Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Объективные основы антикризисного управления
Считается, что во многих случаях кризис в развитии предприятия нельзя устранить, так как он появляется как объективное явление, отражающее цикличный характер развития. Но остроту кризиса можно значительно снизить, если менеджмент будет антикризисным, т. е. будет учитывать предпосылки его возникновения. Антикризисный менеджмент — процесс управления, направленный на предотвращение или смягчение кризиса, удержание функционирования предприятия в режиме выживания в период кризиса и вывода его из этого состояния с минимальными потерями. При этом функционирование представляется как поддержание жизнедеятельности, сохранение работы в рамках достигнутых качеств. Развитие связывается с приобретением нового качества по обеспечению устойчивости жизнедеятельности предприятия, его роста. Концепция антикризисного управления включает четыре блока проблем. Первый блок обозначает проблемы, связанные с управлением на различных фазах цикличного проявления кризисного развития. В содержании антикризисного управления должны решаться проблемы распознавания, предотвращения, поддержания жизнедеятельности, выхода из кризиса и ликвидации его последствий. Следует иметь в виду, что на каждой из фаз развития кризисной ситуации целесообразно использовать адекватные механизмы управления: мотивацию, ценностную ориентацию, ужесточенные организации, смягчение, неформальное управление и др. Второй блок проблем включает процессы методологии и организации управления, функционирования финансово-экономических и социально-психологических проблем. Решение этих проблем связывается с формированием миссии и цели управления; определяются пути и методы менеджмента в условиях кризисной ситуации. При необходимости рассматриваются подходы к диверсификации производства или проведения конверсии, что вызывает неопределенность поиска дополнительных вложений. Третий блок проблем сводится к дифференциации технологии управления, к прогнозированию кризисов оценки кризисных ситуаций готовности к риску и предвидению возможных его последствий, разработке и осуществлению инновационных стратегий, способствующих выходу предприятия из кризисного состояния. Четвертый блок проблем связывается с проблемами социально-экономического типа, которые сводятся к поведению предприятия на рынке и управлению персоналом. Это вызывает модернизацию и реконструкцию предприятия на основе инноваций, обновление маркетинговых процессов, обучение и привлечение персонала для работы по новым подходам организации управления. Система антикризисного управления в кризисных ситуациях предусматривает быструю смену внутреннего состояния предприятия и его положения в окружающей социально-экономической среде. Состояние предприятия характеризуется наличием потенциальных возможностей развития, финансовым положением, системой методов, приемов выхода из кризиса. Считается, что в структурном подходе более подходящим вариантом антикризисного управления выступают определенные типы матричных структур, деформация управления по определенным проблемам, расширение диапазонов — вариантов управленческих решений, стратегических направлений, инновационных программ, инвестиционных проектов. Управленческие решения целесообразнее разрабатывать на программно-целевых подходах, подходить к ним обоснованно и качественно, так как в этих условиях они усугубляют ситуацию. Очень важным условием в антикризисном менеджменте являются мотивационные моменты, поддержка разумных инициатив в поиске путей выхода из кризиса, в ставке на коллективную, взаимную поддержку. В период развития кризиса эти факторы играют решающую роль, особенно в формировании стиля управления, который сознательно проектируется менеджером в процессе работы. В антикризисном менеджменте решающее значение имеет стратегия управления, которая может быть дифференцирована по видам кризиса. Есть стратегия предупреждения кризиса, которая предусматривает распознавание кризисных явлений, анализа их характера и тенденций. В практике развития предприятия может быть стратегия противодействия явлениям кризисного характера, замедлению его наступления. Различают две тактики антикризисного управления: защитную и наступательную. В основу защитной тактики положено проведение мероприятий при благоприятном стечении обстоятельств, занятие выжидательных позиций, пока ситуация не изменится к лучшему. Наступательная тактика предусматривает изучение и завоевание рынка на базе маркетинговых исследований, модернизацию производства и управления, развитие персонала, совершенствование принципов и методов работы.
|