_tka droga do Krakowa. Gustaw ma samoch_d. Ja nie mam samochodu. Danuta ma wn_ka. Karpaty to g_гу. Każ dy ma sw_ j roz_m.
4.Объясните, в каких случаях пишется буква ż, в каких - диграф rz? Какие звуки передают буква ż и буквенное сочетание rz? Вставьте пропущенные буквы в следующих предложениях: Под деревом большой гриб. – Pod d_ewem jest du_ y g_ yb. Божена три paзa повторяет стихотворение. - Bo_ena t_ y гаzу powta_a wiersz. Нужно помочь Катарине, у нее большой багаж. - T_ eba pomoc Kata_ ynie, ma du_ y baga_. Тадеуш очень редко ест грибы. - Tadeusz bardzo _adko je g_ уbу. Не люблю рис, это мой брат Владимир любит. - Niе lubię ry_u, to mó j brat Wł odzimie_ lubi. 5. а) Прочитайте предложения, следя за правильностью произношения, правильной постановкой ударения. Переведите текст (письменно). б) Выпишите из данного текста имена существительные. Пользуясь таблицами " Образцы склонения имен существительных" (1, с. 111-112; метод. пособ., ч.2), определите и укажите род, число, падеж существительных, приведите форму им. пад., если слово использовано в косвенном падеже. Образец: dzieci, мн.ч., им. п.; форма ед.ч. - dziecko, ср.р. в) Выпишите из текста глаголы, определите лицо и число, приведите форму инфинитива. Образец: siedzi - 3 л., ед.ч., инф. – siedzieć.
Tu mieszkają pań stwo Nowakowie, rodzice i ich dzieci. Dzieci są w szkole, ojciec z matką pracują. Czy pani ma dzieci? Tak, mam. Syn Kazik ma sześ ć lat, ale już chodzi do szkoł y. I có rka Jadzia, taka z niej dziwna dziewczyna - ma dwadzieś cia lat, ale siedzi w domu i nigdzie nie wychodzi. - A gdzie moż e chodzić? - Do kina, do koleż anek.
6. Поставьте слова, данные в скобках, в нужной форме, укажите род, число, падеж. Для справки используйте таблицы склонений имен существительных, прилагательных, местоимений (1, с.111-116). Переведите предложения на русский язык.
1. Nie pije (czarna kawa - род. п.) wieczorem. 2. Siostra daje (brat) (nowa ksią ż ka). 3. Latem są (krotka ciemna noc). 4. Stoimy pod (to wysokie drzewo). 5. Po obiedzie idę razem z (moja siostra) do (szkoł a). 6. Krystyna mó wi o (swoja praca) w muzeum.
7. Напишите данные предложения в форме множественного числа, обращая внимание на использование лично-мужской или нелично-мужской (женско-вещной) формы. Укажите тип спряжения глагола (I-IV). Переведите предложения на русский язык. 1. On rozumie po polsku. 2. Moja koleż anka umie tł umaczyć na ję zyk rosyjski. 3. Wczoraj czytał am nowe opowiadanie. 4. Piszę list do ojca. 5. Moja siostra uczy się ję zyka angielskiego, ja się uczę ję zyka niemieckiego. 6. Czy pani mó wi po polsku? - Nie, nie mó wię po polsku, mowię po francusku. 7. Czy ona pracuje w centrum miasta? СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Ананьева Н.Е. История и диалектология польского языка. М., 1994. Василевская Д.К., Розенталь Д.Э. Самоучитель польского языка. Минск, 1998. Волошина Г.К., Ходера Я. Польский язык: Учебное пособие по развитию речи. СПб., 1997. Karolak S., Wasilewska D. Учебник польского языка. Warszawa, 1981. Киклевич А.К., Кожинова А.А. Польский язык: Практический курс. Минск, 2000. Кондрашов Н.А. Славянские языки. М., 1986. (разделы «Языковые процессы, характерные для западно славянских языков», & 96, 97; «Польский язык» & 98-111, с. 108-127). Кротовская Я.А., Гольдберг Б.Н. Учебник польского языка М.: Высш.шк., 1974.
Кротовская Я.А., Кашкуревич Л.Г. Учебник польского языка для институтов и факультетов иностранных языков. М.: Высш.шк., 1987. Лер-Сплавинский Т. Польский язык. М., 1954. Тихомирова Т.С. Курс польского языка. М.: Высш.шк., 1988.
|