![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Управление конфликтами в педагогическом процессе. Принципы управления педагогическими конфликтами.
В условиях образовательного процесса как учитель, так и компетентный в вопросах конфликтологии ученик могут взять на себя груз управления конфликтным взаимодействием, основываясь на двух основных принципах конструктивного завершения педагогического конфликта: 1) исключить насилие как возможный способ преодоления конфликта; 2) разрешение конфликта должно способствовать личностному росту каждого из его участников. Насилие - всякое физическое, социально-организованное, психическое (словесное, моральное) воздействие на человека, которое неправомерно понижает его нравственный (духовный), социальный (в том числе правовой) и жизненный статус, причиняет ему физические и душевные страдания; а также угроза такого воздействия. Учёные-социологи выделяют следующие формы насилия: · прямое (личное, практикуемое во взаимоотношениях индивидов) · косвенное; · структурное (заключенное в структурах социальных институтов); · физическое; · психологическое (манипуляции, угрозы, принуждение, психотропное воздействие и др.); скрытое (латентное) и открытое насилие. Современная философия и этика ненасилия основывается на представлениях о том, что: · - насилие всегда порождает насилие или пассивность, т.е. в любом случае торжествует насилие; · - насилию можно противостоять не умножая его, но избавляясь от унижения пассивности, встав на путь активного ненасилия; · - ненасилие направлено не против носителей зла, но против несправедливости и зла как таковых; · - нравственным императивом ненасилия является убеждение, что человек является высшей ценностью; · - ненасилие - это единственное средство, позволяющее в сопротивлении злу сохранить нравственное достоинство. Оно является выражением моральной силы и потому, в отличие от насилия, не требует специального оправдания. Среди методов управления педагогическими конфликтами выделяют: · - методы анализа ситуации (картография конфликта, метод вопросов к эксперту, метод творческой визуализации); · - методы прогнозирования возможных результатов и выбора стратегии взаимодействия (“мозговая атака”, круговая диаграмма, НАОС); · - методы убеждения конфликтующих в общности цели, взаимной выгоды совместной работы; · - метод разделения объекта спора, уточнения границ полномочий, ответственности; · - метод устранения дефицита объекта конфликта; · - методы организации переговорного процесса, посредничество; · - методы контроля за осуществлением соглашения.
|