СМ.: Р. 218.
„Они с самого начала могут знать о конце Фаизи178 незави- симо от того, когда он покидает мир и когда возрождается".
„В день всеобщего воскрешения из мертвых, когда прошлые дела будут забыты, грехи Кабаха будут прощены во имя проро- ков христианских церквей1" 0".
„О Ты, который существует от века и пребывает в мире все- гда, взгляд не может вынести твоего света, хвала не может выра- зить Твое совершенство".
„Твой свет растапливает понимание, и Твоя сила опрокиды- вает мудрость; помыслы о Тебе разрушают разум, Твоя сущность смущает мысль".
„Твоя святость указывает па то, что кровавые капли челове- ческой медитации тщетно падают в поисках познания Тебя: че- ловеческое понимание — лишь частица праха".
„Твоя ревность — страж у Твоих дверей — парализует чело- веческую мысль ударом в лицо и дает пощечину человеческому невежеству".
„Наука подобна слепящим пескам пустыни на пути к Твоему совершенству. Литературное городище покажется жалкой дере- вушкой в сравнении с миром Твоего знания".
„Моим ногам недостает сил идти той тропой, которая заво- дит в тупик мудрости; у меня нет сил вдыхать аромат вина, оно смущает мой разум".
„Человеческий разум, стремящийся все предвидеть и всем руководить, блуждает в растерянности вокруг Твоей славы".
„Человеческие знания и мышление совместно могут произ- нести лишь первую букву алфавита Твоей любви".
„Только начинающие и те, кто уже продвинулся в познании, все они стремятся объединиться с Тобой; но начинающие — это болтуны, а те, кто продвинулся, — шутники".
„Каждый мозг полон мыслью о постижении Тебя; даже Пла- тон сгорел в лихорадочном жаре этой безнадежной мысли".
178 Слово «фаизи* означает сердце.
179 Грехи ислама также не стоят внимания, как и пороки христиан- ства. В дет, иоскрешения и магометане, и христиане увидят суетность сноих религиозных учений. Люди ведут борьбу вокруг религии на зем- ле; на небесах они обнаружат, что существует только одна истинная ре- лигия — почитание Божественного духа.
„Как бездумному человеку, подобному мне, преуспеть в этом, когда Твоя ревность, подобно кинжалу, пронзает печень свя- тых? "
„О, пусть Твоя милость очищает мой мозг, ибо, если это не будет так, мое беспокойство закончится сумасшествием".
„Склонять голову перед пылью Твоего порога, а потом взи- рать вверх — это неправедно с точки зрения веры и запрещено истиной".
„О человек, ты подобен монете, несущей двойную печать тела и духа, и я не знаю, что составляет твою природу, посколь- ку ты выше неба и ниже земли".
„Ты вмещаешь в себя образы небесной и низшей сфер; быть тебе небесным или земным, ты свободен выбрать сам".
„Не поступай против твоего разума, поскольку он твой ис- тинный советник; не окунай сердце в иллюзии, поскольку сер- дце — это лгущий глупец".
„Если ты хочешь понять тайный смысл слов 'предпочесть благополучие других своему собственному', лечи себя ядом, а других — сладостью".
„Принимай несчастье с веселым видом, если ты служишь Тому, кому служат люди".
„Погрузившись в мудрость греков, мой разум поднялся вновь из глубин земли Инда; ты как будто бы упал в эту глубокую без- дну (моего знания, т. е. изучения меня)".
„Если бы люди сняли вуаль с лица моего знания, они обнару- жили бы, что далеко продвинувшиеся в познании называют не- сомненным то, что для меня лишь слабый рассвет мысли".
„Если люди уберут завесу с глаз моего знания, они обнару- жат, что являющееся откровением (экстатическим знанием) для мудрого, для меня есть пьяное сумасшествие".
„Мне было бы интересно, вынесет ли Дух эпохи, если я выра- жу то, что содержится в моем разуме".
„Мой сосуд не требует вина временной дружбы; вино моего энтузиазма замешано на моей собственной крови"».
Я хочу, чтобы мы вместе могли исследовать в этом духе древ- ние религии человечества, поскольку я убежден: чем больше мы будем знать о них, тем яснее мы увидим, что не существует ни одной религии, которая была бы всецело ложной, более того, в известном смысле, каждая религия была истинной религией, единственно возможной в то время; она была тесно связана с языком, мыслями и чувствами каждого поколения и соответ- ствовала определенной эпохе мировой истории. Я прекрасно знаю те возражения, что будут высказаны против данной точки зрения. Moiyr сказать, было ли поклонение Молоху подлинной религией, если его последователи бросали в огонь своих сынов и дочерей во имя своих богов? Можно ли сказать, что поклоне- ние Милитте или поклонение Кали* является истинной религи- ей, если в святилищах их храмов совершались такие мерзости, что их нельзя выразить словами? Было ли учение Будды истин- ной религией, если людей спрашивали, верят ли они в то, что высшей наградой за добродетель и медитацию является полное уничтожение души?
Такие аргументы могут быть приведены в среде военных, хотя даже там они бы вызывали яростный отпор. В ответ на это следует спросить: была ли истинной религия, которая по- сылала людей святой простоты на костры лишь потому, что они считали, что Сын подобен Отцу, но не является единосущным ему, потому, что они не поклонялись Деве и святым? Может ли быть истинной религия, которая скрывает те же самые безы- мянные преступления за священными стенами монастырей? Может ли быть истинной религия, которая учит о вечном на- казании без какой-то надежды на прощение или спасение для грешника, не раскаявшегося в нужное время?
Люди, которые судят о религиях в таком духе, никогда не поймут их действительной цели, никогда не достигнут их свя- щенных истоков. Существуют внешние наросты, неизбежные наросты на всех религиях. С тем же успехом мы можем судить о здоровье народа по количеству госпиталей или о его морали — по количеству тюрем. Если мы хотим судить о религии, мы дол- жны попытаться изучить ее, насколько это возможно, в том виде, в каком она существовала в сознании ее основателя, а когда это невозможно, что бывает довольно часто, попытаться
|