Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Комментарии. 1 Критическое изложение философии Эпикура имеет трехчаст- ную структуру: сначала Цицерон рассматривает физику (17-21)
Глава VI 1 Критическое изложение философии Эпикура имеет трехчаст- 2 Распространенный упрек Эпикуру. Ср.: Цицерон " О природе богов" I 73 и 120; Плутарх " Против Колота" 3, 1108e-f; Диоген Лаэр-ций X 3-4. 3 Атомисты объясняли делимость тел наличием в них пустоты - брешей, через которые может происходить распад (см.: Лурье СЯ. Демокрит. Л., 1970. Фр. 146; далее - Лурье). Из этой связи делимости с пустотой следует утверждение о существовании атомов, т. е. неделимых тел: тела и пустота не могут смешаться друг с другом абсолютно, поэтому процесс деления тела обязательно приводит к частичкам, в которых не содержится никакой пустоты, которые абсолютно плотны и потому неделимы. Наиболее полно этот аргумент приводит Лукреций (I 503 ел.). О плотности атомов у Демокрита - см. Лурье фр. 176, 214, 215, 217, 219; у Эпикура - " Письмо Геродоту" 41. 4 См. Лурье фр. 361. Мнение Эпикура о низе и верхе в бесконечном пространстве см. в примеч. 9- 5 Ближайшая параллель этому месту - Плутарх " Против Колота" 8, 1110f-l 111а (частично = Лурье фр. 179): " Субстанции, беспредельные по числу, неделимые и не имеющие различий, кроме того, не воздействующие на других и не поддающиеся воздействию, носятся, рассеянные в пустоте. Когда же они приближаются друг к другу или наскакивают или зацепляются друг за друга, то из этих сборищ атомов одно кажется водой, другое - огнем, третье - растением, четвертое - человеком, но на самом деле все является лишь атомами, которые он называет iSeai, и ничем другим". Плутарх имеет в виду мысль Демокрита о том, что следует различать первичные свойства (величину и форму), присущие атомам и реально существующие, и вторичные свойства, такие как цвет, запах, вкус и т. п., которые не существуют на самом деле, но являются лишь произвольными и субъективными конструкциями наших органов чувств, накладываемыми на то, что в действительности является лишь совокупностью атомов и пустоты. См. также Лурье фр. 440 и 441. Эпикур, хотя также отрицал существование вторичных свойств на уровне атомов и наделял ими только со- Книга первая Ставные ощущаемые тела, тем не менее признавал реальность этих свойств (см. " Письмо Геродоту" 68 ел.). В разбираемом месте Цицерон либо сознательно соединяет эти две точки зрения - Эпикура (" то, что существует") и Демокрита (" то, что мы видим"), либо же неправильно передает мысль Демокрита, отождествляя реально существующее и видимое вместо того, чтобы противопоставить их друг другу.
|