Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цитата не атрибутирована.
Комментарии Цитата из Луцилия. О Галлонии, известном тем, что он познакомил римлян с рыбой acipenser (предположительно, стерлядь или осетр), см. также Гораций " Сатиры" II 2, 47. Ю Та же цитата приводится в " Письмах к Аттику" XIII 52, 1. Цицерон исходит из стоического отождествления блага и нравственно прекрасного (см. III27). ГЛАВА IX См. 145. Однако это правильное, по мнению Цицерона, разделение встречается у самого Эпикура - " Письмо Менекею" 127: "...среди жела ний наших следует одни считать естественными, другие - пустыми; а среди естественных одни - необходимыми, другие - только естест венными". In magnis versatur angustiis. Очевидно, Цицерон принял за обычное нарицательное слово название сочинения Эпикура " Затруднения" (Awwcoptai) - см. Диоген Лаэрций X 27. В этом сочинении Эпикур ставил вопрос, может ли мудрец ради наслаждения совершить что-либо постыдное, если ему гарантирована безнаказанность. Ср. Плутарх " Против Колота" 34, 1127d «Эпикур спрашивает себя в " Затруднениях", сделает ли мудрец что-нибудь, что запрещают законы, если он знает, что его не разоблачат. Он отвечает: " Простая оценка здесь не свободна от трудности", то есть: " Я сделаю, но не желаю признавать это" *. Этот вопрос вытекает из рассуждений Эпикура о справедливости и несправедливости (см. I 50 ел.). Несправедливость является злом только из-за того, что виновный может быть изобличен и от страха перед наказанием никто не может быть свободен (см. Эпикур " Главные мысли" XXXV и XXXVI). Но если все же предположить, что всякая опасность наказания отсутствует, то должен ли и тогда мудрец подчиняться законам? Эпикур не дает определенного ответа; следует при этом иметь в виду, что данный вопрос - чисто умозрительный, так как опасность наказания никогда не может отсутствовать (" Главные мысли" XXXV). Впрочем, ответ Эпикура можно увидеть в его утверждении в " Главных мыслях" XXXVIII: " Где с переменой обстоятельств ранее установленная справедливость оказывается бесполезной, там она... перестала быть справедливой", т. е. в этой ситуации Книга вторая Справедливость в прежнем ее виде перестает существовать, и мудрец вполне может нарушать то, что ранее считалось справедливым, а теперь перестало быть таковым (см. примеч. к 1127d Einarson В., De Lacy Ph. в кн.: Plutarch. Reply to Colotes // Plutarch's Moralia / The Loeb Classical Library. Vol XIV). Cm. I 56 и примеч. 6 к гл. XVII первой книги. ГЛАВА X Ср. Эпикур " Письмо Менекею" 128: " Мы чувствуем нужду в на слаждении только тогда, когда страдаем от его отсутствия, а когда не страдаем, то и нужды не чувствуем" (пер. МЛ. Гаспарова). Выявляемое здесь противоречие - следствие неверного представления Цицерона о разделении наслаждений на кинетические и статические. Цицерон использует здесь традиционный для академической школы способ опровержения, основанный на выявлении противоречий в построениях оппонируемых философов. Цицерон прибегает к нему неоднократно - см. II88-90, 98; V 79 ел.
|