Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первая лекция






Филологи-компаративисты — филологи, занимающие-
ся изучением сравнительно-исторического языкознания —
области языкознания, объектом которой являются родствен-
ные (генетически связанные) языки. В компаративистике, или
сравнительно-историческом языкознании, устанавливается
соотношение между родственными языками, описывается их
эволюция во времени и пространстве (с. 11).

Кешабчондро Сен (1838-1884) — один из лидеров и ак-
тивных членов «Брахмо самадж», выходец из знаменитой бен-
гальской семьи. Возглавил радикальное крыло «Брахмо самадж»,
превратив его из религиозной секты в общество социально-бы-
товых реформ. Стремился к демократизации «Брахмо самадж»
изнутри и преобразованию его в массовую религиозную орга-
низацию. В результате раскола «Брахмо самадж» в 1866 году
К. Сен стал во главе «Бхаратваршия Брахмо самадж» (индийское


«Общество Брахмы»), которое стремилось к расширению свое-
го социального состава, принимая в свои ряды людей независи-
мо от их пола и касты. Члены общества давали обет бедности —
тем самым соблюдался принцип имущественного равенства.
В богослужение К. Сен ввел элементы народных: празднеств —
хоровое пение, ритмичное хлопанье в ладоши и др. В целом его
религиозность носила христианский отпечаток, с годами ста-
новившийся все более явным. Постепенно о К. Сене начинают
слагать легенды, в его честь поют гимны, а его самого называют
Спасителем и Господом. К. Сен создает собственное Священ-
ное Писание — компиляцию из Вед, Корана, Авесты и Библии.
В 1869 году в Калькутте открывается постоянный храм «Бхарат-
варшия Брахмо самадж». В этот же период К. Сен ведет кампа-
нию за принятие законов о гражданском браке, которые всту-
пили в силу с 19 марта 1872 года. Согласно этим законам, внутри
«Бхаратваршия Брахмо самадж» разрешались межкастовые бра-
ки и вторичное замужество вдов, запрещались полигамия и дет-
ские браки. Постепенно взгляды К. Сена становятся все более
консервативными. Заявление об отходе от индуизма, о расши-
рении понятия «национальная традиция» от индусской к ин-
дийской ослабило влияние Сена на индусскую часть общества.
В 1872-1875 годах в «Бхаратваршия Брахмо самадж» нарастают
противоречия, вызванные отчасти обожествлением и дикта-
торскими наклонностями К. Сена. В 1878 году происходит но-
вый раскол «Брахмо самадж» из-за верноподданнической пози-
ции К. Сена и его почтительного отношения к колониальной
власти, а также в связи с усилением христианских элементов в
его учении. Под влиянием Рамакришны К. Сен в 1880 году со-
здает «Нававидхан» («Церковь Нового Божественного Установ-
ления»). Последние годы жизни К. Сен посвящает созданию
наднациональной, всемирной религии, представляющей собой
эклектическое сочетание традиционализма и рационализма,
догматов и обрядов различных религий (с. 14).

Рай Раммохан, Рам Мохан Рой (1772 или 1774-1833) — иде-
олог неоиндуизма, индийский общественный деятель и религи-
озный реформатор, критиковал ортодоксальный индуизм за
кастовое деление, политеизм, идолопоклонство, самосожжение
вдов и т. д., выступал с идеей равенства людей перед единым не-
персонифицированным богом-универсумом; разработал рели-
гиозно-философскую систему, в которой объединил элементы
индуизма, ислама и христианства (с. 14).


 




«Брахмо самадж» («Общество Брахмы> >) — религиозно-ре-
формистское общество в Индии, организованное в 1828 году
Раммоханом Раем. Целью «Брахмо самадж» была борьба против
кастового, расового и религиозного деления общества, за подъем
культурного уровня страны и реформу системы образования.
Средством общественного переустройства должна была стать
религия, соединяющая в себе «лучшие стороны» индуизма, исла-
ма и христианства. В XX веке «Брахмо самадж» выродилось во
множество мелких идейных направлений и обществ (с. 14).

Ашока (Асока) (правил в 268-232 годах до н. э.) — индий-
ский царь из династии Маурья, завершивший объединение
Индии в единое государство. Некоторые религиозные положе-
ния пытался возвести в ранг государственных законов. Считая,
что буддизм является той силой, которая способна объеди-
нить государство, покровительствовал ему в последние годы
жизни. На склоне лет принял монашество (с. 14).

Царь Пиядаси (Приядаси) (Пиядаши — пали, Пиядаси —
санскр. — приятный, милый, красивый) — имя индийского царя
III века до н. э., покровительствовавшего буддизму (известны
его эдикты, высеченные на скалах и возвещавшие о его привер-
женности буддизму). Буддистские памятники отождествляют
Пиядаси с Ашокой, хотя имя последнего не встречается в упо-
мянутых выше надписях. Их тождество весьма вероятно (с. 14).

Базедов Иоганн Бернгард (1723-1790) — немецкий педа-
гог. Под влиянием Ж.-Ж. Руссо внес в немецкое Просвещение
теорию естественного и разумного воспитания, создав тем са-
мым движение филантропизма — воспитания дружественных
отношений между людьми (с. 15).

totidem verbis (дат.) — теми же самыми словами (с. 15).

