Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздел I. Культурология: основные школы и направления___ 23 1 страницаСтр 1 из 10Следующая ⇒
Глава 1. Предыстория......................................................................................... 25 Глава 2. Культурологические теории XIX века......................................................... 43 Глава 3. Культурология XX века............................................................................... 60 Раздел II. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ.......................................................................... 101 Глава 4. Культура как предмет изучения................................................... 103 Глава 5. Морфология культуры. Функции культуры.............................. 125 Глава 6. Динамика культуры......................................................................... 151 Глава 7. Онтология культуры........................................................................ 181 Глава 8. Межкультурная коммуникация.................................................... 197 Глава 9. Типология культур........................................................................... 242 Раздел III. ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ...................................................................... 253 Глава 10. Рождение культуры и искусства в первобытном обществе 255 Глава 11. История и культура древних цивилизаций Месопотамии.. 269 Глава 12. Древний Египет: культура, обращенная к вечности............ 283 Глава 13. Культура Древней Индии: единство и многообразие.......... 296 Глава 14. Культура Древнего Китая: сочетание символа и ритуала 321 Глава 15. «Греческое чудо»: стремление к гармонии и совершенству 342 Глава 16. Культура Древнего Рима: основа европейской цивилизации... 368 Глава 17. Христианская культура византийской цивилизации........... 382 Глава 18. Арабо-мусульманская культура Средневековья................... 398 Глава 19. Западноевропейская культура Средних веков...................... 411 Глава 20. Антропоцентристская парадигма культуры возрождения. 432 Глава 21. Гуманистическая культура Нового времени.......................... 457 А.П. Садохин КУЛЬТУРОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ Глава 22. Самосознание европейской культуры XIX века................... 473 Глава 23. Русская культура раннего Средневековья.............................. 486 Глава 24. История и культура Московской Руси..................................... 508 Глава 25. Два лика русской культуры XVIII века................................... 534 Глава 26. «Золотой век» русской культуры............................................... 558 Заключение. Культура XX века: основные направления...................... 586 Краткий словарь специальных терминов............................................. 605 ВВЕДЕНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА. ЕЕ ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА Становление культурологии как науки Исторический путь, пройденный человечеством от древности до настоящею времени, сложен и противоречив. На этом пути зачастую соединялись прогрессивные и регрессивные явления — стремление к новому и приверженность к привычным формам жизни, желание перемен и идеализация прошлого. Чем старше делалось человечество, тем сложнее и масштабнее становились проблемы его существования, и в поисках способов их разрешения главную роль всегда играла культура, которая адаптировала человека к постоянно меняющимся условиям жизни, помогала ему найти ее смысл и цель, сохранить человеческое в человеке. Слово «культура» — одно из наиболее употребительных сегодня, как в научном, так и в практическом обиходе. Мы используем его легко, почти не задумываясь о его содержании. Между тем это одно из наиболее сложных понятий, используемых человеком, поскольку оно имеет множество смыслов. Различные аспекты развития культуры довольно давно привлекли внимание философов, историков, психологов, социологов, этнологов, археологов, лингвистиков. Однако только в XX в. ученые осозна-нали потребность в специальном межпредметном исследовании культуры. Это и послужило основой для возникновения самостоятельной научной дисциплины о культуре, получившей название культурология. Выделению культурологии в самостоятельную область знания предшествовали длительное развитие других наук о человеке и накопление многочисленных фактов о его духовной жизни. Таким образом, культурология как наука о культуре возникла в середине XX в. в ответ на потребность сконцентрировать и систематизировать огромную и разнообразную информацию об истории разных народов, отношениях социальных групп и личностей, стилей поведения, мышления и искусства. А.П. Садохин КУЛЬТУРОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ Начало недолгой истории попыток дать научное объяснение феномену культуры было положено в XVII в. английским философом Т. Г оббсом и немецким правоведом С. Пуфендорфом, которые высказали идею, что человек может пребывать в двух состояниях: естественном (природном) и культурном. Природное состояние человека является низшей ступенью его развития, поскольку оно творчески пассивно, а культурное состояние рассматривалось как более высокая ступень развития человека, поскольку оно творчески продуктивно. Значительные успехи в развитии учения о культуре были достигнуты на рубеже XVIII—XIX вв. в трудах немецкого просветителя И.