Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Жизнь хомяка в природе
(беседа)
З а д а ч и: создать условия для ознакомления детей со степью – местом обитания хомяка, с образом жизни, который он ведет в естественных природных условиях; развития представлений о приспособленности строения тела и поведения хомяка в природе (умеет делать нору-гнездо, отыскивать и запасать корм – семена различных растений, растить свое потомство, спасаться от врагов – лисы, хищных птиц, – при помощи маскировочной окраски и прячась в нору); уточнения представлений о том, что хомяк в природе – это дикое животное, а хомяк в уголке природы – это прирученный зверек, условия для жизни которого создает человек (воспитатель, дети). П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а. – Беседы с детьми. – Экскурсия в экологическую комнату: рассматривание зоны степи, наблюдение за хомячком, уход. – Чтение рассказов о хомячке. Ход занятия 1. Б е с е д а о том, где живут хомячки в природе, – степь. Рассказ о степи. Хомяки живут в норе, которую они делают в земле. Нора имеет несколько помещений. В одном помещении устраивает теплое гнездо, в котором спит. В другом – кладовые (семена, зерна, чтобы есть зимой). Весной питается зеленой травой. Все лето запасает корм. Далеко не уходит от норы. У него много врагов – лисы, хищные птицы. Маскируется возле засохшей травы. 2. И г р а «Замаскируй хомячка». Детям раздаются трафареты хомячков и бумага разного цвета, необходимо подобрать тот цвет бумаги, который смог бы замаскировать хомячка от врагов. 3. Н а б л ю д е н и е за хомячком в клетке: окрас, повадки, чем питается, как ест (рассмотреть корм, покормить). – Как нужно ухаживать за хомячком? (Ответы детей.) «ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ»
З а д а ч и: способствовать развитию и обобщению представлений о сезонных изменениях основных условий в разных средах обитания, о путях приспособления к ним разнообразных живых существ, живущих в этих средах; осознанию зависимости способов существования животных и растений от условий окружающей среды и степени удовлетворения потребностей в осенний сезон (осенью дни становятся короче, меньше света, снижается температура воздуха и т. п. – программа «Детство»); развивать представления о труде человека осенью. П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а. – Наблюдения на участке детского сада за живой и неживой природой. – Экскурсии по экологической тропинке детского сада. – Рассматривание репродукций художников. – Беседы об осени. – Чтение художественной литературы. – Заучивание стихов. – Труд на участке детского сада. Ход занятия 1. Воспитатель ч и т а е т стихотворение «Осень-художница»: Повязала осень пестрый фартук И ведерки с красками взяла. Ранним утром, проходя по парку, Листья позолотой обвела. 2. И г р а «Кто больше назовет?». Дети стоят по кругу, передают друг другу осенний листок и называют приметы осени. 3. О т г а д ы в а н и е з а г а д о к. Висят на ветке Золотые монетки. (Осенние листья.) Весной зеленела, Летом загорала, Осенью надела Красные кораллы. (Рябина.) Кто по елкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы? (Белка.) Белые мухи прилетели И на поле сели. (Снег.) Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу. (Вода.) 4. Ф и з к у л ь т м и н у т к а «Листопад». Закружила осень рыжие метели, Золотые листья с кленов полетели. Дети надевают «шапочки» кленовых листочков и под музыку кружатся, как листочки (под тихую музыку – в тихую погоду, музыка громче – подул сильный ветер). 5. Б е с е д а с детьми по вопросам. – Какие плоды созревают осенью? (Орехи, желуди, грибы, рябина.) – Почему становится меньше насекомых? – Как готовятся встретить суровую зиму звери? (Строят норы, делают запасы, меняют шубки.) – Какие работы у людей осенью в саду, в огороде, в поле? 6. С о с т а в л е н и е коллажа из осенних листьев и ягод.
ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
З а д а ч и: способствовать формированию обобщенных представлений детей о зимующих птицах и что зима для всех трудное время года, как птицы приспособлены к жизни в это время года; проявлению желания помогать и заботиться о птицах зимой; развивать умение сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия, используя при этом схему-модель. П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а. – Беседы с детьми в процессе наблюдения и кормления птиц на прогулке. – Рассматривание иллюстраций. – Работа в дневнике наблюдений и фенологическом календаре. – Заучивание стихов, загадок о птицах. – Чтение энциклопедической и художественной литературы. – Изготовление кормушек. Ход занятия 1. Б е с е д а с детьми. – Какие птицы остались у нас на зиму? (Воробей, ворона, дятел, синица, сорока, сова, клест) – выставляются картинки. – Как называются эти птицы? (Зимующие.) 2. И г р а «Голоса птиц». З а д а н и е. Угадать, какая птица произносит такие звуки; найти соответствующую картинку и повторить эти звуки: *Кар-кар! (Ворона.) *Чик-чирик, чив-чив-чив! (Воробей.) *Ча-ча-ча! (Сорока.) *Цок-цэк, цок-цэк! (Клест.) *Синь-синь-синь! (Синица.) 3. И г р а «Я загадаю, вы отгадайте». Используя модель-схему «Птицы», ребенок описывает любимую птицу, а остальные дети должны назвать ее по описанию: цвет перьевого покрова, величина, клюв, где зимует, чем питается и т. п. 4. Б е с е д а. – Где зимой птицы находят корм? – Как может помочь человек зимующим птицам? 5. И з г о т о в л е н и е кормушек.
КАК ЛЕСНЫЕ ЗВЕРИ ПРОВОДЯТ ЗИМУ В ЛЕСУ
З а д а ч и: способствовать формированию обобщенных представлений о том, что в лесу живут разные звери и что зима – трудное время года для всех, что звери по-разному приспособлены к жизни в это время года; формировать представления о роли человека в жизни животных в лесу зимой. П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а. – Беседы. – Рассматривание иллюстраций. – Чтение познавательной и художественной литературы. – Заучивание стихов и загадок. Ход занятия 1. И г р о в о й с ю р п р и з н ы й м о м е н т. Приходит Незнайка и приносит картинки. Дети помогают Незнайке выбрать картинки зверей, которые живут в лесу. 2. Б е с е д а с детьми по вопросам. – Как выглядит заяц зимой? (Поменял шубку с серой на белую.) Зачем это нужно ему? – Чем он питается зимой? (Сухая трава, сено, кора молодых деревьев, зелень на полях). – Какие есть враги у зайцев? 3. В ы п о л н е н и е т в о р ч е с к о г о з а д а н и я. Придумайте загадку про зайца. 4. И г р а «Мы маленькие зайчики». Дети в шапочках зайцев убегают от лисы, волка. 5. Р а с с к а з Н е з н а й к и. Незнайка рассказывает детям, что встретил в лесу Колобка, но он был какой-то странный, весь в колючках. Дети рассказывают о еже (мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом, вся покрыта короткими серыми волосками, маленькие, круглые, черные глаза, короткие лапки с маленькими коготками, на спине носит колючие иголки). Незнайка с п р а ш и в а е т детей, чем любит лакомиться еж. (Червями, жуками, ящерицами, мышами и лягушками, запасы на зиму не делает, спит всю зиму.) – Как называется жилище ежа? (Норка, которую он устилает опавшими, сухими листьями.) 6. Незнайка р а с с к а з ы в а е т, что в лесу, под елкой, увидел много золотистых чешуек и обгрызенных шишек, а с ветки на ветку прыгал какой-то зверек, которого не успел разглядеть. Дети показывают картинку с изображением белки и рассказывают о ней: внешний вид, чем любит лакомиться (орехи, семена хвойных деревьев, ягоды, грибы, плоды деревьев и кустарников). – Как называют ее жилище? (Дупло.) 7. И г р а «Закончите предложения». Незнайка п р е д л а г а е т детям поиграть в игру «Закончи предложение». Дети становятся в круг, Незнайка бросает мяч. У кого мяч, тот и отвечает. Заяц зимой белый, летом… У зайца хвост короткий, а уши… У зайца задние лапы короткие, а передние… Заяц пушистый, а еж… Еж спит днем, а охотится… Еж маленький, а медведь… Белка зимой серая, а летом… У белки хвост длинный, а у зайца… Белка живет в дупле, а еж… Лиса живет в норе, а медведь в…(и т. п.).