Алхимия — возникшее во времена упадка эллинизма на-
правление в химии, основной задачей которого было превра-
щение неблагородных металлов в золото и серебро, а также
разработка универсального лекарства для лечения болезней и
предупреждения смерти. Алхимики пытались превратить ртуть
и цинк в единое «первичное вещество» (через меланоз — «по-
чернение»), а затем с помощью керосина через стадии левкози-
са — «отбеливания» — получить серебро и ксанфозиса — «по-


желтения» — золото. Первые наставления в области алхимии
(в аллегорической форме) даны в работе Псевдо-Демокрита
«Физика и мистика» (I век н. э.) В IV веке Зосима издал в 28 кни-
гах энциклопедическое описание химии и алхимии. Его книги
носили ярко выраженный мистический характер. Среди других
алхимиков первых веков известны Мария Еврейка (III век), Хри-
стион (VI век), Олимпиодор (VI век), Стефан (VII век) и др. Руко-
писи греческих алхимиков хранятся в Библиотеке св. Марка
(Венеция). Название «алхимия» было введено арабскими алхи-
миками (с. 15).

Астрология — в античности и в средние века широко упот-
реблявшийся термин для обозначения основанной на влиянии
расположения звезд на земные явления предсказательной тео-
рии о небесных телах и светилах. Толкование расположения
звезд и планет восходит к обожествлению многими первобыт-
ными народами небесных светил и связанному с этим мифо-
лого-магическому мышлению. Это мышление проецировало
психические качества человека на природные явления и их вза-
имосвязь и отводило им место вышестоящих, а потому боже-
ственных сил. Внешний мир, таким образом, оказывался всего
лишь расширенным внутренним миром человека. Человек же
считался некоим подобием Вселенной, пронизанной сетью от-
ношений симпатии - антипатии. В эту систему были включены
и звезды. Астрология возникла в Древней Ассирии, Вавилоне и
Египте. В ранней и классической Греции она не признавалась.
Ее распространение там связано с именем Бероса из Вавилона,
который в 280 году до н. э. основал на о. Косе астрологическую
школу. Астрология систематизировала наблюдения звездно-
го неба и тем самым способствовала развитию астрономии.
В наши дни существуют различные взгляды на астрологию.
Одни ученые считают ее лженаукой, другие — наукой о влия-
нии небесных светил на жизнь и судьбы отдельных людей и на-
родов, которое определяется с помощью специальных черте-
жей-гороскопов (с. 15).

Фетишизм — поклонение неодушевленным предметам,
которым приписываются сверхъестественные свойства. При
этом сами предметы (фетиши) наделяются способностью по-
могать или вредить. Фетишами могут быть деревья, палки, кам-
ни, кости животных и любые другие предметы. Формы почи-
тания фетишей тоже разнообразны — от жертвоприношений


 




до причинения им боли с целью заставить исполнить просьбу
человека (например, забивание гвоздя в дерево-фетиш). Фети-
шизм является составной частью практически всех ранних и
большинства современных религий (с. 16).

Римские авгуры — римские жрецы, ритуалы которых
были связаны первоначально с божествами плодородия. Авгу-
ры улавливали поданные божеством знаки и толковали их. С те-
чением времени выработалась целая наука авгуров, которые
для своих предсказаний (авгурий) пользовались атмосферны-
ми явлениями (громом, молнией, зарницей и др.), полетом и го-
лосами птиц, кормлением священных кур, встречами с дикими
зверями, отголосками звуков и т. д. Особое значение придава-
лось гаданию по полету птиц (ауспиция). Перед каждым круп-
ным военным или политическим событием государственные
деятели прибегали к ауспиции. Событие совершалось только
при благополучном исходе гадания. Принадлежность к авгурам
была пожизненной и высоко ценилась, поскольку давала воз-
можность влиять на ход политических событий. Коллегия авгу-
ров существовала вплоть до эпохи Империи. С течением вре-
мени гадания авгуров превратились в формальную процедуру.
Согласно Цицерону, в его время авгуры не могли без улыбки
смотреть друг на друга при совершении гаданий, поскольку не
верили в них. Отсюда происходит выражение «улыбка авгуров»
(с. 16).

iepoi; voOooi; (греч.) — священная болезнь, эпилепсия (с. 16).

diversos diversa juvant (лат.) — противоположности схо-
дятся (с. 16).

Конфуций (Кун-цзы) (551-479 до н. э.) — основатель кон-
фуцианства. В 50 лет стал высокопоставленным чиновником,
но вскоре ушел в отставку и в течение 13 лет странствовал по
Китаю. В центре его философско-этической концепции нахо-
дится проблема человека, его места в мире, которое определя-
ется небом. Конфуцию представлялось естественным деление
людей на «благородных» и «низких» и стремление сохранить
неизменным существующий порядок. Вместе с тем Конфуций
разрабатывал концепции «благородного мужа», которым ста-
новятся не благодаря происхождению, а в результате достиже-
ния высоких нравственных качеств, и теорию государствен-


ного устройства, в основе которой лежит идея «упорядочения
имен». Наибольший акцент Конфуций делал на почитание ро-
дителей и начальников, на самовоспитание и т. д. Идеи Конфу-
ция сыграли огромную роль в истории Китая и наложили отпе-
чаток на все стороны жизни этой страны (с. 17).

Лао-цзы (Ли Эр) — полулегендарный древнекитайский
мыслитель, старший современник Конфуция (VI-V век до
н. э.), основатель даосизма. Ему приписывается составление
философского трактата «Дао дэ цзин» — канонического сочи-
нения даосизма, в котором разрабатываются три основные
концепции: дао, дэ и увэй (с. 17).

