Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Заказ № 855. Религия Авраама — иудаизм (с








Религия Авраама — иудаизм (с. 52).

Туранцы (татары, монголы) — различные племена и наро-
ды монголоидной расы (с. 53).

«У-цзин» («5-цзин», пятикнижие) — классическое конфуци-
анское пятикнижие, основной канон конфуцианской религии.
Включает в себя «И-цзин» (Книга перемен) — сборник магиче-
ских формул; «Шу-цзин» (Книга истории) — история легендар-
ных императоров; «Ши-цзин» (Книга песен) — сборник древ-
ней поэзии; «Ли-цзин» (Книга обрядов) — описание обрядов;
«Чун-цю» (Книга весны и осени) — хроники одного из кня-
жеств (с. 54).

«Сы-шу» («4-шу», четверокнижие) — священное конфуциан-
ское четверокнижие. Состоит из следующих книг: «Лунь-юй» —
книга изречений Конфуция и его учеников; «Мэн- Цзы» — уче-
ние философа Мэн- Цзы; «Да-сюэ» — учение о самоусовершен-
ствовании; «Чжун-юн» — учение о необходимости во всем со-
блюдать гармонию (с. 54).

«Дао дэ цзин» (каноническая книга о дао и дэ) — основопо-
лагающий трактат философии даосизма, автором которого счи-
тается Лао-цзы, живший в VI веке до н. э. Трактат посвящен уче-
нию о дао (дорога, путь) — невидимом вездесущем естественном
законе природы, человеческого общества, мышления и поведе-
ния отдельного человека, неотделимом от материального мира и
управляющим им, и дэ, как проявлении дао (с. 54).

Евангельское учение (Евангелие) — благая весть; — ранние
христианские писания, рассказывающие о жизни Иисуса Христа
и его учеников (апостолов). В Новый Завет входят 4 Евангелия
(от Матфея, Марка, Луки и Иоанна). Однако существовали еще
Евангелия от Петра, Андрея, Филиппа, 2 разных Евангелия от
Фомы и др., не вошедшие в новозаветный канон (с. 54).

«Брахманы» — трактаты, толкующие и комментирующие
Веды. В «Брахманах» дается теологическое обоснование веди-
ческой практики (с. 55).

«Махабхарата» («Сказание о великой битве бхаратов») —
древнеиндийский эпос, сложившийся приблизительно в


VI—II веках до н. э. Состоит из 18 книг, авторство которых при-
писывается Вьясе. В них повествуется о легендарной борьбе
двух царских династий — Кауравов и Пандавов. «Махабхарата»
представляет собой своего рода свод философских и религиоз-
ных, социальных и политических учений, а также мифологии
Древней Индии, из которых взяты все основные идеи индуизма
(с. 56).

«Рамаяна» — древнеиндийская эпическая поэма, создана
либо одновременно с «Махабхаратой», либо ранее; ее авторство
приписывается легендарному поэту Вальмики. В «Рамаяне» по-
вествуется о подвигах борца со злом и защитником добра на-
родного героя Рамы — сына царя Дашаратхи, совершившего
поход из северной Индии на о. Ланка (Шри-Ланка) для осво-
бождения своей жены Ситы, похищенной демоном Раваной.
«Рамаяна» стала одной из священных книг вишнуизма, а Рама
почитался как воплощение Вишну — одного из трех высших
божеств индуистского пантеона, олицетворяющего творческую
космическую энергию (с. 56).

Пураны — Священные книги индуизма, которые были на-
писаны в середине 1-го тысячелетия до н. э., а древнейшие из
сохранившихся — во второй половине 1-го тысячелетия до н. э.
(с. 56).

Тантры — священные тексты в тантризме (направление в
буддизме и индуизме, возникшее в первые века н. э. и распада-
ющееся на ряд различных школ и направлений. Так, в шиваис-
тских сектах священные тексты назывались агамы, в вишну-
истских — пураны). Термин «Тантры» часто употребляют как
обобщенное название этих и других текстов тантризма. В них
обосновывается поклонение женской, реже мужской, половой
энергии (с. 56).

Секта сикхов (сикхизм) — религия, возникшая в XVI веке
в северо-западной Индии, отразившая протест мелких торгов-
цев и ремесленников против кастового строя; с XVII века в об-
щине появились крестьяне и она приобрела черты военно-де-
мократической организации. В противовес ортодоксальному
индуизму в сикхизме признается единый неперсонифициро-
ванный бог, все объекты окружающего мира рассматриваются
как проявления высшей силы Творца. Все люди признаются


 




равными перед богом. Под знаменем этой религии в Индии
развернулась борьба против империи Великих Моголов, кото-
рая завершилась созданием государства сикхов, просущество-
вавшего до завоевания его англичанами в 1849 году. Основа-
тель секты сикхов — гуру (учитель) Нанак. В настоящее время
сикхизм распространен в Пенджабе, а его сторонники высту-
пают за создание самостоятельного государства Халистан на
севере Индии (с. 56).

Грантх Сахиб — собрание Священных книг сикхов, содер-
жащее жизнеописания и заповеди сикхских гуру Эта книга яв-
ляется не только источником вероучения, но и объектом рели-
гиозного поклонения (с. 57).

Кабир (ок. 1440-1518) — индийский религиозный рефор-
матор, последователь Рамануджи. Кабир учил, что Бог находит-
ся везде и в каждом человеке, поэтому особые обряды и места
поклонения не нужны. Он проповедовал равенство всех людей
перед богом, выступал против кастового деления. Идеи Кабира
и его последователей сыграли большую роль в развитии сик-
хизма (с. 57).

Рамануджа (XI-XII века) — индийский религиозный фило-
соф. В своих работах развивал положение о том, что матери-
альные тела существуют вечно, поскольку имеют божественную
природу. Бог, с его точки зрения, является целым, а материаль-
ные тела и души — его части. Идеи оказали большое влияние на
более поздние религиозно-философские системы Индии, по-
служили основой для некоторых течений индуизма (с. 57).

Харди Спенс — английский религиовед-буддолог, зани-
мавшийся исследованием категорий буддистской философии
и этики (с. 58).

Ганжур (Ганджур) — собрание канонических буддийских
текстов в 108 томах на тибетском языке, включающих 1161 про-
изведение (с. 58).

Данжур (Данджур) — собрание канонических буддистских
текстов в 225 томах; комментарий к Ганжуру. Включает в себя
сочинения по языкознанию, риторике, стихосложению, меди-
цине, архитектуре, художественные произведения (с. 58).