КАК ЛЕСНЫЕ ЗВЕРИ ПРОВОДЯТ ЗИМУ В ЛЕСУ
З а д а ч и: способствовать формированию обобщенных представлений о том, что в лесу живут разные звери и что зима – трудное время года для всех, что звери по-разному приспособлены к жизни в это время года; формировать представления о роли человека в жизни животных в лесу зимой. П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а. – Беседы. – Рассматривание иллюстраций. – Чтение познавательной и художественной литературы. – Заучивание стихов и загадок. Ход занятия 1. И г р о в о й с ю р п р и з н ы й м о м е н т. Приходит Незнайка и приносит картинки. Дети помогают Незнайке выбрать картинки зверей, которые живут в лесу. 2. Б е с е д а с детьми по вопросам. – Как выглядит заяц зимой? (Поменял шубку с серой на белую.) Зачем это нужно ему? – Чем он питается зимой? (Сухая трава, сено, кора молодых деревьев, зелень на полях). – Какие есть враги у зайцев? 3. В ы п о л н е н и е т в о р ч е с к о г о з а д а н и я. Придумайте загадку про зайца. 4. И г р а «Мы маленькие зайчики». Дети в шапочках зайцев убегают от лисы, волка. 5. Р а с с к а з Н е з н а й к и. Незнайка рассказывает детям, что встретил в лесу Колобка, но он был какой-то странный, весь в колючках. Дети рассказывают о еже (мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом, вся покрыта короткими серыми волосками, маленькие, круглые, черные глаза, короткие лапки с маленькими коготками, на спине носит колючие иголки). Незнайка с п р а ш и в а е т детей, чем любит лакомиться еж. (Червями, жуками, ящерицами, мышами и лягушками, запасы на зиму не делает, спит всю зиму.) – Как называется жилище ежа? (Норка, которую он устилает опавшими, сухими листьями.) 6. Незнайка р а с с к а з ы в а е т, что в лесу, под елкой, увидел много золотистых чешуек и обгрызенных шишек, а с ветки на ветку прыгал какой-то зверек, которого не успел разглядеть. Дети показывают картинку с изображением белки и рассказывают о ней: внешний вид, чем любит лакомиться (орехи, семена хвойных деревьев, ягоды, грибы, плоды деревьев и кустарников). – Как называют ее жилище? (Дупло.) 7. И г р а «Закончите предложения». Незнайка п р е д л а г а е т детям поиграть в игру «Закончи предложение». Дети становятся в круг, Незнайка бросает мяч. У кого мяч, тот и отвечает. Заяц зимой белый, летом… У зайца хвост короткий, а уши… У зайца задние лапы короткие, а передние… Заяц пушистый, а еж… Еж спит днем, а охотится… Еж маленький, а медведь… Белка зимой серая, а летом… У белки хвост длинный, а у зайца… Белка живет в дупле, а еж… Лиса живет в норе, а медведь в…(и т. п.).
КАК ЛЮДИ ПОМОГАЮТ ЛЕСНЫМ ОБИТАТЕЛЯМ
З а д а ч и: создать условия для формирования представлений детей о лосях, об их жизни в лесу в зимнее время, о леснике и его природоохранительной деятельности – зимней подкормке животных; воспитывать бережное отношение к лесу, желание совершать хорошие поступки (работа с природоохранительными знаками). П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а. – Рассматривание иллюстраций. – Беседы. – Чтение познавательной литературы. Ход занятия 1. Р а с с м а т р и в а н и е картины «Лес». Б е с е д а с детьми: – Кто живет в лесу? (Растения, звери, птицы, насекомые.) Дети называют и находят на картинке названные объекты. 2. О т г а д ы в а н и е з а г а д о к. Воспитатель загадывает загадку: Горбоносый, длинноногий Великан ветвисторогий Ест траву, кустов побеги, С ним тягаться трудно в беге. Коль такого встретить довелось, Знайте – это… (лось). В ы с т а в л я е т с я картинка с изображением лося. Рассматривают, описывают (большой, есть рога, копыта). Лоси питаются травой, ветками можжевельника. – Есть ли враги у лося? (Волк). – Как лось защищается? (Убегает или защищается передними ногами (копытами). 3. Ф и з к у л ь т м и н у т к а «Животные в лесу»: 1) ходьба с высоким подниманием колен (большие сугробы); 2) ходьба след в след (узкая тропинка); 3) прыжки вверх с «доставанием веток»; 4) метание снежков. 4. Б е с е д а. Воспитатель. Кто помогает животным и птицам перенести тяготы зимы? Ч и т а е т стихотворение: Чтобы сосны, липы, ели Не болели, зеленели, Чтобы новые леса Поднимались в небеса, Их под звон и гомон птичий Охраняет друг – лесничий. Лесники ставят кормушки с сеном, солью, развешивают кормушки для птиц. Воспитатель. В лесу человек – гость, он должен соблюдать правила поведения, чтобы не нарушить жизнь леса и его обитателей. Предлагает детям придумать запрещающие (с красным ободком) и природоохранительные знаки (с зеленым ободком) для поведения человека в лесу и нарисовать их. Дети выставляют знаки и отгадывают, какой знак придумал каждый ребенок.