Мухаммед, (Мохаммед) (ок. 570-632) — арабский рели-
гиозный и политический деятель, первый проповедник и осно-
ватель ислама, почитаемый как величайший пророк. Согласно
богословским источникам, Мухаммед происходил из племени
курейшитов, был пастухом, а после женитьбы стал купцом.
В 610 году выступил с проповедью новой религии, названной им
исламом, призывая к вере в единого бога — Аллаха. В Медине Му-
хаммед стал главой мусульманской общины. В 630-631 годах му-
сульмане под руководством Мухаммеда подчинили себе Мекку, а
затем и значительную часть территории Аравии, где впослед-
ствии утвердился ислам. «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед —
пророк его» — провозглашается в исламе (с. 17).

\

Нанак (1469-1539) — индийский поэт, идейный вдохнови-
тель и основатель сикхизма. Родился в Пенджабе (Индия) в се-
мье торговца. Побывав во многих религиозных центрах Индии
и стран Ближнего Востока, создал общину сикхов и объявил
себя ее первым гуру (учителем). Его учение представляет собой
попытку синтеза индуизма и ислама. Нанак осуждал многобо-
жие, кастовую систему, мусульманскую и индуистскую обряд-
ность, выступал за веротерпимость и социальное равенство, ра-
туя за активную деятельность на благо общества. Стихи Нанака
включены в священную книгу сикхов «Адигрантх» (с. 17).

Глостер — один из монастырей англиканской церкви (с. 17).

Авеста (Зенд-Авеста) — собрание священных книг зороа-
стризма и маздеизма. Возникло в первой половине 1-го тыся-
челетия до н. э. Древнейшая часть Авесты (Гаты) датируется


 




VII— VI веками до н. а, а ее авторство приписывается Заратустре.
Текст был кодифицирован в III- VII веках н. э. Содержит в себе
дуалистическую трактовку мира, общества и человека, юриди-
ческие и нравственные предписания, молитвенные песнопения
и т. п. (с. 18).

Григорий Нисский (ок. 335-394) — богослов и философ,
церковный писатель, виднейший представитель греческой пат-
ристики. Участвовал в разработке христианского Символа веры.
Оказал значительное влияние на разработку христианской дог-
матики (с. 18).

Гумбольдт Вильгельм (1767-1835) — немецкий филолог и
государственный деятель. Стоял у истоков сравнительной фи-
лологии, статус которой как не только особой, но и автоном-
ной лингвистической дисциплины обосновал теоретически.
Выводы сравнительного языкознания, по мнению Гумбольдта,
имеют первостепенное значение при изучении культуры, ин-
теллектуальной деятельности, психологии. Заслугой Гумбольд-
та было выделение языкознания в качестве новой науки исто-
рического цикла. Уделял большое внимание таким ключевым
для сравнительного языкознания проблемам, как связь звука и
значения, языковая типология и т. п. В историческом аспекте
изучения языка Гумбольдт подчеркивал его связь с духом твор-
чества, с категорией значения в широком смысле слова. Тем
самым принцип историзма в языкознании получил новую ин-
терпретацию, выходящую далеко за рамки сравнительно-ис-
торических грамматик. Основная работа — «О сравнительном
изучении языков применительно к различным эпохам их раз-
вития» (1820) (с. 18).

Бопп Франц (1791-1867) — немецкий санскритолог, один
из основоположников сравнительно-исторического языкозна-
ния. С 182 1 года — профессор восточных языков в Берлине. Ав-
тор первой сравнительно-исторической грамматики индоев-
ропейских языков (1833-1849), открывшей серию подобных
грамматик больших языковых семей. Выработал методику по-
следовательного сравнения форм в родственных языках, пыта-
ясь интерпретировать сам феномен родственных языков. Ос-
новная работа — «Сравнительная грамматика санскритского,
зендского, армянского, латинского, литовского, древнеславянс-
кого, готского и немецкого языков» (1833-1852) (с. 18).


Братья Гримм Якоб (1785-1863) и Вильгельм (1786-
1859) — немецкие ученые, внесшие значительный вклад в раз-
витие сравнительно-исторического языкознания и фолькло-
ристики (с. 18).

Гёте Иоганн Вольфганг (1749-1832) — классик немецкой
литературы, поэт и философ, выдающийся представитель евро-
пейского Просвещения. Мечтал о таком обществе, в котором
было бы возможно свободное проявление творческих способ-
ностей человека. Был сторонником идей эволюции не только в
природе, но и в общественной жизни. Его отношение к религии
характеризовалось, с одной стороны, неприятием традицион-
ной теологической трактовки природы, общества и человека
(например, он выступал за освобождение искусства от рели-
гии), с другой стороны, повышенным интересом к нравствен-
ным принципам христианства и в целом положительной оцен-
кой. Обладал широким кругозором и универсальными знаниями,
занимался естественнонаучными исследованиями в области
минералогии, ботаники, физики. В наиболее значимом произ-
ведении Гёте — «Фаусте», уникальном по построению и языку,
нашли отражение многие философские, исторические, этико-
религиозные и даже научные проблемы (с. 20).

