Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глаза – зеркало души
(беседа с элементами самонаблюдения)
З а д а ч и: способствовать ознакомлению детей с органом чувств – органом зрения – глазом; формированию умения правильно ухаживать за глазами, соблюдать правила личной гигиены и предосторожности. Ход занятия 1. Р а з г а д ы в а н и е з а г а д к и. Два братца глядятся, А друг друга не видят. (Глаза.) 2. Б е с е д а о зрении и глазах. Зрение – это способность видеть. А помогают нам в этом глаза. Все предметы окружающего мира человек видит потому, что орган зрения улавливает излучаемый этими предметами свет. Человек видит то, на что он смотрит. 3. Р а с с м а т р и в а н и е детьми себя в зеркале. Детям предлагается посмотреть в зеркало. Что увидели? Дети видят носики, лобики, ротики только потому, что у них есть глаза. 4. Б е с е д а о цвете глаз. – Можно ли по цвету глаз определить характер человека? – Какой самый любимый цвет глаз у вас? 5. И г р а «Жмурки». Ребенок с завязанными глазами должен поймать кого-либо из ребят. Игра позволяет каждому ребенку понять, как трудно жить в этом мире, не видя ничего. 6. Р а б о т а п о к а р т и н к а м. Детям п р е д л а г а ю т с я картинки, по которым они составляют правила для сохранения зрения: ! Не смотреть телевизор более 1 часа в день, находясь от телевизора на расстоянии не менее 3 метров. ! Не читать лежа. ! Умываться с мылом ежедневно. ! Не тереть глаза грязными руками. 7. Г и м н а с т и к а для глаз. 1) Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти (4 – 5 раз). 2) Крепко зажмурить глаза, посчитать до 3, открыть и посмотреть вдаль, считая до 5 (4 – 5 раз). 3) Упражнения на офтотельмотренажере: сделать глазами восьмерку, вниз-вверх, влево-вправо и т. п. 8. З а у ч и в а н и е с т и х о т в о р е н и я. Видеть папу, видеть маму, Видеть небо и леса Помогают нам глаза.
СЛУХ У ЖИВОТНЫХ И ЧЕЛОВЕКА
З а д а ч и: развивать представления детей об особенностях слуха у животных и человека; представления у детей о роли слуха для ориентировки в окружающей действительности; воспитывать желание и умение бережно относиться к своему здоровью. Ход занятия 1. О т г а д ы в а н и е з а г а д к и. Два братца на кровельке сидят. (Уши.) 2. С в е д е н и я в о с п и т а т е л я о с л у х е. Слух – это способность воспринимать звуки. Звуки улавливаются наружным ухом, и через барабанную перепонку и слуховые косточки звуковые колебания передаются во внутреннее ухо. 3. И г р а «Проверяем слух». Воспитатель шепотом произносит слова. Кто услышал, тот поднимает руку и называет. 4. И г р а «Хвастушки». «Психогимнастика». Показывая на свои ушки, расскажите о них: «Мои ушки маленькие, хрупкие, я их люблю. Они мне помогают…». 5. Д и д а к т и ч е с к а я и г р а «Что услышал?». (Шелест бумаги, журчание воды, гул автомобиля.) 6. И г р а «Чьи уши?». Найти, какому животному принадлежат уши (заяц, собака, белка…). 7. О б с у ж д е н и е в о п р о с а «Зачем животным уши?». 8. С о с т а в л е н и е п р а в и л для сохранения хорошего слуха. – Рассмотрите картинки и расскажите, какие правила нужно соблюдать, чтобы не болели уши. ! Не ковыряй в ушах. ! Защищай уши от сильного ветра. ! Не слушай громкую музыку. ! Очень сильно не сморкайся. ! Не допускай попадания в уши воды. 9. Р а з у ч и в а н и е стихотворения Э. Мошковской: Доктор, доктор, Как нам быть? Уши мыть или не мыть? Если мыть, то как нам быть? Часто мыть или пореже? – Отвечает доктор: «Еже!» – Отвечает доктор гневно: «Еже-еже-ежедневно!!!».
ПРОШЛА ЗИМА ХОЛОДНАЯ
З а д а ч и: способствовать уточнению и обобщению представлений детей о зиме как сезоне, наиболее неблагоприятном для жизни растений и животных в природе (холод, мороз, земля покрыта снегом, вода затянулась льдом, очень мало света, небо чаще всего пасмурное и т. д.); развитию способности воспринимать красоту зимних явлений природы (ее отражение в произведениях поэтов, художников, композиторов); формировать умения у детей отражать их собственные впечатления от зимней природы в продуктивной деятельности. П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а. – Наблюдение за зимними явлениями погоды на участке. – Рассматривание иллюстраций и картин художников о зиме. – Беседы с детьми. – Чтение познавательной и художественной литературы. – Заучивание стихотворений. – Художественно-продуктивная деятельность детей. Ход занятия 1. Р а с с к а з в о с п и т а т е л я о том, что встретил Незнайку, который шел по улице в одних трусах. Он сказал, что идет загорать на пляж. – Можно ли сейчас загорать? Почему нет? – Какое сейчас время года? 2. И г р а «Приметы зимы». Дети стоят по кругу, воспитатель бросает мяч, у кого мяч, тот называет примету зимы. 3. Б е с е д а о зиме. – Какая земля зимой? – Растут ли зимой цветы? Почему не растут? – Что происходит с деревьями зимой? – Каких птиц можно встретить зимой? Найти картинки. – Что делают зимой звери в лесу? Выберите любую картинку зверя и расскажите о нем. – Как люди приспосабливаются к холодным зимним условиям? – Как человек может помочь птицам, зверям зимой? – В какие игры вы любите играть зимой? – Что вам больше всего нравится зимой? 4. И г р а - и м и т а ц и я снежных явлений: падают снежинки, метель, ветер, светит солнышко и т. п. 5. К о н к у р с - в и к т о р и н а стихов о зиме. 6. Р и с о в а н и е зимнего пейзажа.