Джайнизм — одна из религий Древней Индии, оформивша-
яся в VI-V веках до н. э. По преданию, вероучение джайнизма
было передано из глубин веков 24 пророками-учителями, по-
следним из которых был Вардхамана Махавира, прозванный
Джина («Победитель»). Он победил карму и устранил препят-
ствия с пути религиозного спасения. Центральное место в джай-
низме занимает учение о переселении душ в различные мате-
риальные тела в соответствии с законом кармы. Джайнизм и
буддизм выступали как альтернатива брахманизму. Возникнув в
северо-восточной Индии, джайнизм затем распространился
преимущественно в ее центральных областях, никогда не выхо-
дя за пределы Индии. В джайнизме существует 2 спорящих меж-
ду собой направления: дигамбары, отказывающиеся от всех со-
блазнов жизни, и шветамбары, проповедующие менее строгий
подход к жизни (с. 58).

Махавира, Вардхамана (VI век до н. э.) — основатель джай-
низма. По преданию Махавира принадлежал к роду кшатриев
(воинов). В дальнейшем его образ был мифологизирован, и Ма-
хавира (в переводе — великий герой) стал центральным персо-
нажем джайнистской мифологии. На 43-м году жизни Махави-
ра достиг абсолютного знания и стал Джиной («Победителем»)
(с. 58).

Тиртханкара — титул вероучителей джайнизма, основных
персонажей мифо-исторического комплекса, почитаемых как
«боги богов». Пять благих моментов в жизни тиртханкары (за-
чатие, рождение, уход от мира, обретение абсолютного знания
и конечное освобождение) сопровождаются, согласно мифу,
чудесными явлениями. Наиболее подробно в джайнистской ли-
тературе описывается жизнь тиртханкары Махавиры, который
считается основателем этой религии (с. 58).

Паршва (Натха, Паршванатх) — в джайнистской мифоло-
гии 23-й, предпоследний тиртханкара, живший примерно за
250 лет до Махавиры. Многие исследователи рассматривают
Паршву как историческую личность (с. 58).

Пракриты — среднеиндийские языки и диалекты, продол-
жающие древнеиндийский этап развития и предшествующие
новоиндийским языкам. Первоначально пракриты были разго-
ворными диалектами, в дальнейшем подверглись литературной


 



9. Заказ № 855.



обработке. Известны пракриты (ок. сер. 1-го тысячелетия до
н. э. — ок. сер. 1-го тысячелетия н. э.), используемые в религиоз-
ных проповедях, деловых документах, драматургии (сцениче-
ский пракрит), художественной литературе (с. 58).

Шакья-Муни — одно из наиболее распространенных имен
Будды, означающее на санскрите «мудрец из племени Шакьев»
(с. 58).

Кальпа-Сутра — один из древнейших текстов джайнист-
ского канона, содержащий правила поведения монахов и мона-
хинь (с. 58).

Агама (Сидцханта) — собрание канонических текстов джай-
низма. Предание гласит, что поучения Махавиры были собраны
его учениками (ганадхарами) и оформлены в виде 14 лекций.
Впоследствии каждый из 11 учеников составил по одному тому
наставлений, которые и образовали ядро джайнистского канона
(с. 58).

Даосы — последователи даосизма — древнекитайского фи-
лософского учения, возникшего во второй половине 1-го тыся-
челетия до н. э. На его основе во И веке н. э. складывается религия,
получившая то же название. В V веке оформляются вероучение и
культ даосизма, который становится национально-государствен-
ной религией Китая. Для даосизма характерно сочетание эле-
ментов конфуцианства и различных бытовых суеверий (с. 59).

Жюльен Станислас (1797-1873) — французский синолог,
переводчик и комментатор «Дао дэ цзин» (с. 59).

Фо — китайское название буддизма. Иероглиф «фо» тожде-
ственен санскритскому слову «будда» и означает переход от
спящего, затемненного сознания к его пробуждению и про-
светлению (с. 59).

Тевтонские народы (тевтоны) — общее название для всех
древнегерманских племен. Также употребляется как название
отдельного древнегерманского племени (с. 60).

Кельтские народы (кельты) — близкие по языку и мате-
риальной культуре племена, в 1-м тысячелетии до н. э. обитав-


шие к северу и западу от Альп, на территории современных
Франции и Бельгии, от р. Роны через южную Германию до об-
ластей по верхнему течению р. Дуная. Греки называли их кель-
тами, римляне — галлами, а кельтов, позднее проникших в Ма-
лую Азию, называли галатами (с. 60).

Гесиод (ок. 700 до н. э.) — первый исторически достоверно
установленный греческий, а следовательно, и европейский
поэт. Был крестьянином-пастухом. После того как брат Перс
обманул его и завладел отцовским имуществом, Гесиод стал
рапсодом, завоевал приз в Халкиде. Для своих поэм он избрал
размер эпического гекзаметра. В «Теогонии» («Происхожде-
ние богов») Гесиод истолковывает мир мифологически, пове-
ствует о сотворении мира из хаоса, говорит о происхождении
и последовательности трех божественных династий, после-
дняя из которых возглавляется Зевсом. В поэме «Труды и дни»
он прославляет честный крестьянский труд. Другие произве-
дения Гесиода сохранились лишь фрагментарно (их авторство
окончательно не установлено) — это «Щит Геракла», «Эойя»
(каталог женщин-прародительниц знатных родов) — образец
для дидактической поэзии более позднего времени (с. 60).

«Илиада» — гомеровский эпос, описывающий осаду Трои.
Названа по имени греческого города Илион (Троя). Состоит из
24 книг, в которых описывается 49-дневный отрезок времени —
период окончания 10-летней борьбы греков за Трою. Ее тема —
гнев Ахилла, у которого Агамемнон увел его рабыню Брисеиду,
из-за чего Ахилл отказался участвовать в сражениях. После того
как погиб его друг Патрокл, Ахилл вновь вступает в битву, чтобы
мстить за него. От своей матери Фетиды Ахилл получает доспехи
и убивает Гектора в бою. Боги принимают участие в борьбе с обе-
их сторон. Эпос заканчивается поминальными играми в честь
Патрокла. «Илиада» написана гекзаметром (с. 60).

«Одиссея» — гомеровский эпос, произведение более по-
зднее, чем «Илиада». Некоторые ученые считают, что Гомер не
является автором «Одиссеи», авторство которой принадлежит
одному из его учеников. «Одиссея» состоит из 24 книг, в кото-
рых описывается десятилетнее путешествие Одиссея и его воз-
вращение к жене Пенелопе, которая хитростью оттягивает свой
брак с другими женихами. Ее сын Телемах, возвратившийся до-
мой неузнанным, помогает Одиссею расправиться с женихами.