Г. Гер дера. Он стал рассматривать культуру в историческом аспекте. Развитие культуры, по его мнению, составляет содержание и смысл исторического процесса. Культура раскрывает сущностные силы человека, причем у разных народов они значительно различаются, и поэтому в реальной жизни мы можем наблюдать различные стадии и эпохи в развитии культуры. В это же время утвердилось мнение, что ядро культуры составляет духовная жизнь человека, его духовные способности. Происхождение термина «культурология» принято связывать с именем американского культурного антрополога Л если Алвина Уайта, предложившего название для новой науки о культуре. Именно он в своих работах «Наука о культуре» (1949), «Эволюция культуры» (1959), «Понятие культуры» (1973) обосновал необходимость выделения этой области знания в отдельную науку и заложил ее общетеоретические основы. Настаивая на необходимости науки о культуре, Уайт предпринял попытку вычленить предмет ее исследования, отграничив его от предметов смежных с нею наук, к которым он относил психологию и социологию. Если психология, как утверждал Уайт, изучает психологическую реакцию человеческого организма на внешние факторы, а социология — закономерности взаимоотношений индивида и общества, то предметом культурологии должно стать осмысление взаимосвязи таких культурных явлений, как обычай, традиция, идеология. Он прочил культурологии большое будущее, считая, что она представляет собой новую, качественно более высокую ступень в постижении человека и мира. Несмотря на то что культурология постепенно заняла свое место среди других социальных и гуманитарных наук, споры о ее научном статусе продолжаются до сих пор. Даже на Западе термин «культурология» был принят не сразу, и культура там продолжала изучаться такими дисциплинами, как социальная и культурная антропология, социология, психология, лингвистика и др. В нашей стране этот термин утвердился лишь с начала 1990-х гг., когда культурология заменила устраненные из учебных программ исторический материализм и научный коммунизм. Тогда же культурология была введена в номенклатуру специальностей, стала учеб- КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА. ЕЕ ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА ной дисциплиной в вузах, были созданы соответствующие кафедры и факультеты. Однако процесс самоопределения культурологии как научной и образовательной дисциплины все еще не завершен. Культурологическая наука находится сегодня в процессе становления, ее содержание и структура пока не обрели четких научных границ, исследования в ее рамках разноречивы, существует много методологических подходов к определению предмета этой науки. И в наше время достаточно широко распространена точка зрения, что своего предмета исследования у культурологии нет, он «растекается» по другим научным дисциплинам — истории, психологии, социологии, антропологии, искусствоведению и т.д. Только в одном из немногих пунктов безусловно согласны все — предметом культурологии является культура. Споры вокруг предмета культурологии происходят на наших глазах, в борьбе различных мнений и точек зрения. Место культурологии в системе других наук Если определить культуру как все, что создано человеком и человечеством, то сразу станет понятно, почему определение статуса культурологии вызывает такие затруднения. Ведь тогда получается, что в мире, в котором мы живем, есть только мир культуры, существующий по воле человека, и мир природы, возникший объективно, без участия людей. Соответственно все современные науки делятся на две группы — науки о природе (естествознание) и науки о мире культуры — социальные и гуманитарные науки. Кроме того, есть философия, которая формулирует общие подходы к изучению мира, а также анализирует место в нем человека и его отношения с природой, другими людьми и самим собой. Иными словами, все социальные и гуманитарные науки в конечном счете являются науками о культуре — знанием о видах, формах и результатах человеческой деятельности. И тогда встают вопросы, где же место культурологии среди этих наук и что она должна изучать. Культурология возникла на пересечении истории, философии, социологии, этнологии, антропологии, социальной психологии, искусствознания и др. Таким образом, культурология является комплексной социогу-манитарной наукой. Возникновение культурологии отражает общую тенденцию движения современного научного знания к междисциплинарному синтезу для получения целостных представлений о человеке и его культуре. Развитие научного познания привело и к синтезу культуро-ведческих наук в рамках культурологии, формированию взаимосвязанного комплекса научных представлений о культуре как о целостной системе. При этом каждая из наук, с которой культурология контактирует, А.