ДЕРЕВЬЯ ЗИМОЙ
З а д а ч и: способствовать составлению сравнительных, описательных рассказов о деревьях; формированию умения распознавать деревья по стволу, веткам, семенам, плодам; развитию умения видеть красоту дерева в разное время года, особенно ели (стройная, уменьшается вверх крона, заснеженные ветви, отдельные лапы густо покрыты иголками), наслаждаться ароматом ели; формированию умения называть характерные особенности строения разных деревьев, места их произрастания; воспитывать желание помогать и заботиться о деревьях как о живых существах. П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о та. – Наблюдение за деревьями на участке детского сада и работа в фенологическом календаре. – Труд на участке зимой. – Изготовление игрушек для украшения искусственной ели в группе. Ход занятия 1. З а г а д к и: Прилетает в гости к ней В каждый дом Стайка алых снегирей. Под Новый год По ветвям они снуют, Это деревце придет. Красны ягодки клюют. (Рябина.) Зеленое и колкое, Оно зовется… (елкою). 2. В ы с т а в л я ю т с я картинки ели и рябины. Дети составляют описательный рассказ с опорой на план. – Как называется дерево? – Какое дерево – лиственное или хвойное? – Как выглядит дерево (ствол, листья, плоды)? – Какую пользу приносит людям, животным, птицам? Воспитатель. Стоят деревья и кусты зимой без листьев. Они зимой не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон. Зимой мало влаги, света, питательных веществ, так необходимых растениям. Как человек может помочь растениям пережить зиму? 3. Н а р и с о в а т ь ель или рябину в зимнем наряде.
МОЙ ЛЮБИМЫЙ ЦВЕТОК
З а д а ч и: создать условия для наблюдения за комнатными растениями, их внешним видом, строением листьев; обучать уходу за комнатными растениями; выбора способов ухода за разными растениями. Ход занятия 1. И г р о в о й с ю р п р и з н ы й м о м е н т. Дети рассматривают узамбарскую фиалку. В гости приходит сказочный персонаж и приносит детям кактус; говорит, что купил в магазине елку. Дети объясняют, что это комнатное растение, которое называется «кактус». 2. С о с т а в л е н и е р а с с к а з а - о п и с а н и я. Дети рассказывают сказочному персонажу о своих комнатных растениях. Он просит рассказать о красивом цветущем растении – фиалке. 3. И г р а «Кому что нужно?». Детям предлагаются карточки, необходимо выбрать, что нужно для роста и развития растений (вода, воздух, свет, тепло). 4. И с с л е д о в а т е л ь с к о - п о и с к о в а я д е я т е л ь н о с т ь. З а д а н и е. Определить состояние почвы (сухая, мокрая, рыхлая). Дети сами определяют, что необходимо сделать: полить, порыхлить, поставить на свет и т. п. 5. И г р а «Как выросла фиалка». Дети на мольберте или фланелеграфе выкладывают последовательность выращивания фиалки (листик поставить в воду, с корнем, посадить в маленькую емкость с землей, детки рассадить в маленькие стаканчики, подросшее растение посадить в горшок). Сказочный персонаж благодарит детей за помощь, и дети дарят ему листик фиалки. П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а. – Труд в уголке природы. – Наблюдение за ростом и состоянием комнатных растений. – Рассматривание схем способов ухода. – Беседы с детьми об их любимом комнатном растении.