 




тшгаг


 


В «Одиссее» повествования о морских путешествиях переплета-
ются со сказочными мотивами. «Одиссея» написана гекзамет-
ром (с. 60).

Ассирийцы — население семитской группы могуществен-
ного древнего восточного государства Ассирия, возвышение
которого произошло в III веке до н. э. (с. 61).

Финикийцы (финикияне) — греческое наименование ха-
наанеев (западные семитские племена, древние обитатели Па-
лестины и Финикии, сплотившиеся в общность во второй поло-
вине 2-го тысячелетия до н. э.) (с. 61).

Карфагеняне — полиэтническое население рабовладель-
ческого города-государства Карфаген (Северная Африка), ко-
торый был основан выходцами из финикийского города Тира в
825 (824) году до н. э. (с. 61).

Нёльдеке Теодор (1836—1930) — немецкий востоковед, фи-
лолог и историк, автор работ по семитологии, арабистике, ира-
нистике, тюркологии. Важнейшие из них посвящены происхож-
дению Корана и хронологии написания его частей, древней и
средневековой истории Ирана, истории семитских языков, круп-
нейшим памятникам литературы Востока («Шахнаме», «Калила и
Димна» и др.) (с. 61).

Мандеи — религиозная секта, возникшая на берегах Евфра-
та. Взгляды мандеев имели много общего с воззрениями некото-
рых гностических сект, а также с манихейством, к которому в
дальнейшем многие общины мандеев примкнули. Согласно уче-
нию мандеев, над человеком господствуют силы зла, скрываю-
щие светоносные силы первотерпения. Один из носителей све-
та — Мандадихайя (по его имени и названа секта) олицетворяет
знание (с. 61).

Друзы — приверженцы мусульманской секты, возникшей в
начале XI века. Ее представители верят в единого бога, много-
кратно являвшегося в человеческом образе. Друзы разделяют
учение о переселении душ своих единоверцев. Конечным вопло-
щением Божества друзы признают фатимского халифа Хакима
(правил в 996-1021 годах) и ожидают его второго пришествия.
Друзы делятся на посвященных — уккаль (умные, знающие) и не-


посвященных, основную массу верующих — джуххаль (невеже-
ственные). Живут главным образом в Ливане и Сирии (с. 61).

Езиды (йазиды) — последователи религиозной секты, близ-
кой к зороастризму. В вероучении езидов есть элементы хрис-
тианства (несторианства), иудаизма и ислама. Езиды соблю-
дают обряды крещения и обрезания, признают единого бога
Иаздана. Езиды преследовались христианами и мусульманами,
что побудило их признать своими священными книгами Биб-
лию и Коран. Последователями учения езидов является часть
курдов, проживающих в Турции, Иране, Ираке, Грузии и Арме-
нии^. 61).

Назореи — в Ветхом Завете люди, посвятившие себя Богу.
Давая обет назорейства, они отказывались от стрижки волос,
употребления вина и других опьяняющих напитков. Они не
должны были подходить к мертвому телу, а тем более касаться
чего-либо нечистого. Эти запреты отделяли назореев от обыч-
ных людей и указывали на их святость. Возможно, что из назо-
реев вышли первые христиане (с. 61).

Манихейские Писания (манихейство) — религия, возник-
шая в Персии (III век н. э.) и распространившаяся от Италии до
Китая. Представляла собой синтез зароастризма и христианства.
Основоположник — полумифический проповедник Мани (216-
277), который считался посланником неба и света. Борьба цар-
ства света и царства тьмы, бога и дьявола завершается гибелью
материального и победой духовного. Человек, двойственное по
природе существо (душа — воплощение света, тело — тьмы), по-
могает силам света в борьбе с силами тьмы. Христианство объ-
явило манихейство ересью (с. 61).

Гностицизм — религиозно-философское течение поздней
античности и средневековья. Возникло в I веке н. э. в Сирии или
в Александрии (Египет). Во II веке стало соперничать с хрис-
тианством. Гностицизм стремился соединить различные вос-
точные верования с христианством и греческой философией.
В гностицизме признается существование доброго и злого на-
чал, света и тьмы, совершенного божества и греховного мате-
риального мира, между которыми находятся промежуточные
существа — зоны (к последним относится и Христос). В гности-
цизме присутствует пессимистический взгляд на окружающий


 




мир, подчеркивается богоизбранность гностиков, учение кото-
рых оказало сильное влияние на манихейство и некоторые
средневековые ереси. Для гностицизма характерно неприятие
Ветхого Завета и искупительной жертвы Иисуса Христа. В рам-
ках гностицизма существовали религиозные группы, секты и
церкви (с. 61).

Малайцы — основное население Малайзии, относящееся к
австронезийской языковой семье (с. 62).

Ацтеки Мексики (теноики) — древнейшее индейское на-
селение Мексики, говорящее на языке нахуатль (или мехика-
но). В настоящее время населяют некоторые штаты Мексики
(с. 63).

Инки Перу — индейцы кечуа, говорящие на языке кечуа
андо-экваториальной языковой семьи. В начале XV века кечуа
образовали союз племен, главную роль в котором стало играть
племя инков. Постепенно кечуа ассимилировали соседние ин-
дейские народы. В настоящее время населяют центральные и
южные департаменты Перу (с. 63).

Шаманство (шаманизм) — религиозные представления и
культовые действия, в основе которых лежит вера в возмож-
ность особых людей (шаманов) быть посредниками между тем
или иным человеческим сообществом и миром духов. Обще-
ние шамана с духами происходит в экстатическом состоянии
во время выполнения особых ритуалов (камланий) под удары
бубна, который наделяется мистическими свойствами. «Ша-
манский дар» считается наследственным. Он проявляется в
«шаманской болезни» — расстройстве психики, что предпола-
гает убийство духами будущего шамана, а затем воскрешение
его, но уже в новом качестве (с. 63).

Финские племена (финны, самоназвание «суоми») — ос-
новная часть населения Финляндии, ведут свое происхождение
от древнейших прибалтийско-финских племен (с. 63).

Эстонские племена (эсты, эстонцы, самоназвание «эстла-
сед») — основная часть населения Эстонии (с. 63).

Divide et imperia (лат.) — разделяй и властвуй (с. 64).


