Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Оценка политики установления контроля за ценами
Один из Десяти принципов экономике (гл. 1) утверждает, что рынок обычно являет собой хороший способ организации экономической деятельности. Вот по- чему экономисты почти всегда выступают против установления верхних и нижних пределов цен. По мнению экономистов, цена отнюдь не является результатом случайного процесса. Они утверждают, что цены — итог принятия компаниями и потребителями миллионов решений, определяющих кривые спроса и предложе- ния. Цены играют важнейшую роль в достижении равновесия спроса и предложе- ния и, следовательно, координации экономической деятельности. Законодательное установление цен игнорирует сигналы, детерминирующие распределение ресурсов общества.
Еще один из Десяти принципов экономике заключается в том, что правитель- ство иногда имеет возможность улучшить результаты функционирования рынка. Политики стремятся установить контроль над ценами, так как они считают рыноч- ные результаты несправедливыми. Контроль за ценами часто призван улучшить положение беднейших слоев населения. Например, закон о контроле за рентой направлен на увеличение доступности аренды жилья, а минимальный размер опла- ты — на избавление людей от бедности.
Но очень часто последствия установления контроля за ценами отрицательно сказываются именно на тех, кому стремятся помочь политики. Контроль за рентой сохраняет на низком уровне арендную плату, но он не стимулирует поддержание зданий в хорошем состоянии и осложняет поиск квартиры. Закон о минимальном размере оплаты труда ведет к росту доходов некоторых работников, но другое его следствие — увеличение безработицы.
Для того чтобы оказать помощь нуждающимся, совсем не обязательно контро- лировать цены. Правительство имеет возможность сделать аренду жилья более доступной, субсидируя оплату части ренты беднейшим семьям. В отличие от контро- ля за уровнем ренты, рентные субсидии не ведут к сокращению объема предложе- ния квартир и, следовательно, к дефициту жилья. Аналогично, субсидии заработ- ной платы поднимают уровень жизни работающих представителей беднейших слоев населения, а у фирмы исчезает повод отказывать им в приеме на работу. Пример таких субсидий — налоговый кредит на заработанный доход, прави- тельственная программа, которая направлена на повышение дохода малооплачи- ваемых рабочих.
Хотя политика субсидий (в сравнении с контролем за ценами) более эффектив- на, но и она несовершенна. Рентные субсидии и субсидии на заработную плату стоят правительству денег и, следовательно, требуют повышения налогов. Но, как мы убедимся, налогообложение связано со значительными издержками.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ Дайте определение верхнему и нижнему пределу цены и приве- дите пример каждого из них. Какой из них приводит к дефициту? Какой приводит к избытку? Почему?
Часть 2. Спрос и предложение 1: как работает рыног
Налоги
Распределение налогового бремени -
изучение вопроса о том, кто несет основ- ную тяжесть налогов.
Все правительства — начиная от федерального правительства США в Вашингтоне правительств штатов и заканчивая местными администрациями в небольших го- родках — используют налоги с целью увеличить ресурсы, идущие на обществен- ные цели. Налоги — важнейший инструмент экономической политики, их влияние на нашу жизнь разнообразно и неоднозначно. Изучение налогов — тема, к которой мы будем возвращаться несколько раз. В этом разделе мы начнем изучение воз- действия налогов на экономику.
Представьте, что местная администрация решает провести ежегодный праздник мороженого — с парадом, салютами и речами городских чиновников. Чтобы получить средства для проведения мероприятия, она решила установить налог на продажу стаканчика мороженого в размере $ 0, 50. Объявление планов город- ской администрации «разбудило» две противостоящие группы. Национальная орга- низация производителей мороженого утверждает, что ее члены борются за выжи- вание в условиях острейшей конкуренции, а значит, новый налог должны платить покупатели мороженого. Американская ассоциация потребителей мороженого за- явила, что покупатели и так едва сводят концы с концами, и она выступает за то. что налог должны платить продавцы мороженого. Мэр города, надеясь на дости- жение компромисса, предлагает, чтобы половина налога была оплачена продавцами, а другая половина — покупателями.
Чтобы проанализировать предложения сторон, нам необходимо задать простой, но имеющий скрытый подтекст вопрос: когда правительство устанавливает налог на товар, кто несет основную его тяжесть? Потребители, покупающие товар'" Производители, продающие товар? Или, если покупатели и продавцы платят на- лог совместно, что определяет пропорцию, в которой они разделяют его бремя Г" Имеет ли возможность местная администрация законодательно определить про- порции налогообложения, как предлагает мэр, или они формируются под влиянием других фундаментальных экономических сил? Экономисты, исследуя распределе- ние налоговой нагрузки на различные группы населения и производителей, ис- пользуют термин «распределение налогового бремени».
|