Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Книга первая. Роновы положения I 25
Роновы положения" I 25. Эпикур также объясняет значение этого понятия как " то, ради чего" - " Письмо Менекею" 128. Ср. Диоген Лаэрций X 137: " В доказательство, что конечная цель есть наслаждение, он [Эпикур] указывал, что все живые существа с самого рождения радуются наслаждению и уклоняются от страдания, делая это естественно и без участия разума" (пер. МЛ. Гаспарова). Секст Эмпирик " Пирроновы положения" III194: " Эпикурейцы считают, будто они доказали, что в нас есть естественное стремление к наслаждению. Они говорят, что животные с минуты рождения, будучи еще не извращенными, побуждаются (op^av) к наслаждению и уклоняются от боли". Он же, " Против ученых" XI96: " Некоторые из последователей Эпикура говорят, что живое существо избегает страдания и стремится к наслаждению естественно и без всякого научения. Например, только родившись и еще не будучи рабом мнений, оно плачет и кричит, когда его поражает непривычная прохлада воздуха. Поскольку же оно побуждается (брца) к наслаждению и уклоняется от страдания естественно, то по природе мы избегаем страдания и стремимся к наслаждению". Ложными мнениями, возникающими тогда, когда начинается деятельность разума - см. II33. Ср. сентенцию Эпикура, приводимую Плутархом (" Против Колота" 27, 1122d): " Нужно иметь чувства и состоять из плоти, и наслаждение покажется благом". Эпикур противопоставлял вещи очевидные, которые доступны непосредственному восприятию, и неявные (uSriXa), познаваемые с помощью умозаключений. Эти умозаключения основаны на очевидных вещах как знаках, по которым можно судить о неявном (см. Эпикур " Письмо Геродоту" 38). Например, очевидный факт движения свидетельствует о существовании такой неявной вещи, как пустота (см. там же, 40). Теория знака была детально разработана последователями Эпикура. Один из них, современник Цицерона Филодем, написал трактат " О знаках", отрывки из которого сохранились на папирусе (см.: Philodemus. On Methods of Inference / Ed. Ph. De Ucy, E. De Lacy. Philadelphia, 1941). В этом сочинении Филодем рассматривает два способа, которыми можно выводить неявное из явного. Первый способ предполагает жесткую логическую связь между неявной и очевидной вещами, такую, что если исключить неявную вещь, то придется исключить и очевидную (как, например, в случае с движением и Комментарии Пустотой: если исключить существование пустоты, то придется исключить и существование движения); этот способ назывался способом исключения. Второй - способ подобия - состоял в том, чтобы по очевидной вещи заключать о подобной или аналогичной ей неявной (например, если все известные нам люди смертны, то любой подобный им человек вне пределов нашего восприятия тоже смертен). Однако ни Эпикур, ни его ученики не пользовались доказательствами в форме силлогизмов, а именно их имеет в виду Торкват, говоря о " логическом выводе" (argumentum conclusionemque rationis -ср. употребление этого выражения в значении " силлогизм" в I 22, III 27, а также в " Академических исследованиях" II 26, 27, 30, 40, 44; " Тус-куланских беседах" II29, " О природе богов" II22, " О дивинации" 172, II 25, 62, 101, 103; " О судьбе" 31, 41). Определение двух способов познания - посредством ощущений и посредством логического доказательства - скорее напоминает учение стоиков (ср. Диоген Лаэрций VII 52; Секст Эмпирик " Пирроновы положения" III51) и, возможно, взято Цицероном у Антиоха Аскалонского (см. I 31 и II 37 с примеч). ' Торкват имеет в виду " предварительное понятие" (греч. яро-Ajiyiq) - один из эпикуровых критериев. Объяснение его как врожденного понятия противоречит другим свидетельствам о значении этого термина. Согласно Диогену Лаэрцию (X 33), предварительное понятие возникает из повторяющихся ощущений, которые откладываются в памяти, т. е. представляет собой обобщенный образ предмета, полученный эмпирически и никак не врожденный. Ср. также Лукреций IV 476, 479. Большинство исследователей полагают, что никакого реального противоречия здесь нет: выражения naturalis atque insita notio (в данном месте) и insitae vel potius innatae notiones (" О природе богов" 144), по их мнению, могут указывать не на врожденность понятий, а на то, что эти понятия сами собой выросли в нас, сложившись естественным образом (см.: Bailey С. The Greek Atomists and Epicurus. Oxford, 1928. P. 557; Rist J. Epicurus: An Introduction. Cambridge, 1972. P. 165; Long AA, Sedley DN. Op. cit. P. 145). Однако эта интерпретация выглядит несколько искусственной: обычно слова insitae и innatae обозначают как раз врожденные признаки. Другой точки зрения придерживается Де Уитт (De Witt N. Epicurus and His Philosophy. Minneapolis, 1954. P. 142 f.). Он толкует insitae и innatae notiones как " врожденные понятия", а возникающее таким образом противоречие между свидетельствами Цицерона и Диогена Лаэрция решает в пользу Цицерона, отвергая слова Диогена без всяких сколь-
|