Кто платит налог на предметы роскоши?
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ Покажите на графике спроса и предложения, как взимаемый с покупателей автомо- билей налог в размере $ 1000 с автомашины влияет на объем продаж и на цену товара. На другом графике покажите, как тот же, но взимаемый с продавцов автомоби- лей налог влияет на количество продан- ных автомашин и их цену. Покажите на графиках изменение цены, которую платят покупатели автомоби- лей, и изменение цены, которую получают продавцы автомашин.
В 1990 г. Конгресс США принял новый налог на предметы роскоши, такие как яхты, частные самолеты, меха, ювелирные изделия и дорогие автомобили. Цель его введения заключалась в увеличении доходов бюджета через налогообложе- ние наиболее обеспеченных людей. Поскольку только очень богатые люди мо- гут позволить себе приобретать такие экстравагантные вещи, установление нало- га на покупку предметов роскоши кажется вполне логичным.
Однако взаимодействие сил спроса и предложения привело к результатам несколько отличным от тех, на которые рассчитывал Конгресс. Рассмотрим, например, рынок яхт. Спрос на яхты достаточно эластичен. Миллионер может легко отказаться от покупки яхты; он имеет возможность потратить деньги на приобретение большего по размеру дома, отдохнуть в Европе или завещать их наследникам. Напротив, предложение яхт относительно эластично, по крайней мере, в краткосрочном периоде. Судоверфи не могут легко переориентировать- ся на производство других товаров, рабочие, которые строят яхты, не горят желанием поменять работу из-за изменения рыночных условий.
При эластичном спросе и неэластичном предложении налоговое бремя ложит- ся на поставщиков. То есть налог на яхты большей частью ложится на фирмы и рабочих, которые их производят, так как им приходится уменьшать цену на товар. Но рабочих верфей трудно отнести к самым богатым людям. Таким образом, бремя налога на предметы роскоши большей частью несет средний класс, а не богатые люди.
Ошибочность предположения о распределении бремени налога на предметы роскоши достаточно быстро стала очевидной, и Конгресс США в 1993 г. отказался от большей части налога на предметы роскоши.
Заключение
Экономикой правят два типа законов: законы спроса и предложения и законы, устанавливаемые правительством. В этой главе мы приступили к рассмотрению взаимодействия этих законов. Контроль за уровнем цен и налоги — общие черты различных рынков; их влияние часто обсуждается в прессе и в политических кругах. Для того чтобы осознать и оценить экономическую роль государства, нам придется проделать долгий путь.
В следующих главах мы более подробно проанализируем многие правитель- ственные программы, более полно рассмотрим значение налогов. Но основные выводы этой главы неизменны: закономерности спроса и предложения — первей- ший и самый полезный инструмент анализа политики правительства.
Глааа 6. Предложение, спрос и политика правительства
Выводы
«Потолок» цены — законодательно утвержденное максимальное значение цены товара или услуги. Пример — контроль за уровнем ренты. Если вер- хний предел цены ниже равновесной цены, объем спроса превышает объем предложения, возникает дефицит. Продавцы должны некоторым образом распределять товары или услуги среди покупате- лей, продавцы выбирают покупателей. «Пол» цены — законодательно утвержденный ми- нимум цены товара или услуги. Пример — ми- нимальный размер оплаты труда. Если нижний предел цены находится выше равновесной цены, объем предложения превышает объем спроса. Следствие избыточного предложения — необ- ходимость распределения покупательского спро- са на товары и услуги, покупатели выбирают продавцов. Когда правительство облагает товар налогом, рав-
новесная цена товара снижается. Вводимый на- лог сокращает размер рынка товара. Налог на товар «вклинивается» между ценой, которую платят покупатели, и ценой, которую получают продавцы. Когда рынок движется к новому равновесию, покупатели платят за товар большую цену, а продавцы получают меньшую. В этом смысле покупатели и продавцы разделя- ют налоговое бремя. Разделение налогового бре- мени не зависит от того, взимается ли налог с покупателей или продавцов. Распределение налогового бремени зависит от це- новой эластичности спроса и предложения. Боль- шую часть налогового бремени несет менее эластичная сторона рынка, так как ей труднее реагировать на введение налога с помощью изме- нения проданного или приобретенного количе- ства товара.
Основные понятия
i Потолок» (верхний предел) цены «Пол» (нижний предел) цены Распределение налогового бремени
Вопросы
Приведите пример верхнего предела цены и при- мер нижнего предела цены. Что приводит к дефициту товара — «потолок» или «пол» цены? Какой из пределов — причина избытка товаров?
Объясните, почему экономисты обычно возра- жают против контроля за ценами.
В чем заключается разница между налогом, ко- торый платят покупатели, и налогом, который уп- лачивают продавцы?
Как налог на товар влияет на цену, которую пла- тят покупатели, на цену, которую получают про- давцы и на объем продаж?
Что определяет распределение налогового бремени между продавцами и покупателями? Почему?
|