Заказ № 855. Религия Авраама — иудаизм (с
Религия Авраама — иудаизм (с. 52).
Туранцы (татары, монголы) — различные племена и наро- ды монголоидной расы (с. 53).
«У-цзин» («5-цзин», пятикнижие) — классическое конфуци- анское пятикнижие, основной канон конфуцианской религии. Включает в себя «И-цзин» (Книга перемен) — сборник магиче- ских формул; «Шу-цзин» (Книга истории) — история легендар- ных императоров; «Ши-цзин» (Книга песен) — сборник древ- ней поэзии; «Ли-цзин» (Книга обрядов) — описание обрядов; «Чун-цю» (Книга весны и осени) — хроники одного из кня- жеств (с. 54).
«Сы-шу» («4-шу», четверокнижие) — священное конфуциан- ское четверокнижие. Состоит из следующих книг: «Лунь-юй» — книга изречений Конфуция и его учеников; «Мэн- Цзы» — уче- ние философа Мэн- Цзы; «Да-сюэ» — учение о самоусовершен- ствовании; «Чжун-юн» — учение о необходимости во всем со- блюдать гармонию (с. 54).
«Дао дэ цзин» (каноническая книга о дао и дэ) — основопо- лагающий трактат философии даосизма, автором которого счи- тается Лао-цзы, живший в VI веке до н. э. Трактат посвящен уче- нию о дао (дорога, путь) — невидимом вездесущем естественном законе природы, человеческого общества, мышления и поведе- ния отдельного человека, неотделимом от материального мира и управляющим им, и дэ, как проявлении дао (с. 54).
Евангельское учение (Евангелие) — благая весть; — ранние христианские писания, рассказывающие о жизни Иисуса Христа и его учеников (апостолов). В Новый Завет входят 4 Евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна). Однако существовали еще Евангелия от Петра, Андрея, Филиппа, 2 разных Евангелия от Фомы и др., не вошедшие в новозаветный канон (с. 54).
«Брахманы» — трактаты, толкующие и комментирующие Веды. В «Брахманах» дается теологическое обоснование веди- ческой практики (с. 55).
«Махабхарата» («Сказание о великой битве бхаратов») — древнеиндийский эпос, сложившийся приблизительно в
VI—II веках до н. э. Состоит из 18 книг, авторство которых при- писывается Вьясе. В них повествуется о легендарной борьбе двух царских династий — Кауравов и Пандавов. «Махабхарата» представляет собой своего рода свод философских и религиоз- ных, социальных и политических учений, а также мифологии Древней Индии, из которых взяты все основные идеи индуизма (с. 56).
«Рамаяна» — древнеиндийская эпическая поэма, создана либо одновременно с «Махабхаратой», либо ранее; ее авторство приписывается легендарному поэту Вальмики. В «Рамаяне» по- вествуется о подвигах борца со злом и защитником добра на- родного героя Рамы — сына царя Дашаратхи, совершившего поход из северной Индии на о. Ланка (Шри-Ланка) для осво- бождения своей жены Ситы, похищенной демоном Раваной. «Рамаяна» стала одной из священных книг вишнуизма, а Рама почитался как воплощение Вишну — одного из трех высших божеств индуистского пантеона, олицетворяющего творческую космическую энергию (с. 56).
Пураны — Священные книги индуизма, которые были на- писаны в середине 1-го тысячелетия до н. э., а древнейшие из сохранившихся — во второй половине 1-го тысячелетия до н. э. (с. 56).
Тантры — священные тексты в тантризме (направление в буддизме и индуизме, возникшее в первые века н. э. и распада- ющееся на ряд различных школ и направлений. Так, в шиваис- тских сектах священные тексты назывались агамы, в вишну- истских — пураны). Термин «Тантры» часто употребляют как обобщенное название этих и других текстов тантризма. В них обосновывается поклонение женской, реже мужской, половой энергии (с. 56).
Секта сикхов (сикхизм) — религия, возникшая в XVI веке в северо-западной Индии, отразившая протест мелких торгов- цев и ремесленников против кастового строя; с XVII века в об- щине появились крестьяне и она приобрела черты военно-де- мократической организации. В противовес ортодоксальному индуизму в сикхизме признается единый неперсонифициро- ванный бог, все объекты окружающего мира рассматриваются как проявления высшей силы Творца. Все люди признаются
равными перед богом. Под знаменем этой религии в Индии развернулась борьба против империи Великих Моголов, кото- рая завершилась созданием государства сикхов, просущество- вавшего до завоевания его англичанами в 1849 году. Основа- тель секты сикхов — гуру (учитель) Нанак. В настоящее время сикхизм распространен в Пенджабе, а его сторонники высту- пают за создание самостоятельного государства Халистан на севере Индии (с. 56).
Грантх Сахиб — собрание Священных книг сикхов, содер- жащее жизнеописания и заповеди сикхских гуру Эта книга яв- ляется не только источником вероучения, но и объектом рели- гиозного поклонения (с. 57).
Кабир (ок. 1440-1518) — индийский религиозный рефор- матор, последователь Рамануджи. Кабир учил, что Бог находит- ся везде и в каждом человеке, поэтому особые обряды и места поклонения не нужны. Он проповедовал равенство всех людей перед богом, выступал против кастового деления. Идеи Кабира и его последователей сыграли большую роль в развитии сик- хизма (с. 57).
Рамануджа (XI-XII века) — индийский религиозный фило- соф. В своих работах развивал положение о том, что матери- альные тела существуют вечно, поскольку имеют божественную природу. Бог, с его точки зрения, является целым, а материаль- ные тела и души — его части. Идеи оказали большое влияние на более поздние религиозно-философские системы Индии, по- служили основой для некоторых течений индуизма (с. 57).
Харди Спенс — английский религиовед-буддолог, зани- мавшийся исследованием категорий буддистской философии и этики (с. 58).
Ганжур (Ганджур) — собрание канонических буддийских текстов в 108 томах на тибетском языке, включающих 1161 про- изведение (с. 58).
Данжур (Данджур) — собрание канонических буддистских текстов в 225 томах; комментарий к Ганжуру. Включает в себя сочинения по языкознанию, риторике, стихосложению, меди- цине, архитектуре, художественные произведения (с. 58).
