Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Человек – часть живой природыСтр 1 из 7Следующая ⇒
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ По экологии (СТАРШАЯ ГРУППА) ЛЕС – МНОГОЭТАЖНЫЙ ДОМ
З а д а ч и: способствовать развитию у детей умения составлять сравнительные рассказы о растительном мире; развитию умения различать растения по стволам, веткам, плодам, листьям; различению многолетних и однолетних растений; развитию сравнения по признакам, закрепленным в модели, умения использовать модель в качестве плана рассказа; воспитывать бережное отношение к растительному миру. П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а. – Наблюдение за растениями на участке д/с. – Рассматривание иллюстраций, картин (лес осенью). – Работа с моделями. – Работа в экологической комнате (макет леса). – Чтение художественной литературы о лесе. – Работа в дневниках наблюдений (деревья, кусты, цветы осенью). – Экскурсии по экологической тропе детского сада. – Сбор семян, листьев. Ход занятия 1. Р а с с м а т р и в а н и е схемы «Лес – многоэтажный дом» (толща лесной почвы, кустарники, низкие деревья, деревья средней высоты, очень высокие деревья) (С. Н. Николаева. Юный эколог.) – Почему лес называют многоэтажным домом? Кто на каком этаже живет? 2. С о с т а в л е н и е сравнительного рассказа по схеме-модели «Деревья» (береза и ель): корень, стебель, листья, плоды, использование человеком. 3. Д и д а к т и ч е с к а я и г р а «Магазин «Семена». Воспитатель исполняет роль продавца, ребенок должен описать, семена какого дерева он хочет купить (форма, цвет, кем и где используется желудь, шишки, семена клена, плоды рябины, семена березы и др.). 4. Д и д а к т и ч е с к а я и г р а «Что помогает растениям расти?». З а д а н и е. Выбрать себе схему-карточку, рассказать, что это, как оно помогает растениям. (Солнце, вода, воздух, животные, птицы, насекомые, человек.) ВОДОЕМ И ЕГО ЖИТЕЛИ
З а д а ч и: развивать представления детей о водоеме как экосистеме; умение устанавливать причинно-следственные связи (что растет в водоеме, кто живет, почему?); умение использовать предметно-схематическую модель «Птицы» для рассказывания; познавательный интерес к природе, умение слышать вопросы и задания воспитателя, выслушивать ответы сверстников; воспитывать бережное отношение к воде. П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а. – Рассматривание иллюстраций о водоеме. – Беседы с детьми. – Чтение природоведческой и энциклопедической литературы. – Рассматривание картины «Водоем» в холле. Ход занятия 1. И г р а «Поход к водоему» (оформление водоема с помощью картинок, схем, иллюстраций). Детям предлагается схема водоема, на которой они расселяют с помощью липучки или фланелеграфа обитателей водоема: прибрежные заросли (аир болотный, тростник); водоросли; насекомые у воды и в воде (кузнечики, стрекозы, жук-плавун); птицы (утки, гуси, лебеди, чайки, трясогузка); рыбы (окунь, судак, ерши, пескарь); звери (бобер, выдра, ондатра). 2. А н а л и з п о л у ч е н н ы х к а р т и н. Дети вместе с воспитателем рассматривают водоем и рассказывают, кого, куда они поселили и почему. 3. Б е с е д а с детьми. – Куда улетают на зиму водоплавающие птицы, почему? – Что случится с птицами, если они не успеют улететь? – Что произошло с птицей из рассказа «Серая шейка»? Рассматривают карту мира и определяют места предположительной зимовки птиц. 4. Р и с о в а н и е в о д о е м а.