Нить Ариадны — Ариадна — дочь мифического критского
царя Миноса и Пасифаи, сестра Федры. Влюбившись в Тесея,
дала ему клубок ниток (нить Ариадны), чтобы он, убив Мино-
тавра, смог выбраться из лабиринта. Тесей увез Ариадну, по-
обещав взять в жены. Однако на о. Наксос он покинул спящую
Ариадну. Дионис проявил заботу об Ариадне и взял ее в жены.
Она получила в дар свадебный венец, помещенный впослед-
ствии на звездном небе (созвездие Северной Короны). Суще-
ствовал культ Ариадны как богини произрастания (с. 64).

Млеччха (сянскр. — варвары, дикари, инородцы) — в древ-
ности презрительное название, данное индоевропейцами чуж-
дым им этнически, по культуре и религии племенам, жившим на
территории Индии, и всем иноземцам. Слово «млеччха» появи-
лось в поздневедической литературе в первой половине 1-го
тысячелетия до н. а, когда в основном завершилось расселение
ариев в Индии и сложилась индо-арийская культурная общ-
ность. Впоследствии слово «млеччха» приобрело значение
«плохой, грешный» (с. 64).

Дидро Дени (1713-1784) — французский философ-материа-
лист, представитель Просвещения XVIII века, писатель, теоретик
искусства, основатель и редактор «Энциклопедии» XVIII века.
Дидро был убежденным врагом феодального строя, абсолютиз-
ма, христианской религии и католической церкви. Часто подвер-
гался гонениям, в 1749 году был заточен в Венсенский замок за
распространение материалистических и атеистических идей.
Дидро отвергал религиозную мораль, критикуя ее за то, что она
насаждает рабскую покорность, убивая активность человека. Он
одним из первых установил преемственную связь между антич-
ными и христианскими мифами. Выступал за отделение церкви
от государства (с. 65).

Палей Уильям (1743-1805) — английский философ и теолог.
Основные сочинения — «Принципы моральной и политической
философии» (1785), «Естественная теология» (1802) (с. 66).

Grammaire generale (фр.) — общая грамматика (с. 66).

Деизм — религиозно-философское учение, распространен-
ное в эпоху Просвещения (XVIII век), согласно которому бог
есть безличная первопричина мира, находящаяся вне его. Со-


творив мир, бог не принимает в нем какого-либо участия и не
вмешивается в закономерное течение его событий, в развитие
природы и общества. Родоначальником деизма считается лорд
Чербери (Англия, XVII век) (с. 66).

Нум (Юма) — в мифологии самоедов верховное божество.
По представлениям ненцев и селькупов, Нум — творец (демиург),
находящийся в отдалении от созданного им мира (часто — оби-
тающий на седьмом ярусе неба) и управляющий миром при по-
мощи других божеств и духов. Нум часто отождествляется с са-
мим небом (с. 67).

Заратустра (Заратуштра, Зороастр) — основатель древне-
иранской религии — зороастризма, в которой он почитается
как пророк, живший между X веком и первой половиной VI века
до н. э. Заратустра составил Гаты — древнейшие части Авесты.
Он проповедовал в восточном Иране и Средней Азии, выступал
против власти родоплеменных вождей, старого жречества,
культа древних богов. Хотя Заратустра — реальное историче-
ское лицо, в поздних частях Авесты он представлен мифичес-
ким борцом с демонами, действующим силой слова и чудесами,
а не силой оружия. Восточные легенды повествуют, что Зарату-
стра жил в Бактрии при царе Виштаспу; еще в молодости он
удалился на высокую гору, где бог Ормузд открыл ему свое уче-
ние. Под влиянием совершенных Заратустрой чудес первым
принял его учение царь Виштаспу. Греческая форма имени За-
ратустра — Зороастр (с. 67).

«Милиндапаньха» («Вопросы царя Милинды») — неканони-
ческое сочинение раннего буддизма, построенное в форме диа-
логов царя Милинды и буддистского монаха Нагасены. Большин-
ство ученых относят этот источник к середине II века до н. э. (с. 67).

Нагасена — один из ранних интерпретаторов буддизма,
философские взгляды которого изложены в неканоническом
сочинении «Милиндапаньха» (II век до н. э.). Выдвинул тезис о
том, что индивид — это сиюминутное состояние сознания, по-
этому он появляется на мгновение и тут же исчезает. На этой
основе отверг существование души (с. 67).

Царь Милинда Менандр (умер ок. 150 года до н. э.) — пра-
витель греческих владений в Индии (Греко-Бактрийского цар-


ства). Рассчитывая опереться в достижении своих политических
целей на некоторые слои местного населения, принял буддизм.
Известен по буддистскому труду «Милиндапаньха», где приво-
дится диалог Милинды с буддистским монахом Нагасеной (с. 67).

Иегова — неправильная транскрипция имени древнееврей-
ского бога Яхве, которая встречалась в литературе вплоть до
XIX века (с. 69).

Иисус Навин — главный персонаж шестой книги Ветхого
Завета, преемник и помощник Моисея, полководец, руководив-
ший завоеванием «богоизбранным народом» Ханаана. С име-
нем Иисуса Навина Библия связывает ряд чудес — остановку
Луны и Солнца, расступившиеся воды Иордана, каменный град,
обрушившийся с неба на землю, развалившуюся от звука труб
стену осажденного войском Иисуса Навина города Иерихона.
Первоначальным именем Иисуса Навина было Осия; Моисей
называет его Иисусом (с. 69).

Фарра — в Ветхом Завете легендарный потомок Сима, сын
Нахора, отец Авраама, Нахора и Арана; оставил родной город
Ур и отправился с семьей в Ханаан (древнее название террито-
рии Палестины, Сирии и Финикии на Ближнем Востоке). С него
начинается история странствий патриархов (с. 69).

Авраам — один из ветхозаветных патриархов, считающий-
ся родоначальником евреев (через сына Исаака) и арабов (че-
рез сына Исмаила). Сын Фарры, генеалогия которого восходит
к Симу. Библейская традиция связывает с Авраамом начало
веры в единого Бога и заключение договора (завета) с Богом.
Авраам почитается в иудаизме, христианстве и исламе. В исламе
Авраам почитается под именем Ибрагим (с. 69).

Нахор — ветхозаветный персонаж, один из братьев Авраа-
ма. Он женился на своей племяннице Милке, и от нее и своей
наложницы Реумы имел 12 сыновей, в том числе Вефуила, кото-
рый был отцом Ревекки — жены Исаака (с. 69).

