Издержки и желание платить
Издержки —
стоимость всего, что приходится делать продавцу ради производства товара.
Излишек производителя —
сумма, которую получает продавец за вычетом его издержек.
Представьте, что вы домовладелец, которому необходимо покрасить дом. Вы обра- щаетесь к малярам Мэри, Луизе, Джорджии и Грэндме. Каждая из них возьмется за предлагаемую вами работу, если найдет цену подходящей. Вы решаете узнать стоимость услуг каждой из них и провести аукцион среди женщин-маляров на предмет предложения самой низкой цены.
Каждая из маляров хотела бы взяться за работу, если она получит сумму, превышающую ее издержки. Здесь термин «издержки» необходимо понимать как издержки упущенных возможностей маляра: они включают и расходы маляра (на краску, кисти и т. д.), и ценность времени маляра. Издержки каждой из работ- ниц представлены в табл. 7.3. Так как издержки маляра — самая низкая цена, за которую она согласится выполнить работу, издержки — показатель ее желания продать свой услуги. Каждая из маляров желает продать услуги по цене, превыша- ющей издержки; каждая откажется продать услуги при цене меньше издержек и каждая остается бесстрастной, если она продает услуги по цене в точности равной издержкам.
Первоначально предложенная малярами цена может показаться вам слишком высокой, но в ходе торгов она быстро снижается, так как маляры стремятся полу- чить работу. Единственным претендентом вскоре осталась Грэндма, запросившая $ 600 (или несколько меньше). Она рада получить $ 600 (или несколько меньше), так как ее издержки составляют только $ 500. Мэри, Луиза и Джорджия не жела- ют делать эту работу меньше чем за $600, 01. Заметьте, что работу выполняет маляр, издержки которой минимальны.
Какую выгоду извлекает получившая работу Грэндма? Так как она могла бы взяться за работу и за $ 500, а получает за нее $ 600, мы говорим, что она получает излишек производителя в размере $ 100. Излишек производителя — сумма, кото- рую получает продавец за вычетом издержек производства. Излишек производи- теля определят выгоду, которую приносит продавцам функционирование рынка.
Рассмотрим другую ситуацию. Предположим, что вы — владелец двух домов, каждый из которых нуждается в покраске, и устраиваете аукцион среди четырех маляров. Чтобы все упростить, давайте предположим, что ни один маляр не может покрасить оба дома и что вы платите одну и ту же сумму за покраску каждого дома. Следовательно, предлагаемая малярами цена снижается до тех пор, пока не останутся только два участника.
Таблица 7.3
ИЗДЕРЖКИ ЧЕТЫРЕХ
ВОЗМОЖНЫХ
ПРОДАВЦОВ
ПРОДАВЕЦ
Мэри Луиза Джорджия Грэндма
ИЗДЕРЖКИ ($)
900 800 600 500
Глава 7. Потребители, производители и эффективность рынков
Торги прекращаются, когда Джорджия и Грэндма предлагают выполнить рабо- ту за $ 800 каждая (или немного меньше). Джорджия и Грэндма желали бы выполнить работу по предложенной цене, а Мэри и Луиза стремятся получить большую сумму денег. При цене $ 800 излишек производителя Грэндме составля- ет $ 300, а Джорджии — $ 200. Общий излишек производителей на рынке — $ 500.
Использование кривой предложения для определения излишка производителя
Потребительский излишек тесно связан с кривой спроса, а излишек производителя — с кривой предложения. Чтобы убедиться в этом, давайте продолжим наш пример.
Для определения данных о предложении мы используем значения издержек четырех маляров из табл. 7.3. При цене ниже $ 500 никто из маляров не желает браться за работу, поэтому объем предложения равен 0. При цене в промежутке от $ 500 до $ 600 работу готова выполнить только Грэндма, поэтому объем пред- ложения равен 1. Если цена находится в промежутке от $ 600 до $ 800, желание исполнить работу выражают Грэндма и Джорджия, поэтому объем предложения равен 2, и т. д. Таким образом, данные о предложении составляются на основе издержек четырех маляров.
На рис. 7.4 представлена кривая предложения, построенная по данным расписа- ния предложения. Отметьте, что высота кривой предложения связана с издержка- ми продавцов. При любом количестве цена на кривой предложения показывает
ЦЕНА |$)
От 900 и больше От 800 до 900 От 600 до 800 От 500 до 600 Меньше 500
ПРОДАВЦЫ
Мэри, Луиза, Джорджия, Грэндма Луиза, Джорджия, Грэндма Джорджия, Грэндма Грэндма Никто
ОБЪЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
4 3 2 1 0
Таблица 7.4
РАСПИСАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ЧЕТЫРЕХ ПРОДАВЦОВ ИЗ ТАБЛ. 7.3.
0 12 3 4 Количество
покрашенных домов
Рис. 7.4
КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ На этом рисунке показана кривая предложения, постро- енная по данным табл. 7.4. Отметьте, что высота кривой предложения отража- ет издержки продав- цов.
Часть 3. Спрос и предложение 2: рынки и благосостояние
Рис. 7.5
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИЗЛИШКА ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ПРИ ПОМОЩИ КРИВОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ На графике (а) цена товара составляет $ 600, а излишек производителя — $ 100. На графике (б) цена товара составляет $ 800, а излишек произво- дителей составляет $500.
издержки предельного продавца, поставщика, который первым покинет рынок в случае дальнейшего снижения цены. При количестве в четыре дома, например, кривая предложения имеет высоту $ 900 — издержки, которые понесет Мэри (предельный продавец), предлагая свои услуги по покраске. При количестве в 3 дома кривая предложения имеет высоту $ 800 — издержки, которые понесет Луиза (которая теперь является предельным продавцом).
Так как кривая предложения отражает издержки продавца, мы можем использо- вать ее для определения излишка производителя. Для расчета излишка производи- теля в нашем примере используется кривая предложения на рис. 7.5. На графике (а) мы предполагаем, что цена составляет $ 600. В этом случае объем предложения равен 1. Отметьте, что площадь фигуры, расположенной под ценой и над кривой предложения, равна $ 100 и в точности соответствует излишку производителя, ко- торую мы рассчитали ранее для Грэндмы.
График (б) рис. 7.5 показывает излишек производителя при цене $800. В этом случае площадь фигуры, расположенной под ценой и над кривой предложе- ния, равна общей площади двух прямоугольников ($ 500), то есть излишку произ- водителей, который мы ранее рассчитали для Грэндмы и Джорджии, когда рассмат- ривали покраску ими двух домов.
Выводы, которые следуют из этого примера, относятся ко всем кривым предло- жения: площадь фигуры, расположенной под ценой и над кривой предложения, определяет излишек производителя на рынке. Логика очевидна: высота кривой предложения определяет издержки продавцов, а разница между ценой и издержка- ми производства составляет излишек производителя для каждого поставщика.
|