Джайнизм — одна из религий Древней Индии, оформивша- яся в VI-V веках до н. э. По преданию, вероучение джайнизма было передано из глубин веков 24 пророками-учителями, по- следним из которых был Вардхамана Махавира, прозванный Джина («Победитель»). Он победил карму и устранил препят- ствия с пути религиозного спасения. Центральное место в джай- низме занимает учение о переселении душ в различные мате- риальные тела в соответствии с законом кармы. Джайнизм и буддизм выступали как альтернатива брахманизму. Возникнув в северо-восточной Индии, джайнизм затем распространился преимущественно в ее центральных областях, никогда не выхо- дя за пределы Индии. В джайнизме существует 2 спорящих меж- ду собой направления: дигамбары, отказывающиеся от всех со- блазнов жизни, и шветамбары, проповедующие менее строгий подход к жизни (с. 58).
Махавира, Вардхамана (VI век до н. э.) — основатель джай- низма. По преданию Махавира принадлежал к роду кшатриев (воинов). В дальнейшем его образ был мифологизирован, и Ма- хавира (в переводе — великий герой) стал центральным персо- нажем джайнистской мифологии. На 43-м году жизни Махави- ра достиг абсолютного знания и стал Джиной («Победителем») (с. 58).
Тиртханкара — титул вероучителей джайнизма, основных персонажей мифо-исторического комплекса, почитаемых как «боги богов». Пять благих моментов в жизни тиртханкары (за- чатие, рождение, уход от мира, обретение абсолютного знания и конечное освобождение) сопровождаются, согласно мифу, чудесными явлениями. Наиболее подробно в джайнистской ли- тературе описывается жизнь тиртханкары Махавиры, который считается основателем этой религии (с. 58).
Паршва (Натха, Паршванатх) — в джайнистской мифоло- гии 23-й, предпоследний тиртханкара, живший примерно за 250 лет до Махавиры. Многие исследователи рассматривают Паршву как историческую личность (с. 58).
Пракриты — среднеиндийские языки и диалекты, продол- жающие древнеиндийский этап развития и предшествующие новоиндийским языкам. Первоначально пракриты были разго- ворными диалектами, в дальнейшем подверглись литературной
9. Заказ № 855.
обработке. Известны пракриты (ок. сер. 1-го тысячелетия до н. э. — ок. сер. 1-го тысячелетия н. э.), используемые в религиоз- ных проповедях, деловых документах, драматургии (сцениче- ский пракрит), художественной литературе (с. 58).
Шакья-Муни — одно из наиболее распространенных имен Будды, означающее на санскрите «мудрец из племени Шакьев» (с. 58).
Кальпа-Сутра — один из древнейших текстов джайнист- ского канона, содержащий правила поведения монахов и мона- хинь (с. 58).
Агама (Сидцханта) — собрание канонических текстов джай- низма. Предание гласит, что поучения Махавиры были собраны его учениками (ганадхарами) и оформлены в виде 14 лекций. Впоследствии каждый из 11 учеников составил по одному тому наставлений, которые и образовали ядро джайнистского канона (с. 58).
Даосы — последователи даосизма — древнекитайского фи- лософского учения, возникшего во второй половине 1-го тыся- челетия до н. э. На его основе во И веке н. э. складывается религия, получившая то же название. В V веке оформляются вероучение и культ даосизма, который становится национально-государствен- ной религией Китая. Для даосизма характерно сочетание эле- ментов конфуцианства и различных бытовых суеверий (с. 59).
Жюльен Станислас (1797-1873) — французский синолог, переводчик и комментатор «Дао дэ цзин» (с. 59).
Фо — китайское название буддизма. Иероглиф «фо» тожде- ственен санскритскому слову «будда» и означает переход от спящего, затемненного сознания к его пробуждению и про- светлению (с. 59).
Тевтонские народы (тевтоны) — общее название для всех древнегерманских племен. Также употребляется как название отдельного древнегерманского племени (с. 60).
Кельтские народы (кельты) — близкие по языку и мате- риальной культуре племена, в 1-м тысячелетии до н. э. обитав-
шие к северу и западу от Альп, на территории современных Франции и Бельгии, от р. Роны через южную Германию до об- ластей по верхнему течению р. Дуная. Греки называли их кель- тами, римляне — галлами, а кельтов, позднее проникших в Ма- лую Азию, называли галатами (с. 60).
Гесиод (ок. 700 до н. э.) — первый исторически достоверно установленный греческий, а следовательно, и европейский поэт. Был крестьянином-пастухом. После того как брат Перс обманул его и завладел отцовским имуществом, Гесиод стал рапсодом, завоевал приз в Халкиде. Для своих поэм он избрал размер эпического гекзаметра. В «Теогонии» («Происхожде- ние богов») Гесиод истолковывает мир мифологически, пове- ствует о сотворении мира из хаоса, говорит о происхождении и последовательности трех божественных династий, после- дняя из которых возглавляется Зевсом. В поэме «Труды и дни» он прославляет честный крестьянский труд. Другие произве- дения Гесиода сохранились лишь фрагментарно (их авторство окончательно не установлено) — это «Щит Геракла», «Эойя» (каталог женщин-прародительниц знатных родов) — образец для дидактической поэзии более позднего времени (с. 60).
«Илиада» — гомеровский эпос, описывающий осаду Трои. Названа по имени греческого города Илион (Троя). Состоит из 24 книг, в которых описывается 49-дневный отрезок времени — период окончания 10-летней борьбы греков за Трою. Ее тема — гнев Ахилла, у которого Агамемнон увел его рабыню Брисеиду, из-за чего Ахилл отказался участвовать в сражениях. После того как погиб его друг Патрокл, Ахилл вновь вступает в битву, чтобы мстить за него. От своей матери Фетиды Ахилл получает доспехи и убивает Гектора в бою. Боги принимают участие в борьбе с обе- их сторон. Эпос заканчивается поминальными играми в честь Патрокла. «Илиада» написана гекзаметром (с. 60).
«Одиссея» — гомеровский эпос, произведение более по- зднее, чем «Илиада». Некоторые ученые считают, что Гомер не является автором «Одиссеи», авторство которой принадлежит одному из его учеников. «Одиссея» состоит из 24 книг, в кото- рых описывается десятилетнее путешествие Одиссея и его воз- вращение к жене Пенелопе, которая хитростью оттягивает свой брак с другими женихами. Ее сын Телемах, возвратившийся до- мой неузнанным, помогает Одиссею расправиться с женихами.