Гомер — легендарный древнегреческий поэт, стоявший у ис-
токов мировой литературы. Его имя связано с древнейшим лите-
ратурным жанром греков — героическим эпосом. Принято счи-
тать, что Гомер жил приблизительно в VIII веке до н. э. Гомер —
поэт классической древности, но одновременно он является
учителем-наставником и образцом для всей античной литерату-
ры. Ему приписывается авторство «Илиады» и «Одиссеи» (с. 20).

Шекспир Уильям (1564-1616) — всемирно известный ан-
глийский драматург и поэт. Первые произведения Шекспира
представляли собой переложение античных мифологических
сюжетов из ранней римской истории (например, «Венера и
Адонис» по «Метаморфозам» Овидия). В своих драматических
произведениях Шекспир также использовал античные моти-
вы, творчески перерабатывая их и приближая к проблемам со-
временности (с. 20).

Иудаизм — национально-государственная религия евреев,
возникшая во 2-м тысячелетии до н. э. на основе верований и


 




обрядов кочевых еврейских племен северной Аравии, а после
завоевания ими Палестины (XIII век до н. э.) впитавшая в себя
представления местных земледельческих народов. От культа
главного бога племени Иуды (отсюда — иудаизм) — Яхве иуда-
изм постепенно пришел к культу единого бога (монотеизм).
Основными положениями иудаизма являются положение о «бо-
гоизбранности еврейского народа» и будущем приходе спаси-
теля-мессии. Эти положения отражены в Ветхом Завете. Другим
вероучительным источником иудаизма является Талмуд, в кото-
ром нашли отражение вера в загробный мир и воскресение из
мертвых, в добрых и злых духов (ангелов и демонов), предс-
тавления о религиозной обрядности и поведении верующего-
иудея (с. 20).

Христианство — одна из трех мировых религий, возник-
шая в I веке н. э. в восточных провинциях Римской империи.
Обещая счастье в загробном мире как воздаяние за тяжелую
земную жизнь, первоначальное христианство было религией
угнетенных слоев общества. Однако уже в IV веке, приспо-
собившись к интересам и целям господствующей верхушки,
христианство становится государственной религией Римской
империи. Ломка национальных и сословных различий, космо-
политизм и активная миссионерская деятельность способство-
вали быстрому распространению христианской религии, осно-
вой вероучения которой стали представления о богочеловеке
Иисусе Христе — Сыне Божьем, который принял страдания и
смерть на кресте во искупление человеческих грехов, о воскре-
сении из мертвых и страшном суде над живыми и мертвыми во
время второго пришествия Христа, о тысячелетнем царстве для
праведников и др. Христианство — монотеистическая религия
с отчетливо выраженной мессианской идеей. В процессе даль-
нейшего развития христианство распалось на три основные
ветви: в 1054 году — на католицизм и православие, в XVI веке —
от католицизма отделился протестантизм. В рамках этих трех
направлений, особенно в протестантизме, имеется множество
сект (с. 20).

Индуизм — религия, распространенная в современной Ин-
дии. Вероучение индуизма сложилось в результате эволюции
идей ведизма и брахманизма. Индуизм возник в середине 1-го
тысячелетия н. э.; не имеет единой церковной организации и
какого-либо конкретного основателя. В индуизме сохранилось


много элементов первобытных верований: культ предков, по-
клонение «священным животным» и т. д. Большое место отво-
дится обрядовой стороне. Главные божества — Брахма, Вишну,
Шива. В индуизме выделяются два направления — вишнуизм и
шиваизм (с. 20).

Канонические книги (канон) — правила, касающиеся ве-
роучения, догматики, культа, церковной организации, возве-
денные церковью в ранг закона. В христианстве считается, что
в канонических книгах зафиксированы законы и правила, ис-
/ ходящие от Иисуса Христа и апостолов (учеников Христа — св.
Павла, св. Петра, св. Иоанна и др.). Эти книги включены в Биб-
лию и считаются боговдохновенными. Канонические книги в
православии, католицизме и протестантизме несколько разли-
чаются (с. 20).

Бесконечное — с точки зрения материализма, философская
категория, характеризующая неисчерпаемость материи и движе-
ния, многообразие явлений и предметов материального мира,
форм и направлений его развития. Согласно религиозным и иде-
алистическим представлениям, бесконечное является либо про-
дуктом мыслительной деятельности, отделенной от материаль-
ного источника, либо свойством какого-то сверхприродного
бытия, недоступного человеческому сознанию (с. 21).

Кант Иммануил (1724-1804) — немецкий философ и уче-
ный, родоначальник классической немецкой философии.
В одном из главных произведений — «Критике чистого разу-
ма» (1781) — выступил с идеей существования явлений и «ве-
щей в себе». «Вещи в себе» воздействуют на наши органы чувств
и вызывают ощущения, оставаясь тем не менее непознаваемы-
ми. Бог также не может быть познан, поскольку не принадлежит
к миру явлений, следовательно, невозможно ни доказать, ни оп-
ровергнуть его существование. Религия, по Канту, есть предмет
веры, а не науки или теоретической философии. Вера в бога не-
' обходима, так как без нее невозможно примирить требования
нравственного сознания с фактами зла, царящего в жизни лю-
дей (с. 21).

Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646-1716) — немецкий фи-
лософ, юрист, физик, математик, историк и языковед. Пытался
найти компромисс между наукой и теологией, чтобы дать науке


возможность развиваться. Мир, по Лейбницу, состоит из беско-
нечного числа духовных первоэлементов — монад, представля-
ющих истинные атомы «природы» и находящихся между собой в
отношении предустановленной гармонии. Бог излучает эти мо-
нады, но не вмешивается в их развитие, раз и навсегда сделав их
гармоничными, поскольку монады существуют в «наилучшем из
миров», также избранном Богом. Лейбницу также принадлежит
разработка одного из вариантов теодицеи, оказавшего большое
влияние на развитие теологической и философской мысли Ев-
ропы (с. 22).

