Билеты. Спрос удовлетворяет предложение на тротуаре
Джон Тирней
Спекулянт билетами широкого профиля Кевин Томас считает себя классическим американским предпринимателем: про- шел школу уличной торговли в Бронксе, работает семь вечеров в неделю, зараба- тывает S 40 тыс. в год и в возрасте 26 лет имеет сбережения в размере S 75 тыс., которые сделаны благодаря предо- ставлению обществу услуг у театраль- ных вестибюлей и входов на спортивные арены Нью-Йорка.
У него есть только одна жалоба. «За последний год я попадал в облаву около 30 раз», — сказал он как-то вечером, за- работав S 280 на игре баскетболистов New-York Knicks. — «Я называю ко- пам чужое имя и уплачиваю штраф, но я не считаю их действия справедливыми. Я смотрю на спекуляцию как на работу фондового брокера: покупаешь дешево,
продаешь дорого. Если люди хотят пла- тить мне деньги, то в чем проблема?»
Однако чиновники Нью-Йорка и Нью- Джерси считают иначе и преследуют уличных спекулянтов вроде мистера То- маса и даже билетных брокеров, имею- щих лицензии. Тайные агенты контроли- руют соблюдение новых ограничений перепродажи билетов по завышенным ценам, а генеральные прокуроры двух штатов провели широко освещаемые в печати судебные разбирательства с бо- лее чем десятком билетных брокеров.
Но экономисты рассматривают спе- куляцию с точки зрения мистера Тома- са. Для них крестовый поход прави- тельства имеет столько же смысла, сколько кампании коммунистических правительств против «извлечения при- были». Экономисты утверждают, что ограничения причиняют неудобства об- щественности, сокращают аудиторию культурных и спортивных мероприятий, занимают время полиции, лишают город Нью-Йорк десятков миллионов долла- ров доходов в виде налоговых поступ- лений и повышают стоимость многих билетов.
«Политика всегда считается хоро- шей, когда она защищает бедных, объ- являя высокие цены незаконными, — говорит Уильям Баумол из Нью-Йорк- ского университета. — Я жду, что по- литики попытаются решить проблему СПИДа, объявив его незаконным. Вряд ли они нанесут ущерб кому-либо, так как их решение ничего не изменит, но, когда вы ставите вне закона высокие цены на билеты, вы создаете реальные проблемы»,
Доктор У. Баумол — один из тех экономистов, которому пришла идея продавать билеты на бродвейские шоу в день представления за полцены в ки- оске на Тайме Сквер в 1973 г. Понача- лу владельцы театров посчитали такой поступок опасно радикальным. Но они получили прибыль, обретая новых по-
купателей билетов, которые иначе ос- тались бы в кассах. Прекрасная иллю- страция принципа свободного рынка который заключается в том, чтг и покупатели и продавцы в конечноу итоге извлекают выгоду из соответ- ствия цены спросу.
Еще один пример — очередь у Му- зея современного искусства, в которо! посетители отстаивают по два часа чтобы попасть на выставку произведе- ний А. Матисса. Но альтернатив! па тротуаре: спекулянты, которым уда- лось надуть полицию, продают билеть по ценам от S 20 до S 50.
«Не такая уж это и большая пле- та — S 10 или S 15 за то, чтобы избе- жать очереди, — считает Ричард Г. Та- лер, экономист из Корнуэлльского уни- верситета, — некоторые люди думают что очередь — воплощение справедли- вости, но это непроизводительная дея- тельность и дискриминация болыпи: -- ства в пользу людей, располагают > " свободным временем. Спекулянты даь: - шанс и другим. Я не вижу оправдани-- тому, что спекуляцию ставят вне? ■ ■.- кона».
Политики утверждают, что в отсут- ствие закона, направленного нрот: -'? спекуляции, билеты будут недоступкь ми для большинства, но в Калифорн; - перепродажа билетов вполне закон-; а цены на них не слитком уж высок' И если спекулянты захотят взвинти": цены, только ограниченное количеств людей заплатят S 100 за билет...
