Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Книга вторая
X Глава I См. Платон Торгий" 447с. Ср. Цицерон " Об ораторе" I 103, III129. Т. е. в Академию. Ср. " Об ораторе" III67. См. также Диоген Лаэрций IV 28. Формула - письменное распоряжение судебного магистрата, которым он сообщал судье, при каких обстоятельствах тот должен признать ответчика виновным или невиновным. Вводной частью формулы было " предуведомление", или " прескрипция" (praescriptio), определявшее требования к подаваемому истцом обвинению, с тем чтобы это обвинение соответствовало действительному предмету тяжбы. " Пре-скрипции" начинались словами " пусть рассматривается следующее дело" (еа res agatur), после которых следовало определение дела (см. Гай " Институции" IV 130 ел.). Глава II Платон " Федр" 237Ь. См. 129. Об отличии эпикуровых " предварительных понятий" от определений см. примеч. 1 к гл. IX первой книги. Эпикурейское определение наслаждения приводит Стобей II 46: " находиться в близком себе состоянии, без всякого побуждения к Комментарии Чему-либо иному"; однако явный стоический характер употребляемых терминов заставляет сомневаться в его аутентичности. Cognitam; conceptam animo; comprensam. Этими словами Цицерон передает стоический термин " постижение" (гатаХтщлс,). См. III 17. Говоря о " прочном" постижении (firme conceptam), Цицерон, по-видимому, имеет в виду стоическое понятие " знания": ср. определение " знания" как " надежного и прочного постижения" (йсфаХлс, *ai Pepaia катйХлуЦ) в SVFII90, 93, 95. Quae vis subiecta sit vocibus. Цицерон передает выражение самого Эпикура - ср. " Письмо Геродоту" 37: " прежде всего, Геродот, следует понять то, что стоит за словами (ш uraxETcryneva хоц фбоуутф". ГЛАВА III См. 137.0 понятии кинетического наслаждения у Эпикура и о его интерпретации Цицероном см. приложение к комментариям. Цитата из сочинения Эпикура " О конечной цели". Ср. Афиней VII, 280 и XII, 546; Цицерон " Тускуланские беседы" III41, " О природе богов" 1111, " Против Пизона" 69; Диоген Лаэрций X 6. Афиней так же, как и Цицерон в рассматриваемом месте, считает, что Эпикур называет основой всякого блага наслаждение " в движении". Однако из " Тускулан-ских бесед", где эта цитата приводится в более полном виде, следует, что речь здесь идет не о кинетическом наслаждении, а о наслаждениях тела: " Не знаю, что и помыслить благом, если не наслаждения от вкушения, если не наслаждения от слушания музыки, если не те приятные движения, которые зрение получает от красоты, или другие наслаждения, которые вызывает в человеке любое ощущение. И действительно, нельзя утверждать, что только радость ума является благом: ведь под радующимся умом я понимаю надежду на все перечисленные выше наслаждения, то есть надежду на то, что естество, вкушая их, будет свободно от страдания".
|