Априорный (a priori — лаг.) — предшествующий опыту и
независимый от него, противоположно философскому понятию
апостериорный (a posteriori) — получаемый из опыта (с. 22).

Средневековая схоластика — средневековая философия
в Европе XI-XIV веков, стремившаяся дать теоретическое обо-
снование религиозному мировоззрению. Основной целью
схоластики было рациональное (путем логических доказа-
тельств) обоснование религиозных положений и догматов.
Философия считалась служанкой теологии. Начиная с XV века
(эпоха Возрождения) схоластика приходит в упадок. Наибо-
лее известные представители различных тенденций в средне-
вековой схоластике — Фома Аквинский, Сигер Брабантский,
Пьер Абеляр, Иоанн Дуне Скот, Уильям Оккам, Иоганн Росце-
лин и др. (с. 23).

Фосс Герхард Иоганн (1577-1649) — известный голланд-
ский филолог, профессор истории; преподавал греческую ли-
тературу, историю и риторику в Лейдене и Амстердаме. Труды
Фосса по классической филологии, в особенности грамматике
латинского языка, имели большое значение для развития фи-
лологической науки того времени (с. 23).

Гемстергейс Тиберий (1685-1766) — голландский фило-
лог, профессор в Лейдене, его сын Франц (1720-1790) известен
как один из талантливых популяризаторов философии Локка.
Главные сочинения — «Luciani colloquia etc.» (1708), «Pollucis
Onomasticon» (1716), «Aristophanis Plutus» (1744) (c. 23).

Фалькенер Уильям (1730-1769) — шотландский поэт, сын
цирюльника. В 1751 году выступил с поэмой на смерть принца


Валлийского и с небольшими стихами, но они прошли незаме-
ченными. Фалькенер служил юнгой на корабле, потерпевшем
кораблекрушение, и воспел это событие в поэме «Кораблекру-
шение» (1762), затем издал пользовавшийся успехом «Морской
словарь» (1769). В 1769 году судно, на котором служил Фальке-
нер, пропало без вести, видимо, затонув в Мозамбикском про-
ливе (с. 23).

Леннеп Яков, ван (1802-1868) — голландский писатель, ав-
тор популярных в Голландии стихотворений, многочисленных
романов, образцом для которых служили произведения Вальте-
ра Скотта, и пьес. Ему принадлежит также филологическое ис-
следование «Словарь моряка» (1856) (с. 23).

Акбар Джелаль-ад-дин, император (1542-1605) — прави-
тель Могольской империи в Индии с 1556 года. Укрепил власть
Могольской династии и путем завоеваний расширил пределы
государства. Династическими браками Акбар укрепил связи с
раджпутскими княжествами. Акбар прославился не только тем,
что при нем Могольская империя достигла наибольшего могу-
щества, но и тем, что он одним из первых занялся сравнитель-
ным изучением религий. Он сгремился достичь согласия между
своими подданными в религиозной сфере. В отличие от преды-
дущих мусульманских правителей стал выдвигать индусов на
важные государственные посты; ввел новую религию «дин-и
илахи» («божественная вера»), являющуюся эклектической сме-
сью верований и образов, почерпнутых в основном из ислама,
индуизма, парсизма и джайнизма. Сам Акбар соединял в своем
лице светскую и религиозную власть, был выдающимся госу-
дарственным деятелем, любознательным (хотя и неграмотным)
человеком, способным военачальником (с. 24).

Веды — древнейшие памятники индийской религиозной
литературы; складывались на протяжении многих веков (ко-
нец 2-го — начало 1-го тысячелетия до н. э.). Веды состоят из
4 сборников: Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа
(с. 24).

Атхарваведа — собрание магических заклинаний и фор-
мул, самый поздний из четырех ведических сборников, присо-
единен к первым трем Ведам позднее. Разделен на 20 частей и
состоит из 731 заклинания (с. 24).


 




Упанишады — древнеиндийские религиозно-философские
произведения. Представляют собой комментарии к Ведам,
объясняющие их тайный внутренний смысл. Составлялись Упа-
нишады начиная с VII-III веков до н. э. и кончая XIV-XV веками
н. э. (ранние и поздние Упанишады). Состоят из более чем
200 текстов, в которых говорится о том, что жизнь человека —
это жертвоприношение, что необходимо духовное освобожде-
ние от мира объектов и страстей, возможное в результате ра-
створения индивидуальной души в мировой, познания тожде-
ства с высшей реальностью — брахманом (с. 24).

Талмуд — свод религиозных трактатов, закрепивших дог-
матические, культовые, правовые и нравственные положения
иудаизма. Письменное оформление Талмуда длилось три века
(V-III века до н. э.). Как устная традиция он возник гораздо
раньше. Состоит из Мишны (вторичный закон или толкование
Торы) и Гемары (толкования Мишны) (с. 24).