тшгаг
В «Одиссее» повествования о морских путешествиях переплета- ются со сказочными мотивами. «Одиссея» написана гекзамет- ром (с. 60).
Ассирийцы — население семитской группы могуществен- ного древнего восточного государства Ассирия, возвышение которого произошло в III веке до н. э. (с. 61).
Финикийцы (финикияне) — греческое наименование ха- наанеев (западные семитские племена, древние обитатели Па- лестины и Финикии, сплотившиеся в общность во второй поло- вине 2-го тысячелетия до н. э.) (с. 61).
Карфагеняне — полиэтническое население рабовладель- ческого города-государства Карфаген (Северная Африка), ко- торый был основан выходцами из финикийского города Тира в 825 (824) году до н. э. (с. 61).
Нёльдеке Теодор (1836—1930) — немецкий востоковед, фи- лолог и историк, автор работ по семитологии, арабистике, ира- нистике, тюркологии. Важнейшие из них посвящены происхож- дению Корана и хронологии написания его частей, древней и средневековой истории Ирана, истории семитских языков, круп- нейшим памятникам литературы Востока («Шахнаме», «Калила и Димна» и др.) (с. 61).
Мандеи — религиозная секта, возникшая на берегах Евфра- та. Взгляды мандеев имели много общего с воззрениями некото- рых гностических сект, а также с манихейством, к которому в дальнейшем многие общины мандеев примкнули. Согласно уче- нию мандеев, над человеком господствуют силы зла, скрываю- щие светоносные силы первотерпения. Один из носителей све- та — Мандадихайя (по его имени и названа секта) олицетворяет знание (с. 61).
Друзы — приверженцы мусульманской секты, возникшей в начале XI века. Ее представители верят в единого бога, много- кратно являвшегося в человеческом образе. Друзы разделяют учение о переселении душ своих единоверцев. Конечным вопло- щением Божества друзы признают фатимского халифа Хакима (правил в 996-1021 годах) и ожидают его второго пришествия. Друзы делятся на посвященных — уккаль (умные, знающие) и не-
посвященных, основную массу верующих — джуххаль (невеже- ственные). Живут главным образом в Ливане и Сирии (с. 61).
Езиды (йазиды) — последователи религиозной секты, близ- кой к зороастризму. В вероучении езидов есть элементы хрис- тианства (несторианства), иудаизма и ислама. Езиды соблю- дают обряды крещения и обрезания, признают единого бога Иаздана. Езиды преследовались христианами и мусульманами, что побудило их признать своими священными книгами Биб- лию и Коран. Последователями учения езидов является часть курдов, проживающих в Турции, Иране, Ираке, Грузии и Арме- нии^. 61).
Назореи — в Ветхом Завете люди, посвятившие себя Богу. Давая обет назорейства, они отказывались от стрижки волос, употребления вина и других опьяняющих напитков. Они не должны были подходить к мертвому телу, а тем более касаться чего-либо нечистого. Эти запреты отделяли назореев от обыч- ных людей и указывали на их святость. Возможно, что из назо- реев вышли первые христиане (с. 61).
Манихейские Писания (манихейство) — религия, возник- шая в Персии (III век н. э.) и распространившаяся от Италии до Китая. Представляла собой синтез зароастризма и христианства. Основоположник — полумифический проповедник Мани (216- 277), который считался посланником неба и света. Борьба цар- ства света и царства тьмы, бога и дьявола завершается гибелью материального и победой духовного. Человек, двойственное по природе существо (душа — воплощение света, тело — тьмы), по- могает силам света в борьбе с силами тьмы. Христианство объ- явило манихейство ересью (с. 61).
Гностицизм — религиозно-философское течение поздней античности и средневековья. Возникло в I веке н. э. в Сирии или в Александрии (Египет). Во II веке стало соперничать с хрис- тианством. Гностицизм стремился соединить различные вос- точные верования с христианством и греческой философией. В гностицизме признается существование доброго и злого на- чал, света и тьмы, совершенного божества и греховного мате- риального мира, между которыми находятся промежуточные существа — зоны (к последним относится и Христос). В гности- цизме присутствует пессимистический взгляд на окружающий
мир, подчеркивается богоизбранность гностиков, учение кото- рых оказало сильное влияние на манихейство и некоторые средневековые ереси. Для гностицизма характерно неприятие Ветхого Завета и искупительной жертвы Иисуса Христа. В рам- ках гностицизма существовали религиозные группы, секты и церкви (с. 61).
Малайцы — основное население Малайзии, относящееся к австронезийской языковой семье (с. 62).
Ацтеки Мексики (теноики) — древнейшее индейское на- селение Мексики, говорящее на языке нахуатль (или мехика- но). В настоящее время населяют некоторые штаты Мексики (с. 63).
Инки Перу — индейцы кечуа, говорящие на языке кечуа андо-экваториальной языковой семьи. В начале XV века кечуа образовали союз племен, главную роль в котором стало играть племя инков. Постепенно кечуа ассимилировали соседние ин- дейские народы. В настоящее время населяют центральные и южные департаменты Перу (с. 63).
Шаманство (шаманизм) — религиозные представления и культовые действия, в основе которых лежит вера в возмож- ность особых людей (шаманов) быть посредниками между тем или иным человеческим сообществом и миром духов. Обще- ние шамана с духами происходит в экстатическом состоянии во время выполнения особых ритуалов (камланий) под удары бубна, который наделяется мистическими свойствами. «Ша- манский дар» считается наследственным. Он проявляется в «шаманской болезни» — расстройстве психики, что предпола- гает убийство духами будущего шамана, а затем воскрешение его, но уже в новом качестве (с. 63).
Финские племена (финны, самоназвание «суоми») — ос- новная часть населения Финляндии, ведут свое происхождение от древнейших прибалтийско-финских племен (с. 63).
Эстонские племена (эсты, эстонцы, самоназвание «эстла- сед») — основная часть населения Эстонии (с. 63).
Divide et imperia (лат.) — разделяй и властвуй (с. 64).