РАСТЕНИЯ – ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА
З а д а ч и: способствовать развитию и обобщению представлений детей о растениях как живых существах, представлений о том, что растения вырастают из семян, получают питание из почвы; узнаванию и различению растений; обобщению знаний об условиях, необходимых для роста растений (земля, вода, свет, тепло); формировать умения составлять рассказ по схеме-модели. Ход занятия 1. О т г а д ы в а н и е з а г а д к и. И пьет, и дышит, а не ходит. (Растение.) 2. В в е д е н и е и г р о в о г о п е р с о н а ж а. Игрок отгадывает загадку первым, говоря, что это мальчик. Дети доказывают и с помощью модели иллюстрируют свой ответ: это растение, у него есть строение: корни – у одних растений уходят глубоко в землю, у других расположены неглубоко и раскинуты во все стороны. 3. Б е с е д а о р а с т е н и и. – Для чего растению корни? (Чтобы удерживать растение в земле, забирать из почвы питательные вещества.) – Чем покрыт у деревьев стебель или ствол? (Корой.) – Зачем деревьям такая толстая кора? (Защищает от морозов и жарких солнечных лучей.) – А что будет с нежным комнатным растением, если его вынести зимой на улицу? – Одинаковые ли у всех растений листья, цветы? Дети рассматривают картинки лиственного дерева, ели, кактуса. 4. И г р а «Живое – неживое». Дети стоят в кругу, воспитатель называет различные предметы и растения. Если это живое существо – дети хлопают в ладоши, а если нет – поднимают вверх руки. 5. П о с т а н о в к а и р е ш е н и е п р о б л е м н о й с и т у а ц и и. Игровой персонаж г о в о р и т, что шел по улице и никаких листьев и цветов на деревьях не увидел. Дети объясняют, что зимой деревья погружаются в сон: не питаются, не растут. Ведь зимой мало влаги, света, тепла и питательных веществ. Но сейчас начинает пригревать солнышко, наступает весна, и на деревьях скоро появятся почки, потом листья, а потом и цветы. П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а. – Наблюдение за ростом овса, гороха и т. п. – Труд в уголке природы. – Беседы с детьми. – Рассматривание серии схем «Как вырос горох» и т. п.
ПТИЦЫ ВЕСНОЙ
З а д а ч и: способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др.; формированию умения составлять рассказы по схеме; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах. Ход занятия 1. Ч т е н и е и с л у ш а н и е стихотворения «Скворцы». Прилетели скворцы – Молодой весны гонцы. Червяков они клюют И поют, поют, поют! 2. Б е с е д а. – Что понравилось (запомнилось) в стихотворении? – А где были скворцы зимой? – Почему они поют? – Какие еще птицы прилетели к нам весной? – Отберите картинки с перелетными птицами. 3. С о с т а в л е н и е описательного рассказа с опорой на модель-схему: как называется? Расскажите о внешнем виде, особенностях строения частей тела (клюв, хвост и др.) Чем питается? Что отличительного в поведении весной? 4. И г р а - и м и т а ц и я «Строим гнезда». 5. И з г о т о в л е н и е скворечников. П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а. – Изготовление скворечников. – Беседы и наблюдение за птицами на участке детского сада. – Рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т. д.). – Чтение познавательной литературы.
КАК МЫ ЧУВСТВУЕМ ЗАПАХИ
З а д а ч и: создать условия для ознакомления детей с особенностями работы органа обоняния – носа; сравнения особенностей восприятия запахов некоторыми животными; прививать бережное и заботливое отношение к своему здоровью. Ход занятия 1. О т г а д ы в а н и е з а г а д к и. Между двух светил Я в середине один. (Нос.) 2. Б е с е д а. – Зачем человеку нос? (Чтобы воспринимать и различать запахи). – Есть ли у животных нос? Зачем животным нос? (Обоняние служит животным для выбора и поиска пищи, выслеживания добычи). – Собаки, кошки, лошади узнают о приближении хозяев задолго до того, как они подойдут. У диких животных нюх развит больше, чем у домашних. Как вы думаете, почему? 3. И г р а «Узнай запах». Детям предлагается по очереди понюхать лук, чеснок, духи, лимон, апельсин и другие объекты, имеющие отличительные запахи. 4. Б е с е д а. – Что за запах ты ощутил? – Понравился этот запах или нет? – Есть ли у тебя любимые запахи? 5. И г р а «Можно или нельзя». Воспитатель задает детям вопросы, передавая «волшебную палочку»; необходимо ответить на вопрос и объяснить ответ на него, например: – Можно ли дать свой носовой платок другу? – Можно ли вдыхать сильно холодный воздух? – Можно ли ковыряться пальцем в носу?
|