П. Садохин КУЛЬТУРОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ углубляет представление о культуре, дополняя его собственными исследованиями и знаниями. Культурология и философия. Культурология неразрывно связана с философией культуры. Философия выполняет по отношению к культурологии методологическую роль, она определяет общие познавательные ориентиры культурологических исследований. Она ставит перед культурологией целый ряд проблем, значимых для жизни человека, например: о смысле культуры, об условиях ее существования, о структуре культуры, причинах ее изменений. Культурология в свою очередь рассматривает культуру в ее конкретных формах. Здесь акцент ставится на объяснение различных форм культуры с помощью теорий среднего уровня, основывающихся на антропологических и исторических материалах. При таком подходе культурология позволяет увидеть целостную картину человеческого мира во всей многоликости и разнообразии происходящих в нем процессов. Культурология и история тесно взаимосвязаны. История изучает че кретно-исторические особенности изменения и развития культуры. Обобщенный взгляд на историю человечества позволил сформулировать принцип историзма, в соответствии с которым культура рассматривается не как застывшее и неизменное образование, а как динамичная система культур, находящихся в движении и сменяющих друг друга. Отсюда исторический процесс выступает как совокупность конкретных форм культуры. Каждая из них определяется этническими, религиозными и историческими факторами и поэтому представляет собой относительно самостоятельное целое. Каждая культура имеет свою оригинальную историю, обусловленную комплексом своеобразных условий ее существования. Культурология в свою очередь изучает общие законы культуры и выявляет ее типологические особенности, разрабатывает систему собственных категорий. В этом контексте исторические данные помогают построить теорию возникновения культуры, выявить законы ее исторического становления, движения и развития. Для этого культурология изучает историческое многообразие фактов культуры прошлого и настоящего, что позволяет ей понять и объяснить современную культуру. Культурология и социология. Среди ученых самых разных направле- КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА. ЕЕ ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА ний не вызывает возражения утверждение, что культура является порождением общественной жизни человека и вне общества она невозможна. Таким образом, культура есть социальное явление, развивающееся по своим собственным законам. И в этом значении культура выступает предметом изучения социологии. Социология исследует, например, особенности отношения к культуре различных слоев общества, различные модели поведения человека в обществе, различные типы межличностных отношений, или, иначе — культуру в контексте социальных процессов, причем последние рассматриваются как существенный фактор культурных изменений, затрагивающих не только количественные параметры культуры, но и само ее содержание. Культурология и культурная антропология. Культурная антропология занимается изучением человека как субъекта культуры. Она дает описание жизни различных обществ, находящихся на разных ступенях развития, их быта, нравов, обычаев и т.д. Антропологи изучают конкретные культурные ценности, формы культурных взаимосвязей, механизмы трансляции культурных навыков от человека к человеку. Можно сказать, что культурная антропология занимается исследованием этнических культур, тщательно описывая их культурные феномены, систематизируя и сравнивая их. По сути дела, она исследует человека в аспекте выражения его внутреннего мира в фактах культурной деятельности. Это важно для культурологии, поскольку позволяет понять, что стоит за фактами культуры, какие потребности выражают ее конкретно-исторические, социальные или личностные формы. Таким образом, взаимосвязь культурологии с другими науками носит двойственный характер. С одной стороны, каждая наука изучает свой предмет и обобщает полученные знания на трех уровнях. Высшим уровнем традиционно считают философию данной области познания или сферы деятельности — философию истории, философию экономики, философию искусства... На этом уровне, как правило, решаются задачи наиболее общего осмысления предмета познания, вскрывается его суть, место в системе мироздания и в мировоззрении человека. Низший (первый, или эмпирический) уровень познания связан с нахождением фактов и их первичной систематизацией и классификацией. Эмпирический уровень познания позволяет увидеть интересующие нас факты в их конкретно-исторической неповторимости. Между этими двумя уровнями изучения лежат теории среднего уровня, позволяющие анализировать устойчиво повторяющиеся, упорядоченные последовательности явлений человеческого бытия, имеющие системный характер. Это и есть культурологический аспект исследования, существующий в любой области знаний о человеке и его деятельности. На этом уровне создаются модельные концептуальные построения, описываю- А.П Садохин КУЛЬТУРОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ щие не то, как данная область жизнедеятельности функционирует вообще и каковы ее границы, а то, как она адаптируется к меняющимся условиям, как себя воспроизводит, каковы причины и механизмы ее упорядоченности. В рамках каждой науки можно выделить поле исследований механизмов и способов организации, регуляции и коммуникации людей в соответствующих областях их жизнедеятельности. Это то, что принято называть «экономической, политической, религиозной, языковой и т.д. культурой». Отсюда в любой области социального и гуманитарного познания может иметь место культурологический подход, создавая такие направления исследования, как «культурология экономики», «культурология политики», «культурология религии», «культурология искусства» и т.