Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Воздействие верхнего предела цены на результат функционирования рынка
Если правительство, подталкиваемое жалобами потребителей мороженого, устанав- ливает потолок цены, ее воздействие на рынок мороженого зависит от соотноше- ния рыночной и предписанной государством цены. В том случае, когда правитель- ство устанавливает верхний предел цены в $ 4 (выше цены, уравновешивающей спрос и предложение $ 3), на рынке возникает ситуация, представленная на графи- ке (а) рис. 6.1. В таком случае предельная цена называется несвязанной. Рыноч- ные силы естественно движут экономику к равновесию, а установленный потолок не оказывает в этом случае существенного влияния.
График (6) на рис. 6.1 иллюстрирует другой, более интересный вариант, когда правительство определяет верхний предел цены в размере $ 2 за стаканчик. Так как равновесная цена в $ 3 выше установленной государством цены, предельную
Часть 2. Спрос и предл ожение 1: как ра ботает рынок
(а) Несвязанный верхний предел цены
(б) Связанный верхний предел цены
О 100 Количество
Равновесное стаканчиков
количество мороженого
0 75
Объем предложения
125 Количество
Объем стаканчиков спроса мороженого
Рис. 6.1
УСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХНЕГО ПРЕДЕЛА ЦЕНЫ НА РЫНКЕ На графике (а) отражена ситуация, когда правительство устанавливает пото- лок цены — $ 4. Так как верхний предел цены нахо- дится выше равно- весной цены ($3), его установление не оказывает влияния на достижения равновесия спроса и предложения (100 стаканчиков). На графике (б) представлена ситуа- ция, когда правитель- ство устанавливает верхний предел цены $ 2. Так как потолок цены ниже равно- весной цены ($3), рыночная цена устнавливается на уровне предельной ($ 2). Спрос состав- ляет 125 стаканчиков, а предложение — лишь 75, дефицит — 50 стаканчиков.
цену называют сдерживающим ограничением рынка. Силы спроса и предложения движут цену к равновесной цене, но рыночная цена «ударяется о потолок», препят- ствующий ее росту, и устанавливается на уровне верхнего предела цены. При этой цене объем спроса на мороженое (125 стаканчиков) превышает объем предложе- ния (75 стаканчиков). Возникает дефицит мороженого, а значит, некоторые потре- бители, желающие приобрести мороженое, при существующей цене не смогут это сделать.
Поскольку установление верхнего предела цены привело к появлению дефици- та, формируется механизм естественного рационирования распределения мороже- ного — длинные очереди. Покупатели, имеющие возможность прийти пораньте и подождать в очереди, приобретут желанный стаканчик, в то время как люди, кото- рые не имеют желания или возможности терять время, не получат ничего. Продав- цы распределяют мороженое по собственному усмотрению: продают его друзьям, родственникам или потребителям одной с ними расы или национальности. Отметим, что хотя установление потолка цены продиктовано желанием помочь покупателям мороженого, выгоду извлекают далеко не все потребители. Некоторые потребите- ли покупают мороженое по низкой цене, но им приходится выстаивать в очереди, другие — вообще не могут получить мороженого.
Мы имеем все основания сделать вывод: когда правительство устанавливает сдерживающий верхний предел цены на конкурентном рынке, следствием его становится дефицит товара; продавцы должны рационировать распределение ограниченного количества товара среди большого количества потенциальных покупателей. Механизм рационирования, возникающий при верхнем ограничении цены, в нормальных условиях нежелателен. Длинные очереди неэффективны, так как покупатели теряют в них время. Дискриминация, которая возникает при распре- делении товара по усмотрению продавца, неэффективна (потому что товар далеко не всегда получает покупатель, который его больше всего ценит) и несправедлива. Напротив, механизм распределения на свободном конкурентном рынке и эффекти- вен и не подвержен влиянию отдельных личностей. Когда рынок мороженого достигает равновесия, все, кто желает заплатить рыночную цену, без проблем получа- ют свой стаканчик мороженого. Свободный рынок распределяет товары с помо- щью цен.
Глава 6. Предложение, спрос и политика правительства
Практикум
|