Более высокая цена и излишек производителей
Вы, вероятно, не удивитесь, услышав, что продавцы всегда хотят получить за предлагаемые товары цену повыше. Но в какой степени с ростом цены увеличи- вается экономическое благосостояние продавцов? Концепция излишка производи- телей предлагает точный ответ на вопрос.
Глава 7. Потребители, производители и эффективность рынков
(а) Излишек производителей при цене P,
Цена
Pi
О Q1
(б) Излишек производителей при цене P2
Цена
P2
Pi
Количество
Рис. 7.6
ВЛИЯНИЕ ЦЕНЫ НА ИЗЛИШЕК ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ На графике (а) цена составляет P1, объем спроса — Q1, а изли- шек производителей равен площади треугольника ABC. Когда цена возраста- ет с P1 до P2 (график (б)), объем предложения увеличивается с O1 до O2, а излишек производителей равен площади треугольника ADF. Увеличение излишка производителей (площадь трапеции BCFD) связано с тем, что увеличился излишек существую- щих производителей (на площадь прямо- угольника BCED), и частично потому, что при более высокой цене на рынок выходят новые производите- ли (площадь треугольника CEF).
О Q^ Q2
Количество
На рис 7.6 показана обычная восходящая кривая предложения. Хотя она отли- чается по форме от ступенчатых кривых предложения на предыдущем рисунке, мы определяем излишек производителей тем же способом: излишек производителей равен площади фигуры, расположенной под ценой и над кривой предложения. На графике (а) цена составляет P1, а излишек производителей равен площади треу- гольникаЛ5С.
График (б) показывает, что происходит, когда цена возрастает с P1 до P2: излишек производителей теперь равен площади треугольника ADF. Увеличение излишка производителей состоит из двух частей. Во-первых, производители, кото- рые уже продают определенное количество товара Q1 по более низкой цене P1, получают за него большую сумму, их благосостояние увеличивается. Это увеличе- ние излишка производителей для существующих продавцов равно площади прямо- угольника BCED. Во-вторых, на рынок выходят новые поставщики, желающие производить товар по более высокой цене, в результате чего объем предложения возрастает с Q1 до Q2. Излишек производителей новых продавцов равен площади треугольника CEF.
Часть 3. Спрос и предложение 2: рынки и благосостояние
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ Начертите кривую предложения индейки. Покажите на вашем графике цену индейки и излишек производи- телей. Объясните, что измеряет этот излишек производите- лей.
Мы использовали концепцию излишка производителей для определения благо- состояния продавцов во многом так же, как мы применили концепцию потреби- тельского излишка для определения благосостояния покупателей. Поскольку эти два показателя экономического благосостояния так похожи, естественно использо- вать их вместе. Именно этим мы и займемся ниже.
Рыночная эффективность
Излишек потребителей и производителей — основной инструмент изучения благо- состояния покупателей и продавцов на рынке, который помогает нам ответить на вопрос: отвечает ли желаниям общества распределение ресурсов свободными кон- курентными рынками?
Великодушный плановик
Чтобы оценить результаты деятельности рынка, мы используем в нашем анализе нового гипотетического героя, которого назовем великодушным плановиком. Ве- ликодушный плановик — это всезнающий, всемогущий диктатор с благими наме- рениями. Его основное желание — максимизация экономического благосостояния каждого члена общества. Как вы думаете, что должен делать плановик? Должен ли он «отпустить» продавцов и покупателей на волю рыночных волн, позволив им естественным образом двигаться к состоянию рыночного равновесия? Или он имеет возможность увеличить экономическое благосостояние, воздействовав неко- торым образом на результаты деятельности рынка?
Чтобы ответить на этот вопрос, плановик должен решить, как он будет рассчи- тывать уровень экономического благосостояния общества. Один из возможных показателей — сумма излишков потребителей и производителей, которая называет- ся общим излишком. Потребительский излишек — это выгода, которую извлекают покупатели из деятельности рынка, а излишек производителей — выгода, получае- мая производителями. Следовательно, использование общего излишка в качестве показателя экономического благосостояния общества представляется делом есте- ственным.
Вспомним теперь, как мы определяем излишек потребителей и производителей:
Потребительский излишек = = Ценность товара для покупателей — Денежная сумма, уплаченная потребителями.
Аналогично мы определяем излишек производителей.
Излишек производителей = = Денежная сумма, полученная продавцами — Издержки поставщиков.
