Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
На функционирование рынка
Чтобы рассмотреть влияние другого вида контроля за ценами, давайте вернемся к рынку мороженого. Представьте, что правительство поддалось уговорам Нацио- нальной организации производителей мороженого и приняло решение об уста- новлении нижнего предела цены. Определение пола цен, как и потолка, есть попытка поддержать рыночные цены на неравновесном уровне. Если верхний предел цены — официальный максимум цены, нижний предел — официальный минимум цены.
Когда правительство устанавливает пол для цен на мороженое, возможны два результата. Если правительство устанавливает нижний предел цены в размере $ 2 за стаканчик, а равновесная цена составляет $ 3, мы получаем результат, представ- ленный на графике (а) рис. 6.4. Так как равновесная цена находится выше пола цены, нижний предел цены несвязан и рыночные силы естественно движут эконо- мику к равновесию. Нижний предел цены в этом случае не оказывает никакого воздействия на состояние рынка.
График (б) рис. 6.4 иллюстрирует последствия установления нижнего пре- дела цены в размере $ 4 за стаканчик. Так как равновесная цена составляет $ 3. иол превращается в ограничение рынка. Силы спроса и предложения движут цену в сторону равновесия, но она наталкивается на нижний предел. В этом случае рыночная цена равна нижней предельной цене. При этой цене объем пред- ложения мороженого (120 стаканчиков) превышает объем спроса (80 стаканчи- ков). Производители, желающие продать мороженое, не имеют возможности реали- зовать его при текущей цене. Таким образом, следствие установления нижнего предела цены — избыток предлагаемой продукции.
Мы упоминали, что верхний предел цены и дефицит способствуют формированию нежелательного механизма распределения. В случае существования пола рыночной цены некоторые продавцы не имеют возможности реализовать произведенную про- дукцию. Преуспевают те из них, кто умеет использовать личные предпочтения поку- пателей, основанные на расовых или семейных соображениях. Напротив, на свобод- ном рынке основным элементом механизма распределения служит цена, а поставщикм продают все, что они произвели, ориентируясь на равновесную цену.
/лааа 6. Предложение, спрос и политика правительства
Практикум
|