Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Древнесемитское (древнееврейское) право
В III – II тыс. до н.э. семитские племена кочевали по всему Ближнему Востоку. Часть из них стала обретать политическую и этническую общность главным образом через своего пророка Моисея (у мусульман Муса), жившего в XIII в. до н.э. Он скончался, по преданию, в возрасте 129 лет, из которых 40 лет вел борьбу, включая и вооруженную, за освобождение народа Израиля от рабства и за вытеснение с Земли ханаанской соперничавших племен и народов. Он сообщил своим собратьям, что они есть богом избранный народ и что они должны жить по законам Всевышнего. На горе Синай (на Синае Моисей общался с Богом) Моисею было сообщено 613 заповедей, состоявших из 365 запретов (по числу дней в году) и 248 повелений (число органов в нашем теле). Пророчеством Моисея на протяжении его жизни составили Ветхий Завет, состоявший из нескольких книг, правовое содержание которых получило название Тора. После смерти Моисея Ветхий Завет стал активно переписываться и толковаться для удобства земной жизни. Так, в конце VII в. до н.э. появилась 5-я книга (Второзаконие). Полное растолкование Ветхого Завета в I в. до н.э. привело к появлению Талмуда (учения) – сборника источников иудейского цивильного и церковного права, богослужебных уставов, этических норм, афоризмов, притч, легенд. Талмуд — это не чисто правовой, но более религиозный, наставительный свод разного рода поучений и толкований, и в силу этого по содержанию посвященный многим правовым вопросам; но это не кодекс и не свод чисто правовых норм. Опираясь на разные традиции обычного права, оформились и разные редакции Талмуда в IV — V вв.: иерусалимская и вавилонская. Талмуд, наряду с книгами Ветхого Завета, стал важнейшим источником древнееврейского права. Составили Талмуд раввины-законоведы (евр. рабби – «мой учитель», почтительная форма, которую использовали при обращении и к Иисусу Христу). С этого времени можно говорить о полном извращении божьих законов и превращении евреев из богом избранного народа в богом проклятый народ, что было предсказано Моисеем. Древнееврейское общество имело ярко выраженный патриархальный характер (мужчина выше женщины). Каждую молитву еврей начинал с благодарности богу, что он не сделал его женщиной. Брак являлся религиозным долгом. Эта обязанность наступала с 13 лет. Главным было соглашение отцов жениха и невесты. Жених имел право убить невесту – недевственницу перед домом ее отца. Можно было иметь одну или несколько жен ради продолжения рода. Право на развод имел только муж. Вдова переходила к брату покойного мужа или старшего родственника. Наследование осуществлялось по закону, по принципу старшинства и по мужской линии. Членами семьи считались и рабы. Рабами могли стать евреи по закону (по договору, в наказание или рожденные от рабов), но на срок не более 6 лет. Пожизненными рабами являлись пленные, чужеземцы. Вся собственность евреев считалась держанием от бога. Этот статус собственности определял договорные отношения в качестве религиозного долга. В частности, было запрещено взимание процентов по долговым обязательствам. Уголовные преступления рассматривались как прямой грех. Суд осуществлялся книжниками по иску. Решение выносилось в течение дня. Главным доказательством вины было личное признание. Распространенным наказанием было закидывание камнями преступника всем обществом. Таким образом, древнесемитское (древнееврейское) право стало первым полноценным религиозным правом, известным науке. Древнесемитское право продемонстрировало процесс перерождения креативной системы в адаптивную.
|