Тем не менее легализация перет; г - дажи билетов вряд ли обрадует дт.~. спекулянтов. Мистер Томас, nanpHVf боится, что дополнительное конкурент" ~ заставит его уйти с рынка. Но пост 16 лет общественно полезной деяте.:: - ности — а он начал в возрасте 10.: -.- у стадиона Yankee — он думает. ■ -- пришло время разнообразия. Источник: «The New York Times». December 26, 1992, p. A1.
•/Президенты корпора- ций собрались в поле, на котором, по словам одного из них, видели невидимую руку рынка*.
Глава 7. Потребители, производители и эффективность рынков
Заключение: рыночная эффективность и несовершенство рынка
В этой главе мы рассмотрели основные инструменты экономики благосостояния — излишек потребителей и производителей — и использовали их для оценки эффек- тивности свободных рынков. Мы показали, что силы спроса и предложения эф- фективно распределяют ограниченные ресурсы. Хотя каждый покупатель и про- давец на рынке озабочен исключительно собственным благополучием, «невидимая» рука, ведущая рынок к равновесию, максимизирует их общую выгоду.
Настало время предостережений. Анализируя эффективность рынков, мы сде- лали несколько предположений об их функционировании. Если эти допущения утрачивают силу, наш вывод об эффективности рыночного равновесия может быть поставлен под сомнение. Давайте кратко рассмотрим два самых важных предположения.
Во-первых, мы предполагали, что рынки находятся в условиях совершенной конкуренции. Однако в реальном мире конкуренция иногда весьма далека от иде- ала. На некоторых рынках один покупатель или продавец (или небольшая группа) имеют возможность контролировать рыночные цены. Эта возможность влияния на цены называется властью над рынком. Власть над рынком может привести к неэффективности рынков, поскольку позволяет удерживать цену и объем пред- ложения на уровнях, далеких от равновесия спроса и предложения.
Во-вторых, мы предполагали, что результат деятельности рынка зависит толь- ко от покупателей и продавцов. Но в действительности их решения иногда вли- яют на субъектов, не имеющих отношения к рассматриваемому рынку. Клас- сический пример влияния результатов функционирования рынка на субъектов, находящихся за его пределами, — загрязнение окружающей среды. Такие эффек- ты, называемые внешними, или экстерналиями, приводят к тому, что благососто- яние субъектов рынка зависит не только от ценности товара для покупателей и издержек продавцов, но и от других факторов. Поскольку покупатели и постав- щики, принимая решения о потреблении и производстве, не учитывают внешние эффекты, равновесие на рынке может оказаться неэффективным с точки зрения общества в целом.
Власть над рынком и внешние эффекты — примеры общего феномена, который называется несовершенством рынка, — неспособность некоторых нерегулируе- мых рынков к эффективному распределению ресурсов. В случае фиаско рынка повышение экономической эффективности возможно посредством проведения оп- ределенной социальной политики. Специалисты по микроэкономике направляют основные усилия на изучение причин несовершенства рынков и разработку опти- мальной политики корректировки их функционирования. По мере изучения эконо- мике вы увидите, что инструменты экономики благосостояния, о которых игла речь, прекрасно приспособлены для этого.
Несмотря на возможность фиаско рынка, деятельность его «невидимой руки» имеет огромное значение. Предположения, которые мы сделали в этой главе, прекрасно соответствуют условиям многих рынков, и наш вывод об эффектив- ности рынка никоим образом не ставится под сомнение. Более того, используя теорию общественного благосостояния и рыночной эффективности, мы проана- лизируем воздействие на экономику политики правительства. В следующих двух главах мы используем ее для рассмотрения двух важных вопросов эконо- мической политики — влияния на благосостояние общества налогов и между- народной торговли.
Часть 3. Спрос и предложение 2: рынки и благосостояние
Выводы
Потребительский излишек равен готовности по- купателей заплатить за товар за вычетом суммы, с которой они действительно расстаются; он оп- ределяет выгоду потребителей, которую они по- лучают от функционирования рынка. Потреби- тельский излишек можно рассчитать, определив площадь фигуры, которая расположена под кри- вой спроса и над ценой равновесия. Излишек производителей равен сумме, которую продавцы получают за свои товары за вычетом издержек производства; она определяет выгоду, которую продавцы получают от функциониро- вания рынка. Излишек производителей можно рассчитать, определив площадь фигуры, располо-
женной под равновесной ценой и над кривой пред- ложения.
