Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Комментарии. жайших учеников Эпикура (Диоген Лаэрций X 24; Плутарх О невозможности жить приятно, если следовать Эпикуру 5,1089f; 16,1098b; 22
жайших учеников Эпикура (Диоген Лаэрций X 24; Плутарх " О невозможности жить приятно, если следовать Эпикуру" 5, 1089f; 16, 1098b; 22, 1103а; " Против Колота" 6, 1109f; Сенека " Письма" XVin 9). Традиционный упрек Эпикуру в пренебрежении науками см. также в I 25. 15 Об образованности Демокрита ср. Диоген Лаэрций IX 37. ^Ср. Цицерон " Академические исследования" II 82. Цицерон приписывает Эпикуру слова Гераклита, см. фр. В 3 Diels-Kranz. ^ Ср. Эпикур " Письмо Геродоту" 91; Лукреций V 564-591; Клео-мед " О круговом движении небесных тел" II 1. По мнению Цицерона (" Академические исследования" II 82), Эпикур пришел к этому абсурдному выводу из-за того, что слишком доверял ощущениям: наши глаза не могут нас обманывать, поскольку все ощущения истинны. Однако такая интерпретация рождается из неправильной трактовки тезиса Эпикура об истинности ощущений (см. § 22 и примеч. 4 к гл. VII). На самом деле Эпикур прекрасно понимал, что солнце - это удаленный предмет и что его зрительный образ может быть искаженным. Следовательно, величина солнца как любая " неявная" (в терминах Эпикура) вещь нуждается в выведении посредством умозаключения из очевидных фактов. В данном случае, судя по сообщению Лукреция, Эпикур прибегает к индуктивному умозаключению " по подобию" (см. примеч. 6 к гл. IX). Он рассматривает огни, наблюдаемые вблизи, и обращает внимание на то, что с изменением расстояния видимые размеры таких огней практически не меняются. Это представление затем распространяется на подобные объекты, которые уже недоступны близкому восприятию - на небесные светила: их видимая величина оказывается, таким образом, приблизительно равной их действительной величине. *8 Ср. Цицерон " Письма к близким" XV, 16, 1, " Академические исследования" II 125, " О природе богов" I 107. Демокрит и Эпикур считали, что зрение вызывают попадающие в глаза " образы" - потоки атомов с поверхности созерцаемого предмета (Демокрит - см. Лурье фр. 469; Эпикур - " Письмо Геродоту" 46 ел.). С помощью этой же теории " образов" Эпикур объяснял и мышление (понимая под ним не логические процедуры, а наглядные мысленные представления, возникающие в воображении, памяти и сновидениях): некоторые " образы", состоящие из особенно тонких атомов, проникают непосредственно в ум, минуя органы чувств, и создают в нем представления, подобные зрительным (см. Лукреций IV 722-822). Ср. похожее объяснение сно- Книга первая Видений у Демокрита - Лурье, фр. 472. Возможно, полное отождествление концепций Демокрита и Эпикура, которое мы встречаем у Цицерона, произошло под влиянием критической антиэпикурейской идеи о вторичности Эпикура по отношению к Демокриту.
|