Нить Ариадны — Ариадна — дочь мифического критского царя Миноса и Пасифаи, сестра Федры. Влюбившись в Тесея, дала ему клубок ниток (нить Ариадны), чтобы он, убив Мино- тавра, смог выбраться из лабиринта. Тесей увез Ариадну, по- обещав взять в жены. Однако на о. Наксос он покинул спящую Ариадну. Дионис проявил заботу об Ариадне и взял ее в жены. Она получила в дар свадебный венец, помещенный впослед- ствии на звездном небе (созвездие Северной Короны). Суще- ствовал культ Ариадны как богини произрастания (с. 64).
Млеччха (сянскр. — варвары, дикари, инородцы) — в древ- ности презрительное название, данное индоевропейцами чуж- дым им этнически, по культуре и религии племенам, жившим на территории Индии, и всем иноземцам. Слово «млеччха» появи- лось в поздневедической литературе в первой половине 1-го тысячелетия до н. а, когда в основном завершилось расселение ариев в Индии и сложилась индо-арийская культурная общ- ность. Впоследствии слово «млеччха» приобрело значение «плохой, грешный» (с. 64).
Дидро Дени (1713-1784) — французский философ-материа- лист, представитель Просвещения XVIII века, писатель, теоретик искусства, основатель и редактор «Энциклопедии» XVIII века. Дидро был убежденным врагом феодального строя, абсолютиз- ма, христианской религии и католической церкви. Часто подвер- гался гонениям, в 1749 году был заточен в Венсенский замок за распространение материалистических и атеистических идей. Дидро отвергал религиозную мораль, критикуя ее за то, что она насаждает рабскую покорность, убивая активность человека. Он одним из первых установил преемственную связь между антич- ными и христианскими мифами. Выступал за отделение церкви от государства (с. 65).
Палей Уильям (1743-1805) — английский философ и теолог. Основные сочинения — «Принципы моральной и политической философии» (1785), «Естественная теология» (1802) (с. 66).
Grammaire generale (фр.) — общая грамматика (с. 66).
Деизм — религиозно-философское учение, распространен- ное в эпоху Просвещения (XVIII век), согласно которому бог есть безличная первопричина мира, находящаяся вне его. Со-
творив мир, бог не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий, в развитие природы и общества. Родоначальником деизма считается лорд Чербери (Англия, XVII век) (с. 66).
Нум (Юма) — в мифологии самоедов верховное божество. По представлениям ненцев и селькупов, Нум — творец (демиург), находящийся в отдалении от созданного им мира (часто — оби- тающий на седьмом ярусе неба) и управляющий миром при по- мощи других божеств и духов. Нум часто отождествляется с са- мим небом (с. 67).
Заратустра (Заратуштра, Зороастр) — основатель древне- иранской религии — зороастризма, в которой он почитается как пророк, живший между X веком и первой половиной VI века до н. э. Заратустра составил Гаты — древнейшие части Авесты. Он проповедовал в восточном Иране и Средней Азии, выступал против власти родоплеменных вождей, старого жречества, культа древних богов. Хотя Заратустра — реальное историче- ское лицо, в поздних частях Авесты он представлен мифичес- ким борцом с демонами, действующим силой слова и чудесами, а не силой оружия. Восточные легенды повествуют, что Зарату- стра жил в Бактрии при царе Виштаспу; еще в молодости он удалился на высокую гору, где бог Ормузд открыл ему свое уче- ние. Под влиянием совершенных Заратустрой чудес первым принял его учение царь Виштаспу. Греческая форма имени За- ратустра — Зороастр (с. 67).
«Милиндапаньха» («Вопросы царя Милинды») — неканони- ческое сочинение раннего буддизма, построенное в форме диа- логов царя Милинды и буддистского монаха Нагасены. Большин- ство ученых относят этот источник к середине II века до н. э. (с. 67).
Нагасена — один из ранних интерпретаторов буддизма, философские взгляды которого изложены в неканоническом сочинении «Милиндапаньха» (II век до н. э.). Выдвинул тезис о том, что индивид — это сиюминутное состояние сознания, по- этому он появляется на мгновение и тут же исчезает. На этой основе отверг существование души (с. 67).
Царь Милинда Менандр (умер ок. 150 года до н. э.) — пра- витель греческих владений в Индии (Греко-Бактрийского цар-
ства). Рассчитывая опереться в достижении своих политических целей на некоторые слои местного населения, принял буддизм. Известен по буддистскому труду «Милиндапаньха», где приво- дится диалог Милинды с буддистским монахом Нагасеной (с. 67).
Иегова — неправильная транскрипция имени древнееврей- ского бога Яхве, которая встречалась в литературе вплоть до XIX века (с. 69).
Иисус Навин — главный персонаж шестой книги Ветхого Завета, преемник и помощник Моисея, полководец, руководив- ший завоеванием «богоизбранным народом» Ханаана. С име- нем Иисуса Навина Библия связывает ряд чудес — остановку Луны и Солнца, расступившиеся воды Иордана, каменный град, обрушившийся с неба на землю, развалившуюся от звука труб стену осажденного войском Иисуса Навина города Иерихона. Первоначальным именем Иисуса Навина было Осия; Моисей называет его Иисусом (с. 69).
Фарра — в Ветхом Завете легендарный потомок Сима, сын Нахора, отец Авраама, Нахора и Арана; оставил родной город Ур и отправился с семьей в Ханаан (древнее название террито- рии Палестины, Сирии и Финикии на Ближнем Востоке). С него начинается история странствий патриархов (с. 69).
Авраам — один из ветхозаветных патриархов, считающий- ся родоначальником евреев (через сына Исаака) и арабов (че- рез сына Исмаила). Сын Фарры, генеалогия которого восходит к Симу. Библейская традиция связывает с Авраамом начало веры в единого Бога и заключение договора (завета) с Богом. Авраам почитается в иудаизме, христианстве и исламе. В исламе Авраам почитается под именем Ибрагим (с. 69).
Нахор — ветхозаветный персонаж, один из братьев Авраа- ма. Он женился на своей племяннице Милке, и от нее и своей наложницы Реумы имел 12 сыновей, в том числе Вефуила, кото- рый был отцом Ревекки — жены Исаака (с. 69).