Ветхий Завет — христианское название Священных книг
иудаизма, включенных в Библию. Состоит из 39 книг, признава-
емых в христианстве каноническими. В православные и като-
лические издания Библии включаются также 11 книг Ветхого
Завета, не являющихся каноническими, протестантская цер-
ковь приравниваеют их к апокрифам. Ветхий Завет состоит из
Пятикнижия Моисея, книг исторических и пророческих, и Пи-
саний. В Пятикнижие входят следующие книги: Бытие, Исход,
Левит, Числа и Второзаконие. К историческим книгам Ветхого
Завета можно отнести книги Иисуса Навина, Судей, 1-4 Царств,
1-2 Паралипоменон, Ездры и Неемии. Книги пророков — кни-
ги Исайи, Иеремии, Иезекииля, Даниила («великих» или «стар-
ших» пророков), а также 12 книг «малых» пророков — Осии,
Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы и др. К Писаниям относятся фило-
софско-этические трактаты Иова, Екклесиаста, любовно-эроти-
ческая поэма «Песнь песней» Соломона, Псалтирь — сборник
псалмов (молитв и песнопений) и др. (с. 24).

Учение суфиев (суфизм) — мистическое направление в ис-
ламе, зародившееся в VIII веке н. э. на территории современных
Ирака и Сирии. Главное место в суфизме занимает учение о ми-
стической любви к Богу и о пути, ведущем к конечному слия-
нию с ним. При этом используется символика классической
персидской поэзии. Суфизм оказал большое влияние на все


области духовной жизни мусульманского Востока — религиоз-
ную догматику, философию, этику, литературу и т. п. (с. 24).

Коран — главная священная книга мусульман, которая, по
утверждению исламского духовенства, была продиктована Му-
хаммеду самим Аллахом. Написана на арабском языке. Состоит
из 114 сур (глав) разной длины — от 286 аят (стихов) во 2-ой
главе, до 3-6 аят в последних главах. Хронологическая последо-
вательность между главами Корана отсутствует. Один из догма-
тов ислама провозглашает вечность и несотворенность Корана
(с. 24).

Огнепоклонники — принятое в религиозной и религио-
ведческой литературе XIX века название приверженцев зороас-
тризма (с. 24).

Арашир (ок. 180-239) — основатель и первый царь иран-
ской династии Сасанидов. Его дед был жрецом главного храма в
столице Фарса и передал своему внуку обширные знания о зо-
роастризме и других религиях (с. 24).

Керман (Кирман) — город в юго-восточной части Ирана,
административный центр (с. 25).

Абу-л-Фазл (1551-1602) — индийский хронист и философ,
визирь (министр), советник и друг императора Акбара. Знако-
мый со многими религиями, пробуждал у Акбара интерес к их
изучению и убеждал его проводить политику веротерпимости.
Вел всю его дипломатическую переписку с иностранными госу-
дарствами. Был убит по приказанию сына Акбара Джахангира,
который опасался усиления влияния Абу-л-Фазла на своего отца.
Абу-л-Фазл написал на языке фарси большую хронику правле-
ния Акбара, самой ценной частью которой являются «Установле-
ния Акбара» («Аини Акбари» в 2-х томах, изданных в Калькутте в
1867-1877 годах) (с. 25).

Меланезийские дикари — дикари Меланезии — одной
из основных островных групп Океании, находящейся в юго-
западной части Тихого океана (с. 25).

Сакральное — священное, святое: персоналии религиозных
мифов; религиозные ценности; предметы, входящие в систему


 




 


религиозного культа. Сакральное противопоставляется про-
фанному(с. 25).

Профанное — мирское, противоположное священному
(сакральному). Как религиозно-научное понятие — не просто
неосвященное, но много раз утаиваемое от освящения и впо-
следствии лишенное его (с. 25).

Аллах — имя Бога в исламе. Согласно мусульманской тради-
ции, Аллах является единым и неделимым Богом, мудрым и все-
сильным владыкой мира, творцом всего сущего — неба, земли и
человека. Вера в Аллаха — основной догмат ислама (с. 26).

Будда (Просветленный) — основатель буддизма, живший в
VI-V веках до н. э., первоначальное имя которого Сиддхартха
Гаутама. Согласно преданию, он был сыном царя небольшого
государства на севере Индии. В 29 лет добровольно отрекся от
роскоши, покинул дворец, семь лет скитался, ведя аскетичес-
кий образ жизни, после чего достиг просветления и стал Буд-
дой Шакья-Муни. Ему открылись «четыре благородные исти-
ны», с проповедью которых он выступал в городах и селах
Индии. В бенаресской проповеди Будда призывал к отказу от
крайностей аскетизма и невоздержанности. Был основателем
первых монашеских общин. Умер Будда в возрасте 80 лет и,
как утверждают его последователи, после смерти ушел в нир-
вану. В 1954 году буддисты торжественно отметили 2500-летие
этого события (с. 27).

Книги Ману (Законы Ману, Манавадхармашастра) — древ-
неиндийский сборник наставлений, определяющий поведение
человека, юридический кодекс, отражающий идеологию брахма-
низма. Их создание приписывается мифическому предку людей
Ману, сыну Самосущего (Брахмы). Книги Ману написаны на сан-
скрите, содержат 2650 двустиший, разбитых на 12 глав. В них со-
держатся древние представления о происхождении Вселенной,
человека, сословно-кастового общества, культовые предписания,
правила обыденной, семейной жизни, судопроизводства и т. д.
(с. 27).

Брахман — 1) профессиональный жрец в брахманизме и
индуизме, представитель высшей Варны (касты) жрецов в Индии;
2) в религиозно-философском учении Веданты — неперсони-


фицированное безличное божество, лежащее в основе мира, ил-
люзорного по своей природе, и являющееся единственной ре-
альностью (с. 27).

