Воздействие налога на субъектов рынка
Давайте используем инструменты экономической теории благосостояния, чтобы определить размеры приобретений и потерь, к которым ведет установление на- лога на товар. Для этого необходимо учесть воздействие налога на покупате- лей, продавцов и правительство. Выгода, извлекаемая на рынке покупателями, определяется потребительским излишком — суммой денег, которую покупатели готовы заплатить за товар, за вычетом действительной его цены. Выгода, из- влекаемая продавцами, определяется излишком производителей — денежной
Рис. 8.1
ПОСЛЕДСТВИЯ ВВЕДЕНИЯ НАЛОГА Налог на товар «вкли- нивается» между ценой, которую платят покупатели, и ценой, которую получают продавцы, в результате чего уменьшается количество проданного товара.
Цена
Цена,
которую
платят
покупатели
Цена товара
без налога
Цена,
которую
получают
продавцы
О Объем продаж Объем продаж
после введения в отсутствие налога налога
Количество
Глава 8. Практическое применение теории: издержки налогообложения
Рис. 8.2
НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ Налоговые поступления, получаемые правитель- ством, равны TxQ, произведению размера налога и количества проданного товара. Таким образом, налоговые поступления равны площади прямоугольника между кривыми спроса и предложения.
О Объем продаж Объем продаж Количество
при введении в отсутствие налога нелога
суммой, которую получают поставщики за товар, за вычетом издержек. Эти показатели, достаточно точно отражающие экономическое благосостояние, мы об- суждали в гл. 7.
А что с третьей интересующей нас стороной, правительством? Если T — размер налога, a Q — количество проданного товара, правительство получает общие нало- говые поступления в размере TxQ. Правительство может использовать их для строительства дорог, содержания полиции, поддержки системы образования или помощи нуждающимся. Следовательно, в исследовании воздействия налогов на экономическое благосостояние, для определения размера выгоды правительства мы используем налоговые поступления. Отметьте, что в конечном итоге выгоду получает не правительство, а те субъекты экономики, в интересах кого используют- ся полученные ресурсы.
На рис. 8.2 налоговые поступления правительства представлены прямоугольни- ком, расположенным между кривыми спроса и предложения. Высота этого прямо- угольника представляет собой размер налога T, ширина прямоугольника — количе- ство проданного товара Q. Так как площадь прямоугольника есть произведение высоты на ширину, площадь нашей фигуры (налоговые поступления) -TxQ.
Благосостояние в отсутствие налога. Для того чтобы проанализировать воз- действие налога на благосостояние, рассмотрим его уровень до введения налога правительством. На рис. 8.3 представлен график спроса и предложения, основные показатели обозначаются буквами от Л до F.
Отсутствие налога — точка, определяющая цену товара и количество товаров, находится на пересечении кривых спроса и предложения. Цена составляет P1, количество товара — Q1. Так как кривая спроса отражает готовность покупателей заплатить за товар, потребительский излишек равен площади фигуры, расположен- ной между кривой спроса и ценой, то есть А + В + С. Поскольку кривая предложе- ния отражает издержки продавцов, излишек производителей равен площади фигу- ры, расположенной между кривой предложения и ценой, то есть D + E +F. В этом случае ввиду отсутствия налога налоговые поступления равны нулю.
Часть 3. Спрос и предложение 2: рынки и благосостоянж
Рис. 8.3
ВОЗДЕЙСТВИЕ НАЛОГА НА БЛАГОСОСТОЯНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Налог на товар сокращает потреби- тельский излишек (на площадь В+ C) и излишек производителей (на площадь D + F). Так как уменьшение излишка потребите- лей и производителей превышает налоговые поступления (площадь В+ D), считается, что налог приводит к без- возвратной потере (площадь С + E).
Цена
Цена, которую платят покупатели - Pb
Цена товара в отсутствие = P^ налога
Цена, = ps которую получают продавцы
Q2 Qi
Количество
Таблица 8.1
ИЗМЕНЕНИЕ БЛАГО- СОСТОЯНИЯ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ НАЛОГА
Таблица относится к площадям, отмеченным на рис. 8.3. Она иллюстрирует, как введение налога на товар влияет на благосостояние покупателей и продавцов.
А + В + С
D + E + F
Отсутствует
А+В + С+ D + E + F
| -(B + C) -(D + EJ + (D+D) -(C +E)
| Потребительский излишек Излишек производителей Налоговые поступления Общий излишек
Общий излишек — сумма потребительского излишка и излишка производите- лей — равен площади Л +B + C+D +F + Е. Другими словами, общий излишек — это площадь фигуры, расположенной между кривыми спроса и предложения дс точки равновесия (гл. 7). Выводы представлены в первом столбце.
Благосостояние при действующем налоге. Рассмотрим изменение уровня благосостояния потребителей и поставщиков после введения налога. Цена, кото- рую платят покупатели, увеличивается сP1 до P'в, следовательно, потребительски! излишек сокращается до площади Л (площади фигуры, расположенной под кривое спроса и над ценой, которую платит покупатель). Цена, которую получают продав- цы, снижается с P1 до P5, поэтому прибыль производителей теперь равна только площади F (площади фигуры, расположенной над кривой предложения и под це- ной, которую получает продавец). Объем продаж сокращается с Q1 до Q2, £ правительство собирает налоговые поступления, равные площади В + D.
Чтобы рассчитать общий излишек с налогом, мы суммируем потребительские излишек, излишек производителей и налоговые поступления. Таким образом, об- щий излишек составляете + В + D + F. Выводы представлены во втором столбце табл. 8.1.
Изменения благосостояния. Давайте сравним благосостояние потребите- лей и производителей в отсутствие налога и после его введения (см. трети столбец табл. 8.1). Налог приводит к уменьшению потребительского излишка на площадь В + С, излишка производителей — на площадь D + E. Налоговые поступления составляют площадь В + D. Неудивительно, что введение налог*
Глава 8. Практическое применение теории: издержки налогообложения
негативно сказывается на уровне жизни покупателей и поставщиков, а доходы правительства повышаются.
Изменение общего благосостояния включает изменение потребительского из- лишка (отрицательное), изменение излишка производителей (отрицательное) и изме- нение налоговых поступлений (положительное). Суммируя их, мы находим, что об- щий излишек на рынке сокращается на площадь С + E. Таким образом, потери покупателей и продавцов превышают налоговые поступления правительства. Сокращение общего излишка в результате введения налога называется безвозврат- ной потерей, размер которой определяет площадь С + E.
Чтобы понять, почему налоги приводят к безвозвратным потерям, вспомним один из Десяти принципов экономической теории (гл. 1): человек реагирует на стимулы. Мы убедились, что рынки обычно эффективно распределяют ограничен- ные ресурсы (гл. 7). То есть равновесие спроса и предложения максимизирует общий излишек покупателей и поставщиков. Введение налога означает увеличение цены для покупателей и уменьшение цены для производителей, что приводит к сокращению и производства и потребления, следовательно, размер рынка становит- ся меньше оптимального. Таким образом, воздействие налогов на стимулы приво- дит к снижению эффективности распределения ресурсов.
Безвозвратная потеря —
сокращение в результате введения налога общего излишка.
|