Аморреи — кочевые племена северо-западной групп'ы се-
митских народов, которые населяли северную Месопотамию,
Сирию, Ливан и Палестину. В начале XIX века до н. э. вторглись
в Вавилон (с. 70).


 




Индра — величайшее божество ведической эпохи; один из
наиболее популярных ведических богов. В природном аспекте
(первоначально) — бог грозы, дождя и грома. Затем он стано-
вится покровителем царской власти, военным предводителем
клана богов, верховным богом. В эпосе «Махабхарата» Индра —
идеальный образ правителя, победитель многочисленных де-
монов, царь богов, повелитель дождя (с. 72).

Храм в Мекке — мусульманское святилище Кааба (куб), один
из храмов древних арабов, четырехугольное здание из серого
камня с плоской крышей. В восточную стену (снаружи в нишу)
вделан «черный камень» (по-видимому, метеорит, несколько кус-
ков, скрепленных серебряным обручем). Мусульмане верят, что
это окаменевший ангел, который защитит тех, кто дотронется до
него рукой. До возникновения ислама Мекка (город в Саудовс-
кой Аравии) была религиозным центром языческих арабских
племен, а храм Кааба — святилищем племен Хиджаза. С 7 века
Мекка превратилась в священный город мусульман и место их
паломничества (хаджжа). В Мекке около 300 тыс. жителей. Еже-
годно ее посещают около 2 млн человек (с. 73).

Политеистический, политеизм (многобожие) — поклоне-
ние нескольким богам, одинаковым по статусу (хотя они и мо-
гут подчиняться друг другу) в противоположность монотеизму
(единобожию). Политеизм возникает в период разложения
первобытной общины. В иерархии богов нашли отдаленное от-
ражение разделение труда и земные отношения господства и
подчинения. Примером политеизма могут служить древнегре-
ческая и древнеримская религии (с. 73).

Дуалистический, дуализм (двойственный) — философс-
кое или религиозное учение, исходящее из признания равно-
правными и не сводимыми друг к другу двух начал (с. 73).

Монотеистический, монотеизм (единобожие) — религиоз-
ные представления и учения о едином Боге (противостоит полите-
изму — многобожию). К монотеистическим религиям относятся
иудаизм, христианство и ислам. Однако принцип жесткого моно-
теизма последовательно не проводится ни в одной религии (с. 73).

Генотеистическая религия (генотеизм, энотеизм, катено-
теизм) — одна из разновидностей политеизма, состоящая в том,


что, признавая существование многих богов, данное объедине-
ние племен или отдельное племя считало своим покровителем
лишь одного из них и поклонялось только ему. Это рождало спе-
цифическое представление о союзе данной этнической группы
с определенным богом (с. 73).

Варуна — один из наиболее значительных богов ведическо-
го пантеона. В Ведах выступает как создатель и хранитель мира
и космического миропорядка, грозный бог-судья, карающий
грешников и награждающий праведников. В послеведический
период в эпосе Варуна утрачивает свое ведущее положение и
становится божеством, властвующим над земными водами и
водными стихиями (с. 74).

ТРЕТЬЯ ЛЕКЦИЯ

Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф (1775-1854) — немец-
кий философ, крупнейший представитель классической немец-
кой философии. Развивал идеи натурфилософии, эстетического
идеализма, «философии тождества» бытия и мышления, фило-
софии свободы и «философии откровения» («положительной
философии», состоящей из философии мифологии и филосо-
фии откровения). Мифология как продукт сознания, попавшего
под власть божественных потенций, по Шеллингу, подготавлива-
ет религию откровения — христианство. Для религиоведения
особый интерес представляет шеллинговская концепция мифа
(с. 76).

Геродот 8, 144- С другой стороны, греки, будучи единокров-
ными и одноязычными, имея общие храмы богов, сходные об-
ряды и нравы, едва ли могли стать предателями афинян (с. 77).

Моавиты (моавитяне) — потомки аморреев, усвоившие
аккадский язык, но говорившие на его моавитском диалекте
(1-е тысячелетие до н. э.) (с. 77).

Хамос (Кемош) — древнесемитское божество, главное бо-
жество моавитян, которые назывались «народом Хамоса». Со-
гласно Библии, служение Хамосу получило распространение в
Иерусалиме в годы царствования Соломона, который для сво-
их жен-моавитянок построил храм в честь Хамоса. В период


 




правления царя Иосии служение Хамосу было запрещено, а
храм Хамоса разрушен. Хамосу, как и Молоху, приносились че-
ловеческие жертвы. Моавитяне назывались «народом Хамоса»
(с. 77).

Ваал (Баал) — древнее общесемитское божество плодородия,
земли, воды, дождя и грозы, покровитель жизни и городов. Почи-
тался в Финикии, Сирии, Палестине, затем через финикийцев и
карфагенян его культ распространился на запад (в Египет, Испа-
нию и др.). Ваал часто упоминается в Библии (с. 77).

Астарта (Аштарта) — в финикийской религии богиня пло-
дородия, любви и материнства; астральное божество, олицетво-
рение планеты Венера. Обычно изображалась в виде обнажен-
ной женщины с коровьими рогами (с. 77).

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) — немецкий
философ, крупнейший представитель классической немецкой
философии. Разработал систематическую теорию диалектики
на основе объективного идеализма. Система Гегеля состоит из
трех частей: логики (метафизики), философии природы и фи-
лософии духа. В своих работах уделял большое внимание про-
блемам религии, отношение к которой у Гегеля существенно
менялось: от противопоставления «позитивной» религии дес-
потических государств — «народной», открывающей путь сво-
бодному образу мыслей, до признания религии необходимой
ступенью в развитии духа от искусства к философии. Гегель
считается одним из основателей исторического подхода к ре-
лигии (с. 78).

Католическое государство — страны, где господствующей
религией является католицизм (Италия, Испания, Португалия,
Франция, Австрия, Бельгия, страны Латинской Америки). Като-
лицизм — одно из основных направлений в христианстве, воз-
никшее в 1054 году после разделения церкви на римско-католи-
ческую и православную. Имеет ряд особенностей в вероучении,
культе и структуре религиозной организации, в которых нашла
отражение специфика социокультурного развития Западной Ев-
ропы. Имеет единый всемирный центр — Ватикан, единого гла-
ву — Папу римского, который считается наместником Иисуса
Христа на земле. Источник вероучения — Священное писание
(Библия) и Священное Предание — постановления Вселенских


соборов и суждения пап. Духовенство дает обет безбрачия (цели-
бат). Особенностью католицизма является экзальтированное по-
читание Богоматери. До II Ватиканского собора (1962-1965)
служба велась на латинском языке, сейчас разрешена на нацио-
нальных языках (с. 78).