д. Вместе с тем культурология представляет и самостоятельную область знания. В этом аспекте она может рассматриваться и как отдельная группа наук, и как отдельная, самостоятельная наука, или, иными словами, в узком и широком смысле. В зависимости от этого определяется предмет культурологии и ее структура Предмет культурологии Знания о культуре мы черпаем из множества источников. В повседневной жизни многие предметы и явления культуры представляются индивиду очевидными, знакомыми и понятными. Но это не значит, что каждый человек постигает всю глубину любого культурного явления и может верно судить об их роли, значении, ценности. Оставаясь в рамках обыденного сознания, человек чаще всего воспринимает окружающие его предметы и явления поверхностно, не всегда отчетливо осознавая их сущность. Настоящее знание, аргументированные суждения возможны только тогда, когда каждое культурное явление рассмотрено во всей его полноте, когда выявлены причины, источники, тенденции изменения, возможные результаты его функционирования. Исследованием этих вопросов и призвана заниматься культурология. В широком смысле культурология представляет собой собирательное понятие, обозначающее комплекс отдельных наук, а также богословских и философских концепций культуры. Другими словами, это все те учения о культуре, ее истории, сущности, закономерностях функционирования и развития, которые представляют различные варианты осмысления феномена культуры. В центре внимания культурологических наук также находятся те же самые механизмы социальной организации и регуляции деятельности, но не какого-то конкретного вида деятельности, а всей социальной практики человека, которая изучается с точки зрения ее мотивации и регуляции. Кроме того, культурологические науки занима- КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА. ЕЕ ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА ются изучением системы культурных институтов, с помощью которых осуществляются воспитание и образование человека и которые производят, хранят и передают культурную информацию. С этой точки зрения предметное поле культурологии заполнено многочисленными дисциплинами. Среди них: • история культурологии, которая занимается изучением многочис • кулътуроведение — практическое руководство культурой, сущест- зееведении, литературоведении, театроведении и тд.); • социология культуры изучает реальные процессы функционирования культуры в том или ином обществе. Она позволяет понять зависимость многих явлений культуры от различных форм общности людей, типа социальных связей и форм культурных коммуникаций. Она связана со сбором, обработкой, анализом разнообразной социологической информации и составляет ту часть культурологиче-ского знания, которое предполагает эмпирическое исследование процессов культуры; • экология культуры охватывает все области жизнедеятельности со • психология культуры в центр внимания ставит человека, процесс его приобщения к культуре, усвоения им норм и ценностей своего общества Кроме того, большое внимание уделяется изучению ценностей разных типов культур; • этнология (этнография) изучает общие закономерности развития культур разных народов, а также состав, происхождение, расселение и культурно-исторические взаимоотношения народов мира, их материальную и духовную культуру; • богословие культуры рассматривает культуру как религиозный культ и в основном развивается в рамках протестантского модернизма; • история культуры изучает каждую отдельную культуру как уникальное и оригинальное явление, а также сравнивает культуры между собой, выявляя их взаимосвязь и взаимозависимость, их различия во времени и пространстве, в ценностях и нормах, знаниях и умениях, традициях и обычаях;
А.П. Садохин КУЛЬТУРОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ • изучение художественной культуры разных народов позволяет по При таком широком подходе к предмету культурологии она предстает как совокупность разнообразных дисциплин или наук, изучающих культуру. В данном варианте она может отождествляться с философией культуры, социологией культуры, культурной антропологией и другими теориями среднего уровня. В таком случае она лишается своего собственного предмета исследования и становится частью названных выше дисциплин. Поэтому более взвешенным представляется второй подход, понимающий предмет культурологии в узком смысле и представляющий ее в качестве отдельной самостоятельной науки, определенной системы знаний. При таком подходе культурология выступает как общая теория культуры, основывающаяся в своих обобщениях и выводах на знаниях конкретных наук, а именно теории художественной культуры, истории культуры и других частных наук о культуре. В этом случае культурология также выступает в качестве их методологической основы. При таком подходе необходимо начинать с рассмотрения культуры в ее конкретных формах, в которых она выступает как сущностная характеристика человека, условие и способ его жизнедеятельности. Это означает, что предметом культурологии является совокупность вопросов происхождения, функционирования и развития культуры как специфически человеческого способа жизни, отличного от мира живой природы. Она призвана изучать наиболее общие закономерности развития культуры, формы ее проявления во всех известных человечеству типах цивилизации. Основными задачами культурологии являются: • глубокое, полное и целостное объяснение культуры, ее