Древняя ведическая религия — религиозные верова-
ния и обрядность большой части населения Древней Индии
(1-е тысячелетие до н. э.), получившие письменное закрепление
в сборниках религиозных гимнов и жертвенных формул — Ве-
дах. На основе ведической религии в дальнейшем сформирова-
лись брахманизм и индуизм (с. 27).

Ригведа — Веда гимнов, возникновение которой относят
приблизительно к концу 2-го тысячелетия до н. э. Состоит из
1028 гимнов мифологического и космологического содержа-
ния (с. 27).

Самаведа — Веда мелодики, включает в себя преимуще-
ственно собрания гимнов Ригведы. к текстам которых, снаб-
женных ритуально-обрядовой нотацией, обращались жрецы
при пении гимнов во время жертвоприношений. Состоит из
1549 гимнов (с. 27).

Яджурведа — Веда жертвенных формул, включает в себя
описание ведических ритуалов и правил совершения жертво-
приношений. Имеет несколько вариантов, например, Черная и
Белая Яджурведы (с. 27).

Ахурамазда (буквальное значение — «господь премуд-
рый») — верховное Божество в зороастризме и маздеизме, доброе
начало, находящееся в постоянной борьбе со злым божеством Ан-
хра-Майнью. Ахурамазда творит мир усилием мысли и требует чи-
сто духовного поклонения, молитвы перед священным огнем.
Ахурамазда заранее предначертал все мысли, слова и дела. Древ-
ние греки называли его Оромазом или Ормуздом (с. 27).

Трипитака (Типитака) — собрание буддийских текстов на
языке пали (палийский канон), которые были написаны в I веке
до н. э. наиболее ранний и полный сборник буддийской канони-
ческой литературы, считающийся откровением Будды, которое
было позже изложено его учениками. Трипитака состоит из трех
частей: Виная-питака. включающая в себя 5 книг, представляет
собрание дисциплинарных правил, принципов организации


 




буддистской монашеской общины, правил приема в нее и тре-
бований к монашеству; Сутта-питака содержит 5 сборников, из-
лагающих учение Будды в форме притч и бесед, а также легенды, *
поэмы, комментарии и афоризмы; Абхидхарма-питака, состоя-
щая из 7 книг, посвящена теологической трактовке основных
положений раннего буддизма и его философско-психологи-
ческим представлениям. Трипитака является канонической для
школ хинаяны (с. 27).

Дхарма — одно из важнейших понятий индийской религи-
озно-философской традиции, имеющее много значений: докт-
рина, религия, добродетель, моральное качество, дом, справед-
ливость, закон, норма, идеал, истина и т. п. В буддизме дхармой
называется, во-первых, само учение Будды; во-вторых, — мель-
чайшие неделимые духовные частицы, лежащие в основе всех
вещей и явления, из которых складывается поток индивидуаль-
ного сознания (с. 27).

Абхидхарма (Абхидхарма-питака) — третья часть палийс-
кого канона Трипитака, в которой изложена теологическая
трактовка раннего буддизма и его философско-психологичес-
кие идеи. Состоит из 7 книг (с. 28).

Селевк I Никатор (Победитель) (ок. 356-281 до н. э.) — пол-
ководец Александра Македонского, основатель государства Се-
левкидов (в 305-304 до н. э. принял царский титул). В 301 году
завоевал Сирию, в 281 году — захватил многие области Малой
Азии. Благодаря этому его государство по размерам было почти
таким же, как государство Александра Македонского. Селевк
разделил свое государство на несколько десятков областей, в
которых многие города греческого типа (полисы) получили
право на самоуправление. В 281 году Селевк предпринял поход
на Македонию и был убит (с. 28).

Апокрифический (греч. — тайный, секретный) — прила-
гательное от термина «апокрифы» — произведения религиоз-
ного содержания, не признанные официальной церковью или
жречеством священными. Существуют ветхозаветные и ново-
заветные апокрифы — произведения иудейской и раннехрис-
тианской литературы, не включенные в канон. Новозаветные
апокрифы делятся на «отреченные» (т. е. запрещенные) и доз-
воленные для чтения, но не для богослужения (с. 28).


Еретический — прилагательное от термина «ересь» — рели-
гиозное учение, отклоняющееся от официальной церковной
доктрины в вопросах догматики, культа, организации. В созна-
нии представителей любой ереси она оценивается как истин-
ная, а ортодоксальная церковная доктрина — как ересь (с. 28).

Керн Хендрик (1833-1904) — немецкий буддолог, предста-
витель мифологической школы, утверждавшей, что жизнеопи-
сание Будды основывается на легендах, а не на исторических
фактах. Основная работа — «Буддизм и его история в Индии»
(1882-1884) (с. 28).

Магадха — историческая область и государство Древней
Индии. Впервые упоминается в Атхарваведе. Согласно буддист-
ским источникам, в VII веке до н. э. была одним из 16 «великих
государств». В VI-III веках до н. э. Магадха стала наиболее раз-
витым экономическим районом Индии и явилась ядром, вокруг
которого происходило объединение древнеиндийских госу-
дарств (с. 28).