Аморреи — кочевые племена северо-западной групп'ы се- митских народов, которые населяли северную Месопотамию, Сирию, Ливан и Палестину. В начале XIX века до н. э. вторглись в Вавилон (с. 70).
Индра — величайшее божество ведической эпохи; один из наиболее популярных ведических богов. В природном аспекте (первоначально) — бог грозы, дождя и грома. Затем он стано- вится покровителем царской власти, военным предводителем клана богов, верховным богом. В эпосе «Махабхарата» Индра — идеальный образ правителя, победитель многочисленных де- монов, царь богов, повелитель дождя (с. 72).
Храм в Мекке — мусульманское святилище Кааба (куб), один из храмов древних арабов, четырехугольное здание из серого камня с плоской крышей. В восточную стену (снаружи в нишу) вделан «черный камень» (по-видимому, метеорит, несколько кус- ков, скрепленных серебряным обручем). Мусульмане верят, что это окаменевший ангел, который защитит тех, кто дотронется до него рукой. До возникновения ислама Мекка (город в Саудовс- кой Аравии) была религиозным центром языческих арабских племен, а храм Кааба — святилищем племен Хиджаза. С 7 века Мекка превратилась в священный город мусульман и место их паломничества (хаджжа). В Мекке около 300 тыс. жителей. Еже- годно ее посещают около 2 млн человек (с. 73).
Политеистический, политеизм (многобожие) — поклоне- ние нескольким богам, одинаковым по статусу (хотя они и мо- гут подчиняться друг другу) в противоположность монотеизму (единобожию). Политеизм возникает в период разложения первобытной общины. В иерархии богов нашли отдаленное от- ражение разделение труда и земные отношения господства и подчинения. Примером политеизма могут служить древнегре- ческая и древнеримская религии (с. 73).
Дуалистический, дуализм (двойственный) — философс- кое или религиозное учение, исходящее из признания равно- правными и не сводимыми друг к другу двух начал (с. 73).
Монотеистический, монотеизм (единобожие) — религиоз- ные представления и учения о едином Боге (противостоит полите- изму — многобожию). К монотеистическим религиям относятся иудаизм, христианство и ислам. Однако принцип жесткого моно- теизма последовательно не проводится ни в одной религии (с. 73).
Генотеистическая религия (генотеизм, энотеизм, катено- теизм) — одна из разновидностей политеизма, состоящая в том,
что, признавая существование многих богов, данное объедине- ние племен или отдельное племя считало своим покровителем лишь одного из них и поклонялось только ему. Это рождало спе- цифическое представление о союзе данной этнической группы с определенным богом (с. 73).
Варуна — один из наиболее значительных богов ведическо- го пантеона. В Ведах выступает как создатель и хранитель мира и космического миропорядка, грозный бог-судья, карающий грешников и награждающий праведников. В послеведический период в эпосе Варуна утрачивает свое ведущее положение и становится божеством, властвующим над земными водами и водными стихиями (с. 74).
ТРЕТЬЯ ЛЕКЦИЯ
Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф (1775-1854) — немец- кий философ, крупнейший представитель классической немец- кой философии. Развивал идеи натурфилософии, эстетического идеализма, «философии тождества» бытия и мышления, фило- софии свободы и «философии откровения» («положительной философии», состоящей из философии мифологии и филосо- фии откровения). Мифология как продукт сознания, попавшего под власть божественных потенций, по Шеллингу, подготавлива- ет религию откровения — христианство. Для религиоведения особый интерес представляет шеллинговская концепция мифа (с. 76).
Геродот 8, 144- С другой стороны, греки, будучи единокров- ными и одноязычными, имея общие храмы богов, сходные об- ряды и нравы, едва ли могли стать предателями афинян (с. 77).
Моавиты (моавитяне) — потомки аморреев, усвоившие аккадский язык, но говорившие на его моавитском диалекте (1-е тысячелетие до н. э.) (с. 77).
Хамос (Кемош) — древнесемитское божество, главное бо- жество моавитян, которые назывались «народом Хамоса». Со- гласно Библии, служение Хамосу получило распространение в Иерусалиме в годы царствования Соломона, который для сво- их жен-моавитянок построил храм в честь Хамоса. В период
правления царя Иосии служение Хамосу было запрещено, а храм Хамоса разрушен. Хамосу, как и Молоху, приносились че- ловеческие жертвы. Моавитяне назывались «народом Хамоса» (с. 77).
Ваал (Баал) — древнее общесемитское божество плодородия, земли, воды, дождя и грозы, покровитель жизни и городов. Почи- тался в Финикии, Сирии, Палестине, затем через финикийцев и карфагенян его культ распространился на запад (в Египет, Испа- нию и др.). Ваал часто упоминается в Библии (с. 77).
Астарта (Аштарта) — в финикийской религии богиня пло- дородия, любви и материнства; астральное божество, олицетво- рение планеты Венера. Обычно изображалась в виде обнажен- ной женщины с коровьими рогами (с. 77).
Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) — немецкий философ, крупнейший представитель классической немецкой философии. Разработал систематическую теорию диалектики на основе объективного идеализма. Система Гегеля состоит из трех частей: логики (метафизики), философии природы и фи- лософии духа. В своих работах уделял большое внимание про- блемам религии, отношение к которой у Гегеля существенно менялось: от противопоставления «позитивной» религии дес- потических государств — «народной», открывающей путь сво- бодному образу мыслей, до признания религии необходимой ступенью в развитии духа от искусства к философии. Гегель считается одним из основателей исторического подхода к ре- лигии (с. 78).
Католическое государство — страны, где господствующей религией является католицизм (Италия, Испания, Португалия, Франция, Австрия, Бельгия, страны Латинской Америки). Като- лицизм — одно из основных направлений в христианстве, воз- никшее в 1054 году после разделения церкви на римско-католи- ческую и православную. Имеет ряд особенностей в вероучении, культе и структуре религиозной организации, в которых нашла отражение специфика социокультурного развития Западной Ев- ропы. Имеет единый всемирный центр — Ватикан, единого гла- ву — Папу римского, который считается наместником Иисуса Христа на земле. Источник вероучения — Священное писание (Библия) и Священное Предание — постановления Вселенских
соборов и суждения пап. Духовенство дает обет безбрачия (цели- бат). Особенностью католицизма является экзальтированное по- читание Богоматери. До II Ватиканского собора (1962-1965) служба велась на латинском языке, сейчас разрешена на нацио- нальных языках (с. 78).