Протестантское государство — страны, где господству-
ющей религией является протестантизм (Скандинавские стра-
ны, Германия, Великобритания, Нидерланды, Канада, США).
Протестантизм — одно из основных направлений в христиан-
стве, возникшее в XVI веке (эпоха Реформации) в Европе как
результат широкого антикатолического движения зарождаю-
щейся буржуазии. Отвергнув авторитет Священного Предания
и выдвинув принципы спасения личной верой, священства
всех верующих и исключительного авторитета Библии, проте-
станты ратовали за совершение богослужения без посредни-
ков (церкви и священников), за простоту культа, за устранение
различий между священником и мирянами, против пышного
убранства храмов, алтарей и икон, за проповеди на родном
языке. В протестантизме были устранены целибат духовенства
и монашество. Библия, как единственный источник вероуче-
ния, была переведена на национальные языки. В настоящее
время протестантизм представляет собой совокупность мно-
гочисленных самостоятельных церквей и сект, среди которых
наиболее влиятельны: лютеранство, кальвинизм, англикан-
ство, меннонитство, баптизм, методизм, пятидесятники, кваке-
ры, адвентисты, свидетели Иеговы, мормоны и др. (с. 78).

Диодор Сицилийский (ок. 90-21 до н. э.) — историк эпо-
хи эллинизма, автор сорока книг по всемирной истории — «Ис-
торическая библиотека», из которых 1-5-я и 11—20-я книги со-
хранились полностью. Его украшенное анекдотами, хотя и не
всегда хронологически точное, но интересное изложение ран-
ней истории до Цезаря (включая историю Египта, Ассирии, Ин-
дии, Мидии, островов Западного и Восточного Средиземномо-
рья) было очень популярным; оно служит главным источником
сведений о сицилийском восстании рабов во II веке до н. э.
(с. 79).

Мневис — в египетской мифологии божество, изображае-
мое в виде черного быка. Мневис почитался как живое вопло-
щение бога солнца и изображался с солнечным диском между


 




рогами. Его эпитет — «посредник Ра, который сообщает истину
Атуму» (с. 79)-

Гермес — в древнегреческой мифологии бог скотоводства,
покровительствующий животным (часто изображался с бараном
на плечах), бог-покровитель странников (изображался в дорож-
ной шляпе и в крылатых сандалиях), вестник богов, проводник
душ умерших в преисподнюю. Насылает на людей сны с помо-
щью своего жезла. Гермес — бог красноречия и мышления, по-
кровитель школ, сын Зевса и Майи, вестник олимпийских богов.
Он известен также как хитрый бог воров и обманщиков. В рим-
ской мифологии ему соответствует Меркурий — покровитель
торговли (с. 79).

Минос — в древнегреческой мифологии могущественный и
справедливый царь Крита, сын Зевса и Европы, супруг Пасифаи,
отец Ариадны и Федры, жил до Троянской войны; был выдаю-
щимся законодателем, который дал законы жителям о. Крит.
Минос приказал построить лабиринт для Минотавра. Находив-
шиеся от него в зависимости афиняне должны были ежегодно в
качестве дани присылать на съедение Минотавру семерых юно-
шей и девушек, до тех пор пока Тесей, убив Минотавра, не изба-
вил их от этого (с. 79)-

Ликург — царь и законодатель Спарты (между IX веком и
первой половиной VII века до н. э.), которому греческие авторы
приписывают создание институтов общественного и государ-
ственного устройства. Согласно легенде, Ликург получил зако-
ны от Аполлона. В Спарте ему воздавались божественные поче-
сти (с. 79).

Геты — северо-восточные фракийские племена, обитавшие
во времена Геродота между Балканами и Дунаем (с. 79).

Замолксис — легендарный гетский (фракийский) законо-
датель, по преданию, получивший законы от богини Гестии
(с. 79).

Гестия — в древнегреческой мифологии дочь Кроноса и Реи,
юная богиня огня и домашнего очага, который был одновре-
менно культовым местом в семье. Гестии жертвовали у очага
часть еды. В римской мифологии ей соответствует Веста — бо-


гиня священного огня, городской общины, курии, дома. Жрицы
Весты — весталки — поддерживали в очаге храма постоянный
огонь как символ государственной надежности и устойчивости
(с. 79).

Яхве (Ягве, Иегова) — сущий — имя древнееврейского бога,
фигурирующее в Ветхом Завете. Яхве — одно из имен бога,
означающее самобытность, вечность и неизменность существа
бога. Яхве первоначально был не единственным, а одним из
богов. Лишь в процессе длительного исторического развития
Яхве превратился из племенного бога в бога всего народа Изра-
иля, творца неба и земли. Впервые под этим именем Бог явился
Моисею, а затем тайна звучания его имени передавалась устно
по старшей линии первосвященнического рода. С III века до
н. э. произнесение этого имени в иудаизме было полностью та-
буировано. Вместо него употребляется слово «Адонай» («Гос-
подь мой»). В синодальном издании Библии имя Яхве почти
всюду заменено словом «Господь» (с. 79)-

Варрон МаркТеренций (116-27 до н. э.) — крупнейший рим-
ский ученый-энциклопедист, в трудах которого содержатся важ-
ные сведения об общественном устройстве, религии и нравах
Римского государства. Происходил из сословия всадников, зани-
мал многие политические и военные должности. Уже при жизни
научный авторитет Варрона считался неоспоримым. Он был фи-
лологом, антикваром и историографом. С 47 года Варрон заве-
довал библиотекой в Риме. Основным произведением Варрона
были «Человеческие и божественные древности» (41 книга; ныне
утеряны). Его перу принадлежит свыше 600 работ по юриспру-
денции, грамматике и истории литературы, по сельскому хозяй-
ству и этике (с. 79).

«Варрон сам сознается, что о человеческих вещах он напи-
сал прежде, а о божественных после потому, что прежде яви-
лись государства, а затем уже ими были установлены боже-
ственные вещи... „Как живописец, — говорит он, — существует
раньше, чем картина, архитектор — прежде, чем здание, так
точно государства явились прежде, чем то, что ими установле-
но"». — Августин. О граде Божием. М., 1994. Т. 1. С. 309 (с. 79).

