Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Комментарии. метафоры, которые предполагают, что в предварительном понятии уже заключена вся истина, но его сложно увидеть - оно скрыто из глаз или покрыто мраком (см
метафоры, которые предполагают, что в предварительном понятии уже заключена вся истина, но его сложно увидеть - оно скрыто из глаз или покрыто мраком (см. " Тускуланские беседы" IV 53, " Об обязанностях" III 76, 81). С другой стороны, в " Тускуланских беседах" (I 57), передавая содержание диалога " Федон" и рассказывая о врожденном знании, Цицерон пользуется стоической терминологией. Таким образом, в текстах Цицерона мы встречаем смешение двух идей - платоновского врожденного знания и стойко-эпикурейского предварительного понятия. Это смешение, очевидно, следует связывать с деятельностью философов-эклектиков, стремившихся соединить учения Платона и стоиков, таких как, например, Посидоний или Антиох Аскалонский (см.: Dillon J. The Middle Platonists. L, 1977. P. 99 f.). О врожденных понятиях в философии Антиоха см. " О пределах блага и зла" (V 59). 8 Большинство исследователей доверяют этому свидетельству о разногласиях между позднейшими эпикурейцами. Более того, этот пассаж вместе с I 69-70, где примерно так же разбираются мнения эпикурейцев о дружбе, часто служит основанием для различных предположений об источниках первой книги трактата: Мадвиг и Гир-цель заключают из него, что Цицерон пользовался текстами поздних неортодоксальных эпикурейцев - Федра (см. предисловие Мадвига в кн.: Cicero. De finibus bonorum et malorum / Ed J.N. Madvig. Hauniae, 1876. P. LXIV) или Зенона и его последователей (Hirzel Я Untersuchungen zu Ciceros philosophischen Schriften. Leipzig, 1882. II. S. 687 f.); по мнению Джусты, такое соположение разных точек зрения свидетельствует о том, что источником являлось некое доксогра-фическое сочинение (GiustaM. I dossografi di etica. Torino, 1964. Vol. I. P. 124 sq.). С другой стороны, еще Биньоне усомнился в достоверности слов Цицерона (см.: Bignone Е. Qua fide quibusque fontibus instructus moralem Epicuri philosophiam interpretatus sit Cicero in 1 de finibus libro // Riv. Filol. e Istr. CI. 1909- P. 61 f., 75 f.). Бейли, хотя и не отвергает утверждение Торквата, все же замечает, что упомянутые Торкватом разногласия не оставили никаких следов в других текстах (Bailey С. Op. cit. Р. 484 и примеч. 1). Действительно, утверждение о различных способах аргументации у последователей Эпикура выглядит более чем странно. Очевидно, Торкват хочет сказать, что, доказывая свою концепцию высшего блага, разные эпикурейцы использовали разные критерии: одни (в том числе сам Эпикур) - ощущения, другие - предварительные поня- Книга первая Тия, третьи - логическое доказательство. Мы сталкиваемся здесь сразу с несколькими проблемами. Во-первых, как могли Эпикур и его самые верные ученики опираться только на ощущения и не прибегать к предварительным понятиям, если, по их мнению, без предварительного понятия невозможно никакое исследование (см. I 29 и примеч. 1)? Ощущения и предварительные понятия обязательно должны сосуществовать: например, чтобы узнать, что перед нами - лошадь или корова, мы должны и видеть это существо, т. е. ощущать, и заранее знать, что такое лошадь и корова, т. е. иметь предварительное понятие. Одних ощущений, которые могут лишь механически запечатлеть объект, недостаточно для того, чтобы вынести суждение. Разделение этих двух критериев становится возможным только потому, что Цицерон понимает их иначе, нежели Эпикур: ощущения для него сами по себе уже предполагают суждение об ощущаемом объекте (см. I 22 и примеч. 4 к гл. VII), а предварительные понятия он трактует в духе Платона как врожденные понятия (см. предыдущее примеч.); причем, рассматривая их как критерий, Цицерон придает этому термину еще один дополнительный смысл - отождествляет их со стоическими " общими понятиями" (koivcu evvoiai), т. е. с понятиями, присущими всем людям и свидетельствующими об очевидности какого-либо факта и поэтому способными выступать в качестве аргумента в доказательстве (ср. " О природе богов" I 44, II 12; ср. также koivti vdiiaiq у самого Эпикура в " Письме Менекею" 123). Во-вторых, утверждение о познавательной значимости логического доказательства, продолжающее рассуждение в I 30, противоречит всему, что мы знаем о научном методе эпикурейцев, и больше походит на идеи стоиков и Антиоха Аскалонского (см. примеч. 6). Итак, в рассматриваемом месте мы сталкиваемся с причудливым переплетением различных учений, имеющим мало общего с философией самих эпикурейцев, зато весьма напоминающим эклектическую концепцию Антиоха Аскалонского. Как можно заключить из одного пассажа в " Академических исследованиях" (II 30-31), Антиох выделял как раз те три ступени познания, которые Торкват приписывает эпикурейцам - посредством ощущений, понятий и логических доказательств (ср. также " О пределах блага и зла" V 27, где Пизон, излагающий учение Антиоха Аскалонского, доказывает его концепцию высшего блага с помощью тех же трех критериев). Возможно, на Антиоха здесь оказали влияние стоики - ср. Диоген Лаэрций VII 54, где
|