НАСЕКОМЫЕ ОСЕНЬЮ
З а д а ч и: развивать обобщенные представления детей о насекомых как живых существах, живущих на земле, которые могут ползать, летать в воздухе, и имеющих типичное строение; умение устанавливать причинно-следственные связи (время года – поведение насекомых); умение использовать предметно-схематическую модель для описания внешнего вида, повадок; активировать познавательный интерес к природе. П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а. – Наблюдение за насекомыми на участке детского сада. – Рассматривание иллюстраций. – Чтение природоведческой литературы. – Работа в дневнике наблюдений. – Работа с моделями. Ход занятия 1. О т г а д ы в а н и е з а г а д о к о насекомых. У нее четыре крыла, Тело тонкое, словно стрела, И большие-большие глаза. Называют ее … (стрекоза.) Сок цветов душистых пьет, Дарит нам и воск, и мед. Людям всем она мила, А зовут ее … (пчела.) Очень маленький на вид, Надоедливо звенит, Прилетает вновь и вновь, Чтобы выпить нашу кровь. (Комар.) Этот маленький скрипач Изумрудный носит плащ. Он и в спорте чемпион, Ловко прыгать может он. (Кузнечик.) Он работник настоящий. Очень, очень работящий. Под сосной, в лесу густом Из хвоинок строит дом. (Муравей.) Она ярка, красива, Изящна, легкокрыла. Сама похожа на цветок И любит пить цветочный сок. (Бабочка.) Всех жучков она милей, Спинка алая у ней. А на ней кружочки – Черненькие точки. (Божья коровка.) Ребенок, который отгадывает загадку, находит картинку-отгадку и выставляет на мольберт. 2. Б е с е д а с детьми о насекомых по вопросам: – Как передвигаются? – Чем питаются? – Как спасаются от врагов? – Почему осенью их становится меньше? 3. И г р а-имитация «Отгадай, кого я загадал». Ребенок выбирает ободок-шапочку, подходящую по цвету к его любимому насекомому, и при помощи движений и звукоподражания передает образ насекомого, а остальные дети отгадывают. 4. Д и д а к т и ч е с к а я и г р а «Четвертый лишний». Дети выбирают себе конверты с карточками, из которых необходимо выбрать лишнюю карточку, объяснить свой выбор. Например: * Заяц, еж, лиса, шмель. * Трясогузка, паук, скворец, сорока. * Бабочка, стрекоза, енот, пчела. * Кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук. * Таракан, муха, пчела, майский жук. И т. п. 5. И г р а в слова. – Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее муравью (пчеле, шмелю, стрекозе, божьей коровке и т. д.). – Объясните выбор каждого слова. Словарь: муравейник, зеленый, порхает, мед, трудолюбивый, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, стрекочет, паутина, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, полосатый, рой, кровосос, пасечник, рыжеусый, гусениц и др. Выставляются по одной картинки насекомых. Воспитатель читает набор различных слов. ДЕКОРАТИВНЫЕ ДОМАШНИЕ РЫБКИ
З а д а ч и: создать условия для наблюдения за декоративными рыбками, их ростом, развитием, размножением; развития умения обобщать по существенным признакам, доказательно строить суждения, используя модель; формировать представления об отличии живых рыбок от игрушечных; практиковать в навыках ухода за рыбками в аквариуме. П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а. – Наблюдение за рыбками в аквариуме (в группе, в экологической комнате). – Уход за рыбками. – Беседа «Обитатели аквариума». – Рассматривание иллюстраций и чтение познавательной литературы. Ход занятия 1. Р а б о т а п о к а р т и н к а м. Детям раздаются картинки с изображением золотых рыбок. – Как называются эти рыбки? Как выглядят? (У них красивые и необычные формы тела, плавники, яркая окраска, медленные плавные движения.) – Чем золотые рыбки отличаются от карасей? (Показ картинки.) У карасей вытянутое тело, короткие плавники, маскировочная окраска, они могут быстро плавать, затаиваются в укрытиях. Золотые рыбки, предками которых являются караси, утратили эти качества и не могут жить в природных водоемах. 2. Р а с с м а т р и в а н и е рыбок в аквариуме. – Могут ли золотые рыбки жить в озере? – Как они будут себя вести в новых условиях? – Что с ними может произойти? В ы в о д: золотые рыбки не выживут в озере, потому что они очень яркие и их схватят хищники, не могут быстро плавать, тело неповоротливое, не могут добывать себе корм, привыкли к готовому. 3. И г р о в о й п р и е м с игрушечной рыбкой. В тазу с водой плавает игрушечная рыбка. Дети рассматривают. – Где ей лучше жить? Чем она отличается от рыбок в аквариуме? Дети приходят к выводу, что это игрушечная рыбка, и с ней интересно играть. 4. К о р м л е н и е р ы б о к. Детям предлагается покормить рыбок в аквариуме и понаблюдать за их поведением. – Как едят? – Много ли времени потребовалось им, чтобы они съели весь корм? – Как часто нужно кормить? И т. п. 5. Р и с о в а н и е «Любимая рыбка».
ЧЕЛОВЕК – ЧАСТЬ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (беседа)
З а д а ч и: развивать представления о том, что человек так же, как и растения, является частью живой природы, о строении человеческого организма; воспитывать желание заботиться о братьях меньших. Ход занятия 1. Р а б о т а п о к а р т и н к е. Детям предлагается картинка для ознакомления: человек в окружении животных, птиц, насекомых и растений. Дети рассматривают картинку. – Что видите на картинке? – Как вы думаете, почему художник решил нарисовать такую картину? Воспитатель делает в ы в о д: художник в рисунке подчеркнул, что человек, как и окружающие растения, животные, является неотъемлемой частью живой природы. 2. Б е с е д а о том, кто такой человек. – Как можно нас всех назвать? (Люди.) – Почему человека называем живым существом? (Думает, двигается, разговаривает…) – А мы все одинаковы или чем-то различаемся? 3. С ю р п р и з н ы й м о м е н т. В группу вносится коробка с живым объектом (кролик, морская свинка…). Дети рассматривают, гладят. Воспитатель. А мне кажется, что мы на него похожи. Что общего у нас с кроликом? (Дети перечисляют общие признаки). А почему тогда мы не говорим про кролика, что он человек? В ы в о д: хотя у людей и животных много общего, есть особенности, по которым мы выделяем, человек это или животное. 4. И г р а «Из чего состоит человек». Дети рассматривают друг друга и называют, из чего состоит человек (основные части тела).
