Доход конкурентной фирмы
На конкурентном рынке фирма, как и большинство других типов фирм в экономи- : ■ е. стремится максимизировать прибыль, которая равна разности валового дохода
TR) и совокупных издержек (TC). Прежде чем перейти к анализу максимизации ■ рнбыли, рассмотрим на конкретном примере семейной молочной фермы Смитов л: ход конкурентной фирмы.
Ферма Смитов производит количество молока Q, продавая единичный объем
: лока по установившейся на рынке ценеР. Валовой доход фермы равен PxQ.
Часть 5. Поведение фирмы и теория организации рынт
Средний доход —
валовой доход, отнесенный к объему реализованной продукции.
Предельный доход —
изменение валового дохода в результате продажи дополни- тельной единицы продукции.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ Что происходит с ценой продукции и с валовым доходом, когда конкурентная фирма удваивает объем продаж?
Например, если цена одного галлона Огаллон = 3, 785 литра) молока $ 6, а ферм! продает 1000 галлонов, ее валовой доход равен $ 6000.
Так как объем молока, предлагаемый фермой Смитов, незначителен, особенна в сравнении с мировым рынком молока, она принимает цену как данность рынка. Это означает, в частности, что цена молока не зависит от объема производства и продаж фермы. Если Смиты удвоят объем производства молока, цена его оста- нется прежней, а валовой доход Смитов возрастет в два раза, то есть валовой доход прямо пропорционален объему выпуска.
В табл. 14.1 представлен доход семейной фермы Смитов. В первых двух ко- лонках приведены объемы выпуска продукции фермы и цена, по которой она ее продает. В третьей колонке показан валовой доход фермы, который равен произве- дению цены одного галлона молока на объем выпуска.
Подобно тому как мы использовали понятия «среднего» и «предельного» в предыдущей главе при анализе издержек, они пригодятся нам и при рассмотре- нии дохода. Попытаемся ответить на следующие вопросы:
• Какой доход приносит ферме один галлон стандартного молока?
• Какой дополнительный доход получает фирма, увеличивая объем выпуска на 1 галлон?
В четвертой колонке табл. 14.1 представлен средний доход, исчисляемый как валовой доход (из третьей колонки), отнесенный к объему выпуска (из первой колонки). Средний доход показывает нам, какой доход получает ферма от прода- жи единицы стандартного товара. Мы видим, что средний доход равен $ 6, то есть цене галлона молока. Данный факт иллюстрирует общее правило, применимое как к конкурентной фирме, так и к любому другому типу фирмы: валовой доход равен произведению цены на объем выпуска (P х Q), а средний доход есть валовой доход (P х Q), деленный на объем выпуска (Q). Таким образом, для любой фирмы средний доход равен цене продукции.
В пятой колонке табл. 14.1 — предельный доход, равный изменению валового дохода в результате продажи дополнительной единицы произведенной продукции. Как видно из таблицы, предельный доход равен $ 6, то есть цене галлона молока. Данный результат иллюстрирует правило, применимое только к конкурентной фир- ме: валовой доход равен (P х Q), a P для конкурентной фирмы постоянно. Следовательно, когда Q возрастает на 1 единицу, валовой доход увеличивается на P долларов. Предельный доход конкурентной фирмы равен цене продукции.
Таблица 14.1
ВАЛОВОЙ, СРЕДНИЙ И ПРЕДЕЛЬНЫЙ ДОХОД КОНКУРЕНТНОЙ ФИРМЫ
ОБЪЕМ ВЫПУСКА, В ГАЛЛ.
| ЦЕНД В$
| ВАЛОВОЙ ДОХОД,
в$
| СРЕДНИЙ ДОХОД
в$
| ПРЕДЕЛЬНЫЙ ДОХОД,
в$
| (Q]
| (P)
| [TR-PxQ]
| (AR -TR / Q]
| [MR - DTR / DQ)
|
| 6
| 6
| 6
| 6
|
| 6
|
| 6
| 6
|
| 6
|
| 6
| 6
|
| 6
|
| 6
| 6
|
| 6
|
| 6
| 6
|
| 6
|
| 6
| 6
|
| 6
|
| 6
| 6
|
| 6
|
| 6
| 6
| 'лава 14. Фирмы на конкурентных рынках
Максимизация прибыли и кривая предложения конкурентной фирмы
Цель конкурентной фирмы — максимизация прибыли, которая равна разности ва- : ового дохода и совокупных издержек фирмы. В предыдущем разделе мы : ассмотрели доход фирмы, а в гл. 13 — издержки; следовательно, мы имеем воз-
южность исследовать процесс достижения наибольшей прибыли и его влияние на
ривую предложения.
|