Когда мы складываем излишки потребителей и производителей, мы получаем
Общий излишек =
Ценность товара для покупателей — Сумма, уплаченная потребителями +
+ Сумма, полученная продавцами — Издержки поставщиков.
Глава 7. Потребители, производители и эффективность рынков
Сумма, уплаченная покупателями, равна сумме, полученной продавцами, поэтому их можно сократить. В результате мы можем выразить общий излишек как
Общий излишек = Ценность товара для покупателей — Издержки продавцов.
Общий излишек на рынке — это общая ценность товара для покупателей, опре- деленная как их готовность заплатить, за вычетом издержек поставщиков, предо- ставляющих эти товары.
Если распределение ресурсов максимизирует общий излишек, мы говорим, что распределение аффективно. Распределение неэффективно в случаях, когда неко- торая выгода, которую приносит торговля, теряется. Например, распределение не- эффективно, если товар производят поставщики, не способные добиться минималь- ных издержек. В случае сдвига производства от производителей с высокими издержками производства к тарифам с низкими издержками производства общие издержки поставщиков сократятся, а общий излишек увеличится. Точно так же распределение неэффективно, если товар приобретают покупатели, которые оцени- вают его не выше, чем остальные потребители. В этом случае движение предложе- ния товара от покупателей с низким уровнем оценки товара к потребителям с высоким уровнем оценки увеличивает общий излишек.
Кроме эффективности плановик должен позаботиться о равенстве — справедли- вости распределения благ между различными покупателями и продавцами. В сущно- сти, выгода рыночной торговли — как пирог, который необходимо разделить между субъектами рынка. Вопрос эффективности заключается в размерах пирога, вопрос равенства — в справедливости распределения его кусков. Оценка равенства результатов деятельности рынка более сложна, чем оценка эффективности. В то время как эффектив- ность — объективная цель, о которой мы можем судить, исходя из строго позитивных утверждений, степень равенства оценивается на основе нормативных суждений, выходящих за пределы экономике и являющихся компетенцией политологии.
Эффективность —
качество распределе- ния ресурсов, направленного на максимизацию общего излишка, получаемого всеми членами общества.
Равенство —
справедливость распределения благ между членами общества.
Адам Смит
Узелок на память
НЕВИДИМАЯ РУКА РЫНКА
Поначалу многим кажется, что эффективность рынка — довольно сомнительная идея. В конце концов, в общем экономическом благосостоянии вроде бы никто конкретно не заинтересован. На свободных рынках много покупате- лей и продавцов, пекущихся прежде всего о собственном благополучии. Но, несмотря на децентрализованиое при- нятие решений и личную заинтересованность людей, их при- нимающих, в результате мы наблюдаем отнюдь ие хаос, а эффективный рынок.
Природу свободных рынков прекрасно осознал великий экономист Адам Смит. Вот что он написал в 1776 г. в клас- сической книге «Исследование о природе и причинах богат- ства народов»:
Человек всегда попадает в ситуации, когда его со- братьям необходима помощь, но напрасно ждать, что он окажет ее только из щедрости. Он поможет нуждающимся скорее, если получит возможность ис- пользовать их самовлюбленность в собственных ин- тересах, и покажет им, что в их же интересах сде-
лать то, что он требует... Мы ждем наш обед не потому, что надеемся на щедрость мясника, пивова- ра или булочника, а потому, что они действуют в собственных интересах...
Ни один индивид... не действует в общественных ин- тересах, не знает, насколько он соблюдает об- щественные интересы... он только преследует свои собственные цели. И в этом и во многих других слу- чаях им движет невидимая рука, которая приводит в итоге к тому, что не входило в его намерения. Не всегда то, что не является частью общества, явля- ется для него худшим. Преследуя собственные ин- тересы, человек часто более эффективно преследу- ет интересы общества, чем когда он на самом деле собирается действовать во благо всех людей.
А. Смит говорит о том, что участники экономического процесса мотивированы собственными интересами и что «не- видимая рука» рынка направляет их собственные интересы во благо общего экономического процветания.
Воззрения А. Смита не потеряли своей актуальности. Наш анализ позволяет выразить взгляд А. Смита более точ- но, ведь его цель заключается в том, чтобы показать, как рав- новесие спроса и предложения ведет к максимизации сово- купных излишков потребителей и производителей.
Часть 3. Спрос и предложение 2: рынки и благосостояние
В этой главе мы рассмотрим эффективность как цель плановика. Тем не менее помните, что реальные политики часто озабочены равенством. То есть они заботят- ся как о размере экономического пирога, так и о том, на какие порции он делится и как они распределяются между членами общества.
|