ЧЕМ ЛЮДИ ОТЛИЧАЮТСЯ ДРУГ ОТ ДРУГА
З а д а ч и: создать условия для уточнения представлений детей о том, что все люди разные, не похожи друг на друга (у них разный пол, возраст, рост, цвет глаз, волос, они любят заниматься различным делами и т. д.); для развития у детей сравнения: выделения признаков сходства и различия (люди похожи тем, что у них тело расположено вертикально; есть две ноги, удобные для передвижения; две руки, помогающие человеку осуществлять разнообразную деятельность; лицо. Люди живые: они питаются, дышат, двигаются, растут и т. д.); для развития интереса детей к узнаванию своеобразия людей. Ход занятия 1. И г р о в о й с ю р п р и з н ы й м о м е н т. В группу к детям приходит Незнайка, здоровается с детьми и неправильно называет имена детей, говорит, что забыл, кого как зовут, а дети так похожи друг на друга. Воспитатель предлагает доказать Незнайке, что все люди разные, они отличаются друг от друга. 2. И г р а «Мы все разные». Дети стоят по кругу, кому Незнайка бросает мяч, тот должен рассказать о себе по плану: имя, пол, возраст, цвет глаз, волос. 3. И г р а «Найди себе пару». Воспитатель предлагает детям собраться вместе: тем, у кого, например, коричневые глаза, светлые волосы, девочек, у кого длинные волосы и т. п. Незнайка. Я даже и не знал, что вы все такие разные, у вас столько отличий. 4. Б е с е д а «Кто чем любит заниматься?». Воспитатель. Незнайка, а ведь всех людей и в том числе детей различают по внешним признакам, именам, но еще у каждого человека есть свое любимое занятие. Чем ты чаще всего увлекаешься? Предлагает детям рассказать, кто, чем любит заниматься в детском саду, дома. 5. Р и с о в а н и е. Дети рисуют портрет своего друга, а потом отгадывают, кто кого нарисовал. Незнайка помогает детям.
«ЖИВОЕ – НЕЖИВОЕ»
З а д а ч и: создать условия для уточнения представлений детей о признаках живого (на примере морской свинки и человека): питаются, двигаются, дышат, слышат, видят, издают звуки (разговаривают); для развития у детей умения сравнивать живой и неживой объекты, находить существенные признаки различия живого и неживого, доказывать свое мнение; для воспитания у дошкольников интереса к наблюдению за природными объектами, стремления учитывать в поведении их особенности как живых существ. Ход занятия 1. И г р о в о й с ю р п р и з н ы й м о м е н т. Воспитатель в группу к детям приносит морскую свинку. Б е с е д а с детьми. – Кто к нам пришел в гости? – Какое имя у нее может быть? (Варианты ответов детей.) Воспитатель называет настоящее имя свинки. 2. И г р а «Какая она?». – Придумайте определения морской свинке, какая она (большая, пушистая, красивая, рыжая, добрая и т. п.). Дети сидят по кругу, бережно передают морскую свинку друг другу и дают ей определения. 3. И г р о в о й с ю р п р и з н ы й м о м е н т. Воспитатель достает игрушечную морскую свинку. Воспитатель. А вот еще одна морская свинка пришла к нам в гости. 4. Б е с е д а. – Чем отличаются эти две морские свинки? (Одна – живая, а другая – игрушечная.) – Что можно делать с игрушечной морской свинкой? А можно ли так обращаться с живой? Почему нет? – Чем похожа морская свинка на человека? (Она дышит, ест, ходит, видит и т. п.) 5. Т р у д о в ы е д е й с т в и я д е т е й «Покорми морскую свинку». Воспитатель. Как вы думаете, что любит кушать морская свинка? (Варианты ответов детей). Воспитатель предлагает детям различный корм: сено, овощи, фрукты, зерно. Дети рассматривают, называют. Воспитатель. Как вы думаете, а можно сразу отдать весь корм? (Рассуждения детей.) Предложить дать свинке морковку. Дети дают корм живой свинке и игрушечной. Делают вывод и наблюдают, как грызет зубами морковку свинка. 6. Н а б л ю д е н и е з а с в и н к о й. Воспитатель предлагает детям пустить свинку на пол и понаблюдать, как она бегает, что будет делать, если на пути положить кубик и т. п.
|