Эффективным считается распределение ресур- сов, максимизирующее сумму излишков потре- бителей и производителей. Политиков чаете заботит эффективность и равенство результа- тов экономической деятельности. Равновесие спроса и предложения максимизирует сумму излишков потребителей и производителей «Невидимая рука» рынка ведет покупателей и про- давцов к эффективному распределению ресурсов В условиях несовершенства рынка (как следствие в частности, власти над рынком и внешних эф- фектов) ресурсы распределяются неэффективно
Основные понятия
Экономика благосостояния Готовность заплатить Потребительский излишек
Издержки
Излишек производителей
Эффективность Равенство
Вопросы
1. Объясните, как связаны готовность покупателей
заплатить, потребительский излишек и кривая спроса.
2. Объясните, как связаны издержки продавцов, из-
лишек производителей и кривая предложения.
3. Покажите излишки производителей и потребите-
лей на графике спроса и предложения при ры- ночном равновесии.
4. Что такое эффективность? Является ли она еди: --
ственной целью политиков, разрабатывающих эк: - номические программы?
5. В чем заключается основной результат деятель- ности «невидимой руки»?
6. Назовите две причины несовершенства рынк^ Объясните, почему каждая из них может приве: ти к неэффективному распределению ресурсов
Задания для самостоятельной работы
В Калифорнии вымерзли плантации лимонов. Как это сказалось на потребительском излишке на рынке лимонов? Что происходит с потребитель- ским излишком на рынке лимонада? Для отве- тов используйте графики.
2. Предположим, что растет спрос на французски булочки. Что происходит с излишком произве дителей на рынке французских булочек? Что пр: исходит с излишком производителей на рынк- муки? Для ответа используйте графики.
Глава 7. Потребители, производители и эффективность рынков
3. Сегодня жаркий день, а Берт очень хочет пить. Его восприятие ценности бутылки воды выгля- дит следующим образом:
Ценность первой бутылки $ 7 Ценность второй бутылки $ 5 Ценность третьей бутылки $ 3 Ценность четвертой бутылки $ 1
а. Исходя из предоставленной информации, со- ставьте расписание спроса Берта. Начертите график его спроса на бутилированную воду.
б. Если цена бутылки воды составляет $ 4, сколь- ко бутылок покупает Берт? Какой излишек получает Берт or своей покупки? Покажите излишек Берта на графике.
в. Если цена падает до $ 2, как изменяется объем спроса? Как изменяется потребительский из- лишек Берта? Покажите эти изменения на ва- шем графике.
4. Эрни владеет водяным насосом. Поскольку по- лучить большое количество воды сложнее, чем несколько литров, издержки производства бутыл- ки воды увеличиваются по мере увеличения объе- ма полученной воды. Нам известны издержки, которые он несет при производстве каждой бу- тылки воды:
Издержки для производства первой бутылки $ 1 Издержки для производства второй бутылки $ 3 Издержки для производства третьей бутылки $ 5 Издержки для производства четвертой бутылки $ 7
а. Исходя из этой информации, составьте данные о предложении Эрни. Начертите график пред- ложения бутилированной воды.
б. Если цена бутылки составляет $ 4, сколько бу- тылок производит и продает Эрни? Какой из- лишек получает Эрни от этой продажи? Покажите излишек Эрни на вашем графике.
в. Если цена бутылки увеличивается до $ 6, из- меняется ли объем предложения? Как изме- няется излишек Эрни? Покажите эти изменения на вашем графике.
5. Рассмотрите рынок, на котором Берт из вопроса 3 является покупателем и Эрни из вопроса 4 является продавцом.
а. Используйте данные о предложении Эрни и данные о спросе Берта, чтобы найти объем пред- ложения и объем спросэ. при цене в Э> z, $ 4 и $ 6. При какой цене спрос и предложение при- ходят в состояние равновесия?
б. Каков потребительский излишек, излишек производителя и общий излишек при этом равновесии?
в. Если Эрни произвел, а Берт потребил на одну бутылку меньше, что произошло с общим из- лишком?
г. Если Эрни произвел, а Берт потребил одну дополнительную бутылку, что произошло с об- щим излишком?
6. За последнее десятилетие издержки производ- ства компьютеров существенно упали.