Протестантское государство — страны, где господству- ющей религией является протестантизм (Скандинавские стра- ны, Германия, Великобритания, Нидерланды, Канада, США). Протестантизм — одно из основных направлений в христиан- стве, возникшее в XVI веке (эпоха Реформации) в Европе как результат широкого антикатолического движения зарождаю- щейся буржуазии. Отвергнув авторитет Священного Предания и выдвинув принципы спасения личной верой, священства всех верующих и исключительного авторитета Библии, проте- станты ратовали за совершение богослужения без посредни- ков (церкви и священников), за простоту культа, за устранение различий между священником и мирянами, против пышного убранства храмов, алтарей и икон, за проповеди на родном языке. В протестантизме были устранены целибат духовенства и монашество. Библия, как единственный источник вероуче- ния, была переведена на национальные языки. В настоящее время протестантизм представляет собой совокупность мно- гочисленных самостоятельных церквей и сект, среди которых наиболее влиятельны: лютеранство, кальвинизм, англикан- ство, меннонитство, баптизм, методизм, пятидесятники, кваке- ры, адвентисты, свидетели Иеговы, мормоны и др. (с. 78).
Диодор Сицилийский (ок. 90-21 до н. э.) — историк эпо- хи эллинизма, автор сорока книг по всемирной истории — «Ис- торическая библиотека», из которых 1-5-я и 11—20-я книги со- хранились полностью. Его украшенное анекдотами, хотя и не всегда хронологически точное, но интересное изложение ран- ней истории до Цезаря (включая историю Египта, Ассирии, Ин- дии, Мидии, островов Западного и Восточного Средиземномо- рья) было очень популярным; оно служит главным источником сведений о сицилийском восстании рабов во II веке до н. э. (с. 79).
Мневис — в египетской мифологии божество, изображае- мое в виде черного быка. Мневис почитался как живое вопло- щение бога солнца и изображался с солнечным диском между
рогами. Его эпитет — «посредник Ра, который сообщает истину Атуму» (с. 79)-
Гермес — в древнегреческой мифологии бог скотоводства, покровительствующий животным (часто изображался с бараном на плечах), бог-покровитель странников (изображался в дорож- ной шляпе и в крылатых сандалиях), вестник богов, проводник душ умерших в преисподнюю. Насылает на людей сны с помо- щью своего жезла. Гермес — бог красноречия и мышления, по- кровитель школ, сын Зевса и Майи, вестник олимпийских богов. Он известен также как хитрый бог воров и обманщиков. В рим- ской мифологии ему соответствует Меркурий — покровитель торговли (с. 79).
Минос — в древнегреческой мифологии могущественный и справедливый царь Крита, сын Зевса и Европы, супруг Пасифаи, отец Ариадны и Федры, жил до Троянской войны; был выдаю- щимся законодателем, который дал законы жителям о. Крит. Минос приказал построить лабиринт для Минотавра. Находив- шиеся от него в зависимости афиняне должны были ежегодно в качестве дани присылать на съедение Минотавру семерых юно- шей и девушек, до тех пор пока Тесей, убив Минотавра, не изба- вил их от этого (с. 79)-
Ликург — царь и законодатель Спарты (между IX веком и первой половиной VII века до н. э.), которому греческие авторы приписывают создание институтов общественного и государ- ственного устройства. Согласно легенде, Ликург получил зако- ны от Аполлона. В Спарте ему воздавались божественные поче- сти (с. 79).
Геты — северо-восточные фракийские племена, обитавшие во времена Геродота между Балканами и Дунаем (с. 79).
Замолксис — легендарный гетский (фракийский) законо- датель, по преданию, получивший законы от богини Гестии (с. 79).
Гестия — в древнегреческой мифологии дочь Кроноса и Реи, юная богиня огня и домашнего очага, который был одновре- менно культовым местом в семье. Гестии жертвовали у очага часть еды. В римской мифологии ей соответствует Веста — бо-
гиня священного огня, городской общины, курии, дома. Жрицы Весты — весталки — поддерживали в очаге храма постоянный огонь как символ государственной надежности и устойчивости (с. 79).
Яхве (Ягве, Иегова) — сущий — имя древнееврейского бога, фигурирующее в Ветхом Завете. Яхве — одно из имен бога, означающее самобытность, вечность и неизменность существа бога. Яхве первоначально был не единственным, а одним из богов. Лишь в процессе длительного исторического развития Яхве превратился из племенного бога в бога всего народа Изра- иля, творца неба и земли. Впервые под этим именем Бог явился Моисею, а затем тайна звучания его имени передавалась устно по старшей линии первосвященнического рода. С III века до н. э. произнесение этого имени в иудаизме было полностью та- буировано. Вместо него употребляется слово «Адонай» («Гос- подь мой»). В синодальном издании Библии имя Яхве почти всюду заменено словом «Господь» (с. 79)-
Варрон МаркТеренций (116-27 до н. э.) — крупнейший рим- ский ученый-энциклопедист, в трудах которого содержатся важ- ные сведения об общественном устройстве, религии и нравах Римского государства. Происходил из сословия всадников, зани- мал многие политические и военные должности. Уже при жизни научный авторитет Варрона считался неоспоримым. Он был фи- лологом, антикваром и историографом. С 47 года Варрон заве- довал библиотекой в Риме. Основным произведением Варрона были «Человеческие и божественные древности» (41 книга; ныне утеряны). Его перу принадлежит свыше 600 работ по юриспру- денции, грамматике и истории литературы, по сельскому хозяй- ству и этике (с. 79).
«Варрон сам сознается, что о человеческих вещах он напи- сал прежде, а о божественных после потому, что прежде яви- лись государства, а затем уже ими были установлены боже- ственные вещи... „Как живописец, — говорит он, — существует раньше, чем картина, архитектор — прежде, чем здание, так точно государства явились прежде, чем то, что ими установле- но"». — Августин. О граде Божием. М., 1994. Т. 1. С. 309 (с. 79).