ЖИВОТНЫЕ ЛЕСА ОСЕНЬЮ
З а д а ч и: способствовать углублению представлений о лесе: живут разные животные (звери, птицы, насекомые); установлению причинно-следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий среды их обитания; воспитывать у детей интерес к жизни леса в осенний период, понимание необходимости сохранения его целостности; обучить умениям вести себя в лесу. П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а. – Беседы с детьми. – Рассматривание иллюстраций, книг о животных леса. – Работа в экологической комнате (лес). – Отгадывание загадок. – Работа с моделями (звери, птицы, насекомые) и др. – Изготовление природоохранительных и запрещающих знаков. Ход занятия 1. Ч т е н и е с т и х о т в о р е н и я «Осень-художница»: Повязала осень пестрый фартук И ведерки с красками взяла. Ранним утром, проходя по лесу, Листья позолотой обвела. 2. Б е с е д а. – Каких зверей можно встретить в лесу осенью? – Кто укладывается спать на всю зиму? – Кто меняет на зиму шубку? – Кто делает запасы на зиму? – Кто зимует под листвой, в щелях, в коре деревьев? Дети отвечают на вопросы и находят картинки животных, которых называют. 3. Р а с с к а з воспитателя о подготовке зверей к зиме. Чтобы встретить суровую зиму, лесные звери начинают приготовления еще ранней осенью. Строят себе норы, делают запасы. Белки и зайцы начинают линять – шубки менять с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет более подходит к зимней природе. Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи, желуди, нагуливает на зиму жирок. Кроты и мыши запасаются колосками. Барсук собирает коренья и грибы. Просушивает их возле своей норы, раскладывая на стволах деревьев. Белочка делает запасы в дуплах, в расщелинах коры и под кореньями деревьев. Волк и лиса зимой не спят и запасов осенью не готовят, они охотятся. Поздней осенью тихо и пустынно в лесу. Почему? Не слышно звонких птичьих голосов. Попрятались в норы и дупла лесные обитатели. 4. О б с у ж д е н и е р а с с к а з а. – Медведь что делает? (Залез в берлогу.) – Кто попрятался в норы? (Ежик, барсук, полевая мышь.) – А что же делает белочка? (Она не любит холодную, дождливую погоду, поэтому спряталась, сидит в своем дупле и грызет шишки и орехи.) – Удобно ли зайчишке в белой шубке, когда еще не выпал снег? Почему? 5. О т г а д ы в а н и е з а г а д о к. Кто по елкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы? (Белка.) Загорелись, как пожар, На рябине кисти, Катится навстречу шар Из осенних листьев. Ты его не узнаешь? Приглядись-ка! Это… (еж). Кто осенью спать ложится, а весной встает? (Медведь.) Кто в лесу голодный рыщет, Под кустом зайчишку ищет? (Волк.) Что за беленький клубочек Под кустом на землю лег? (Заяц.) Первый снег прилег на крыши, Опушил мехами сад. Птичница в шубейке рыжей Посчитать пришла цыплят. (Лиса.) 6. С о с т а в ь р а с с к а з - з а г а д к у о любимом или понравившемся лесном звере. Остальные дети отгадывают. ОВОЩИ И ФРУКТЫ НА НАШЕМ СТОЛЕ
З а д а ч и: способствовать уточнению и обобщению представлений детей о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов, наиболее употребляемых в нашей местности, о способах употребления их в пищу; закреплению представлений о значении свежих плодов для здоровья людей; развитию умения готовить салат, используя схему-модель трудового процесса: воспитывать трудолюбие, экономное отношение к продуктам питания. П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а. – Оформление в уголке природы выставки «Дары осени». – Беседа с детьми. – Дидактические игры «Сад – огород», «Попробуй на вкус» и др. Ход занятия 1. Р а б о т а с о с х е м о й - м а к е т о м. Детям предлагается схема-макет огорода и сада, предметные картинки овощей и фруктов. Дети делятся на две подгруппы и составляют сад и огород, потом меняются местами и проверяют правильность составления макета. 2. Д и д а к т и ч е с к а я и г р а «Опиши – мы отгадаем». Один ребенок (по очереди) описывает овощ или фрукт: цвет, форма, где растет, вкус. Остальные дети отгадывают. 3. Д и д а к т и ч е с к а я и г р а «Определи на вкус». Дети закрывают глаза. Воспитатель предлагает им попробовать кусочки овощей и фруктов. Они должны определить их на вкус. 4. П р и г о т о в л е н и е витаминного салата из сырых овощей: морковь, капуста, яблоки. О б с у ж д е н и е структуры трудового процесса (технологии). З а д а н и е. Выбрать необходимые овощи и фрукты, помыть, приготовить нож, доску, миску, почистить, нарезать, заправить и перемешать; распределение обязанностей. 5. Б е с е д а о чистоте рук и овощей. – Можно ли употреблять в пищу немытые овощи и фрукты? Почему? – Можно ли немытыми руками брать овощи и фрукты? Почему? 6. Б е с е д а о холодных и горячих блюдах из овощей и фруктов.
|