Предложение на рынке с возможностью входа и выхода
: ассмотрим, что происходит в ситуации, когда фирмы имеют возможность свобод- D входить на рынок и покидать его. Предположим, что все фирмы имеют доступ к дной и той же технологии производства продукции и к одному и тому же рынку есурсов производства. То есть все фирмы, как существующие на рынке, так и этенциальные его участники, имеют одни и те же кривые издержек.
Рис. 14.6
ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ С ПОСТОЯННЫМ ЧИСЛОМ ФИРМ Когда число фирм на рынке постоянно, рыночная кривая предложения (график (б)) воспро- изводит, только в ином масштабе, кривую предложения фирмы (график (а)).
'-) Предложение отдельной фирмы
(б) Предложение рынка в целом
.ена
'200
100
Цена
$200
100
0 100
200 Объем выпуска (фирма)
0 100000
200000
Объем выпуска (рынок)
Часть 5. Поведение фирмы и теория организации рынк
Рис. 14.7
ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ СО СВОБОДНЫМ ВХОДОМ И ВЫХОДОМ Фирмы будут входить на рынок или поки- дать его до тех пор, пока на нем не установится нулевая прибыль. Таким образом, в долгосрочном периоде цена равна минимуму средних совокупных издержек (график (а)). Количе- ство фирм устанавли- вается на уровне, гарантирующем удовлетворение всего объема спроса при данной цене. Кривая предложения в долгосрочном периоде при данной цене горизонтальна (график (б)).
Решение о вступлении на рынок (или уходе) зависит от стимулов, наличествн| ющих у владельцев существующих фирм и у предпринимателей, которые имеи| возможность создать новые производства. Прибыль, которую получают действую- щие на рынке фирмы, стимулирует к входу новых конкурентов, вступление кото- рых увеличит число фирм на рынке, приведет к повышению общего объема пред- ложения и снижению цены и прибыли. И наоборот, если фирмы на рынке терпят убытки, некоторые компании покидают его, что ведет к снижению количества участников, уменьшению общего объема предложения и, следовательно, повыше- нию цены и прибыли. Итог этого процесса входа и выхода — получение остав- шимися фирмами нулевой экономической прибыли. Вспомним, что мы может выразить прибыль фирмы следующим образом:
Прибыль = (P - АТС) х Q.
Из этого равенства следует, что фирма, функционирующая на рынке, имеет нулевую прибыль тогда и только тогда, когда цена продукции равна средний совокупным издержкам ее производства. Если цена выше средних совокупны! издержек, прибыль положительна, что побуждает новые фирмы к вступлению Ki рынок. Если цена ниже средних совокупных издержек, прибыль отрицательна, чти вынуждает некоторые фирмы покидать рынок. Процесс входа и выхода заверши? ется лишь тогда, когда цена и средние совокупные издержки уравниваются.
Анализ приводит нас к неожиданному выводу. Ранее в этой главе мы отметг- ли, что конкурентная фирма производит объем продукции, при котором цен! равна предельным издержкам. С другой стороны, как только что мы установили возможность свободного входа и выхода с рынка устанавливает цену равно» средним совокупным издержкам. Но если цена равна как предельным, так и сред- ним совокупным издержкам, два вида издержек также должны быть равны друг- другу. Однако предельные издержки равны средним совокупным только топи когда фирма производит объем продукции, средние совокупные издержки котор: - го минимальны. Следовательно, долговременное равновесие на конкурентном, рынке со свободным входом и выходом приводит к тому, что фирмы выбиря ют наиболее эффективную технологию и масштаб производства.
(а) Условие нулевой прибыли фирмы
(б) Предложение рынка в целом
Цена
P =
minimum
АТС
Объем выпуска (фирма)
Цена
Объем выпуск (рыке*
-■ ава 14. Фирмы на конкурентных рынках
Узелок на память
ПОЧЕМУ КОНКУРЕНТНЫЕ ФИРМЫ
ОСТАЮТСЯ В БИЗНЕСЕ, ДАЖЕ ЕСЛИ
ОНИ ПОЛУЧАЮТ НУЛЕВУЮ ПРИБЫЛЬ?
