Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
У Демокрита - см. Лурье, фр. 140 ел.; у Эпикура - Письмо Геродоту 41-42 и Лукреций 1958-997.
См. Лурье, фр. 343-360; Эпикур " Письмо Геродоту" 45, " Письмо Пифоклу" 89; мнение Эпикура о гибели миров см. у Лукреция V 64- 109; 235-415. Однако утверждение, что миры возникают и гибнут каждодневно, не встречается нигде, кроме разбираемого места, и кажется совершенно бессмысленным. Возможно, Цицерон добавил слово " каждодневно", вспомнив изречение Гераклита о солнце, которое " каждый день новое", поскольку утром оно рождается, а вечером умирает (фр. В6 Diels-Kranz). В таком случае это уже вторая в данной главе ассоциация с высказываниями Гераклита (см. § 20 и примеч. 16). Это традиционный упрек Эпикуру - ср. Плутарх " Невозможно жить приятно..." 1100а. ГЛАВА VII В основе данного определения логики лежит стоическое разделение этой части философии на диалектику и риторику (см. Диоген Лаэрций VII 41, а также Цицерон " О пределах блага и зла" II 17). 2 Это замечание Цицерона справедливо лишь отчасти. Эпикур, безусловно, отвергал дедуктивную логику, отрицая, что логический и лингвистический анализ сам по себе может сообщить что-нибудь истинное о мире и что язык и логика могут служить самоценными объектами исследования. Поэтому Эпикур отказался от традиционного раздела философии, именуемого диалектикой, и вместо него включил в свою философию новую область - " канонику", в рамках которой рассматривал правила (канон) суждений о мире. Эти суждения должны были в первую очередь основываться на ощущениях (см. далее и примеч. 3). При всем том, однако, Эпикур признавал, что философия пользуется языком и логикой как инструментами - см. Секст Эмпирик " Против ученых" XI 169 (= фр. 219 Usener). Об интересе Эпикура к проблемам языка и логики говорят сохранившиеся на па- Комментарии Пирусе фрагменты двадцать восьмой книги его сочинения " О природе", где рассматриваются принципы индукции, проблемы значения и двусмысленности и проч. Подробнее c*A.: LongAAisthesis, Prolepsis, and Linguistic Theory in Epicurus // Bulletin of the Institute of Classical Studies 18.1971. P. 114-133. Цицерон преувеличивает невнимание Эпикура к логике, чтобы тем явственнее противопоставить его древним академикам и перипатетикам - ср. IV 8-9, где он восхваляет перипатетическую логику, перечисляя те же ее разделы и в той же последовательности, что и в данном месте. В эллинистическую эпоху все философы-догматики считали необходимым определить критерии истины (греч. Kpvnfpict, лат. iudi-cia veri, здесь - iudicia rerum), т. е. средства для различения истинных и ложных мнений. Эпикур называл три критерия: ощущения (aioeri-аец), предварительные понятия (npoAxj\|/Ei£) и чувства (тшйг\) (Диоген Лаэрций X 31). Об ощущениях см. следующее примечание, о предварительных понятиях - примеч. 1 и 7 к гл. IX. Третий критерий - чувства, к которым относятся наслаждение и страдание, - позволяет человеку определить его отношение к объекту: в зависимости от того, какое из двух чувств вызывает в нас объект, мы решаем, будем ли мы к нему стремиться или станем его избегать (Диоген Лаэрций X 34). В данном сочинении Цицерон полагает, что Эпикур пользовался только одним критерием - ощущениями, а предварительные понятия приписывает позднейшим эпикурейцам (см. I 31 и примеч. 7 к гл. IX). С другой стороны, в " Академических исследованиях" (II 142) Цицерон называет те же три критерия, что и Диоген Лаэрций. 4 Цицерон так передает мысль Эпикура, что само собой напрашивается ее опровержение. Действительно, вряд ли кто-нибудь согласится с тем, что любое ощущение позволяет верно судить о его объекте. На самом деле Эпикур прекрасно осознавал, что не все ощущения одинаково надежны и что некоторые из них могут порождать ложные мнения. Поэтому он различал, с одной стороны, мнения, основанные на неясных ощущениях и ждущие подтверждения, и, с другой стороны, мнения, происходящие из ясных и очевидных ощущений. Например, когда мы смотрим на какой-нибудь предмет, находящийся вдали, мы видим его искаженно, поэтому мнение о нем не может быть окончательным и ждет дальнейшего подтверждения или опровержения; для того чтобы составить верное представление об этом предмете, нужно подойти к нему и посмотреть с близкого расстояния - только в этом случае данные наших ощущений будут надежны-
|