Решение фирмы о входе на рынок и выходе в долгосрочном периоде
Решение фирмы о выходе с рынка в долгосрочном периоде аналогично решению о прекращении производства в краткосрочном. Покидая рынок, фирма упускает до- ход от продажи продукции, которую могла бы произвести. Однако она уже не несет ни постоянных, ни переменных издержек. Таким образом, фирма покидает рынок, если доход, который принесет ей производственная деятельность, мень- ше совокупных издержек производства.
Глава 14. Фирмы на конкурентных рынках
Обозначим валовой доход как TR, а совокупные издержки как TC. Тогда решение фирмы можно записать так:
Уйти с рынка, если TR < TC.
Фирма покидает рынок, если валовой доход меньше совокупных издержек. Разде- лив обе части неравенства на объем выпуска Q, мы можем переписать критерий:
Уйти с рынка, если TR/Q < TC/Q.
Неравенство можно упростить. TR/Q — отношение валового дохода к объему зыпуска — есть средний доход фирмы, равный цене продукции P. Аналогично TC/Q есть средние совокупные издержки АТС. Так что критерий прекращения производства записывается так:
Уйти с рынка, если P < АТС.
То есть фирма решает покинкть рынок, если цена продукции меньше средних совокупных издержек производства.
Подобный анализ применим и к предпринимателю, рассматривающему вопрос о создании новой фирмы. Фирма вступит в отрасль, если ее деятельность будет прибыльной, что возможно только в случае, когда цена продукции превышает средние совокупные издержки производства. Критерий вступления следующий:
Вступить на рынок, еслиP > АТС.
Критерий вступления прямо противоположен критерию ухода с рынка.
Мы получили возможность сформулировать стратегию максимизации прибыли фирмы в долгосрочном периоде. Объем выпуска фирмы на конкурентном рынке таков, что предельные издержки равны цене продукции. Если цена ниже средних совокупных издержек при данном объеме выпуска, фирма уходит с рынка (или не вступает на него). Полученный нами результат представлен на рис. 14.4. Кривая предложения конкурентной фирмы в долгосрочном периоде — часть ее кривой предельных издержек (MC), лежащая выше кривой средних совокупных издержек.
0 Объем
выпуска
Рис. 14.4
КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ ФИРМЫ В ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ В долгосрочном периоде кривая предложения конкурентной фирмы — часть ее кривой предельных издержек (MC), лежащая выше кривой средних совокупных издержек (АТС). Если цена падает ниже средних совокупных издержек, фирме выгоднее покинуть рынок.
Часть 5. Пове дение фирмы и теория организации рынка
Рис. 14.5
ПРИБЫЛЬ КАК ПЛОШАДЬ ПРЯМОУГОЛЬНИКА МЕЖДУ ЛИНИЯМИ ЦЕНЫ И СРЕДНИХ СОВОКУПНЫХ ИЗДЕРЖЕК Площадь затененного прямоугольника между ценой и средними совокупны- ми издержками представляет прибыль фирмы. Высота прямоугольни- ка равна разности цены и средних совокупных издержек (P -АТС), а основание прямоугольника — объем выпуска (Q). На графике (а) цена выше средних сово- купных издержек, фирма получает прибыль. На графике (б) цена ниже средних совокупных издержек, фирма терпит убытки.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ Как установившаяся на рынке цена соотно- сится с предельными издержками конкурент- ной фирмы, максимизи- рующей прибыль? Объясните. Когда конкурентная фирма принимает решение о приостанов- лении деятельности?
|