. первый взгляд может показаться странным, что в долгосроч- ■ ■: периоде конкурентные фирмы получают нулевую прибыль, конце концов, именно ради нее люди начинают дело. Если -.пление на рынок новых фирм снижает прибыль до нуля, г; ет показаться, что продолжение бизнеса бессмысленно. Вспомним, что прибыль равна разности валового дохода ювокупных издержек, а совокупные издержки включают в 'я все альтернативные издержки фирмы. В частности, со- : -: упные издержки включают в себя альтернативную сто- эсть времени и денег, которые собственники вкладывают в
бизнес. В случае равенства прибыли нулю доход фирмы ком- пенсирует владельцам вложенные время и деньги.
В качестве примера представим себе фермера, который должен вложить в дело S 1 млн, оставив работу, на которой он получал S 20 тыс. в год. Издержки упущенных возмож- ностей фермерства включают в себя как процент, который он получил бы, положив на банковский депозит S 1 млн, так и $ 20 тыс. зарплаты, которой он лишился. Даже если его прибыль упадет до нуля, доход от фермерства компенсирует ему альтернативные издержки.
Имейте в виду, что бухгалтеры учитывают издержки не так, как экономисты. Бухгалтеры отслеживают только вхо- дящие и исходящие денежные потоки и, следовательно, не учитывают всех альтернативных издержек (гл. 13). В рыноч- ном равновесии, характеризующемся нулевой прибылью, рав- на нулю именно экономическая прибыль, бухгалтерская же прибыль положительна.
< < Мы некоммерческая
организация, потому
что не получаем
прибыли. Хотя
первоначально это и
не входило в наши
намерения».
На графике (а) рис. 14.7 — на рынке установилось равновесие в долгосроч- ном периоде. Цена P равна предельным издержкам MC, следовательно, фирма : аксимизирует прибыль. Цена также равна средним совокупным издержкамЛГС, : ледовательно, фирмы имеют нулевую прибыль. У новых фирм отсутствуют сти- мулы к входу на рынок, а существующие не имеют стимулов покидать его.
Наш анализ поведения фирмы дает возможность вывести кривую долгосроч- ного предложения рынка в целом. На рынке со свободным входом и выходом : лшь одна цена соответствует условию нулевой прибыли — а именно цена, равная минимуму средних совокупных издержек. Вследствие этого кривая предложения : - долгосрочном периоде должна быть горизонтальной, совпадающей с линией этой пены (график (б) рис. 14.7). Любая цена выше этого уровня порождала бы прибыль, побуждающую новые фирмы к вступлению на рынок и вызывающую повышение общего объема предложения. Любая цена ниже этого уровня порож- дала бы убытки, приводящие к уходу фирм с рынка и снижению общего объема предложения. В итоге число фирм на рынке достигает такого уровня, когда цена : тановится равной средним совокупным издержкам, а количество фирм — доста- точным для удовлетворения всего объема спроса при данной цене.
___________________________ Часть 5. Поведение фирмы и теория организации рыят
Изменение спроса в краткосрочном и долгосрочном периодах
Так как фирмы входят на рынок и покидают его в долгосрочном периоде, но не в краткосрочном, на разных временных интервалах изменение спроса имеет различный эффект. Чтобы убедиться в этом, проследим за последствиями измене- ния спроса. Анализ покажет динамику реакции рынка, а также то, как свободный вход и выход фирм приводит рынок в состояние равновесия в долгосрочной периоде.
Рассмотрим в качестве примера рынок молока, а за отправную точку анализ» примем равновесие в долгосрочном периоде. Фирмы получают нулевую прибыль, так что цена равна минимуму средних совокупных издержек (график (а) рис. 14.8). Точка равновесия рынка в долгосрочном периоде — точка А, которой соответ- ствуют объем продаж Q1 и цена P1.
