Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Книга первая. Ми и бесспорными. См. Секст Эмпирик Против ученых VII 212-213, Диоген Лаэрций X 34, Эпикур Главные мысли XXIV.
Ми и бесспорными. См. Секст Эмпирик " Против ученых" VII 212-213, Диоген Лаэрций X 34, Эпикур " Главные мысли" XXIV. Приписывая Эпикуру утверждение о том, что любое ощущение позволяет отличать истинное мнение от ложного, Цицерон основывается на его идее об истинности всех ощущений (см. 164, а также Диоген Лаэрций X 32; Лукреций IV 479 ел.; Секст Эмпирик " Против ученых" VII 210, VIII 63). Однако Эпикур вкладывал в этот свой тезис совсем не тот смысл, который ему придает Цицерон. Говоря, что все ощущения истинны, Эпикур имеет в виду не истинность всех суждений, основанных на данных ощущений, а лишь то, что все ощущения вызываются какими-либо внешними предметами и аккуратно их воссоздают. При этом непосредственными объектами ощущений являются не сами ощущаемые предметы, а истечения атомов с их поверхности - их " образы". Если " образ" преодолевает большое расстояние, прежде чем добраться до наших глаз, он искажается, и поэтому мы видим предмет иначе, чем он есть на самом деле. Но сами ощущения никогда не обманывают - подобно фотографическим снимкам, они правильно передают нам ту информацию, которую сами получают. Истинность ощущений связана с представлением о них как о процессах механических и дорациональных (Эпикур называет их " внера-зумными" - oXotdi, Диоген Лаэрций X 31); ложность же, по мнению Эпикура, появляется там, где начинает работать разум - а именно, когда мы интерпретируем данные ощущений, делая выводы относительно их источника. Цицерон, перетолковывая идею Эпикура, исходит из принципиально иного понятия об ощущении. По-видимому, он, подобно стоикам (см. Диоген Лаэрций VII 51 -52) и Антиоху Аска-лонскому (см. Цицерон " Академические исследования" II 19 ел.), не представляет ощущений человека вне связи с его рациональной деятельностью. В то время как Эпикур разделяет ощущения и суждения, Цицерон рассматривает их вместе как единый процесс: человек не может ощущать без участия разума, и любое ощущение сразу же предполагает суждение (ср. фразу " о чем же судят чувства? " в II 36). Поэтому " истинность ощущения" Цицерон понимает как истинность основанного на ощущении суждения, и тезис Эпикура получает совершенно иной смысл: ощущения якобы всегда позволяют верно судить об их объекте. Понятое таким образом утверждение Эпикура, естественно, становится уязвимым. 5 Лакуна. Здесь, по-видимому, начиналось рассуждение о третьей части философии Эпикура - этике, и предлагалась ее общая харак-
|