Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Древнее ближневосточное право
Наиболее древние законы, известные науке и введенные в научный оборот, появились и действовали на Ближнем Востоке. На языках древних народов, населявших этот регион слово «закон» переводилось и имело значение, как «то, что держит, твердо и установлено прочно». Самым ярким памятником древнего ближневосточного права является свод судебных правил Вавилонского правителя Хаммурапи, датируемого приблизительно 1750 г. до н.э. Этот памятник права был найден в 1901 г. французской археологической экспедицией в г. Сузы в Эламе (к востоку от Вавилона). Находка представляла собой базальтовый столб, исписанный законами. Когда эта клинопись была расшифрована, то условно было выделено 282 статьи, 35 из которых полностью восстановить не удалось. На столбе по статьям разделения не было, текст шел сплошной записью. Непосредственно законам предшествовала преамбула (введение), в котороЙ указывалось на божественное происхождение Судебника, перечислялись достоинства правителя и отмечались цели введения этих норм. В частности, в преамбуле были записаны следующие слова: «Дать сиять справедливости в стране, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильному не притеснять слабого… доставлять стране благополучие». Источниками при составлении Судебника Хаммурапи послужили: обычное право; шумерские судебники; судебная практика; новое законодательство. Судебник был написан казуальным способом (от латинского казус – «случай»). Статьи были подобраны по магической системе, не подающейся научному анализу. Закон охранял социальное неравенство как высшую справедливость. Наиболее крупными социальными категориями были: Авилум (человек) – он мог принадлежать к категории свободных общинников, быть собственником выделенной общинной земли, обладать всеми подразумеваемыми правами в отношении имущества, семейных отношений. Мушкенум (от «падающий ниц», т.е. поступивший в услужение; стоящий на коленах) – они были владельцами участков земли, переданных им на определенных условиях из царского (государственного) фонда; законы «дешевле» оценивали их имущество, возможные телесные повреждения. Раб («вардум» - приравненный к имуществу). Рабы мушкенумов могли вступать в брак со свободной, и их дети от этого брака считались свободными. Воины (редум, баирум) – за свою воинскую службу царю они наделялись землей (12 га), где вели сельское хозяйство на определенных условиях (илку). Практиковалось заложничество по разного рода долговым сделкам, когда заимодавец держал у себя в доме члена семьи или раба должника до тех пор, пока долг не будет возвращен сполна. Закон охранял собственность царя, царских людей, храмов, частных владельцев и общины. То есть в Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности: царские; храмовые; общинные; частные. Развитые договорные отношения свидетельствовали о мощной экономике страны. Чудом света стала почти километровая Вавилонская башня, сооружение которой не подвластно самой современной технике. Судебник охранял патриархальный (от лат. патр – «отец») брак и семью, что означало абсолютную власть мужчины. Брак был действительным только при наличии письменного договора, заключенного между будущим мужем и отцом невесты. Жена за неверность подвергалась суровому наказанию. Жену, изменившую мужу, бросали в реку связанной вместе с любовником, если муж ее не прощал (в случае ее прощения царь мог помиловать и любовника). Если жена была бесплодна, муж мог иметь побочную жену. Однако замужняя женщина не была бесправна. Она могла иметь свое имущество, сохраняла право на приданое, имела право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. Женщина в Вавилонии, по Законам Хаммурапи, имела более высокий и привилегированный статус по сравнению с более поздними кодификациями (например, Кодексом Наполеона 1804 г.). Довольно сильная власть отца над детьми проявляется в возможности продавать детей, отдавать в качестве заложников за долги, за злословие на родителей - отрезать язык. Статья 196 гласила: «Если сын ударит своего отца, то ему должны отрезать пальцы». Но отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления. Законы Хаммурапи признают усыновление детей. Наследование по завещанию уже имеет силу, но с известными ограничениями. Преимущественным способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали: дети, усыновленные дети, внуки, дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими. Преступлением считалось покушение на личность, собственность, нарушение семейного и профессионального долга, аморальное поведение. Наказание применялось в основном по принципу талиона (римский правовой термин, означавший «равное за равное»; «око за око», «зуб за зуб»). Ст. 196 гласила: «Если человек повредит глаз какого-либо из людей, то должно повредить его глаз». В более чем в 30 статьях применялась смертная казнь устрашающего мучительного характера (смертная казнь применялась в самых различных вариантах: сожжение, утопление, посажение на кол; членовредительские наказания: отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т.п.). Использовались штрафы. Размер штрафа зависел от совершенного преступления и от социального положения потерпевшего и преступника. Судьи – царские чиновники, судили строго по закону на «паперти храма» (площадка перед храмом) с использованием ордалий (магический обряд). Высшей судебной инстанцией был сам царь. Таким образом, древнее ближневосточное право отразило расцвет чуждой современному человеку магической цивилизации. Эта цивилизация была ближе к природе человека.
|