а. Используйте график спроса и предложения, чтобы показать влияние падения издержек производства на цену и на количество про- данных компьютеров.
б. Покажите на графике, что происходит с излиш- ком потребителей и излишком производителей.
в. Предположим, что предложение компьютеров очень эластично. Кто извлекает большую вы- году от падения издержек производства — потребители или производители компьютеров?
7. Четыре потребителя готовы заплатить за стриж- ку следующие суммы:
Фил - $ 7, Опра - $ 2, Сэлли — $ 8, Джеральдо — $ 5. Четыре парикмахерские имеют следующие издер- жки:
фирма А — $ 3, фирма Б — $ 6, фирма В — $ 4, фирма Г — $ 2. У каждой парикмахерской есть возможность об- служить только одного человека.
а. Какое число клиентов необходимо обслужить парикмахерским, чтобы достичь максимальной эффективности? Какие парикмахерские долж- ны заниматься стрижкой, а какие потребители должны быть подстрижены? Каков максималь- ный размер возможного общего излишка?
б. Предположим, что фирмы А, В и Г занимаются стрижкой, а Фил, Опра и Джеральдо подстри- гаются. Как распределить клиентов, чтобы уве- личить общий излишек?
8. Великодушный плановик открывает рынок, на котором спрос и предложение определяют рав- новесную цену и количество. Покажите на гра- фике этого рынка сокращение общего излишка, которое может произойти, если плановик решит уменьшить производство товара. Объясните. На другом графике покажите сокращение обще- го излишка, которое может произойти, если пла- новик решит увеличить производство товара. Объясните.
9. Рассмотрим влияние медицинского страхования на количество оказанных медицинских услуг. Предположим, что обычная медицинская проце-
Часть
дура обходится в $ 100. Но если человек, имею- щий медицинский страховой полис, желает полу- чить дополнительную процедуру, он должен заплатить только $ 20. Остальные $ 80 доплачи- вает страховая компания. (Страховая компания компенсирует $ 80 из страховых взносов каждо- го ее клиента.)
а. Начертите кривую спроса на рынке медицин- ских услуг. (На графике на горизонтальной оси должно быть представлено количество ме- дицинских процедур.) Покажите количество требуемых процедур, если издержки проведе- ния каждой составляют $ 100.
б. Покажите на вашем графике количество тре- буемых процедур, если потребители платят за ее проведение только $ 20. Если издержки каж- дой процедуры для общества составляют $ 100, а все индивиды имеют медицинские страховки, при каком количестве процедур достигается максимальный общий излишек? Объясните.
в. Экономисты часто обвиняют систему медицин- ского страхования в чрезмерном повышении спроса на медицинские услуги. Какое число процедур, исходя из вашего анализа, может счи- таться «излишним»?
г. В чем могли бы заключаться меры, позволяю- щие избежать злоупотреблений?
10. В конце 1980-х и начале 1990-х гг. многие райо- ны Калифорнии постигла засуха.
3. Спрос и предложение 2: рынки и благосостояние
а. Используя график рынка воды, покажите вли- яние засухи на равновесную цену и предложе- ние воды.
б. Однако многие местные власти «заморозилн> цену на воду. Какое влияние оказала эта по- литика на рынок воды? Покажите на вашем графике любой избыток или дефицит, который может возникнуть.
в. В 1991 г. в одной из статей «The Wall Stree: Journal* говорилось, что «Все жители Лос- Анджелеса требуют, чтобы использование воды было сокращено на 10 % с 1 марта и еще т. 5 % с 1 мая, чтобы достичь уровня потребле- ния 1986 г.» Автор критиковал это предло жение как с точки зрения эффективности, таг и с точки зрения равенства, говоря, что «такаг политика не только не вознаграждает семьи которые " потеряли" больше воды в 1986 г она не стимулирует потребителей, которые мог- ли бы осуществить более значительное сокра- щение... (и) наказывает жителей, которые в* имеют возможности быстро сократить потреб- ление воды». В каком смысле система распре- деления воды в Лос-Анджелесе неэффективна" - B каком смысле эта система несправедлива?
11. В чем состоит основное предположение, оправ- дывающее использование экономистами в каче- стве показателя экономического благосостояние потребительского излишка?
|