Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос №7. Профориентация и трудовая адаптация персонала в организации.
Профессиональная ориентация работников – процесс, направленный на то, чтобы обеспечить их необходимой информацией, навыками, пониманием целей и задач предприятия.
Цели профориентации:
- информирование заинтересованных лиц о видах профессиональной деятельности,
- создание условий для развития профессионально значимых способностей будущих работников,
- выявление степени соответствия психофизиологических качеств обратившихся за консультацией профессиональным требованиям избранного ими вида трудовой деятельности.
Задачи профориентации персонала:
- уменьшение стартовых издержек. Новый работник не знает своей работы и того, как функционирует предприятие. Это значит, что до тех пор, пока он работает менее эффективно, чем опытный сотрудник, он требует дополнительных затрат. Эффективная ориентация уменьшает стартовые затраты и дает возможность новому работнику скорее достичь общих стандартов,
- уменьшение испытываемых новым работником озабоченности и неопределенности. Озабоченность здесь означает боязнь провалов в работе. Это нормальный страх перед новым. Неизвестным. Сочетающийся с недостаточной способностью уверенно и качественно работать.
- сокращение текучести кадров. Если работники ощущают себя неумелыми и нежеланными. То они могут отреагировать на это уходом с работы.
- экономия времени непосредственного руководителя и сотрудников по работе. Неправильно сориентированный работник все же должен выполнять свою работу, но требует при этом помощи. Хорошие программы по ориентации помогают экономить время.
- развитие позитивного отношения к работе, реализма в ожиданиях и удовлетворенности работой. Новые работники должны разумно и реалистично отнестись к изучению того, чего от них ждет предприятие, а их собственные надежды не должны быть ни слишком большими, ни слишком маленькими.
Формы профориентационной работы:
- профессиональное обучение
- профессиональная информация
- профессиональная консультация.
Трудовая адаптация персонала – это взаимное приспособление нового сотрудника и организации друг к другу, сопровождающееся постепенным привыканием сотрудника к профессиональным, экономическим, организационным и социальным условиям труда, существующим в данной организации.
Для успешного взаимодействия с новым организационным окружением каждый вновь принятый сотрудник должен изучить и в дальнейшем соблюдать систему ценностей, норм, правил и поведенческих стереотипов, характерных для организации.
Трудовая адаптация способствует достижению следующих целей:
- снижение степени неопределенности у новых сотрудников,
- снижение текучести рабочей силы,
- сокращение стартовых издержек,
- экономия времени руководителя и сотрудников,
- появление и развитие позитивного отношения к работе, чувства удовлетворенности работой и мотивации к труду.
На этапе адаптации сотрудника в новом организационном окружении необходимо решить следующие основные задачи:
- скорректировать или разрушить прежние поведенческие нормы, если они не соответствуют нормам, принятым в организации,
- заинтересовать сотрудника в новой работе,
- привить ему устоявшиеся в данной организации нормы поведения.
Ускорению адаптации способствуют беседы с руководителем, а также объединение новичков в неформальные группы под покровительством кадровых сотрудников.
Адаптации человека в организации может сопровождаться необходимостью решения сопутствующих проблем:
- коррекция поведения новых сотрудников,
- модификация организационной структуры в случае приема большого числа новых сотрудников,
- при необходимости – корректировка установленных правил и обычаев, принятых среди давно работающих сотрудников.
Выделяют следующие типы адаптации:
- отрицание (неприятие никаких норм и ценностей),
- конформизм (полное принятие всех норм и ценностей),
- мимикрия (соблюдение вспомогательных норм и ценностей, маскирующее отрицание основных)
- адаптивный индивидуализм (полное соблюдение основополагающих норм и ценностей при частичном принятии или отрицании вспомогательных).
В зависимости от объектов, к которым адаптируется сотрудники, выделяют:
1. производственную адаптацию:
- профессиональную
-социально-психологическую
- организационно-административную
- психофизиологическую
- экономическую
-санитарно-гигиеническую адаптацию
2. непроизводственную адаптацию:
- к внепроизводственному общению с коллегами
- к бытовым условиям.
Процесс адаптации определяется следующими факторами:
- предыдущее место работы,
- характер и содержание труда в данной профессии,
- уровень организации и условия труда,
- профессиональная структура коллектива,
- размер заработной платы,
- организационная структура организации,
- нормы взаимоотношений в коллективе,
- система организации труда,
- правила трудового распорядка,
- состояние производственной и технологической дисциплины,
- степень готовности рабочего места к трудовому процессу,
- наличие баз отдыха, поликлиники, библиотеки, спортивных заведений,
- способы распределения и возможности получения жилья, мест в детском саду,
- формы общения в нерабочее время.
Для наиболее быстрого и успешного прохождения адаптации сотрудником в организации разрабатываются соответствующие программы, которые могут быть:
- общими (общее представление об организации, оплата труда в организации, социальные блага, особенности трудовых отношений, охрана труда, быта и отдыха)
- специализированными, они охватывают вопросы тесно связанные с подразделением, в котором будет работать новичок, и его рабочим местом.
|