Ренан Жозеф Эрнест (1823-1892) — французский писа-
тель, филолог-ориенталист и историк, сторонник критического


 




^


 


исследования священных книг религий Ближнего Востока.
В трудах «История происхождения христианства» и «История
израильского народа» критически анализировал Библию (с. 83).

Эдкинс Джозеф — один из виднейших исследователей Ки-
тая, переводчик священных текстов конфуцианства, даосизма и
китайского буддизма (с. 85).

Романские языки — группа языков индоевропейской се-
мьи, связанных общим происхождением от латинского языка,
общими закономерностями развития и значительными элемен-
тами структурной общности. Термин «романский» восходит к
латинскому romanus («относящийся к Риму»), в раннем средне-
вековье означавшему народную речь, отличную как от класси-
ческой латыни, так и от германских и других диалектов. Общее
число говорящих — 576 млн человек Более 60 стран используют
романские языки как национальные или официальные (в том
числе французский — 30 стран, испанский — 20, португальс-
кий — 7, итальянский — 3 страны). К романским языкам относят-
ся также румынский, молдавский и некоторые другие языки. Все-
го выделяют 12 романских языков (с. 86).

Дарвин Чарльз Роберт (1809-1882) — английский есте-
ствоиспытатель, основоположник научного учения об эволю-
ции органического мира путем естественного отбора и о про-
исхождении видов, которое изложил в книге «Происхождение
видов...». Дарвин материалистически объяснил целесообраз-
ность строения и функций организма, раскрыл естественные
факторы развития органического мира — изменчивость, на-
следственность и естественный отбор. Идеи Дарвина оказали
большое влияние на развитие науки XIX-XX веков. На основе
соединения классического дарвинизма и популяционной гене-
тики создана современная теория эволюции (с. 86).

Диалекты банту (кафра, сейтчуана, дамара, отигере-
ро, ангольский, конго, ки-суахили и др.) — языковая семья
коренного населения Центральной и Южной Африки (с. 8б).

Кейскам — город в Южной Африке (с. 87).

Берберский диалект — диалект берберо-ливийских язы-
ков — одной из ветвей афразийских языков. Распространены


берберские языки неравномерно на территории Северной Аф-
рики от Средиземноморского побережья до 12-й параллели и
от Атлантического побережья до 25-го меридиана (с запада на
восток) (с. 87).

Галла диалект — один из кушитских языков, относящихся к
афразийской языковой семье. Распространен в восточных райо-
нах Эфиопии и на севере Кении. Число говорящих — 7, 65 млн
человек. Современное название галла языков — языки оромо
(включают в себя северные и южные диалекты) (с. 87).

Бушмены — народ, относящийся к южноафриканской
группе койсанской языковой семьи и населяющий западные и
центральные районы Ботсваны, а также соседние районы На-
мибии и Анголы (Южная Африка). Значительная часть бушме-
нов была истреблена европейскими колонизаторами, а уцелев-
шие группы были оттеснены в пустынные районы Калахари и
Намибии (с. 87).

Зоолатрия — совокупность обрядов и верований, связан-
ных с религиозным почитанием животных (с. 88).

Рита — обозначение универсального космического закона,
одно из ключевых понятий древнеиндийской мифологии. Рита
осуществляет преобразование неупорядоченного состояния в
упорядоченное. Благодаря Рите достигается порядок круговра-
щения вселенной, который совпадает с истиной. Деяния бо-
гов — лишь частные проявления Риты (с. 88).

Маат — в египетской мифологии богиня истины, социаль-
ного и космического порядка, дочь Ра, принимавшая участие в
сотворении мира, которое понималось египтянами как уста-
новление порядка вместо хаоса (с. 88).

Мистерии — тайные культы древних религий, в которых
участвовали только посвященные. Первые мистерии связаны с
почитанием Осириса, Исиды, Аттиса, Митры и других восточ-
ных богов. Многие элементы мистерий были заимствованы
христианством (с. 89).

Мемфис — древнеегипетский город (к юго-западу от совре-
менной столицы Египта — Каира). Основан в 3-м тысячелетии


 


 


до н. э. Являлся крупным религиозным, политическим, культур-
ным и ремесленным центром. В XXVIII-XXIII веках до н. э. был
столицей Египта. Археологами найдены остатки храмов, некро-
поль и др. (с. 89)

Гелиополь (Гелиополис) — древний город Баальбек в Лива-
не. В эпоху эллинизма получил название Гелиополь (с. 89).

Абидос — с VII века до н. э. торговая колония греческого го-
рода Милета. В 411 году до н. э. при Абидосе афиняне одержа-
ли победу над спартанцами. Абидос использовался как плац-
дарм для войск Александра Македонского во время его похода
в Азию (334 до н. э.). Позднее — место переправы крестоносцев
(с. 89).

Ра (Ре) — в древнеегипетской мифологии бог Солнца, плы-
вущий в своей дневной ладье по небесному Нилу, а в ночной ла-
дье — по подземному. Культ Ра, по-видимому, возник в начале
3-го тысячелетия до н. э., оттеснив Атума на роль вечернего сол-
нца. Ра — дневное солнце — постепенно стал «отцом богов»,
творцом (демиургом) мира и людей, возникающих из его слез.
Позднее Ра был отождествлен с богом Фив Амоном (Амон-Ра)
(с. 89).

Нун — в древнеегипетской мифологии «отец богов», олице-
творяющий первозданный хаос, из которого появился демиург
(творец) Атум (с. 89)-

Шу — в древнеегипетской мифологии бог воздуха, воздуш-
ного пространства («шу» переводится как «пустота»), сын Ату-
ма, муж Тефнут, отец Геба и Нут, разделивший ссорящихся де-
тей, подняв небо над землей. Шу опирается на бога земли Геба
и поддерживает богиню неба Нут. Изображался в виде челове-
ка с пером на голове (с. 89).

Тефнут — в древнеегипетской мифологии богиня влаги и
росы; дочь Атума, супруга Шу, мать Геба и Нут. Провозглашалась
также дочерью Ра, его Оком, уничтожающим всех врагов (с. 89).

Осирис (Озирис) — в древнеегипетской мифологии перво-
начально бог умирающей и воскресающей природы (однако,
возможно, эта интерпретация вторична), владыка загробного


мира, бог-царь. Осирис — старший сын Геба и Нут, брат и муж
Исиды, отец Гора. Согласно мифу, Осирис был убит злым богом
Сетом и воскрешен Исидой. Воскресший Осирис стал богом
загробного мира и судьей умерших (с. 89).