Ренан Жозеф Эрнест (1823-1892) — французский писа- тель, филолог-ориенталист и историк, сторонник критического
^
исследования священных книг религий Ближнего Востока. В трудах «История происхождения христианства» и «История израильского народа» критически анализировал Библию (с. 83).
Эдкинс Джозеф — один из виднейших исследователей Ки- тая, переводчик священных текстов конфуцианства, даосизма и китайского буддизма (с. 85).
Романские языки — группа языков индоевропейской се- мьи, связанных общим происхождением от латинского языка, общими закономерностями развития и значительными элемен- тами структурной общности. Термин «романский» восходит к латинскому romanus («относящийся к Риму»), в раннем средне- вековье означавшему народную речь, отличную как от класси- ческой латыни, так и от германских и других диалектов. Общее число говорящих — 576 млн человек Более 60 стран используют романские языки как национальные или официальные (в том числе французский — 30 стран, испанский — 20, португальс- кий — 7, итальянский — 3 страны). К романским языкам относят- ся также румынский, молдавский и некоторые другие языки. Все- го выделяют 12 романских языков (с. 86).
Дарвин Чарльз Роберт (1809-1882) — английский есте- ствоиспытатель, основоположник научного учения об эволю- ции органического мира путем естественного отбора и о про- исхождении видов, которое изложил в книге «Происхождение видов...». Дарвин материалистически объяснил целесообраз- ность строения и функций организма, раскрыл естественные факторы развития органического мира — изменчивость, на- следственность и естественный отбор. Идеи Дарвина оказали большое влияние на развитие науки XIX-XX веков. На основе соединения классического дарвинизма и популяционной гене- тики создана современная теория эволюции (с. 86).
Диалекты банту (кафра, сейтчуана, дамара, отигере- ро, ангольский, конго, ки-суахили и др.) — языковая семья коренного населения Центральной и Южной Африки (с. 8б).
Кейскам — город в Южной Африке (с. 87).
Берберский диалект — диалект берберо-ливийских язы- ков — одной из ветвей афразийских языков. Распространены
берберские языки неравномерно на территории Северной Аф- рики от Средиземноморского побережья до 12-й параллели и от Атлантического побережья до 25-го меридиана (с запада на восток) (с. 87).
Галла диалект — один из кушитских языков, относящихся к афразийской языковой семье. Распространен в восточных райо- нах Эфиопии и на севере Кении. Число говорящих — 7, 65 млн человек. Современное название галла языков — языки оромо (включают в себя северные и южные диалекты) (с. 87).
Бушмены — народ, относящийся к южноафриканской группе койсанской языковой семьи и населяющий западные и центральные районы Ботсваны, а также соседние районы На- мибии и Анголы (Южная Африка). Значительная часть бушме- нов была истреблена европейскими колонизаторами, а уцелев- шие группы были оттеснены в пустынные районы Калахари и Намибии (с. 87).
Зоолатрия — совокупность обрядов и верований, связан- ных с религиозным почитанием животных (с. 88).
Рита — обозначение универсального космического закона, одно из ключевых понятий древнеиндийской мифологии. Рита осуществляет преобразование неупорядоченного состояния в упорядоченное. Благодаря Рите достигается порядок круговра- щения вселенной, который совпадает с истиной. Деяния бо- гов — лишь частные проявления Риты (с. 88).
Маат — в египетской мифологии богиня истины, социаль- ного и космического порядка, дочь Ра, принимавшая участие в сотворении мира, которое понималось египтянами как уста- новление порядка вместо хаоса (с. 88).
Мистерии — тайные культы древних религий, в которых участвовали только посвященные. Первые мистерии связаны с почитанием Осириса, Исиды, Аттиса, Митры и других восточ- ных богов. Многие элементы мистерий были заимствованы христианством (с. 89).
Мемфис — древнеегипетский город (к юго-западу от совре- менной столицы Египта — Каира). Основан в 3-м тысячелетии
до н. э. Являлся крупным религиозным, политическим, культур- ным и ремесленным центром. В XXVIII-XXIII веках до н. э. был столицей Египта. Археологами найдены остатки храмов, некро- поль и др. (с. 89)
Гелиополь (Гелиополис) — древний город Баальбек в Лива- не. В эпоху эллинизма получил название Гелиополь (с. 89).
Абидос — с VII века до н. э. торговая колония греческого го- рода Милета. В 411 году до н. э. при Абидосе афиняне одержа- ли победу над спартанцами. Абидос использовался как плац- дарм для войск Александра Македонского во время его похода в Азию (334 до н. э.). Позднее — место переправы крестоносцев (с. 89).
Ра (Ре) — в древнеегипетской мифологии бог Солнца, плы- вущий в своей дневной ладье по небесному Нилу, а в ночной ла- дье — по подземному. Культ Ра, по-видимому, возник в начале 3-го тысячелетия до н. э., оттеснив Атума на роль вечернего сол- нца. Ра — дневное солнце — постепенно стал «отцом богов», творцом (демиургом) мира и людей, возникающих из его слез. Позднее Ра был отождествлен с богом Фив Амоном (Амон-Ра) (с. 89).
Нун — в древнеегипетской мифологии «отец богов», олице- творяющий первозданный хаос, из которого появился демиург (творец) Атум (с. 89)-
Шу — в древнеегипетской мифологии бог воздуха, воздуш- ного пространства («шу» переводится как «пустота»), сын Ату- ма, муж Тефнут, отец Геба и Нут, разделивший ссорящихся де- тей, подняв небо над землей. Шу опирается на бога земли Геба и поддерживает богиню неба Нут. Изображался в виде челове- ка с пером на голове (с. 89).
Тефнут — в древнеегипетской мифологии богиня влаги и росы; дочь Атума, супруга Шу, мать Геба и Нут. Провозглашалась также дочерью Ра, его Оком, уничтожающим всех врагов (с. 89).
Осирис (Озирис) — в древнеегипетской мифологии перво- начально бог умирающей и воскресающей природы (однако, возможно, эта интерпретация вторична), владыка загробного
мира, бог-царь. Осирис — старший сын Геба и Нут, брат и муж Исиды, отец Гора. Согласно мифу, Осирис был убит злым богом Сетом и воскрешен Исидой. Воскресший Осирис стал богом загробного мира и судьей умерших (с. 89).
