Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Концепции древних авторов по проблеме и их современная интерпретация
Проблема возникновения государства и права интересовала древних, античных авторов, которые были носителями знания более высокого порядка по сравнению с современной наукой. В частности, Аристотель (384-322 г. до н.э.) - древнегреческий философ - является основателем патриархальной теории происхождения государства. Представителями этой теории были также Конфуций (древний китайский мыслитель), русский социолог, публицист и теоретик народничества Н. Михайловский (1842-1904) и др. Сущность теории - государство возникает в результате разрастания семьи: государственная власть - продолжение отцовской (патриархальной) власти, которая первоначально распространяется только на семью, а уже затем – на все население страны; данная теория обосновывает утверждение «отцовской» власти монарха в обществе. То есть, согласно этой теории, государство возникло из разросшейся семьи. Власть монарха произошла из власти отца над членами семьи и подобна отеческой власти. Платон – древнегреческий философ (V – IV вв. до н.э.) считал, что государство – это идея, или архетип (образец), существующая вне пространства и времени. Эта идея в начале времени взаимодействует с пространственным миром, порождая в нём собственные копии. Идеальная природа государства вступает в противоречие с политической практикой, тяготеющей к изменению. Отсюда получается, что современная эволюция есть не прогресс, а регресс. Платон ссылается на знаменитый миф об Атлантиде, где люди–боги находились в гармонии с Космосом (Космосом греки называют всё, что выше человека) и долгое время не стремились изменить свой образ жизни. Гибель Атлантиды была предопределена отходом от своей идеальной формы. Платон называет четыре пути такой деградации и гибели государства: 1) тимократия (власть честолюбцев), 2) олигархия (господство немногих над большинством), 3) демократия (власть народа), 4) тирания (узурпация - незаконный захват власти - власти одним человеком и использование им жестоких способов правления). Таким образом, вопрос о происхождении государства и права можно с полным основанием отнести к числу вечных вопросов. Более предметно можно проследить вопрос об образовании новых государств в пределах уже существующего мира государств.
Тема 3. Древневосточная цивилизация (начало эволюции государства и права) (4 ч) 1. Государственный и общественный строй восточной деспотии. 2. Древнее ближневосточное право. 3. Брахманское право. 4. Древнесемитское (древнееврейское) право.
|