Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Первая лекция
Филологи-компаративисты — филологи, занимающие- ся изучением сравнительно-исторического языкознания — области языкознания, объектом которой являются родствен- ные (генетически связанные) языки. В компаративистике, или сравнительно-историческом языкознании, устанавливается соотношение между родственными языками, описывается их эволюция во времени и пространстве (с. 11).
Кешабчондро Сен (1838-1884) — один из лидеров и ак- тивных членов «Брахмо самадж», выходец из знаменитой бен- гальской семьи. Возглавил радикальное крыло «Брахмо самадж», превратив его из религиозной секты в общество социально-бы- товых реформ. Стремился к демократизации «Брахмо самадж» изнутри и преобразованию его в массовую религиозную орга- низацию. В результате раскола «Брахмо самадж» в 1866 году К. Сен стал во главе «Бхаратваршия Брахмо самадж» (индийское
«Общество Брахмы»), которое стремилось к расширению свое- го социального состава, принимая в свои ряды людей независи- мо от их пола и касты. Члены общества давали обет бедности — тем самым соблюдался принцип имущественного равенства. В богослужение К. Сен ввел элементы народных: празднеств — хоровое пение, ритмичное хлопанье в ладоши и др. В целом его религиозность носила христианский отпечаток, с годами ста- новившийся все более явным. Постепенно о К. Сене начинают слагать легенды, в его честь поют гимны, а его самого называют Спасителем и Господом. К. Сен создает собственное Священ- ное Писание — компиляцию из Вед, Корана, Авесты и Библии. В 1869 году в Калькутте открывается постоянный храм «Бхарат- варшия Брахмо самадж». В этот же период К. Сен ведет кампа- нию за принятие законов о гражданском браке, которые всту- пили в силу с 19 марта 1872 года. Согласно этим законам, внутри «Бхаратваршия Брахмо самадж» разрешались межкастовые бра- ки и вторичное замужество вдов, запрещались полигамия и дет- ские браки. Постепенно взгляды К. Сена становятся все более консервативными. Заявление об отходе от индуизма, о расши- рении понятия «национальная традиция» от индусской к ин- дийской ослабило влияние Сена на индусскую часть общества. В 1872-1875 годах в «Бхаратваршия Брахмо самадж» нарастают противоречия, вызванные отчасти обожествлением и дикта- торскими наклонностями К. Сена. В 1878 году происходит но- вый раскол «Брахмо самадж» из-за верноподданнической пози- ции К. Сена и его почтительного отношения к колониальной власти, а также в связи с усилением христианских элементов в его учении. Под влиянием Рамакришны К. Сен в 1880 году со- здает «Нававидхан» («Церковь Нового Божественного Установ- ления»). Последние годы жизни К. Сен посвящает созданию наднациональной, всемирной религии, представляющей собой эклектическое сочетание традиционализма и рационализма, догматов и обрядов различных религий (с. 14).
Рай Раммохан, Рам Мохан Рой (1772 или 1774-1833) — иде- олог неоиндуизма, индийский общественный деятель и религи- озный реформатор, критиковал ортодоксальный индуизм за кастовое деление, политеизм, идолопоклонство, самосожжение вдов и т. д., выступал с идеей равенства людей перед единым не- персонифицированным богом-универсумом; разработал рели- гиозно-философскую систему, в которой объединил элементы индуизма, ислама и христианства (с. 14).
«Брахмо самадж» («Общество Брахмы> >) — религиозно-ре- формистское общество в Индии, организованное в 1828 году Раммоханом Раем. Целью «Брахмо самадж» была борьба против кастового, расового и религиозного деления общества, за подъем культурного уровня страны и реформу системы образования. Средством общественного переустройства должна была стать религия, соединяющая в себе «лучшие стороны» индуизма, исла- ма и христианства. В XX веке «Брахмо самадж» выродилось во множество мелких идейных направлений и обществ (с. 14).
Ашока (Асока) (правил в 268-232 годах до н. э.) — индий- ский царь из династии Маурья, завершивший объединение Индии в единое государство. Некоторые религиозные положе- ния пытался возвести в ранг государственных законов. Считая, что буддизм является той силой, которая способна объеди- нить государство, покровительствовал ему в последние годы жизни. На склоне лет принял монашество (с. 14).
Царь Пиядаси (Приядаси) (Пиядаши — пали, Пиядаси — санскр. — приятный, милый, красивый) — имя индийского царя III века до н. э., покровительствовавшего буддизму (известны его эдикты, высеченные на скалах и возвещавшие о его привер- женности буддизму). Буддистские памятники отождествляют Пиядаси с Ашокой, хотя имя последнего не встречается в упо- мянутых выше надписях. Их тождество весьма вероятно (с. 14).
Базедов Иоганн Бернгард (1723-1790) — немецкий педа- гог. Под влиянием Ж.-Ж. Руссо внес в немецкое Просвещение теорию естественного и разумного воспитания, создав тем са- мым движение филантропизма — воспитания дружественных отношений между людьми (с. 15).
totidem verbis (дат.) — теми же самыми словами (с. 15).
Алхимия — возникшее во времена упадка эллинизма на- правление в химии, основной задачей которого было превра- щение неблагородных металлов в золото и серебро, а также разработка универсального лекарства для лечения болезней и предупреждения смерти. Алхимики пытались превратить ртуть и цинк в единое «первичное вещество» (через меланоз — «по- чернение»), а затем с помощью керосина через стадии левкози- са — «отбеливания» — получить серебро и ксанфозиса — «по-
желтения» — золото. Первые наставления в области алхимии (в аллегорической форме) даны в работе Псевдо-Демокрита «Физика и мистика» (I век н. э.) В IV веке Зосима издал в 28 кни- гах энциклопедическое описание химии и алхимии. Его книги носили ярко выраженный мистический характер. Среди других алхимиков первых веков известны Мария Еврейка (III век), Хри- стион (VI век), Олимпиодор (VI век), Стефан (VII век) и др. Руко- писи греческих алхимиков хранятся в Библиотеке св. Марка (Венеция). Название «алхимия» было введено арабскими алхи- миками (с. 15).
Астрология — в античности и в средние века широко упот- реблявшийся термин для обозначения основанной на влиянии расположения звезд на земные явления предсказательной тео- рии о небесных телах и светилах. Толкование расположения звезд и планет восходит к обожествлению многими первобыт- ными народами небесных светил и связанному с этим мифо- лого-магическому мышлению. Это мышление проецировало психические качества человека на природные явления и их вза- имосвязь и отводило им место вышестоящих, а потому боже- ственных сил. Внешний мир, таким образом, оказывался всего лишь расширенным внутренним миром человека. Человек же считался некоим подобием Вселенной, пронизанной сетью от- ношений симпатии - антипатии. В эту систему были включены и звезды. Астрология возникла в Древней Ассирии, Вавилоне и Египте. В ранней и классической Греции она не признавалась. Ее распространение там связано с именем Бероса из Вавилона, который в 280 году до н. э. основал на о. Косе астрологическую школу. Астрология систематизировала наблюдения звездно- го неба и тем самым способствовала развитию астрономии. В наши дни существуют различные взгляды на астрологию. Одни ученые считают ее лженаукой, другие — наукой о влия- нии небесных светил на жизнь и судьбы отдельных людей и на- родов, которое определяется с помощью специальных черте- жей-гороскопов (с. 15).
Фетишизм — поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. При этом сами предметы (фетиши) наделяются способностью по- могать или вредить. Фетишами могут быть деревья, палки, кам- ни, кости животных и любые другие предметы. Формы почи- тания фетишей тоже разнообразны — от жертвоприношений
до причинения им боли с целью заставить исполнить просьбу человека (например, забивание гвоздя в дерево-фетиш). Фети- шизм является составной частью практически всех ранних и большинства современных религий (с. 16).
Римские авгуры — римские жрецы, ритуалы которых были связаны первоначально с божествами плодородия. Авгу- ры улавливали поданные божеством знаки и толковали их. С те- чением времени выработалась целая наука авгуров, которые для своих предсказаний (авгурий) пользовались атмосферны- ми явлениями (громом, молнией, зарницей и др.), полетом и го- лосами птиц, кормлением священных кур, встречами с дикими зверями, отголосками звуков и т. д. Особое значение придава- лось гаданию по полету птиц (ауспиция). Перед каждым круп- ным военным или политическим событием государственные деятели прибегали к ауспиции. Событие совершалось только при благополучном исходе гадания. Принадлежность к авгурам была пожизненной и высоко ценилась, поскольку давала воз- можность влиять на ход политических событий. Коллегия авгу- ров существовала вплоть до эпохи Империи. С течением вре- мени гадания авгуров превратились в формальную процедуру. Согласно Цицерону, в его время авгуры не могли без улыбки смотреть друг на друга при совершении гаданий, поскольку не верили в них. Отсюда происходит выражение «улыбка авгуров» (с. 16).
iepoi; voOooi; (греч.) — священная болезнь, эпилепсия (с. 16).
diversos diversa juvant (лат.) — противоположности схо- дятся (с. 16).
Конфуций (Кун-цзы) (551-479 до н. э.) — основатель кон- фуцианства. В 50 лет стал высокопоставленным чиновником, но вскоре ушел в отставку и в течение 13 лет странствовал по Китаю. В центре его философско-этической концепции нахо- дится проблема человека, его места в мире, которое определя- ется небом. Конфуцию представлялось естественным деление людей на «благородных» и «низких» и стремление сохранить неизменным существующий порядок. Вместе с тем Конфуций разрабатывал концепции «благородного мужа», которым ста- новятся не благодаря происхождению, а в результате достиже- ния высоких нравственных качеств, и теорию государствен-
ного устройства, в основе которой лежит идея «упорядочения имен». Наибольший акцент Конфуций делал на почитание ро- дителей и начальников, на самовоспитание и т. д. Идеи Конфу- ция сыграли огромную роль в истории Китая и наложили отпе- чаток на все стороны жизни этой страны (с. 17).
Лао-цзы (Ли Эр) — полулегендарный древнекитайский мыслитель, старший современник Конфуция (VI-V век до н. э.), основатель даосизма. Ему приписывается составление философского трактата «Дао дэ цзин» — канонического сочи- нения даосизма, в котором разрабатываются три основные концепции: дао, дэ и увэй (с. 17).
Мухаммед, (Мохаммед) (ок. 570-632) — арабский рели- гиозный и политический деятель, первый проповедник и осно- ватель ислама, почитаемый как величайший пророк. Согласно богословским источникам, Мухаммед происходил из племени курейшитов, был пастухом, а после женитьбы стал купцом. В 610 году выступил с проповедью новой религии, названной им исламом, призывая к вере в единого бога — Аллаха. В Медине Му- хаммед стал главой мусульманской общины. В 630-631 годах му- сульмане под руководством Мухаммеда подчинили себе Мекку, а затем и значительную часть территории Аравии, где впослед- ствии утвердился ислам. «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его» — провозглашается в исламе (с. 17).
\
Нанак (1469-1539) — индийский поэт, идейный вдохнови- тель и основатель сикхизма. Родился в Пенджабе (Индия) в се- мье торговца. Побывав во многих религиозных центрах Индии и стран Ближнего Востока, создал общину сикхов и объявил себя ее первым гуру (учителем). Его учение представляет собой попытку синтеза индуизма и ислама. Нанак осуждал многобо- жие, кастовую систему, мусульманскую и индуистскую обряд- ность, выступал за веротерпимость и социальное равенство, ра- туя за активную деятельность на благо общества. Стихи Нанака включены в священную книгу сикхов «Адигрантх» (с. 17).
Глостер — один из монастырей англиканской церкви (с. 17).
Авеста (Зенд-Авеста) — собрание священных книг зороа- стризма и маздеизма. Возникло в первой половине 1-го тыся- челетия до н. э. Древнейшая часть Авесты (Гаты) датируется
VII— VI веками до н. а, а ее авторство приписывается Заратустре. Текст был кодифицирован в III- VII веках н. э. Содержит в себе дуалистическую трактовку мира, общества и человека, юриди- ческие и нравственные предписания, молитвенные песнопения и т. п. (с. 18).
Григорий Нисский (ок. 335-394) — богослов и философ, церковный писатель, виднейший представитель греческой пат- ристики. Участвовал в разработке христианского Символа веры. Оказал значительное влияние на разработку христианской дог- матики (с. 18).
Гумбольдт Вильгельм (1767-1835) — немецкий филолог и государственный деятель. Стоял у истоков сравнительной фи- лологии, статус которой как не только особой, но и автоном- ной лингвистической дисциплины обосновал теоретически. Выводы сравнительного языкознания, по мнению Гумбольдта, имеют первостепенное значение при изучении культуры, ин- теллектуальной деятельности, психологии. Заслугой Гумбольд- та было выделение языкознания в качестве новой науки исто- рического цикла. Уделял большое внимание таким ключевым для сравнительного языкознания проблемам, как связь звука и значения, языковая типология и т. п. В историческом аспекте изучения языка Гумбольдт подчеркивал его связь с духом твор- чества, с категорией значения в широком смысле слова. Тем самым принцип историзма в языкознании получил новую ин- терпретацию, выходящую далеко за рамки сравнительно-ис- торических грамматик. Основная работа — «О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их раз- вития» (1820) (с. 18).
Бопп Франц (1791-1867) — немецкий санскритолог, один из основоположников сравнительно-исторического языкозна- ния. С 182 1 года — профессор восточных языков в Берлине. Ав- тор первой сравнительно-исторической грамматики индоев- ропейских языков (1833-1849), открывшей серию подобных грамматик больших языковых семей. Выработал методику по- следовательного сравнения форм в родственных языках, пыта- ясь интерпретировать сам феномен родственных языков. Ос- новная работа — «Сравнительная грамматика санскритского, зендского, армянского, латинского, литовского, древнеславянс- кого, готского и немецкого языков» (1833-1852) (с. 18).
Братья Гримм Якоб (1785-1863) и Вильгельм (1786- 1859) — немецкие ученые, внесшие значительный вклад в раз- витие сравнительно-исторического языкознания и фолькло- ристики (с. 18).
Гёте Иоганн Вольфганг (1749-1832) — классик немецкой литературы, поэт и философ, выдающийся представитель евро- пейского Просвещения. Мечтал о таком обществе, в котором было бы возможно свободное проявление творческих способ- ностей человека. Был сторонником идей эволюции не только в природе, но и в общественной жизни. Его отношение к религии характеризовалось, с одной стороны, неприятием традицион- ной теологической трактовки природы, общества и человека (например, он выступал за освобождение искусства от рели- гии), с другой стороны, повышенным интересом к нравствен- ным принципам христианства и в целом положительной оцен- кой. Обладал широким кругозором и универсальными знаниями, занимался естественнонаучными исследованиями в области минералогии, ботаники, физики. В наиболее значимом произ- ведении Гёте — «Фаусте», уникальном по построению и языку, нашли отражение многие философские, исторические, этико- религиозные и даже научные проблемы (с. 20).
Гомер — легендарный древнегреческий поэт, стоявший у ис- токов мировой литературы. Его имя связано с древнейшим лите- ратурным жанром греков — героическим эпосом. Принято счи- тать, что Гомер жил приблизительно в VIII веке до н. э. Гомер — поэт классической древности, но одновременно он является учителем-наставником и образцом для всей античной литерату- ры. Ему приписывается авторство «Илиады» и «Одиссеи» (с. 20).
Шекспир Уильям (1564-1616) — всемирно известный ан- глийский драматург и поэт. Первые произведения Шекспира представляли собой переложение античных мифологических сюжетов из ранней римской истории (например, «Венера и Адонис» по «Метаморфозам» Овидия). В своих драматических произведениях Шекспир также использовал античные моти- вы, творчески перерабатывая их и приближая к проблемам со- временности (с. 20).
Иудаизм — национально-государственная религия евреев, возникшая во 2-м тысячелетии до н. э. на основе верований и
обрядов кочевых еврейских племен северной Аравии, а после завоевания ими Палестины (XIII век до н. э.) впитавшая в себя представления местных земледельческих народов. От культа главного бога племени Иуды (отсюда — иудаизм) — Яхве иуда- изм постепенно пришел к культу единого бога (монотеизм). Основными положениями иудаизма являются положение о «бо- гоизбранности еврейского народа» и будущем приходе спаси- теля-мессии. Эти положения отражены в Ветхом Завете. Другим вероучительным источником иудаизма является Талмуд, в кото- ром нашли отражение вера в загробный мир и воскресение из мертвых, в добрых и злых духов (ангелов и демонов), предс- тавления о религиозной обрядности и поведении верующего- иудея (с. 20).
Христианство — одна из трех мировых религий, возник- шая в I веке н. э. в восточных провинциях Римской империи. Обещая счастье в загробном мире как воздаяние за тяжелую земную жизнь, первоначальное христианство было религией угнетенных слоев общества. Однако уже в IV веке, приспо- собившись к интересам и целям господствующей верхушки, христианство становится государственной религией Римской империи. Ломка национальных и сословных различий, космо- политизм и активная миссионерская деятельность способство- вали быстрому распространению христианской религии, осно- вой вероучения которой стали представления о богочеловеке Иисусе Христе — Сыне Божьем, который принял страдания и смерть на кресте во искупление человеческих грехов, о воскре- сении из мертвых и страшном суде над живыми и мертвыми во время второго пришествия Христа, о тысячелетнем царстве для праведников и др. Христианство — монотеистическая религия с отчетливо выраженной мессианской идеей. В процессе даль- нейшего развития христианство распалось на три основные ветви: в 1054 году — на католицизм и православие, в XVI веке — от католицизма отделился протестантизм. В рамках этих трех направлений, особенно в протестантизме, имеется множество сект (с. 20).
Индуизм — религия, распространенная в современной Ин- дии. Вероучение индуизма сложилось в результате эволюции идей ведизма и брахманизма. Индуизм возник в середине 1-го тысячелетия н. э.; не имеет единой церковной организации и какого-либо конкретного основателя. В индуизме сохранилось
много элементов первобытных верований: культ предков, по- клонение «священным животным» и т. д. Большое место отво- дится обрядовой стороне. Главные божества — Брахма, Вишну, Шива. В индуизме выделяются два направления — вишнуизм и шиваизм (с. 20).
Канонические книги (канон) — правила, касающиеся ве- роучения, догматики, культа, церковной организации, возве- денные церковью в ранг закона. В христианстве считается, что в канонических книгах зафиксированы законы и правила, ис- / ходящие от Иисуса Христа и апостолов (учеников Христа — св. Павла, св. Петра, св. Иоанна и др.). Эти книги включены в Биб- лию и считаются боговдохновенными. Канонические книги в православии, католицизме и протестантизме несколько разли- чаются (с. 20).
Бесконечное — с точки зрения материализма, философская категория, характеризующая неисчерпаемость материи и движе- ния, многообразие явлений и предметов материального мира, форм и направлений его развития. Согласно религиозным и иде- алистическим представлениям, бесконечное является либо про- дуктом мыслительной деятельности, отделенной от материаль- ного источника, либо свойством какого-то сверхприродного бытия, недоступного человеческому сознанию (с. 21).
Кант Иммануил (1724-1804) — немецкий философ и уче- ный, родоначальник классической немецкой философии. В одном из главных произведений — «Критике чистого разу- ма» (1781) — выступил с идеей существования явлений и «ве- щей в себе». «Вещи в себе» воздействуют на наши органы чувств и вызывают ощущения, оставаясь тем не менее непознаваемы- ми. Бог также не может быть познан, поскольку не принадлежит к миру явлений, следовательно, невозможно ни доказать, ни оп- ровергнуть его существование. Религия, по Канту, есть предмет веры, а не науки или теоретической философии. Вера в бога не- ' обходима, так как без нее невозможно примирить требования нравственного сознания с фактами зла, царящего в жизни лю- дей (с. 21).
Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646-1716) — немецкий фи- лософ, юрист, физик, математик, историк и языковед. Пытался найти компромисс между наукой и теологией, чтобы дать науке
возможность развиваться. Мир, по Лейбницу, состоит из беско- нечного числа духовных первоэлементов — монад, представля- ющих истинные атомы «природы» и находящихся между собой в отношении предустановленной гармонии. Бог излучает эти мо- нады, но не вмешивается в их развитие, раз и навсегда сделав их гармоничными, поскольку монады существуют в «наилучшем из миров», также избранном Богом. Лейбницу также принадлежит разработка одного из вариантов теодицеи, оказавшего большое влияние на развитие теологической и философской мысли Ев- ропы (с. 22).
Априорный (a priori — лаг.) — предшествующий опыту и независимый от него, противоположно философскому понятию апостериорный (a posteriori) — получаемый из опыта (с. 22).
Средневековая схоластика — средневековая философия в Европе XI-XIV веков, стремившаяся дать теоретическое обо- снование религиозному мировоззрению. Основной целью схоластики было рациональное (путем логических доказа- тельств) обоснование религиозных положений и догматов. Философия считалась служанкой теологии. Начиная с XV века (эпоха Возрождения) схоластика приходит в упадок. Наибо- лее известные представители различных тенденций в средне- вековой схоластике — Фома Аквинский, Сигер Брабантский, Пьер Абеляр, Иоанн Дуне Скот, Уильям Оккам, Иоганн Росце- лин и др. (с. 23).
Фосс Герхард Иоганн (1577-1649) — известный голланд- ский филолог, профессор истории; преподавал греческую ли- тературу, историю и риторику в Лейдене и Амстердаме. Труды Фосса по классической филологии, в особенности грамматике латинского языка, имели большое значение для развития фи- лологической науки того времени (с. 23).
Гемстергейс Тиберий (1685-1766) — голландский фило- лог, профессор в Лейдене, его сын Франц (1720-1790) известен как один из талантливых популяризаторов философии Локка. Главные сочинения — «Luciani colloquia etc.» (1708), «Pollucis Onomasticon» (1716), «Aristophanis Plutus» (1744) (c. 23).
Фалькенер Уильям (1730-1769) — шотландский поэт, сын цирюльника. В 1751 году выступил с поэмой на смерть принца
Валлийского и с небольшими стихами, но они прошли незаме- ченными. Фалькенер служил юнгой на корабле, потерпевшем кораблекрушение, и воспел это событие в поэме «Кораблекру- шение» (1762), затем издал пользовавшийся успехом «Морской словарь» (1769). В 1769 году судно, на котором служил Фальке- нер, пропало без вести, видимо, затонув в Мозамбикском про- ливе (с. 23).
Леннеп Яков, ван (1802-1868) — голландский писатель, ав- тор популярных в Голландии стихотворений, многочисленных романов, образцом для которых служили произведения Вальте- ра Скотта, и пьес. Ему принадлежит также филологическое ис- следование «Словарь моряка» (1856) (с. 23).
Акбар Джелаль-ад-дин, император (1542-1605) — прави- тель Могольской империи в Индии с 1556 года. Укрепил власть Могольской династии и путем завоеваний расширил пределы государства. Династическими браками Акбар укрепил связи с раджпутскими княжествами. Акбар прославился не только тем, что при нем Могольская империя достигла наибольшего могу- щества, но и тем, что он одним из первых занялся сравнитель- ным изучением религий. Он сгремился достичь согласия между своими подданными в религиозной сфере. В отличие от преды- дущих мусульманских правителей стал выдвигать индусов на важные государственные посты; ввел новую религию «дин-и илахи» («божественная вера»), являющуюся эклектической сме- сью верований и образов, почерпнутых в основном из ислама, индуизма, парсизма и джайнизма. Сам Акбар соединял в своем лице светскую и религиозную власть, был выдающимся госу- дарственным деятелем, любознательным (хотя и неграмотным) человеком, способным военачальником (с. 24).
Веды — древнейшие памятники индийской религиозной литературы; складывались на протяжении многих веков (ко- нец 2-го — начало 1-го тысячелетия до н. э.). Веды состоят из 4 сборников: Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа (с. 24).
Атхарваведа — собрание магических заклинаний и фор- мул, самый поздний из четырех ведических сборников, присо- единен к первым трем Ведам позднее. Разделен на 20 частей и состоит из 731 заклинания (с. 24).
Упанишады — древнеиндийские религиозно-философские произведения. Представляют собой комментарии к Ведам, объясняющие их тайный внутренний смысл. Составлялись Упа- нишады начиная с VII-III веков до н. э. и кончая XIV-XV веками н. э. (ранние и поздние Упанишады). Состоят из более чем 200 текстов, в которых говорится о том, что жизнь человека — это жертвоприношение, что необходимо духовное освобожде- ние от мира объектов и страстей, возможное в результате ра- створения индивидуальной души в мировой, познания тожде- ства с высшей реальностью — брахманом (с. 24).
Талмуд — свод религиозных трактатов, закрепивших дог- матические, культовые, правовые и нравственные положения иудаизма. Письменное оформление Талмуда длилось три века (V-III века до н. э.). Как устная традиция он возник гораздо раньше. Состоит из Мишны (вторичный закон или толкование Торы) и Гемары (толкования Мишны) (с. 24).
Ветхий Завет — христианское название Священных книг иудаизма, включенных в Библию. Состоит из 39 книг, признава- емых в христианстве каноническими. В православные и като- лические издания Библии включаются также 11 книг Ветхого Завета, не являющихся каноническими, протестантская цер- ковь приравниваеют их к апокрифам. Ветхий Завет состоит из Пятикнижия Моисея, книг исторических и пророческих, и Пи- саний. В Пятикнижие входят следующие книги: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. К историческим книгам Ветхого Завета можно отнести книги Иисуса Навина, Судей, 1-4 Царств, 1-2 Паралипоменон, Ездры и Неемии. Книги пророков — кни- ги Исайи, Иеремии, Иезекииля, Даниила («великих» или «стар- ших» пророков), а также 12 книг «малых» пророков — Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы и др. К Писаниям относятся фило- софско-этические трактаты Иова, Екклесиаста, любовно-эроти- ческая поэма «Песнь песней» Соломона, Псалтирь — сборник псалмов (молитв и песнопений) и др. (с. 24).
Учение суфиев (суфизм) — мистическое направление в ис- ламе, зародившееся в VIII веке н. э. на территории современных Ирака и Сирии. Главное место в суфизме занимает учение о ми- стической любви к Богу и о пути, ведущем к конечному слия- нию с ним. При этом используется символика классической персидской поэзии. Суфизм оказал большое влияние на все
области духовной жизни мусульманского Востока — религиоз- ную догматику, философию, этику, литературу и т. п. (с. 24).
Коран — главная священная книга мусульман, которая, по утверждению исламского духовенства, была продиктована Му- хаммеду самим Аллахом. Написана на арабском языке. Состоит из 114 сур (глав) разной длины — от 286 аят (стихов) во 2-ой главе, до 3-6 аят в последних главах. Хронологическая последо- вательность между главами Корана отсутствует. Один из догма- тов ислама провозглашает вечность и несотворенность Корана (с. 24).
Огнепоклонники — принятое в религиозной и религио- ведческой литературе XIX века название приверженцев зороас- тризма (с. 24).
Арашир (ок. 180-239) — основатель и первый царь иран- ской династии Сасанидов. Его дед был жрецом главного храма в столице Фарса и передал своему внуку обширные знания о зо- роастризме и других религиях (с. 24).
Керман (Кирман) — город в юго-восточной части Ирана, административный центр (с. 25).
Абу-л-Фазл (1551-1602) — индийский хронист и философ, визирь (министр), советник и друг императора Акбара. Знако- мый со многими религиями, пробуждал у Акбара интерес к их изучению и убеждал его проводить политику веротерпимости. Вел всю его дипломатическую переписку с иностранными госу- дарствами. Был убит по приказанию сына Акбара Джахангира, который опасался усиления влияния Абу-л-Фазла на своего отца. Абу-л-Фазл написал на языке фарси большую хронику правле- ния Акбара, самой ценной частью которой являются «Установле- ния Акбара» («Аини Акбари» в 2-х томах, изданных в Калькутте в 1867-1877 годах) (с. 25).
Меланезийские дикари — дикари Меланезии — одной из основных островных групп Океании, находящейся в юго- западной части Тихого океана (с. 25).
Сакральное — священное, святое: персоналии религиозных мифов; религиозные ценности; предметы, входящие в систему
религиозного культа. Сакральное противопоставляется про- фанному(с. 25).
Профанное — мирское, противоположное священному (сакральному). Как религиозно-научное понятие — не просто неосвященное, но много раз утаиваемое от освящения и впо- следствии лишенное его (с. 25).
Аллах — имя Бога в исламе. Согласно мусульманской тради- ции, Аллах является единым и неделимым Богом, мудрым и все- сильным владыкой мира, творцом всего сущего — неба, земли и человека. Вера в Аллаха — основной догмат ислама (с. 26).
Будда (Просветленный) — основатель буддизма, живший в VI-V веках до н. э., первоначальное имя которого Сиддхартха Гаутама. Согласно преданию, он был сыном царя небольшого государства на севере Индии. В 29 лет добровольно отрекся от роскоши, покинул дворец, семь лет скитался, ведя аскетичес- кий образ жизни, после чего достиг просветления и стал Буд- дой Шакья-Муни. Ему открылись «четыре благородные исти- ны», с проповедью которых он выступал в городах и селах Индии. В бенаресской проповеди Будда призывал к отказу от крайностей аскетизма и невоздержанности. Был основателем первых монашеских общин. Умер Будда в возрасте 80 лет и, как утверждают его последователи, после смерти ушел в нир- вану. В 1954 году буддисты торжественно отметили 2500-летие этого события (с. 27).
Книги Ману (Законы Ману, Манавадхармашастра) — древ- неиндийский сборник наставлений, определяющий поведение человека, юридический кодекс, отражающий идеологию брахма- низма. Их создание приписывается мифическому предку людей Ману, сыну Самосущего (Брахмы). Книги Ману написаны на сан- скрите, содержат 2650 двустиший, разбитых на 12 глав. В них со- держатся древние представления о происхождении Вселенной, человека, сословно-кастового общества, культовые предписания, правила обыденной, семейной жизни, судопроизводства и т. д. (с. 27).
Брахман — 1) профессиональный жрец в брахманизме и индуизме, представитель высшей Варны (касты) жрецов в Индии; 2) в религиозно-философском учении Веданты — неперсони-
фицированное безличное божество, лежащее в основе мира, ил- люзорного по своей природе, и являющееся единственной ре- альностью (с. 27).
Древняя ведическая религия — религиозные верова- ния и обрядность большой части населения Древней Индии (1-е тысячелетие до н. э.), получившие письменное закрепление в сборниках религиозных гимнов и жертвенных формул — Ве- дах. На основе ведической религии в дальнейшем сформирова- лись брахманизм и индуизм (с. 27).
Ригведа — Веда гимнов, возникновение которой относят приблизительно к концу 2-го тысячелетия до н. э. Состоит из 1028 гимнов мифологического и космологического содержа- ния (с. 27).
Самаведа — Веда мелодики, включает в себя преимуще- ственно собрания гимнов Ригведы. к текстам которых, снаб- женных ритуально-обрядовой нотацией, обращались жрецы при пении гимнов во время жертвоприношений. Состоит из 1549 гимнов (с. 27).
Яджурведа — Веда жертвенных формул, включает в себя описание ведических ритуалов и правил совершения жертво- приношений. Имеет несколько вариантов, например, Черная и Белая Яджурведы (с. 27).
Ахурамазда (буквальное значение — «господь премуд- рый») — верховное Божество в зороастризме и маздеизме, доброе начало, находящееся в постоянной борьбе со злым божеством Ан- хра-Майнью. Ахурамазда творит мир усилием мысли и требует чи- сто духовного поклонения, молитвы перед священным огнем. Ахурамазда заранее предначертал все мысли, слова и дела. Древ- ние греки называли его Оромазом или Ормуздом (с. 27).
Трипитака (Типитака) — собрание буддийских текстов на языке пали (палийский канон), которые были написаны в I веке до н. э. наиболее ранний и полный сборник буддийской канони- ческой литературы, считающийся откровением Будды, которое было позже изложено его учениками. Трипитака состоит из трех частей: Виная-питака. включающая в себя 5 книг, представляет собрание дисциплинарных правил, принципов организации
буддистской монашеской общины, правил приема в нее и тре- бований к монашеству; Сутта-питака содержит 5 сборников, из- лагающих учение Будды в форме притч и бесед, а также легенды, * поэмы, комментарии и афоризмы; Абхидхарма-питака, состоя- щая из 7 книг, посвящена теологической трактовке основных положений раннего буддизма и его философско-психологи- ческим представлениям. Трипитака является канонической для школ хинаяны (с. 27).
Дхарма — одно из важнейших понятий индийской религи- озно-философской традиции, имеющее много значений: докт- рина, религия, добродетель, моральное качество, дом, справед- ливость, закон, норма, идеал, истина и т. п. В буддизме дхармой называется, во-первых, само учение Будды; во-вторых, — мель- чайшие неделимые духовные частицы, лежащие в основе всех вещей и явления, из которых складывается поток индивидуаль- ного сознания (с. 27).
Абхидхарма (Абхидхарма-питака) — третья часть палийс- кого канона Трипитака, в которой изложена теологическая трактовка раннего буддизма и его философско-психологичес- кие идеи. Состоит из 7 книг (с. 28).
Селевк I Никатор (Победитель) (ок. 356-281 до н. э.) — пол- ководец Александра Македонского, основатель государства Се- левкидов (в 305-304 до н. э. принял царский титул). В 301 году завоевал Сирию, в 281 году — захватил многие области Малой Азии. Благодаря этому его государство по размерам было почти таким же, как государство Александра Македонского. Селевк разделил свое государство на несколько десятков областей, в которых многие города греческого типа (полисы) получили право на самоуправление. В 281 году Селевк предпринял поход на Македонию и был убит (с. 28).
Апокрифический (греч. — тайный, секретный) — прила- гательное от термина «апокрифы» — произведения религиоз- ного содержания, не признанные официальной церковью или жречеством священными. Существуют ветхозаветные и ново- заветные апокрифы — произведения иудейской и раннехрис- тианской литературы, не включенные в канон. Новозаветные апокрифы делятся на «отреченные» (т. е. запрещенные) и доз- воленные для чтения, но не для богослужения (с. 28).
Еретический — прилагательное от термина «ересь» — рели- гиозное учение, отклоняющееся от официальной церковной доктрины в вопросах догматики, культа, организации. В созна- нии представителей любой ереси она оценивается как истин- ная, а ортодоксальная церковная доктрина — как ересь (с. 28).
Керн Хендрик (1833-1904) — немецкий буддолог, предста- витель мифологической школы, утверждавшей, что жизнеопи- сание Будды основывается на легендах, а не на исторических фактах. Основная работа — «Буддизм и его история в Индии» (1882-1884) (с. 28).
Магадха — историческая область и государство Древней Индии. Впервые упоминается в Атхарваведе. Согласно буддист- ским источникам, в VII веке до н. э. была одним из 16 «великих государств». В VI-III веках до н. э. Магадха стала наиболее раз- витым экономическим районом Индии и явилась ядром, вокруг которого происходило объединение древнеиндийских госу- дарств (с. 28).
Сангха — монашеская община древних буддистов, одна из трех великих ценностей буддизма. Члены общины жили подая- ниями, для мужчин существовало более 200 запретов, для жен- щин — около 500 (с. 29)-
Сутра — в древнеиндийской литературе краткое высказыва- ние, лаконичное изречение; позднее сутры — своды таких вы- сказываний или небольшие цельные произведения, в основном посвященные религиозно-философским вопросам. В буддизме сутры являются частью канонических сборников, в брахманиз- ме сутры — основанное на Ведах практическое руководство по отправлению культа и по поведению в жизни, данное богом (с. 29).
Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) (1694-1778) — французс- кий философ-просветитель, историк, писатель, поэт и публи- цист. Подверг всесторонней критике феодальные отношения и освящавшую их церковь. Отстаивал права разума, отвергая церковное учение об откровении, раскрыл историческое про- исхождение библейских книг. Возникновение религии Воль- тер объяснял невежеством и обманом, считая тем не менее, что вера в Бога является основой нравственности и что она
необходима для народных масс как сдерживающая сила от посягательств на интересы власть имущих. Вольтер стоял на позиции деизма, согласно которому, Бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в за- кономерное течение его событий (с. 29).
Жаколлио Луи (1837-1890) — французский писатель и пу- тешественник, автор путевых заметок и романов «Пожиратели огня» (1887), «В трущобах Индии» (1888). Он также издал «Ин- дийскую Библию», в которую, как он полагал, включил наиболее значимые священные тексты религий Индии (с. 29).
La femme c'est Tame de I'humanite (фр.) душа человечества (с. 30).
«Ади Брахмо самадж» («Исконное общество Брахмы») — религиозное общество, возникшее в результате первого рас- кола (1866) «Брахмо самадж». Его возглавил Дебендранат Та- гор. Оставшись владельцем всего имущества и здания «Брахмо самадж», «Ади Брахмо самадж» в отличие от группы К. Сена оставалось на умеренных позициях в проведении религи- озных и социальных реформ в Индии, выступало против идолопоклонства и межкастовых браков, отказалось от идеи непогрешимости Вед (что было неприемлемо для индусских ортодоксов). Позднее в некоторых выступлениях фактическо- го главы «Ади Брахмо самадж» Раджнараяна Бошу прозвучала мысль, что индусов следует рассматривать как отдельную на- цию (с. 30).
Толерантность — веротерпимость (более широко — терпи- мость к мнениям других). Проблема толерантности существует с античных времен и наиболее остро встает там, где народы с раз- личными вероисповеданиями вьигуждены жить вместе в преде- лах огромных империй (с. 31).
Брахманизм — религия Древней Индии, возникшая в пери- од становления кастовой системы древнеиндийского общества и возвышения института кастового жречества — брахманов. В то же время брахманизм явился дальнейшим развитием веди- ческой религии, результатом смешения арийских и доарийских представлений и верований. Верховные божества брахманиз- ма — Брахма, Вишну, Шива. Священная литература брахманизма
включает Веды и комментарии к ним — Брахманы, Араньяки, Упанишады (с. 31).
Зороастризм (парсизм) — религия, возникшая на террито- рии Древнего Ирана в VII-VI веках до н. э. Представляет собой маздеизм, реформированный пророком Заратустрой. Основ- ная идея зороастризма — зависимость миропорядка от борьбы добра и зла, света и тьмы, жизни и смерти. Ахурамазда является воплощением добра, Анхра-Майныо — зла. Главное место в культе отводится почитанию огня. В настоящее время зороаст- ризм распространен среди парсов Индии в форме парсизма, в котором при сохранении прежних дуалистических идей разви- лись представления о едином вездесущем Боге (с. 31).
Буддизм — одна из трех мировых религий, возникшая в VI-V веках до н. э. в Индии и получившая дальнейшее распрост- ранение в Юго-Восточной и Центральной Азии, на Дальнем Во- стоке в форме хинаяны («малой колесницы» или «узкого пути спасения») и махаяны («большой колесницы» или «широкого пути спасения»). В основе этой религии лежит проповедь Будды Шакья-Муни, который учил, что жизнь есть страдание, и указал путь избавления от него. В отличие от хинаяны последователи махаяны утверждают, что спастись может не только монах, но и любой мирянин, соблюдающий обеты духовного совершен- ства. Характерной особенностью буддизма является его этико- практическая направленность: «четыре благородные истины», открывшиеся царевичу Гаутаме под деревом бодхи и сделавшие его Буддой — просветленным, составляют стержень буддизма:. всякая жизнь есть зло и страдание; причина зла и страдания — привязанность человека к чувственному миру и зависимость от него; поэтому необходимо освобождение от страданий; дос- тичь освобождения можно вступив на «путь спасения». «Восьме- ричный путь спасения» — это праведная жизнь, целью которой является достижение нирваны — высшего состояния духа, в ко- тором нет ни страстей, ни желаний и все земные привязаннос- ти преодолены. В настоящее время существует ряд международ- ных буддистских организаций (с. 31).
Моисей (Моше) — согласно Библии, первый пророк Яхве и основатель религии иудаизма, законодатель, наставник и вождь еврейских племен. Яхве помог Моисею вывести евреев из Егип- та, где они были в плену у фараона, в Ханаан (Палестину) и дал
|