Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 6. Предложение, спрос и политика правительства__
Определение направления сдвига не представляет затруднений. Так как налог на покупателей уменьшает привлекательность приобретения мороженого, потреби- телям требуется меньшее количество мороженого при каждой возможной цене. В результате кривая спроса сдвигается влево (или, что эквивалентно, вниз).
В этом случае мы имеем возможность более точно определить сдвиг кривой. Так как налог в размере $ 0, 50 взимается с покупателей, эффективная цена для покупателей теперь на $ 0, 50 больше, чем рыночная цена. Например, если рыноч- ная цена мороженого составляет $ 2, эффективная цена для покупателей состав- ляет $ 2, 50. Так как покупателей интересует общая стоимость мороженого, кото- рая включает налог, они приобретают то количество мороженого, на которое они рассчитывали бы при рыночной цене на $ 0, 50 больше, чем в действительности. Другими словами, чтобы спрос покупателей при каждой возможной цене не изме- нился, рыночная цена должна уменьшиться на $ 0, 50, чтобы компенсировать влия- ние налога. Таким образом, налог сдвигает кривую спроса вниз из положения D1 в положение D2 точно на размер налога — $ 0, 50 (рис. 6.6).
Чтобы проанализировать влияние налога, сравним первоначальное равновесие с новым равновесием. Равновесная цена мороженого снижается с $ 3, 00 до $ 2, 80, а равновесное количество сокращается со 100 до 90 пачек (рис. 6.6). Так как при новом равновесии продавцы продают меньшее количество мороженого, а покупатели соответственно, приобретают меньшее количество стаканчиков, налог на мороженое сокращает размер рынка мороженого.
Теперь давайте вернемся к вопросу о налогообложении: кто все-таки платит налог? Хотя в форме налога перечисляются деньги, уплаченные покупателями, бремя налога разделяют и покупатели и продавцы. Так как рыночная цена падает с $ 3, 00 до $ 2, 80, продавцы получают за каждый стаканчик на $ 0, 20 меньше, чем они получали в отсутствие налога. Таким образом, введение налога отрицательно сказывается на положении продавцов. Покупатели платят продавцам меньшую цену ($ 2, 80), но эффективная цена, включающая налог, растет с $ 3, 00 в отсут- ствие налога до $3, 30 при введении налога ($2, 80 + $0, 50 = $3, 30). Таким образом, введение налога негативно сказывается и на положении покупателей.
Отсюда следуют выводы:
• Налоги замораживают деятельность рынка. Введение налога на товар ведет к тому, что количество проданных в условиях нового равновесия товаров со- кращается
• Налоговое бремя разделяют покупатели и продавцы. При новом равновесии покупатели платят за товар больше, а продавцы получают меньше.
Налог, взимаемый с продавцов, и результаты функционирования рынка
Теперь рассмотрим налог, взимаемый с продавцов товара. Предположим, что ме- стная администрация устанавливает налог в размере $ 0, 50 за каждый проданный производителями стаканчик. Каковы последствия введения налога?
В этом случае налог прежде всего воздействует на предложение мороженого. Объем спроса на мороженое при каждой возможной цене остается неизменным, поэтому кривая спроса не изменяется. Налог на продавцов увеличивает издер- жки реализации мороженого, что приводит к сокращению предложения при каж- дой возможной цене. Кривая предложения сдвигается влево (или, что эквивален- тно, вверх).
Часть 2. Спрос и предложение 1: как работает рынок
Равновесие в отсутствие налога
Налог на покупателей сдвигает кривую спроса вниз на размер налога ($ 0, 50)
| Рис. 6.6
НАЛОГ НА ПОКУПАТЕЛЕЙ Когда налогом в размере $0, 50 облагаются покупате- ли, кривая спроса сдвигается на $ 0, 50 вниз из положения D1 в положение D2. Равновесный объем сокращается со 100 до 90 стаканчиков. Цена, которую полу- чают продавцы, снижается с $3, 00 до $ 2, 80. Цена, которую платят покупатели (включая налог), увеличивается с $3, 00 до $3, 30. Хотя налог взимается с покупателей, его бремя делят и покупатели и продавцы.
Количество стаканчиков мороженого
Мы имеем возможность точно определить положение кривой. При каждой рыноч- ной цене мороженого эффективная цена мороженого — денежная сумма, которую получают производители после уплаты налога — на $ 0, 50 меньше. Например, если рыночная цена стаканчика мороженого составляет $ 2, эффективная цена, получаемая продавцами, составляет $ 1, 50. Какой бы ни была рыночная цена, продавцы будут поставлять мороженое так, как будто цена на $ 0, 50 ниже, чем она есть в действитель- ности. Для того чтобы продавцы поставляли любое данное количество продукта, рыночная цена должна быть на $ 0, 50 выше, чтобы компенсировать влияние налога. Таким образом (рис. 6.7), кривая предложения сдвигается вверх из положения 5, в положение S2 точно на размер налога ($ 0, 50).
Когда рынок движется из положения первоначального равновесия в новое, равновесная цена мороженого увеличивается с $3, 00 до $ 3, 30, а равновесный объем сокращается со 100 до 90 стаканчиков. И снова введение налога приводит к сокращению размера рынка мороженого. И снова покупатели и продавцы делят бремя налога. Так как рыночная цена растет, покупатели платят на $ 0, 30 больше за каждый стаканчик. Продавцы получают большую цену, чем они получали при отсутствии налога, но эффективная цена (после выплаты налога) снижается с $ 3, 00 до $2, 80.
Сравнение рис. 6.6 и рис. 6.7 приводит нас к удивительному выводу: налоги на покупателей и продавцов эквивалентны. В обоих случаях налог «вклинивается» между ценой, которую платит покупатель, и ценой, которую получает продавец. Его размер в цене покупателя и в цене продавца одинаков, независимо от того, взима- ется налог с покупателей или продавцов. В каждом случае налог изменяет относи- тельное расположение кривых спроса и предложения, и при новом равновесии бремя налога разделяют и покупатели и продавцы. Единственное отличие в налогах на продавцов и покупателей заключается в том, кто производит отчисления пра- вительству.
Эквивалентность этих двух налогов, возможно, легче осознать, если мы предста- вим, что правительство собирает налог на мороженое в размере $ 0, 50 в специаль- ные чаши, установленные на прилавке в каждом магазине мороженого. Когда правительство облагает налогом покупателей, потребитель всякий раз, когда он приобретает стаканчик мороженого, кладет в чашу $ 0, 50. Когда правительство
Глава 6. Предложение, спрос и политика правительства
Налог на продвецое cdeuaaem кривую предложения вверх на сумму налога
|
Количество стаканчиков мороженого
облагает налогом производителей, операцию по заполнению чаши берет на себя продавец. Попадают ли $ 0, 50 в чашу прямо из кармана покупателя, или косвенно, из кармана покупателя в руки продавца, а затем в чашу, не имеет значения. Как только рынок достигает нового равновесия, покупатели и продавцы делят бремя налогов независимо от способа их взимания.
Рис. 6.7
НАЛОГ НА ПРОДАВЦОВ В том случае, когда налог ($ 0, 50) взима- ется с продавцов, кривая предложения сдвигается вверх на $0, 50 из положе- ния S1 в положение S2. Равновесный объем сокращается со 100 до 90 стаканчи- ков. Цена, которую платит покупатель, возрастает с $ 3, 00 до $ 3, 30. Цена, которую получает продавец (после уплаты налога), уменьшается с $3, 00 до $2, 80. Хотя налог взимается с про- давцов, налоговое бремя делят и покупатели и продавцы.
|