Представим себе, что ученые сделали открытие — молоко обладает некими чудодейственными целительными силами. Вследствие этого кривая спроса на мо- локо сдвигается вверх с D1 до D2 (график (б) рис. 14.8). Точка равновесия в краткосрочном периоде смещается из точки А в точку В, в результате чел» объем продаж повышается с Q1 до Q2, а цены — с P1 до P2. Все существующие Bi рынке фирмы реагируют на повышение цены увеличением объема выпуска. Так как кривая предложения отдельной фирмы совпадает с ее кривой предельны! издержек, увеличение объема предложения всеми фирмами определяется их кри- выми предельных издержек. В новом равновесии в краткосрочном периоде цен» молока превышает средние совокупные издержки, следовательно, фирмы получагаг положительную прибыль.
По прошествии некоторого времени положительная прибыль побуждает к вхо^у на рынок новые фирмы (например, на производство молока переключаются ферме- ры, производившие другую сельскохозяйственную продукцию). Поскольку числе фирм возрастает, кривая предложения в краткосрочном периоде сдвигается вправе с S1 до S2 (график (в) рис. 14.8), что вызывает снижение цены молока. В конечной итоге цена уменьшается до значения минимума средних совокупных издержек прибыль становится нулевой, а приток новых фирм на рынок прекращается. Таких образом, рынок приходит в новое состояние равновесия в долгосрочном периоде i точке С. Цена молока снизилась до P1, но объем производства возрос до Q. Производство каждой фирмы находится на уровне максимально эффективной тех- нологии, но поскольку число фирм на рынке молока увеличилось, объем выпуска н объем продаж стал выше.
Почему кривая предложения в долгосрочном периоде может иметь положительный наклон
Мы установили, что при условии свободного входа и выхода с рынка крива* предложения в долгосрочном периоде может быть горизонтальной. Существен- ный момент нашего анализа — допущение существования множества фирм, имеющих одинаковые издержки производства и потенциально готовых к вступлению на рынок. Результатом этого является горизонтальная криваш рыночного предложения в долгосрочном периоде на уровне минимума средних совокупных издержек. Когда спрос на товар возрастает, в долгосрочном пери- оде рынок реагирует увеличением числа фирм и общего объема предложения без изменения цены.
" лава 14. Фирмы на конкурентных рынках
Начальное состояние
О Объем выпуска
(фирма) Реакция в краткосрочном периоде
О Q1 Объем выпуска
(рынок)
Объем выпуска (фирма)
О Qi Q2
Объем выпуска (рынок)
в) Реакция в долгосрочном периоде
О Объем выпуска
(фирма)
Qi Q2 Оз Объем выпуска
(рынок)
Рис. 14.8
ИЗМЕНЕНИЕ СПРОСА В КРАТКОСРОЧНОМ И ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДАХ
Рынок начинает функционировать в точке равновесия в долгосрочном периоде (точка А на графике (а)). Фирмы получают нулевую прибыль, так что цена равна минимуму средних совокупных издержек. График (б) показывает, что происходит в краткосрочном периоде, когда спрос возрастает с D1 до D2. Равновесие сдвигает- ся из точки А в точку S, цена возрастает с P1 до P2, а объем продукции возрастает с O1 до O2. Поскольку цена превышает средние совокупные издержки, фирмы получают прибыль, которая со временем побуждает к входу на рынок новых конкурентов. Приток фирм вызывает сдвиг кривой предложения в краткосрочном периоде вправо с S1 до S2 (график (в)). В новом состоянии равновесия в долгосрочном периоде в точке С цена верну- лась в P1, а объем продаж возрастает до O3. Прибыль равна нулю, цена равна минимуму средних совокупных издержек, но на рынке функционирует большее число фирм, удовлетворяющих возросший спрос.
|