Геб — в древнеегипетской мифологии бог земли и расти- тельности (египтяне считали землю божеством мужского рода, а небо — женского). Геба называли отцом богов, солнца и луны. Геб был сыном Шу и Тефнут. Изображался Геб обычно в виде гуся или бородатого человека с гусем на голове, или человека, лежащего на спине, над которым склонилась его жена Нут. Геб не имел храма, центром поклонения ему был город Гелиополь (с. 89).
Нут — в древнеегипетской мифологии богиня неба, по ко- торому плавала ладья бога Солнца, жена Геба и мать Осириса, Исиды, Нефтис и Сетха. Часто изображалась в виде изогнувшей- ся дугой женщины, опирающейся на землю пальцами рук и ног, поддерживаемой богом воздуха Шу. Также изображалась скло- ненной над своим мужем Гебом. Олицетворяла женское начало, ту водянистую массу, их которой появились все боги (с. 89).
Исида (Изида) — в древнеегипетской мифологии богиня земного плодородия, воды и ветра, мореплавания, хранитель- ница умерших, жена и сестра Осириса, мать Гора, олицетворе- ние супружеской верности и материнства. Изображалась в виде женщины с головой или рогами коровы (с. 89).
Гор (Хор) — в древнеегипетской мифологии бог света и неба, глазами которого были солнце и луна. Иногда он представлялся самим дневным светом — солнцем. Почитался как покровитель власти фараонов, считавшихся его земным воплощением. Имя Гора являлось частью царской титулатуры (с. 89).
Тот — в древнеегипетской мифологии бог луны, мудрости, письма и счета, покровитель наук, библиотек и архивов, писцов Священных книг и колдовства; творец Священных книг. Его ма- гическая мощь покоилась на знаниях тайных имен божеств, что позволяло ему наблюдать за порядком во всей Вселенной. На загробном суде Осириса Тот ведет запись деяний умершего, охраняет его и сопровождает в царство мертвых. Тот изобра- жался в виде человека с головой ибиса (с. 89).
Мариет Огюст Фердинан (1821-1881) — французский архе- олог, проводивший раскопки в Фивах, Абидосе, Мемфисе и дру- гих городах. Основатель Египетского музея в Каире (1858) (с. 89).
Карл Великий (742-814) — король франков с 768 года, ос- нователь Римской империи времен раннего средневековья. Вер- шиной его политической программы было «возрождение Рим- ской империи». Коронован в 800 году в Риме папой Львом III императорской короной, что означало признание его власти над всей Западной Европой. Достижения в сфере культуры, имев- шие место при дворе Карла Великого, дали основание говорить о так называемом каролингском Ренессансе, сущность которого составляло стремление к возрождению культуры и образования в антично-христианском духе. Для осуществления своей про- граммы Карл Великий собрал при дворе многих образованных людей, которые создали «Академию» по античному образцу, об- суждали с ним проблемы науки, искусства, культуры, школьного образования, создавали великие литературные, поэтические, на- учные и теологические произведения (с. 92).
Агамемнон — один из центральных персонажей «Илиа- ды», мифический царь Микен, сын Атрея и Аэропы, брат Мене- лая. Когда Парис похитил Елену — жену Менелая, Агамемнон в начавшейся по этой причине войне против Трои встал во гла- ве греческого войска. Чтобы флот мог отплыть, ему пришлось принести в жертву свою дочь Ифигению. После покорения Трои Агамемнон вернулся домой с плененной царевной Кас- сандрой и был убит из ревности своей женой Клитемнестрой и ее любовником Эгисфом во время трапезы (или купания). За убийство отца отомстил его сын Орест (с. 92).
Гималаи — горная система между Тибетским нагорьем на севере и Индо-Гангской равниной на юге, находится на терри- тории Индии, Пакистана, Непала, Китая и Бутана (с. 93).
Капитолийский холм — один из семи римских холмов; из- древле был политическим и культовым центром Рима. На Капи- толийском холме был построен храм Юпитера, Юноны и Ми- нервы (к нему восходили полководцы во время триумфальных шествий). Там же хранился государственный архив. В 2б9 году до н. э. на другой вершине Капитолийского холма, где находилась
римская крепость, был возведен храм Юноны Монеты (Советчи- цы), при котором находился римский монетный двор. Между двумя вершинами холма были построены дома богатой знати, не раз горевшие и разграбленые в V веке н. э. Стилихоном и Гейзе- рихом. В честь римского Капитолия названо здание Конгресса в Вашингтоне (США) (с. 93).
Тиу — в германо-скандинавской мифологии бог сияющего неба, войны и суда; у англов и саксов обозначался как Сакснот. В своем генезисе Тиу предстает как индоевропейское божество, этимологически и семантически близкое индийскому Дьяусу, греческому Зевсу, римскому Юпитеру (с. 93).
Овидий Публий Назон (43 до н. э. - ок. 18 н. э.) — римский поэт, автор лирических элегий, поэм, эпических произведений «Метаморфозы» («Превращения», 15 книг) и «Фасты» («Кален- дарь»). Овидий происходил из сословия всадников. После не- продолжительной карьеры целиком посвятил себя поэзии. Уже первое его произведение — «Любовные элегии» в трех книгах — сделало его знаменитым. В «Метаморфозах» Овидий излагает около 250 мифов о превращениях греческих богов и героев (от возникновения мира из хаоса до апофеоза Цезаря). Произведе- ния Овидия являются одним из источников современных зна- ний о греческой и римской мифологии и религии (с. 94).
Финикия — древняя страна на восточном побережье Сре- диземного моря у подножия Ливанских гор (территория совре- менных Ливана и Сирии) (с. 95).
Аравия — территория, охватывающая Аравийский полуост- ров и примыкающие к нему острова в Аравийском и Красном морях, а также в Персидском заливе (с. 95).
Вавилон — древний город в Месопотамии к юго-западу от современного Багдада. Ныне — город Халла в Ираке (с. 95).
Ниневия — древний город в Ассирии, ее столица в VIII- VII веках до н. э. (находился в районе холмов Куюнджик и Тель- Неби-Юнус на территории современного Ирака) (с. 95).
Эл — первоначально одно из главных древнейших божеств западносемитских народностей (финикийцев, евреев и др.),
|