сущности, содержания, признаков и функций; • изучение генезиса (происхождения и развития) культуры в целом, а также отдельных явлений и процессов в культуре; • определение места и роли человека в культурных процессах; • разработка категориального аппарата, методов и средств изучения культуры; • взаимодействие с другими науками, изучающими культуру; • изучение сведений о культуре, пришедших из искусства, философии, религии и других областей, связанных с ненаучным познанием культуры; культурология. EE ПРЕДМЕТ И СТРУКТ УРА • исследование развития отдельных культур. которого формируется ее понимание. Для этого необходимо выявить % проанализировать: | • факты культуры, составляющие в совокупности систему культурных феноменов;, i • связи между элементами культуры; • динамику культурных систем; • способы производства и усвоения культурных феноменов; • типы культур и лежащие в их основе нормы, ценности и символы • культурные коды и коммуникации между ними. Структура культурологии I Культурология выделилась из философии культуры так же, как ранее физика, биология — из философии природы, а социология и политология — из социальной философии. Соответствующая отрасль научного знания традиционно «отпочковывается» от философии, когда для этого появляется достаточный эмпирический базис. Культурологическое познание, как всякое научное познание, происходит на двух уровнях: эмпирическом и теоретическом. На эмпирическом уровне обобщают и предварительно систематизируют знания о том или ином явлении культуры. На теоретическом — формируют теории, концепции и законы. Поскольку предмет культурологии все еще окончательно не определен, то в настоящее время эта наука находится преимущественно на эмпирическом уровне. Кроме того, в соответствии с задачами культурологической науки вся совокупность полученных в ее рамках знаний подразделяется на два вида — фундаментальные и прикладные знания. Фундаментальная культурология призвана выявлять общие закономерности развития культуры и на их основе изучать социокультурные процессы, протекающие в том или ином обществе. Прикладная культурология предназначена для разработки методики целенаправленного прогнозирования и управления социокультурными процессами в русле социальной и культурной политики того или иного государства. Исследование таких проблем, как генезис культуры, типология культуры, методология изучения культуры, соотношение культуры с другими общественными явлениями, логика и философия культуры, относится к фундаментальному, а исследование видовых проявлений культуры, ее форм — к прикладному знанию. Знания о видах и формах искусства, фи-
А.П. Садохин КУЛЬТУРОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ зической и духовной культуре, других сферах культуры также носят при-кладной характер. Фундаментальная культурология включает в себя несколько основных направлений: — социальная культурология изучает те процессы и явления, кото — психология культуры (психологическая антропология) обращает внимание преимущественно на человека — носителя той или иной культуры. В основном акцентируется изучение норм и ценностей, лежащих в основе любой культуры, а также процессов, в ходе которых человек усваивает эти нормы и ценности; — культурная семантика изучает культурные феномены как тексты — систему информационных носителей, с помощью которых кодируется, хранится и транслируется вся социально значимая информация. При этом тексты могут быть выражены не только вербально (с помощью слов), но и невербально, — а также с помощью символов — в любых продуктах человеческой деятельности. Основное внимание при этом обращается на процессы коммуникации между людьми; — история культурологии рассматривает историю и механизм появления и развития тех или иных концепций и теорий культуры. Значение истории культурологии для культурологической науки столь же велико, как и значение истории философии для философии. Эти области знания составляют значительный массив собственно культурологического и философского знания, а их современные теоретические конструкты опираются на результаты размышлений предшественников. История культурологии может быть рассмотрена не только как самостоятельный раздел науки, но и как часть социальной, психологической антропологии и культурной семантики (подробно о ней будем говорить ниже). Остальные же части фундаментальной культурологии представляют собой систему исследуемых объектов, находящихся между собой в отношениях иерархии — от изучения наиболее общих теоретических закономерностей культурных процессов до изучения единичных явлений и событий. Социальная культурология. Здесь самый высокий (первый) уровень исследования и обобщения представляет собой обобщение закономерностей, определяющих культурные явления и процессы как особые категории человеческого существования. Это уровень общей теории культуры, рассматривающий культуру как основной результат коллективной жизнедеятельности людей. На этом уровне создается понятийный \ \_ кульТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА- ЕЕ ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА аппарат культурологии, разрабатываются методология и методика исследования феноменов культуры. Кроме того, создаются общие объяснительные концепции структуры культуры, ее типологии и динамики, рассматриваются взаимосвязи культуры и природы, культуры и цивилизации, изучаются функции культуры.
|