Сангха — монашеская община древних буддистов, одна из
трех великих ценностей буддизма. Члены общины жили подая-
ниями, для мужчин существовало более 200 запретов, для жен-
щин — около 500 (с. 29)-

Сутра — в древнеиндийской литературе краткое высказыва-
ние, лаконичное изречение; позднее сутры — своды таких вы-
сказываний или небольшие цельные произведения, в основном
посвященные религиозно-философским вопросам. В буддизме
сутры являются частью канонических сборников, в брахманиз-
ме сутры — основанное на Ведах практическое руководство по
отправлению культа и по поведению в жизни, данное богом
(с. 29).

Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) (1694-1778) — французс-
кий философ-просветитель, историк, писатель, поэт и публи-
цист. Подверг всесторонней критике феодальные отношения
и освящавшую их церковь. Отстаивал права разума, отвергая
церковное учение об откровении, раскрыл историческое про-
исхождение библейских книг. Возникновение религии Воль-
тер объяснял невежеством и обманом, считая тем не менее,
что вера в Бога является основой нравственности и что она


 




необходима для народных масс как сдерживающая сила от
посягательств на интересы власть имущих. Вольтер стоял на
позиции деизма, согласно которому, Бог, сотворив мир, не
принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в за-
кономерное течение его событий (с. 29).

Жаколлио Луи (1837-1890) — французский писатель и пу-
тешественник, автор путевых заметок и романов «Пожиратели
огня» (1887), «В трущобах Индии» (1888). Он также издал «Ин-
дийскую Библию», в которую, как он полагал, включил наиболее
значимые священные тексты религий Индии (с. 29).

Женщина есть

La femme c'est Tame de I'humanite (фр.)
душа человечества (с. 30).

«Ади Брахмо самадж» («Исконное общество Брахмы») —
религиозное общество, возникшее в результате первого рас-
кола (1866) «Брахмо самадж». Его возглавил Дебендранат Та-
гор. Оставшись владельцем всего имущества и здания «Брахмо
самадж», «Ади Брахмо самадж» в отличие от группы К. Сена
оставалось на умеренных позициях в проведении религи-
озных и социальных реформ в Индии, выступало против
идолопоклонства и межкастовых браков, отказалось от идеи
непогрешимости Вед (что было неприемлемо для индусских
ортодоксов). Позднее в некоторых выступлениях фактическо-
го главы «Ади Брахмо самадж» Раджнараяна Бошу прозвучала
мысль, что индусов следует рассматривать как отдельную на-
цию (с. 30).

Толерантность — веротерпимость (более широко — терпи-
мость к мнениям других). Проблема толерантности существует с
античных времен и наиболее остро встает там, где народы с раз-
личными вероисповеданиями вьигуждены жить вместе в преде-
лах огромных империй (с. 31).

Брахманизм — религия Древней Индии, возникшая в пери-
од становления кастовой системы древнеиндийского общества
и возвышения института кастового жречества — брахманов.
В то же время брахманизм явился дальнейшим развитием веди-
ческой религии, результатом смешения арийских и доарийских
представлений и верований. Верховные божества брахманиз-
ма — Брахма, Вишну, Шива. Священная литература брахманизма


включает Веды и комментарии к ним — Брахманы, Араньяки,
Упанишады (с. 31).

Зороастризм (парсизм) — религия, возникшая на террито-
рии Древнего Ирана в VII-VI веках до н. э. Представляет собой
маздеизм, реформированный пророком Заратустрой. Основ-
ная идея зороастризма — зависимость миропорядка от борьбы
добра и зла, света и тьмы, жизни и смерти. Ахурамазда является
воплощением добра, Анхра-Майныо — зла. Главное место в
культе отводится почитанию огня. В настоящее время зороаст-
ризм распространен среди парсов Индии в форме парсизма, в
котором при сохранении прежних дуалистических идей разви-
лись представления о едином вездесущем Боге (с. 31).

Буддизм — одна из трех мировых религий, возникшая в
VI-V веках до н. э. в Индии и получившая дальнейшее распрост-
ранение в Юго-Восточной и Центральной Азии, на Дальнем Во-
стоке в форме хинаяны («малой колесницы» или «узкого пути
спасения») и махаяны («большой колесницы» или «широкого
пути спасения»). В основе этой религии лежит проповедь Будды
Шакья-Муни, который учил, что жизнь есть страдание, и указал
путь избавления от него. В отличие от хинаяны последователи
махаяны утверждают, что спастись может не только монах, но и
любой мирянин, соблюдающий обеты духовного совершен-
ства. Характерной особенностью буддизма является его этико-
практическая направленность: «четыре благородные истины»,
открывшиеся царевичу Гаутаме под деревом бодхи и сделавшие
его Буддой — просветленным, составляют стержень буддизма:.
всякая жизнь есть зло и страдание; причина зла и страдания —
привязанность человека к чувственному миру и зависимость от
него; поэтому необходимо освобождение от страданий; дос-
тичь освобождения можно вступив на «путь спасения». «Восьме-
ричный путь спасения» — это праведная жизнь, целью которой
является достижение нирваны — высшего состояния духа, в ко-
тором нет ни страстей, ни желаний и все земные привязаннос-
ти преодолены. В настоящее время существует ряд международ-
ных буддистских организаций (с. 31).

Моисей (Моше) — согласно Библии, первый пророк Яхве и
основатель религии иудаизма, законодатель, наставник и вождь
еврейских племен. Яхве помог Моисею вывести евреев из Егип-
та, где они были в плену у фараона, в Ханаан (Палестину) и дал


 




Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.025 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал