Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные функции конфликта. Потенциальная ценность конфликта.
Конструктивный (лат. constractio - построение) конфликт - такой, который можно положить в основу чего-либо, плодотворный. Деструктивный (лат. destructio) вызывает разрушение, нарушение норм, структур чего-либо. Конструктивными функциями конфликтов являются: 1. улучшение психологического климата, установление комфортных взаимоотношений в коллективе, разряжение напряжённости между конфликтующими сторонами; 2. расширение информации сторон друг о друге, диагностическая функция; 3. познание и обучение, приобретение опыта разрешения конфликта; 4. инновационное (творческое) значение конфликта (инновация - новообразование), стимулирование изменений и развития; 5. психотерапевтическая функция и функция защиты и поддержки учащихся. В русле осуществления конструктивных функций конфликт может выполнять ряд более частных задач: - адаптирует индивида или группу к новым условиям, в которых они оказались; - объективизирует источник разногласия и тем самым позволяет его устранить; - сплачивает членов группы и ориентирует их на защиту её единства; - позволяет членам группы раскрыть лучшие качества своей личности, завоевать авторитет. Среди деструктивных последствий конфликтов выделяют: 1. Разрыв или регресс отношений между участниками взаимодействия. 2. Нарушение психологического климата, эскалация напряжённости между конфликтующими сторонами. 3. Получение негативного опыта от конфликтного взаимодействия. 4. Дидактогении учащихся. 5. Депрессии преподавателей. Таким образом конфликты делятся на три типа: внутриличностные, социальные и зоосоциальные.
13. Человеческий фактор в конфликте: Субъективные аспекты конфликта. Субъективные аспекты конфликта. Возрастные особенности участников конфликтного взаимодействия На основе анализа и обобщения конфликтов в начальных классах их можно разделить на три группы: · дидактические (вызванные в основном приемами дисциплинирования младших школьников и оценки их успеваемости), · этические (среди которых отдельно выделены запредельно-этические конфликты, спровоцированные педагогическими “правонарушениями”) и прочие.
Среди конфликтно-стрессовых ситуаций в работе с подростками в литературе выделяются: 1. Конфликты дисциплины 2. Конфликты в сфере дидактического взаимодействия 3. Конфликты в методике обучения 4. Конфликты в тактике взаимодействий учителей с подростками 5. Конфликты этики. Старшие школьники в отличие от младших и подростков это особый контингент учащихся. Старшие школьники более дифференцированно, более глубоко и обоснованно судят о личных и профессиональных качествах учителя. Особое внимание необходимо уделить основным противоречиям юношеского возраста. Третье противоречие состоит в эмоционально завышенных переживаниях личных неудач, неприятностей, гипертрофируемых в горе, толкающих старшеклассника к неоправданным поступкам.
|