Геб — в древнеегипетской мифологии бог земли и расти-
тельности (египтяне считали землю божеством мужского рода,
а небо — женского). Геба называли отцом богов, солнца и луны.
Геб был сыном Шу и Тефнут. Изображался Геб обычно в виде
гуся или бородатого человека с гусем на голове, или человека,
лежащего на спине, над которым склонилась его жена Нут. Геб
не имел храма, центром поклонения ему был город Гелиополь
(с. 89).

Нут — в древнеегипетской мифологии богиня неба, по ко-
торому плавала ладья бога Солнца, жена Геба и мать Осириса,
Исиды, Нефтис и Сетха. Часто изображалась в виде изогнувшей-
ся дугой женщины, опирающейся на землю пальцами рук и ног,
поддерживаемой богом воздуха Шу. Также изображалась скло-
ненной над своим мужем Гебом. Олицетворяла женское начало,
ту водянистую массу, их которой появились все боги (с. 89).

Исида (Изида) — в древнеегипетской мифологии богиня
земного плодородия, воды и ветра, мореплавания, хранитель-
ница умерших, жена и сестра Осириса, мать Гора, олицетворе-
ние супружеской верности и материнства. Изображалась в виде
женщины с головой или рогами коровы (с. 89).

Гор (Хор) — в древнеегипетской мифологии бог света и неба,
глазами которого были солнце и луна. Иногда он представлялся
самим дневным светом — солнцем. Почитался как покровитель
власти фараонов, считавшихся его земным воплощением. Имя
Гора являлось частью царской титулатуры (с. 89).

Тот — в древнеегипетской мифологии бог луны, мудрости,
письма и счета, покровитель наук, библиотек и архивов, писцов
Священных книг и колдовства; творец Священных книг. Его ма-
гическая мощь покоилась на знаниях тайных имен божеств, что
позволяло ему наблюдать за порядком во всей Вселенной. На
загробном суде Осириса Тот ведет запись деяний умершего,
охраняет его и сопровождает в царство мертвых. Тот изобра-
жался в виде человека с головой ибиса (с. 89).


 




Мариет Огюст Фердинан (1821-1881) — французский архе-
олог, проводивший раскопки в Фивах, Абидосе, Мемфисе и дру-
гих городах. Основатель Египетского музея в Каире (1858)
(с. 89).

Карл Великий (742-814) — король франков с 768 года, ос-
нователь Римской империи времен раннего средневековья. Вер-
шиной его политической программы было «возрождение Рим-
ской империи». Коронован в 800 году в Риме папой Львом III
императорской короной, что означало признание его власти
над всей Западной Европой. Достижения в сфере культуры, имев-
шие место при дворе Карла Великого, дали основание говорить
о так называемом каролингском Ренессансе, сущность которого
составляло стремление к возрождению культуры и образования
в антично-христианском духе. Для осуществления своей про-
граммы Карл Великий собрал при дворе многих образованных
людей, которые создали «Академию» по античному образцу, об-
суждали с ним проблемы науки, искусства, культуры, школьного
образования, создавали великие литературные, поэтические, на-
учные и теологические произведения (с. 92).

Агамемнон — один из центральных персонажей «Илиа-
ды», мифический царь Микен, сын Атрея и Аэропы, брат Мене-
лая. Когда Парис похитил Елену — жену Менелая, Агамемнон в
начавшейся по этой причине войне против Трои встал во гла-
ве греческого войска. Чтобы флот мог отплыть, ему пришлось
принести в жертву свою дочь Ифигению. После покорения
Трои Агамемнон вернулся домой с плененной царевной Кас-
сандрой и был убит из ревности своей женой Клитемнестрой
и ее любовником Эгисфом во время трапезы (или купания). За
убийство отца отомстил его сын Орест (с. 92).

Гималаи — горная система между Тибетским нагорьем на
севере и Индо-Гангской равниной на юге, находится на терри-
тории Индии, Пакистана, Непала, Китая и Бутана (с. 93).

Капитолийский холм — один из семи римских холмов; из-
древле был политическим и культовым центром Рима. На Капи-
толийском холме был построен храм Юпитера, Юноны и Ми-
нервы (к нему восходили полководцы во время триумфальных
шествий). Там же хранился государственный архив. В 2б9 году до
н. э. на другой вершине Капитолийского холма, где находилась


римская крепость, был возведен храм Юноны Монеты (Советчи-
цы), при котором находился римский монетный двор. Между
двумя вершинами холма были построены дома богатой знати, не
раз горевшие и разграбленые в V веке н. э. Стилихоном и Гейзе-
рихом. В честь римского Капитолия названо здание Конгресса в
Вашингтоне (США) (с. 93).

Тиу — в германо-скандинавской мифологии бог сияющего
неба, войны и суда; у англов и саксов обозначался как Сакснот.
В своем генезисе Тиу предстает как индоевропейское божество,
этимологически и семантически близкое индийскому Дьяусу,
греческому Зевсу, римскому Юпитеру (с. 93).

Овидий Публий Назон (43 до н. э. - ок. 18 н. э.) — римский
поэт, автор лирических элегий, поэм, эпических произведений
«Метаморфозы» («Превращения», 15 книг) и «Фасты» («Кален-
дарь»). Овидий происходил из сословия всадников. После не-
продолжительной карьеры целиком посвятил себя поэзии. Уже
первое его произведение — «Любовные элегии» в трех книгах —
сделало его знаменитым. В «Метаморфозах» Овидий излагает
около 250 мифов о превращениях греческих богов и героев (от
возникновения мира из хаоса до апофеоза Цезаря). Произведе-
ния Овидия являются одним из источников современных зна-
ний о греческой и римской мифологии и религии (с. 94).

Финикия — древняя страна на восточном побережье Сре-
диземного моря у подножия Ливанских гор (территория совре-
менных Ливана и Сирии) (с. 95).

Аравия — территория, охватывающая Аравийский полуост-
ров и примыкающие к нему острова в Аравийском и Красном
морях, а также в Персидском заливе (с. 95).

Вавилон — древний город в Месопотамии к юго-западу от
современного Багдада. Ныне — город Халла в Ираке (с. 95).

Ниневия — древний город в Ассирии, ее столица в VIII-
VII веках до н. э. (находился в районе холмов Куюнджик и Тель-
Неби-Юнус на территории современного Ирака) (с. 95).

Эл — первоначально одно из главных древнейших божеств
западносемитских народностей (финикийцев, евреев и др.),


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.037 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал